Урок внеклассного чтения "Как прекрасен этот мир..."
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Данный урок раскрывает глубину нравственных уроков повести. Воспитывает в подростках бережное, целомудренное отношение к первому чувству; способность быть благодарным любви уже за одно то, что она коснулась их жизни. Помогает осознать великую созидательную силу любви.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya.docx | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения.
«Как прекрасен этот мир…»
по повести Р. Фраермана
«Дикая собака Динго,
или Повесть о первой любви»
и любовной лирике Р. Рождественского.
Цели урока
- Раскрыть глубину нравственных уроков повести.
- Воспитывать в подростках бережное, целомудренное отношение к первому чувству; способность быть благодарным любви уже за одно то, что она коснулась их жизни.
- Помочь осознать великую созидательную силу любви.
Оборудование урока
- Тексты повести Р. Фраермана.
- Шары-цветы.
- Музыка, сопровождающая чтение отрывка «Встреча Тани и Коли на мысе» (пластинка или запись на магнитной ленте).
- Оформленная доска.
- Установки.
Предварительная подготовка к уроку
- Чтение повести учащимися.
- Украшение классной комнаты шарами.
- Индивидуальные задания:
- Выразительное чтение под музыку отрывка из повести «Встреча Тани и Коли на мысе».
- Эпизод с письмом.
- Иллюстрации к повести Фраермана, выполненные учащимися.
- Стихи о любви (подобрать понравившиеся).
- Песня «Как прекрасен этот мир».
Ход урока
- Сообщение темы и цели урока.
Привлечение внимания учащихся к содержанию доски, записи в рабочей тетради.
- Исполнение песни учащимися.
- Вступительное слово учителя.
Вступительное слово учитель начинает со стихов Роберта Рождественского.
Все начинается с любви...
Твердят:
"Вначале
было
слово".
А я провозглашаю снова:
все начинается
с любви!
Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка -
все начинается с любви.
Все начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть -
родная
и вечная
сестра любви.
Все начинается в любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг -
все начинается с любви.
Весна шепнет тебе:
"Живи".
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается
с любви!
Ребята, нам сегодня предстоит разговор важный и непростой. Почему непростой? Вы прочитали повесть Фраермана «Дикая собака Динго…» Она – о том, что человек «начинается с любви». Она - о любви. А о любви говорить непросто.
Прежде чем обсуждать повесть, посмотрим, насколько внимательно вы, ребята, её прочитали.
- Литературная викторина (экран).
- Назовите имена и фамилии главных героев.
(Таня Сабанеева, Коля Сабанеев, Филька Белолюбский).
- Какое определение придумала для Тани няня?
(«Думная»).
- Чей это портрет?
«Он, может быть, несколько слаб здоровьем, слишком узки у него руки, слишком бледно лицо…»
«Его лицо было смышлёным. Из-под крутого лба глядели весёлые и ясные глаза. И слова, слетавшие с его губ, были всегда живыми».
(Оба портрета- Коли).
- Вспомните ситуацию: о чём она?
«Ведь даже посеяв горох близ дороги, человек приходит проведать его по утрам и ликует, видя всходы поднявшимися хоть на самую малость».
(Таня думает об отце).
- Вспомните ситуацию: о ком идёт речь?
«А она уже улыбалась. Так человек, вошедший с морозу в избу и, ещё не различая предметов в доме, всё же улыбается заранее и теплу, и словам, которые ещё не сказаны, но которые - он знает – не будут враждебны ему».
(Таня входит в класс первого сентября).
- Кому принадлежит мысль:
«Если человек остаётся один, он рискует попасть на плохую дорогу... Но если человек плачет один, то лучше его оставить так: пусть плачет»?
(Фильке).
- Кому принадлежит мысль:
«Если четыре крашеные доски могут возвысить человека над другим, то этот мир ничего не стоит»?
(Учительнице).
- Кто кому говорит:
« Трудно это всё в пятнадцать лет, трудно, брат. А всё - таки мы будем друзьями»? (Отец – Тане).
- Кто с кем разговаривает? При каких обстоятельствах?
- Нет, скажите, вы добрый?
- Но что тебе нужно, дружок?
- Если вы добрый, то прошу вас, не подавайте мне руки.
- Ты разве сделала что – нибудь плохое?
(Таня и писатель).
- Вспомните ситуацию. О ком идёт речь?
«Во мгле, без всяких видимых признаков, не глазами, ослеплёнными снегом, не пальцами, помертвевшими от стужи, но своим тёплым сердцем… почувствовала она его близость, узнала его здесь, в холодной, угрожающей смертью пустыне, в полной тьме».
(Таня и отец; буран).
- Кто автор заметки в газете, прочитав которую «Таня… глотала воздух, показавшийся ей теперь острее, чем на реке, в самый сильный буран»?
(Аристарх Аристархович Аристархов).
- Кто кому, в какой ситуации говорит:
«Человек заснул, а ты гремишь на весь мир. Неужели нет в тебе никакой совести? Хоть самой маленькой, какая должна у тебя всё – таки быть по твоему малому росту?»
(Филька – барабанящей девочке; сон Тани).
- Кому принадлежит мысль:
«Бывают разные виды любви»?
(Жене).
5.Беседа с классом.
Герои повести прощаются с детством, они на пороге нового жизненного этапа. И порогом этим, открывающим путь далее, становится любовь.
- Как вы думаете, ребята, о взаимоотношениях героев мы будем говорить на этом уроке?
(Семиклассники называют только Таню и Колю, они ещё не готовы дать более глубокий ответ. Примите их мнение как единственно верное, воздержавшись пока от каких- либо оговорок).
Как бы вы назвали отношения Тани и Коли вначале?
(Ребята подбирают многочисленные существительные: вражда, пренебрежение, холодность... Расставляйте акценты, помогая отличить удачные находки от неудачных вариантов. Если прозвучит слово «поединок», выделите его особо; если данного слова не предложат, сделайте это сами).
Почему же герои вступают в поединок?
(Вопрос оказывается сложным. Прийти к ответу позволят следующие ступени).
Кто Коля для Тани?
(Приёмный сын её родного отца).
Каковы отношения между Таней и отцом? Отношение отца?
(Любовь, нежность, чувство вины, желание сблизиться).
Знает ли об этом Таня?
(Нет. «… Разве могла она знать, что теперь – спал ли он, бодрствовал ли - он не отбрасывал мысли о ней, что с любовью он произносил её имя, которое прежде так редко вспоминал, что даже … держа её на коленях, он думал: « Уныло моё счастье, не качал я её на руках»).
Отношение Тани?
(Борьба между разумом – не нужен, если оставил и её, и самого доброго ей человека – мать, - и сердцем, которое со всей силой любви тянется к отцу).
- Эпизод с письмом.
«Таня горько заплакала. А поплакав, ощутила успокоение, и радость пришла к ней сама, как голод и жажда.
Ведь это же отец приезжает! Таня вскочила на кровать, расшвыряла подушки на пол. Потом легла ничком и так лежала долго, смеясь потихоньку и плача, пока не вспомнила вдруг, что вовсе не любит отца. Куда же делась её гордость? Не тот мальчик Коля отнял у неё отцовскую любовь?
-А все- таки я ненавижу их,- сказала она.
И снова, то отливая, овладевала её сердце обида».
Так почему же в поединок вступает Таня?
( Ею движет ревность (помогите детям найти это слово). По мнению Тани, Коле принадлежит то, что должно принадлежать ей).
А почему вступает Коля?
( Если Таня бросит ему вызов, он будет драться достойно).
Какие эпизоды вы могли бы привести в качестве иллюстрации поединка?
( Рыбалка, спор о науках за обедом, урок Александры Ивановны).
Когда, на ваш взгляд, намечается переломом в отношениях Тани и Коли?
( История с запачканной рукой. Можно обратиться к тексту. Отрывок со слов «Вдруг она (Таня) почувствовала, как кто-то старается вынуть её руку, запрятанную глубоко в карман» до слов «…Она совсем забыла о своих обидах, и несколько секунд её перепачканная худая девическая рука покоилась на его плече»).
Понимают ли герои, что их поединок перерастает в чувство?
(Здесь ребятам понадобятся ваши подсказки.
Сначала это завуалировано даже от учителя. Автор исподволь готовит нас к тому, что перед нами – любовь (например, через восприятие Александры Ивановны: «А учительница потихоньку побрела к крыльцу и, пока шла, всё время думала о Тане. Как часто застаёт она её в последнее время печальной, и рассеянной, и всё же каждый шаг её исполнен красоты. Может быть, в самом деле любовь скользнуло своим тихим дыханием по её лицу?»). Но когда читатель уже обо всём догадался, сами герои находятся в смятении, они не могут объяснить себе происходящего с ними (речь, главным образом, о Тане). Понимание приходит позже: «Какое раздолье было у неё на душе, как легко её тело - оно как будто совсем потеряло свой вес. «Что это,- думала она,- каникулы? Или, может быть, в самом деле любовь…? Ну и пусть любовь. Пусть она…»).
Итак, любовь. Открыть ли её, позволить ли прочесть о ней во взглядах, словах, поступках девочки? Какой ответ даёт себе Таня на этот трудный вопрос?
(Она колеблется между нежностью и гордостью, попеременно «твёрдо» выбирая то «да», то «нет». ( В качестве примера можно привести эпизод с ремешком). Сравним: «И, может быть, у него на коньке развяжется какой- нибудь ремешок. Тогда я завяжу его своими руками. Да, я сделаю это непременно.»; «Нет…я не завижу ему ремешка на коньках, и никогда не нужно это делать»).
Когда исчезают эти колебания?
( Они исчезают (точнее, девочка просто о них забывает) в буран, когда герои оказываются в опасности. Таня уже не сдерживает дышащих нежностью слов и делает всё для спасения Коли. Именно отсюда берёт начало их общая счастливая (пусть недолгая) дорога. «Будто… уносились они оба в другую, новую страну, о которой он (Коля) ничего не слыхал».)
- Инсценировка отрывка о встречи Коли и Тани на мысе.
6.Обобщение учителя
Любовь становиться для Тани дорогой во взрослую жизнь, от маленькой девочки с тонкими косичками и проворными ногами, девочки, знавшей нетрудные радости от ловли форели и звуков горна на линейке, к существу, являющему «иной, совершенно не знакомый смысл».
- Любовь открывает внутренние богатства Тани, которая отказывается от своего счастья ради счастья и покоя матери.
А любовь Фильки - это истинная, бескорыстная любовь, когда важно дать: порадовать, успокоить помочь… Филька ничего не требует взамен. «Всё, что он мог спросить, то спросил; все, что мог сказать, то сказал. Что ещё оставалось делать?» Рождается уважение к Таниным чувствам, поступкам, Таниному выбору. Для Фильки любить – желать счастья любимому.
- Исполнение песни Тухманова Д. «Как прекрасен этот мир…»
- Стихи Р. Рождественского о любви (пять учащихся).
- Нравственные уроки повести Р. Фраермана «Дикая собака Динго» (вручение листов).
- Истинная любовь – чувство сокровенное; исполнение внутренней силы, но сдержанное внешне.
Люблю,- но реже говорю об этом,
Люблю нежней, – но не для многих глаз.
Торгует чувством тот, кто перед светом
Всю душу выставляет напоказ.
В. Шекспир.
- Любовь – это «пропуск в большую жизнь».
- Любовь – это «проба» человека.
- Настоящее чувство, если оно не разделено, рождает способность человека сказать: «Благодарю за то, что по судьбе прошла».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока-конференции в 11 классе по теме"Как прекрасен этот мир"
В преддверии Олимпийских Игр 2014 года в Сочи я разработала серию олимпийских уроков. Этот урок-конференция в 11 классе "Как прекрасен этот мир!" очень хорошо подходит для заключительных уроков ...
разработка урока-конференции в 11 классе по теме"Как прекрасен этот мир"
В преддверии Олимпийских Игр 2014 года в Сочи я разработала серию олимпийских уроков. Этот урок-конференция в 11 классе "Как прекрасен этот мир!" очень хорошо подходит для заключительных уроков ...
разработка урока-конференции в 11 классе по теме"Как прекрасен этот мир"
В преддверии Олимпийских Игр 2014 года в Сочи я разработала серию олимпийских уроков. Этот урок-конференция в 11 классе "Как прекрасен этот мир!" очень хорошо подходит для заключительных уроков ...
Конспект урока в 8 классе "Как прекрасен этот мир"
Технологическая карта урока биологии...
Урок в 8 классе по английскому языку на тему: "Как прекрасен этот мир!"
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся откр...
Разработка урока - презентации «Как прекрасен этот мир…» (Знакомство с японской классической поэзией и живописью).
1. Познакомить учащихся с искусством (поэзией и живописью) Японии. 2. Воспитывать чувство прекрасного. 3. Развивать умение анализировать лирическоепроизведение. ...
Конспект внеклассного занятия «Как прекрасен этот мир!»
- Люди, оглянитесь-ка вокруг!Как природа истинно прекрасна!Ей нужна забота ваших рук,Чтобы красота её не гасла!...