Рабочая программа по литературе для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Мнемозина», 2009 год. Программа рассчитана на 2 часа в неделю , 70 часов в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l6.doc | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 20.04.04 № 14-51-102/13 ), за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Мнемозина», 2009 год
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цель литературного образования определяет его задачи:
- Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
- Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
- Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
- Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
- Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
- Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
- Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
- Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
При изучении литературы второй группой на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Основу содержания литературного образования в 8 классе составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося 8 класса.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность и хронологический принцип: в 8 классе это освоение различных жанров фольклора, жанров древнерусской литературы, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала за курс 8 класса.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.
Чтение произведение зарубежной литературы в 8 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования в 8 классе предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые и определяют задачи обучения.
Компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности,
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 класса. Прогнозируемые результаты
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ
- Художественная литература как искусство слова.
- Художественный образ.
- Фольклор. Жанры фольклора.
- Литературные роды и жанры.
- Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
- Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
- Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Календарно-тематическое планирование
по литературе в 8 классе
№ п/п | Дата | Наименование раздела, темы | Примечание | |
план | факт | |||
Введение (2ч.) | ||||
1 | 1-09 | Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ | ||
2 | 1-09 | Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства. | ||
Устное народное творчество. Народные песни (4 ч.) | ||||
3 | 2-09 | Исторические песни. Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве. | ||
4 | 2-09 | Художественное своеобразие исторических песен. | ||
5 | 3-09 | «Породила меня да меня матушка…», «не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» Лирические песни как жанр народной поэзии. | ||
6 | 3-09 | К.Г.Паустовского «Колотый сахар». | ||
Русская старина (4+1вч) | ||||
7 | 4-09 | А.Н.Толстой «Земля оттич и дедич» | ||
8 | 4-09 | Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие преподобного Сергия Радонежского». | ||
9 | 1-10 | Народность, сила и красочность языка «Жития протопопа Аввакума,..» | ||
10 | 1-10 | «Житие Аввакума, им самим написанное» -первое автобиографическое произведение в русской литературе. | ||
11 | 2-10 | Вн.чт «Сказание о Борисе и Глебе», «Повесть о Петре и Февронии». | ||
Литература XIX века (23ч+6+4) | ||||
А.С.Пушкин (7ч. +2р/р+1вч.) | ||||
12 | 2-10 | Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина. История создания повести «Капитанская дочка». | ||
13 | 3-10 | Особенности композиции повести. Роль и характер эпиграфов. | ||
14 | 3-10 | Гринев. Формирование характера и взглядов. | ||
15 | 4-10 | Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота, изменения в характере. | ||
II четверть | ||||
16 | 1-11 | Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. | ||
17 | 2-11 | Утверждение в повести идеалов гуманности, чести, долга. | ||
18 | 2-11 | Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм прозы. Мотивы народной поэзии. | ||
19 | 3-11 | Р.р. Подготовка к сочинению по повести А.Пушкина «Капитанская дочка». | ||
20 | 3-11 | Р.р. Написание сочинения по повести А.Пушкина «Капитанская дочка». | ||
21 | 4-11 | Вн.чт. А.С.Пушкин «Повести Белкина». | ||
М.Ю.Лермонтов (4ч + 1р/р) | ||||
22 | 4-11 | М.Ю.Лермонтов – певец Родины и свободы. | ||
23 | 5-11 | Р.р. Урок-концерт (чтение наизусть стихотворений Лермонтова). | ||
24 | 5-11 | Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме «Мцыри». | ||
25 | 1-12 | «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (Белинский). | ||
26 | 1-12 | «Упругость, энергия стиха» (Белинский). Тема и идея художественного произведения. | ||
Н.В.Гоголь (6+2+1) | ||||
27 | 2-12 | Сатира в творчестве Н.В.Гоголя. | ||
28 | 2-12 | Жизненная основа комедии «Ревизор». Конфликт и сюжет. | ||
29 | 3-12 | Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок в комедии. | ||
30 | 3-12 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества. | ||
31 | 4-12 | Общечеловеческое значение характеров комедии Гоголя «Ревизор». | ||
32 | 4-12 | «Ревизор» в театре и кино. | ||
III четверть | ||||
33 | 2-01 | Р.р. Подготовка к сочинению по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». | ||
34 | 3-01 | Р.р. Написание сочинения по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». | ||
35 | 3-01 | Вн.чт. Н.В.Гоголь. «Женитьба». Сатира и юмор в драматическом произведении. | ||
И.С.Тургенев (3+1вч) | ||||
36 | 4-01 | И.С.Тургенев. Психологическая глубина прозы. | ||
37 | 4-01 | «Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. | ||
38 | 5-01 | Драма рассказчика, обреченного на одиночество. | ||
39 | 5-01 | Вн.чт. И.С. Тургенев. «Первая любовь». Женские образы. | ||
Л.Н.Толстой (3+1+1) | ||||
40 | 1-02 | Л.Н.Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни. | ||
41 | 2-02 | «После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. | ||
42 | 2-02 | Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении. | ||
43 | 3-02 | Вн.чт. Л.Н.Толстой «Хаджи-Мурат» | ||
44 | 3-02 | Р.р. План анализа эпизода литературного произведения. | ||
Литература конца XIX – начала ХХ века (6+2вч) | ||||
В.Г. Короленко (2ч) | ||||
45 | 4-02 | Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе В.Г. Короленко «Парадокс». Причины духовного перелома в жизни мальчиков. | ||
46 | 4-02 | Поэтическая миниатюра В.Короленко «Огоньки». Утверждение веры в светлые начала жизни. | ||
И.А.Бунин (2ч) | ||||
47 | 5-02 | И.А.Бунин. Сведения о жизни писателя. Лирика. | ||
48 | 1-03 | «Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека». | ||
Максим Горький (2+2вч) | ||||
49 | 2-03 | Символико-аллегорический смысл «Песни о Соколе». Композиция, ритмика, интонационные особенности. | ||
50 | 2-03 | М.Горький. «Сказки об Италии». «Заветы отца». | ||
51 | 3-03 | Вн.чт. М.Горький. «Челкаш» | ||
52 | 3-03 | Вн.чт. А.Грин. «Алые паруса». Символический смысл названия. | ||
Литература ХХ века (9ч.+2+1) | ||||
Н.А.Заболоцкий (1ч.) | ||||
53 | 4-03 | Н.Заболоцкий. Одухотворенность природы, единство с ней человека. | ||
К.Г.Паустовский (2+1) | ||||
54 | 4-03 | К.Г.Паустовский. «Телеграмма». Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя. | ||
IV четверть | ||||
55 | 1-04 | Проблема истинной человечности в рассказе. Композиция, емкость художественного слова. | ||
56 | 1-04 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Паустовского «Телеграмма». | ||
А.Т.Твардовский (2+1+1) | ||||
57 | 2-04 | История создания и композиция поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин». Тема «большой» и «малой» Родины. | ||
58 | 2-04 | Народно-поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме «Василий Теркин». | ||
59 | 3-04 | Р.р. Урок-концерт. Чтение наизусть любимых отрывков из поэмы Твардовского. | ||
60 | 3-04 | Вн.чт. Кондратьев «Сашка».Великая Отечественная война в современной литературе. | ||
В.М.Шукшин (2) | ||||
61 | 4-04 | Человек с «чудинкой» как характерный герой В.М.Шукшина. | ||
62 | 4-04 | Юмор в рассказах В.М.Шукшина. Сочный народный язык. | ||
Н.М.Рубцов (2) | ||||
63 | 5-04 | Н.М. Рубцов. Патриотический характер лирики поэта. | ||
64 | 1-05 | Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном». | ||
Из зарубежной литературы (4) Литература эпохи возрождения | ||||
У.Шекспир (5+1вч) | ||||
65 | 1-05 | О театре времен Шекспира. Загадка великого драматурга. | ||
66 | 2-05 | Конфликт чистого сердца и предрассудков в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». | ||
67 | 2-05 | Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувств героев, преданность их друг другу. | ||
М.Сервантес (1) | ||||
68 | 3-05 | М.Сервантес. «Дон Кихот». Душевное величие и наивная простота героя романа. | ||
Проспер Мериме (1+1вч) | ||||
69 | 3-05 | Проспер Мериме. Легенда «Черногорцы». | ||
70 | 4-05 | Вн.чт. Литература на лето |
Содержание программы учебного курса литературы для 8 класса
Введение (2 часа)
Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.
I
Устное народное творчество. Народные песни
(3 часа)
Исторические песни
(1 час)
Для чтения и бесед:
Песня о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).
Лирические песни
(2 часа)
«Породила меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» и другие. Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя и радости сердца». Песенный стих, параллелизм, особенности лексики, повторы.
Для чтения и бесед:
Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море, священный Байкал», «Среди долины ровныя», «Вечерний звон», «Вот мчится тройка удалая» и другие по выбору учащихся).
Для чтения и бесед:
К.Г.Паустовский. «Колотый сахар».
II
Русская старина
(6 часов)
А.Н.Толстой.
Для чтения и бесед:
«Земля оттич и дедич».
Жития
Житийный жанр в древнерусской литературе.
Для чтения и бесед:
Житие Сергия Радонежского (фрагменты). Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).
Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.
III
Литература XIX века
(33 часа)
А.С.Пушкин (10 часов). А.С.Пушкин-прозаик.
Для чтения и изучения:
«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в ее характере. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга.
Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.
Для самостоятельного чтения:
А.С.Пушкин. «Повести Белкина», стихотворения; М.И.Цветаева. «Мой Пушкин» (фрагменты).
М.Ю.Лермонтов (5 часов). Певец Родины и свободы.
Для чтения и бесед:
«Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы. Символический образ тюрьмы и узничества в лирике.
Для чтения и изучения:
«Мцыри». «Мцыри» - любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский). Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В.Г.Белинский).
Для самостоятельного чтения:
«Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения (по выбору учащихся), «Боярин Орша».
Н.В.Гоголь (9 часов). Сатира в творчестве Гоголя.
Для чтения изучения:
«Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров в комедии. Высказывания героев, ставшие афоризмами.
«Ревизор» в театре и кино.
Драматическое произведение, комедия. Сатира и юмор в драматическом произведении.
Для самостоятельного чтения:
«Женитьба».
И.С.Тургенев (4 часа). Особенности прозы писателя.
Для чтения и изучения:
«Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.
Для самостоятельного чтения:
«Андрей Колосов», «Три встречи», «Часы».
Л.Н.Толстой (5 часов). Писатель как поборник суровой правды жизни.
Для чтения и изучения:
«После бала». Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.
Литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза как способ построения произведения.
Для самостоятельного чтения:
«Хаджи - Мурат».
IV
Литература конца XIX – начала ХХ века
(8 часов)
В.Г.Короленко (2 часа). Гуманизм писателя.
Для чтения и бесед:
«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков и его причины.
«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.
Для самостоятельного чтения:
«Мгновение».
И.А.Бунин (2 часа). Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
Лирика и проза писателя.
Рассказ «Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека».
М.Горький (4 часа) – убеждённый защитник идеи активного отношения к жизни.
Для чтения и изучения:
«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.
«Заветы отца».
Для самостоятельного чтения:
Произведения из цикла «Сказки об Италии», «Челкаш», «Ма-аленькая», «Дед Архип и Ленька», «Страсти – мордасти».
V
Литература ХХ века
(12 часов)
Н.Н.Заболоцкий (1 час). Сведения о жизни поэта.
Для чтения и бесед:
«Я воспитан природой суровой», «Журавли», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться».
Одухотворенность природы, единство с ней человека. Труд души, истинная красота человека. Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта.
К.Г.Паустовский (3 часа). Лиризм прозы писателя.
Для чтения и изучения:
«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Композиция рассказа (роль
«ленинградских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя (ср. с «Золотой розой»).
Роль воображения в художественном творчестве.
Для самостоятельного чтения:
«Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек» и др.
А.Т.Твардовский (4 часа). Сведения о жизни поэта.
Для чтения и изучения:
«Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял», «Смерть и воин», «От автора»).
История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма. Тема «большой» и «малой» родины. Народно - поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Великой отечественной войны и наше время.
Образ автора в художественном произведении. Традиции УНТ в литературе.
Для самостоятельного чтения:
«Василий Теркин» (полный текст).
В.М.Шукшин (2 часа). Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Дядя Ермолай».
«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?
«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.
Для самостоятельного чтения:
«Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и др. рассказы.
Н.М.Рубцов (2 часа). Сведения о жизни поэта.
Для чтения и бесед:
«Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога», «Посвящение другу», «Зимняя песня», «Журавли», «До конца».
Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».
VI
Из зарубежной литературы
(6 часов)
Литература эпохи Возрождения
У.Шекспир (3 часа). Сведения о жизни драматурга.
Для чтения и бесед:
«Ромео и Джульетта» (сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.
Трагедия как жанр драматургии.
М.Сервантес (2 часа). Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Дон Кихот» (главы). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.
М.Мериме (1 час). Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А.С.Пушкина «Бонапарт и черногорцы».
Формы и средства контроля
Формами контроля являются
- текущие оценки,
- итоговые оценки,
- подготовка и защита рефератов, проектов по литературе,
- тест;
- проверочная работа с выборочным ответом;
- комплексный анализ текста;
- публичное выступление по общественно-важным проблемам;
- зачётная система по некоторым темам курса.
- классное и домашнее сочинение по изученному произведению;
- устное высказывание на заданную тему;
- ответ на проблемный вопрос.
Основной формой контроля является сочинение
Формы контроля | год | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Классное сочинение | 3 | 1 | 1 | 1 | |
Домашнее сочинение | 1 | - | - | - | 1 |
Контрольно-измерительные материалы
Название раздела, темы | Наименование контрольных работ | Примерная тематика сочинений |
Литература XIX века. А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка» | Сочинение по повести А.Пушкина «Капитанская дочка» | 1) Герой повести, о котором мне хотелось бы рассказать. 2) «Береги честь смолоду». 3) Тема народного восстания и его предводителя в повести «Капитанская дочка». 4) Тема милосердия в повести «Капитанская дочка». 5) Зачем Пушкин делает Гринёва свидетелем казни Пугачёва? |
Литература XIX века. Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор» | Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | 1) Как раскрывается характер городничего по мере развития действия комедии? 2) Жизнь в уездном городе перед приездом ревизора. 3) О чём мечтают герои комедии? 4) Что произойдёт в городе после приезда настоящего ревизора? 5) Хлестаков по пути в Саратовскую губернию. |
Литература XIX века. Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала» | Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» | 1) Утро, изменившее жизнь. |
Литература ХХ века. К.Паустовский. Рассказ «Телеграмма» | Домашнее сочинение по рассказу Паустовского «Телеграмма» | 1) Какие «зарубки на сердце» оставил у вас рассказ К.Паустовского «Телеграмма»? |
Перечень учебно-методического обеспечения
1. «Литература». 8 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор: Г.И.Беленький. М.: Мнемозина, 2008
2. Золотарёва, И.В. Поурочные разработки по литературе: 8 класс/ И.В.Золотарёва, - Москва «ВАКО», 2009
3. Амбушева, Т.М. Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам)/ Т.М.Амбушева, - Волгоград: Учитель, 2009
4. Картавцева, М.И. Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: практическое пособие/ М.И.Картавцева, - ТЦ «Учитель», Воронеж, 2006
5. Цветкова, Г.В. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, - Волгоград: Учитель, 2011
6. Кривоплясова, М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, - Волгоград: Учитель, 2007
7. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008
8. Павлова, О.А. Готовимся к сдаче ЕГЭ по литературе. Комплексный анализ художественного текста: (дидактические материалы)/ О.А.Павлова, - Белгород: ООО «Логия», 2004
9. Черкашина, Т.В. Литература. 8 класс. Проектная деятельность/ Т.В.Черкашина, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2009
10. Шапошникова, В.В. «Открой мне глубокую тайну твою…». Методическое пособие по литературному анализу для старших классов/ В.В.Шапошникова, - М.: Московский Лицей, 2003
11.Альбеткова, Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И.Альбеткова, - М.: Дрофа, 2007.
12. Обернихина, Г.А., Соколова, Л.Э. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов/ Г.А.Обернихина, Л.Э.Соколова, - СПб.: Просвещение, 2006.
13. Зуева, Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник/ Т.В. Зуева, - М.: Просвещение, 2005.
14. Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах (теория, история, словарь)/ М.И.Мещерякова, - М.: Айрис-пресс, 2006
15. Чернец, Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов/ Л.В.Чернец, - Москва «Просвещение», 2007
16.Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007
Используемая литература
1. Сборник нормативных документов ЛИТЕРАТУРА: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2009
2. Авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Мнемозина», 2009 год
3. Учебник «Литература». Начальный курс. 8 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор: Г.И.Беленький. М.: Мнемозина, 2008
4. Егорова, Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс/ Н.В.Егорова, - Москва «ВАКО», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...