Великий будетлянин Велимир Хлебников.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Горохова Татьяна Владимировна

Я вам расскажу, что я из будущего чую

Мои зачеловеческие сны.

В. Хлебников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.khlebnikov.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

 

Эпиграф.

Я вам расскажу, что я из будущего чую

Мои зачеловеческие сны.

В. Хлебников.

1 Ведущий. Холодный и голодный январь 1922 года. На заснеженном перроне одного из московских вокзалов беспомощно застыл высокий, похожий «на длинноногую задумчивую птицу» человек в парусиновых брюках и выцветшей с заплатами на локтях рубашке. За плечами у него мешок из большущей холщовой наволочки.

2 Ведущий. Кто он? Нищий? Безумец? Странствующий лицедей? Он растерянно смотрит по сторонам своими «первобытными, мудрыми и светлыми» глазами, какие могут быть только у человека, безмерно любящего людей и мечтающего их осчастливить.

Учитель. Этот человек – Велимир Хлебников, поэт и философ, который исходил и изъездил тысячи вёрст в поисках правды, размышляя о смысле жизни, о мироздании и назначении человека.

Хлебников.    Годы, люди и народы

                        Убегают навсегда,

                         Как текучая вода.

                         В гибком зеркале природы

                         Звёзды – невод, рыбы – мы,

                         Боги – призраки у тьмы.

1 Ведущий. Больной, измученный приступами малярии, без денег, полуголодный провёл Хлебников зиму и весну последнего года своей жизни в Москве, думая только об одном – «об издании поэмы – исповеди «Зангези» и «книги книг «Доски судьбы». Он впервые спешил и торопил других. «Доски судьбы», философское учение о законах времени, которое может осчастливить человечество, он хотел подержать в руках, полюбоваться пахнущей типографскими красками обложкой, показать друзьям.

2 Ведущий. Он торопился, потому что предчувствовал близкую смерть. Ему оставалось жить несколько месяцев.

Хлебников.    Когда умирают кони – дышат,

                        Когда умирают травы – сохнут,

                        Когда умирают солнца – они гаснут,

                        Когда умирают люди – поют песни.

Учитель. Перенесёмся в 1908 год и представим Хлебникова, студента Казанского университета, естественного отделения физико-математического факультета, увлекающегося историей, поэзией, философией и наукой о языке.

Из воспоминаний современников.

1 Современник. «Был он застенчив, скромен, знакомств почти не поддерживал … и мы были, вероятно, единственным семейством, в котором он чувствовал себя просто. Приходил он ежедневно, садился в углу , и бывало так, что за вечер не произносил ни одного слова; сидит. Потирает руки. Улыбается, слушает. Слыл он чудаком..» (Из воспоминаний Дамперова).

2 Современник. «У Хлебникова никогда не было ни копейки, одна смена белья, брюки рваные, вместо подушки наволочка, набитая рукописями. ГД он жил, не знаю … Писал  Хлебников постоянно и написанное запихивал в наволочку или терял … Читать  свои вещи вслух совсем не мог, ему делалось нестерпимо скучно. Он начинал и в середине «стих способен был сказать» и так далее … (Вспоминала хорошо знавшая поэта Лилия Юрьевна Брик. Это строчки из её письма.)

3 Современник. «Велимир Хлебников, мой близкий товарищ, был всегда молчалив и страшно рассеян. Помню, обедая у меня, он задумался и поднёс ко рту коробку со спичками вместо хлеба и тут же начал высказывать замечательные мысли о новом слове … В эти минуты высшей рассеянности он был глубоко собран внутренне. Его огромный лоб производил впечатление горы. Работал целыми днями в Публичной библиотеке, забывая есть и пить и возвращался измученный, серый от усталости и голода, в глубокой сосредоточенности.» (Вспоминал художник Юрий Анненков).

Учитель. Эти воспоминания относятся к 1915 году. Таким Хлебников оставался до конца жизни. Великий чудак, предметом наблюдения которого были судьбы народов и цивилизации, законы развития истории, связь чисел с силами природы и многое другое, что должно было позволить «заглянуть в будущее», помочь преобразовать жизнь всего человечества.

Хлебников. Я не смотрел на жизнь отдельных людей, но я хотел издали, как гряду облаков, как дальний хребет, увидеть весь человеческий род и узнать, свойственны ли волнам его жизни мера, порядок и стройность.

             Если я обращу человечество в часы,

             и покажу, как стрелка столетия движется,

             неужели из нашей времён полосы

             не вылетит война, как ненужная птица?

              Там, где род людей себе нажил почечуй,

              Сидя тысячелетьями в креслах пружинной войны,

              Я вам расскажу, что я из будущего чую

               Мои зачеловеческие сны.

               Я знаю, что вы – правоверные волки,

               Пятёркой ваших выстрелов пожимаю свои,

               Но неужели вы не слышите шорох судьбы иголки,

               Этой чудесной швеи?

               Я затоплю моей силой, мысли потопом

               Постройки существующих правительств,

               Сказочно выросший Китеж

               Открою глупости старой холопам…

1 Ведущий. Идеальный мир представляется Хлебникову великим содружеством народов. В первобытном обществе, в языческой культуре видел поэт проявление общечеловеческих ценностей, лишённых классовых, национальных и исторических предрассудков.

2 Ведущий. Отсюда – глубокий интерес Велимира Хлебникова к славянской истории, мифологии, фольклору, унаследованный им от матери – Екатерины Николаевны Вербицкой – историка по образованию, родословная которой велась от запорожских казаков. Киевская Русь, Смутное время, Запорожская Сечь так или иначе отразились в его поэзии.

Чтец.       Кубок печенежский.

                Чу, последний, догоняя,

                 Воин, дальнего вождя,

                 Крикнул: «Дам, о князь, коня я,

                 Лишь беги от стрел дождя!»

                 Святослав, суров, окликнул

                 Белым сумраком главы,

                 Длинный меч из ножен вынул

                  И сказал: «Иду на вы!»

1 Ведущий. Необыкновенной образностью и выразительностью, непреходящей свежестью и правдивостью привлекал поэта славянский фольклор. Народные песни, сказки, заговоры, заклинания стали источником его вдохновения. Читая хлебниковское стихотворение «Кому сказатеньки…» невольно вспоминаешь сказку о царевне – лягушке.

Чтец.         Кому сказатеньки,

                   Как важно жила барынька?

                   Нет, не важная барыня.

                   А, так сказать, лягушечка:

                   Толста, низка и в сарафане,

                    И дружбу вела большевитую

                    С сосновыми князьями

                    И зеркальные топила

                    Обозначили следы,

                    Где она весной ступила

                    Дева ветреной воды.

Музыкальная инсценировка «Ночь в Галиции».

(русалки, витязь, ведьмы)

2 Ведущий. Большой знаток славянской мифологии, поэт вошёл в историю русской литературы как непревзойдённый экспериментатор.

1 Ведущий. Попытка создать особый, «заумный» мир принадлежал прежде всего художникам – футуристам, чьё творчество, несомненно, наложило отпечаток на поэзию Хлебникова.

2 Ведущий.  Программным стихотворением Хлебникова – экспериментатора является «Заклятие смехом» - произведение, похожее на языческий заговор, демонстрирующее красоту и силу славянской речи.                  

Чтец.           «Заклятие смехом».

                О, рассмейтесь, смехачи!

                О, засмейтесь, смехачи!

                Что смеются смехами,

                Что смеянствуют смеяльно,

                 О, засмейтесь усмеяльно!

                 О, рассмешниц надсмеяльных –

                            Смех усмейных смехачей!

                 О, иссмейся рассмеяльно,

                            Смех надсмейных смеячей!

1 Ведущий. Желая быть понятным теми, кто будет после него, Хлебников оставил своеобразное завещание, в котором даёт ключ к своим произведениям.

Хлебников.            Ещё раз, ещё раз

                                Я для вас

                                Звезда.

                                Где моряку, взявшему

                                Неверный угол сердца ко мне:

                                 Вы разобьётесь о камни

                                 И камни будут надсмехаться

                                 Над вами,

                                 Как вы надсмехались

                                 Надо мною.

2 Ведущий. Импрессионист по натуре, Велимир Хлебников создаёт картину первозданной природы, наполненную светом и воздухом, яркими и чистыми, как краски, звуками, свободу выбора, присущую только миру пернатых.

1 Ведущий. Птицы были тем живым символом, который должен был передать движение времени. Связь между народами и континентами, единый, чем – то похожий на птичий «всеземлянский» язык.

   Чтец.           Там, где жили свиристели,

                        Где качались тихо ели,

                        Пролетели, улетели

                        Стая легких времирей.

                        Где шумели тихо ели,

                        Где поюны крик пропели,

                        Пролетели, улетели

                        Стая легких времирей.

                        В беспорядке диком теней

                        Где, как морок старых дней,

                        Закружились, зазвенели

                        Стаи легких времирей.

                        Стаи легких времирей.

                        Ты поюнна и вабна

                        Душу ты пьянишь, как струны,

                        В сердце входишь, как волна!

                        Ну же, звонкие поюнны

                        Славу лёгких времирей!

2 Ведущий. Интерес к миру пернатых зародился у поэта ещё в раннем детстве. Его отец, Владимир Александрович, был учёным – орнитологом. Он был одним из организаторов Астраханского заповедника, автором ряда научных работ. От него у Хлебникова тонкое понимание природы птиц, знание их повадок, умение различать по голосам.

1 Ведущий. В «сверхповести» «Зангези» есть глава, в которой мастерски воспроизводится щебет птиц, их утренние песни. Безусловно, это звукоподражание, имитация. Но у какого ещё поэта можно встретить подобное? У кого так органически вплетается звукоподражание в структуру поэтического текста?

                 «Утро в лесу».  

2 Ведущий. Сильно звучат в творчестве поэта и социальные мотивы. В годы революции по инициативе Хлебникова был создан союз Председателей зелёного шара. Поэты и учёные должны быть во главе народов мира, а не правительства, которые научились только угнетать и подавлять, считал он.

1 Ведущий. В 1919 году, в самый разгар Гражданской войны, власть в Харькове, где оказался поэт Хлебников, неоднократно переходила из рук в руки. Убийства, грабежи, аресты, голод, белый и красный террор, гибель беззащитных людей. Поэт был свидетелем этих кровавых событий. Он сам подвергался аресту, несколько месяцев скрывался от мобилизации в белую армию, болел тифом и голодал, но писал стихи.

Чтец.                   Русь, ты вся поцелуй на морозе!

                            Синеют ночные дорози.

                            Синею молнией слиты уста,

                            Синеют вместе тот и та.

                            Ночами молния взлетает,

                            Порой из ласки пары уст

                            И шубы вдруг проворно

                            Обегает, синея, молния без чувств,

                             А ночь блестит умно и чёрно.

2 Ведущий. Кочуя летом 1921 года из Баку в Персию и обратно (вместе с Красной Армией), работая то плакатным текстовиком, то сторожем при тех же плакатах,  Хлебников пишет поэмы о революции: «Ночь перед Советами», «Прачка», «Настоящее», «Ночной обыск».

1 Ведущий. Лучше всего расскажут о Хлебникове времён Гражданской войны стихи поэта Михаила Кульчицкого, написанные в 1940 году (подражание Хлебникову). К человечеству, истерзанному войнами и распрями, обращены его слова:

Чтец.             В глубине Украины,

                       На заброшенной станции,

                       Потерявшей название

                                  от немецкого снаряда,

                        Возле умершей матери –

                                    чёрной и длинной

                         Окоченевшая девочка

                         У колючей ограды.

                         В привокзальном сквере

                                       лежали трупы;

                         Она ела веточки и цветы,

                         И в глазах её, тоненьких

                                           и глупых,

                         Возник бродяга из темноты.

                         В золу от костра,

                         Розовую, даже голубую.

                         Где сдваивались красные

                                                    червячки,

                         Из серой тюремной наволочки

                         Он вытряхнул бумаг охапку тугую.

                         А когда девочка прижалась

                          К овалу тёплого света

                          И начала спать,

                          Человек ушёл – привычно устало,

                           А огонь стихи начал листать.

                           Но он, просвистанный,

                          Словно пулями роща,

                          Белыми посаженный

                                          в сумасшедший дом,

                           Сжигал

                           Свои

                           Марсианские

                           Очи,

                           Как сжёг для ребёнка свой

                                                  лучший том.

Учитель. В 1922 году Велимира Хлебникова не стало. Проповедник свободы и равенства, он жил вольно, как птица, сообразно с законами природы. Не стремился к личному благополучию, дорожил своей независимостью, подобно странникам и богомольцам исходил всю Россию, творил и жил во имя своего народа!

И сегодня в память об этом одиноком мечтателе, истинном гуманисте и правдолюбце мы с вами дадим свободу этой птице. Которую кто – то по неразумению запер в клетке.

                 Стихотворение «Птица в клетке».

(Учитель подходит с клеткой к окну и выпускает птицу).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новое зрение поэта. Велимир Хлебников (Урок в 11 классе)

Я человек увлекающийся. Недавно увлеклась созданием мультимедийных презентаций и их использованием в проектной, учебной и внеурочной деятельности. Начинала, как водится, с презентаций иллюстративных,...

интегрированный урок литературы и МХК "Поэзия Велимира Хлебникова" 11 класс

Урок посвящен творчеству замечательного астраханского поэта XIX века Виктора Владимировича Хлебникова. Марериал дан в контексте эпохи....

Урок литературы. 11класс. Алхимик слова Поэтический эксперимент в творчестве Велимира Хлебникова

а.1)    Данный урок позволяет расширить знания о литературном течении футуризме через творчество Велимира Хлебникова; дать представление о личности В.Хлебникова как гениального поэта, х...

Велимир Хлебников

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Творчество Велимира Хлебникова". В презентации есть  интересные биографические данные, теоретический материал и некоторые из его произведений....

Презентация "Велимир Хлебников"

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Творчество Велимира Хлебникова". В презентации есть  интересные биографические данные, теоретический материал и некоторые из его произведений....

Презентация "Велимир Хлебников"

Презентация ученицы "Велимир Хлебников"...

Велимир Хлебников. Жизнь и творчество

Презентация учащегося к уроку лителатуры по творяеству поэта-футуриста...