Конспект урока в 8 классе "Как прекрасен этот мир"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Цыганова Людмила Васильевна

Технологическая карта урока биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_prekrasen_etot_mir.doc188 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_okruzhayushchiy_mir.ppt806 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока по биологии в 8 классе

Тема урока:

«С помощью чего мы познаем окружающий мир»

Ориентировочное время проведения март 2013г.

Место проведения: 8 класс, лаборатория.

Цель урока: активизация познавательной деятельности как необходимое условие развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Научить анализировать полученные знания, пользоваться справочной литературой

Задачи:

*Углублять и расширять знания учащихся о значении  нервной системы и органов чувств, которые осуществляют связь организма  с окружающей средой, о сущности биологических  процессов  при выполнении  ими  своих  функций. Прививать интерес к сенсорной системе.

*Совершенствовать  умения и  навыки поиска  и обработки  информации  об  органах чувств  и  их  функциях,  их  тренировки.  Приобретать навыки самостоятельной работы в группе.

*Формировать умение творчески решать учебные задачи, личностную значимость изучаемого материала: видеть, слышать, чувствовать мир в гармонии «Как прекрасен этот мир!» усвоения  основных  гигиенических  правил сенсорных органов

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация «Органы чувств». Дидактические карточки, различные предметы, химические вещества, видеофрагменты, музыкальное сопровождение, тетради с печатной основой.

Планируемые результаты

Учащиеся получают знания о значении органов чувств, приобретают умения и навыки тренировки основных функций органов чувств. Усваивают основные гигиенические правила, личностную значимость изучаемого материала, гармонию чувств: у4мение слышать, видеть, чувствовать, развивать творческие способности, расширять кругозор

Методы обучения

Информационно-исследовательские

Практически9ориентированные

Ход урока.

Организационный элемент  Слайд 1. «Как прекрасен этот мир»

*Проверка готовности к уроку

Вводная беседа:

Сегодня мы продолжим разговор о нервной системе ( и надеюсь разговор на эту тему не испортит нашу нервную систему).

1. На какие части делится Н.С. , назовите их  (ЦНС и периферическая)

2.Какова ее роль в нашей жизни?

Слайд  2.

Обеспечивает и согласовывает работу органов и систем органов организма; осуществляет связь организма с окружающей средой.

Из внешней среды на организм постоянно действуют самые разнообразные сигналы в виде определенного вида энергии: тепловой, химической, электрической, механической, световой Она воспринимает и распознает  характер  этих  сигналов для адекватных ответных реакций организма, для способности организма ориентироваться в пространстве и оценивать его важнейшие свойства. Можно сказать, ощущает их.

Актуализация  знаний. .  Слайд 3.

Проблемный вопрос урока:

1.Как мы ощущаем окружающий нас мир?

Предлагается записать тему урока

Цель нашего урока найти ответ на данный вопрос, с помощью чего мы познаем, тот прекрасный мир, который нас  окружает, о значимости изучаемого материала  для каждого из нас.

Практическая работа 1. 

Класс делится на 2 группы (4+4) Одна группа с маской на лице, с закрытыми ватными тампонами ушами («глухонемые») Другая – с маской на глазах. 1-ой группе выдаются .листы с вопросами. Обе группы получают раздаточный материал. 2-я группа выбирает предметы с завязанными глазами. Они  наугад берут первый, попавшийся  на ощупь предмет.

Задание 1.

Раздаются  предметы (шарик, пирамидка, кружка, апельсин, яблоко, линейка, апельсин, стеклянная палочка, пестик, ступка, ластик-игрушка). ученикам, у которых завязаны глаза. 

ГРОМКО ЧИТАЮ ВОПРОСЫ:

1.Что за предмет был в ваших руках??

1.Что ты можешь сказать об этом предмете? (Запах, вкус, форма)

2. Какие органы ощущения  работают в этом случае?  

3.Что мы не можем определить в этом случае?

На эти же  вопросы, выборочно отвечали ребята 1-ой группы. После окончания исследования предмета бланки сдаются.

Какой можно сделать вывод?

 Вывод: можно рассказать о предмете почти все, не видя его. Но вот цвет предмета без органа зрения определить нельзя.

Заполните схему по слайду

Ну, а теперь поговорим о каждом из этих органов чувств более подробно

Презентация

Слайды: 6,7,8. .Глаза

«Боги из всех органов, прежде всего, устроили светоносные глаза» (Платон)

«95% информации об окружающем мире дают глаза,  они же дают человеку до 1000 ощущений в минуту» (И.М. Сеченов)

«Просыпаемся утром и видим Солнце»

«Видим  глаза  любимых, родных, близких»

«Глаза – зеркало души. Именно в них можно увидеть правду или ложь, высокое или низменное чувство» (В, Гюго)

«Все видеть, все понять, все пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Все воспринять и снова воплотить»  (М.Волошин)

А теперь представьте себе, что всего этого – детей, неба, зелени,  любимых и многого другого нет. Вернее оно существует, но где-то вне нас, точнее вне нашего зрения. Вы скажите, слава Богу, это не снами. Не случайно, почти у всех народов есть пословицы о значимости зрения

Назовите известные вам пословицы о глазах (на слайде 8):

«Береги как зеницу око»

«Свой глаз лучше родного брата»

«Лучше много видеть, чем много жить» (Осетинская)

«Вкус пищи узнают солью, вкус мира глазами (Турецкая)

«От глазных болезней никто не умирает, но и о здоровье его справиться не придет»  (Туркменская)

Действительно, это так – в нашей жизни полной таких страшных слов, как инфаркт, инсульт, рак – не вызывает ощущения безысходности, мы настолько смирились с неизбежностью потерей зрения в той или иной степени, что вряд ли позвоним по телефону другу, знакомому, родственнику, чтобы поинтересоваться  «Ну как там твои глаза?  Насчет печени, горла, почек и пр. обязательно спросим, а вот о глазах нет.

«Береги как зеницу око» - так говорят о самом дорогом. А око бережем, часто даже не сознанием, а подсознанием. Вспыхнет яркий свет, мы первым делом …(продолжите, что делаем). При нервном потрясении сразу …(зажмуриваемся), в опасных ситуациях для жизни, прежде всего, защищаем их. Уже в начале прошлых столетий было известно о значении здорового образа жизни для сохранения глаз. Сегодня с учетом новейших достижений науки мы должны это знание сделать правилом  жизни.

Практическая работа (задания по группам 1,2,3)

1. Читать выдержки из сочинения Федора  Гильдебранда, современника А.С. Пушкина. Составьте и запишите правила ухода за глазами на каждый день.

2. Читать дополнительный материал к уроку  «Физзарядка для глаз» запишите упр. в тетрадь и по ним проведите физкультминутку с классом.

3.Изучите текст о цветовом тесте Люшера (учебник). Определите основные 4 типа  цвета

Заслушивается отчет по работе выборочно из каждой группы

 (Слайды 9,10,11,12)

Как, часто слушая  прибаутки, шутки, анекдоты мы весело смеемся над таким физическим недостатком у некоторых людей как глухонемота.

Вспомните, какие насмешливые, выражения и взгляды, бросаем  им  вслед. Приведите примеры. (Слайд 10)

Постановка проблемы  слайд 11

Как вы сможете  объяснить такое отношение к ним? (Высказываются предположения) 

Врачами замечено, что впервые признаки снижения слуха  возникают после 25 лет. Но в  последнее время эта болезнь катастрофически молодеет .Уже 12-14 лет некоторым трудно рассчитывать на тонкий слух. Это может показаться несущественным, но мир людей безусловно изменится. Они не услышат легкого дуновения ветерка, стрекота кузнечиков и других звуков природы. Вероятно, это и не сразу заметит, кто-то подумает, что обитатели леса перекочевали в красную книгу или заглушаются мощными шумами цивилизации. А оказывается,  именно она   и ухудшила  их  слух.

Практикум  Слайд 13.

 Проверьте свой слух (слайд-фонограмма) (блиц опрос «сколько услышали звуков в лесу – кто больше)

Слайд 14

И так мы с вами видим, слышим, обоняем, осязаем

А теперь о самых загадочных чувствах, хотя на первый взгляд, казалось таким простым и понятным, но только на первый взгляд. Это древнейшие чувства – обоняние, осязание.  Как вы думаете, почему они возникли  задолго до того, как развились и совершенствовались зрение и слух? (Они обеспечивали живым существам две важнейших функции). Может, вы их назовете?  (Питание и размножение)

Для человека они, возможно, стали менее важными и жизненно необходимыми, но все-таки мы зависим от них гораздо в большей степени, чем нам это кажется.

Вызываю добровольца. На столе три  сосуда с простой  водой,  со слабым раствором лимонной кислоты и раствором  сахара. Предлагаю «снять пробу». Скажите, пожалуйста, почему так осторожно шла «проба»? (можно отравиться). И вот вам пример.

Слайды15, 16. 17. В Пикуль  в миниатюре  «Душистая симфония жизни»

За молодой девушкой ухаживают два молодых человека: известный певец  и бедный  парфюмер. На концерт певца он принес корзину  фиалок. Тенор не в силах взять ни одной ноты, с позором бежит со сцены. Старые опытные певцы знали этот секрет еще за долго до опытов физиологов по изучению влияния обоняния и осязания на различные функции организма. Парфюмер знал. Что запах фиалок способен разрушить гармонию чувств голосовых связок.

Проблема. Как вы думаете, людям,  какой профессии более необходимо обоняние?  

(Выслушиваются ответы) Дополнения к их ответам: В вашем перечне нет профессии врача. А ведь он дожжен слушать, видеть, осязать органы. А причем тут обоняние? Старые и опытные  врачи могли поставить правильный диагноз, зайдя  в палату к больному сахарным диабетом (ацетон при дыхании). С.П. Боткин писал, что больной брюшным тифом пахнет   «вспотевшим гусем». Как пахнет гусь  нам теперь трудно понять, но факт остается фактом.

И, наконец, открываем последние белые пятна в стране органов, которыми познаем мир.

Слайд 18

Проприоцепция – это положение тела в пространстве (мышечное равновесие). На слайдах я предлагаю учащимся познакомиться с этим удивительным чувством. Люди почти всегда считают это чувство само собой разумеющимся. А вернее, вообще не знают, что же оно контролирует.

Проприоцепция -  это  способность чувствовать положение тела, или, более определенно, положение мышц, даже не используя зрение.

Предлагаю вспомнить, когда в последний раз они шли, разговаривая с кем-то, по дороге. Должны были смотреть на ноги, чтобы сделать следующий шаг?

Рассказываю о маленьком Моцарте, который играл на закрытом тканью клавесине. Спрашиваю ребят, кто-нибудь может печатать на клавиатуре компьютера, не глядя на клавиши? Если да, то это и есть проприоцепция.

Потом прошу закрыть глаза и последовательно поднять руки вверх, опустить в сторону, опустить одну руку вниз, а вторую поднять вверх, поменять их местами и т. д. Вопрос: сколько времени каждый из них думал, прежде сделать то или иное движение? Все отвечали, что нисколько. Вот это и есть проприоцепция! Тело запомнило уже давно эти движения,  и  вы не задумывались над тем, как их выполнять.

 Равновесие – это положение головы в пространстве. Вопрос: «Какой орган за него отвечает?»: Орган равновесия – вестибулярный аппарат.  Находится  во внутреннем ухе.

Предлагаю проверить свой вестибулярный аппарат. Слайд

Прошу всех встать, на экран вывожу исходную картинку (из учебника А.Г.Драгомирова и Р.Д. Маш) и предлагаю принять соответствующую позу:

Что мы узнали об органах, которыми ощущаем мир?

Только во взаимодействии всех органов чувств человек полноценно воспринимает окружающий мир,

Не получая сообщений из внешнего мира наша нервная система не может в полной мере обеспечить согласованную работу систем органов, каждого  органа. И осуществить взаимосвязь организма с окружающей средой.

Наше выживание зависит от знания того, что происходит во внешнем мире и от понимания нашего места в нем

.

_________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока-конференции в 11 классе по теме"Как прекрасен этот мир"

В преддверии Олимпийских Игр 2014 года в Сочи я разработала серию олимпийских уроков. Этот урок-конференция в 11 классе "Как прекрасен этот мир!"  очень хорошо подходит для заключительных уроков ...

разработка урока-конференции в 11 классе по теме"Как прекрасен этот мир"

В преддверии Олимпийских Игр 2014 года в Сочи я разработала серию олимпийских уроков. Этот урок-конференция в 11 классе "Как прекрасен этот мир!"  очень хорошо подходит для заключительных уроков ...

разработка урока-конференции в 11 классе по теме"Как прекрасен этот мир"

В преддверии Олимпийских Игр 2014 года в Сочи я разработала серию олимпийских уроков. Этот урок-конференция в 11 классе "Как прекрасен этот мир!"  очень хорошо подходит для заключительных уроков ...

Урок в 8 классе по английскому языку на тему: "Как прекрасен этот мир!"

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся откр...

Разработка урока - презентации «Как прекрасен этот мир…» (Знакомство с японской классической поэзией и живописью).

1. Познакомить учащихся с искусством (поэзией и живописью) Японии. 2. Воспитывать чувство прекрасного. 3. Развивать умение анализировать лирическоепроизведение. ...

Конспект урока - практикума по теме «Этот непростой предлог»

Эпиграф к уроку:   Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает свойств и правил.     Александр  Петрович СумароковНаш урок мне бы хотелось начать с народ...

Конспект внеклассного занятия «Как прекрасен этот мир!»

- Люди, оглянитесь-ка вокруг!Как природа истинно прекрасна!Ей нужна забота ваших рук,Чтобы красота её не гасла!...