Новое зрение поэта. Велимир Хлебников (Урок в 11 классе)
презентация к уроку литературы (11 класс) по теме
Я человек увлекающийся. Недавно увлеклась созданием мультимедийных презентаций и их использованием в проектной, учебной и внеурочной деятельности.
Начинала, как водится, с презентаций иллюстративных, но они скоро надоели и мне и моим ученикам, так как ребятам всегда интересно участвовать в уроке, делая самостоятельные открытия, решая проблемные вопросы. Это заставило задуматься о возможностях иного использования мультимедиа на уроке...
Постараюсь выложить на сайте результаты своей недолгой (2 года), но результативной работы в этом направлении.
Начну с одной из несложных презентаций, цель которой - "встретиться" со странным миром поэта многими не принятого и не понятого - Велемира Хлебникова. На протяжении урока мы готовились к анализу его стихотворений-концептов, которые в итоге потрясли одиннадцатиклассников глубиной (у меня класс неэмоциональный, тут же вдруг бросились наперебой отстаивать точку зрения автора).
Конспект урока я не публикую, так как не в нем суть. Каждый из Вас сможет создать свой урок, быть может, даже более интересный) Но если очень нужно, то могу и им поделиться...
Буду рада отзывам и предложениям)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Hlebnikov.ppt | 691.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поэзия Хлебникова в основном тяготеет к эпосу ‹...›. Хлебников обычно не раскрывает своего внутреннего мира, своих переживаний в лирических жанрах. Даже его небольшие стихотворения кажутся фрагментами какого-то незавершенного эпоса. Поэтому и в лирике Хлебникова нередко отсутствует лирический герой. Поэт стремится к охвату событий, эпох, народов, включаемых как бы во вневременное создание. Лирика Хлебникова чаще всего — это фрагменты, размышления, зарисовки природы, говорящие не столько о личности поэта, сколько о тех картинах и явлениях мира, которые отражаются в его создании Н. Степанов
Колумб новых поэтических материков, ныне заселенных и возделываемых нами … В.Маяковский Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью (задача обновления искусства) Живописное начало становится неотъемлемой составляющей образа лирического героя, связывается с лирическим сюжетом, с заданным в свернутом виде повествованием В некоторых случаях в стихотворении создается словесный образ живописного полотна, портрета, иконы, создается аллюзия на известную картину, живописный образ Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык) Гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления), согласные — краска, звук, запах интересно прежде всего «мерцание» (принципиальная неоднозначность) смысла; слова для него — «живые глаза для тайны», они «особенно сильны», когда «через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл»
Цвето-звуковой словарик: В заметках, сопровождавших стихотворение «Звукопись» (1921), он отмечал: «м — синий цвет, л — белый, слоновая кость, ч — железный, б — красный, рдяный, з — золотой, п — черный с красным оттенком, в — небесно-голубой, голубо-зеленый, н — нежно-красных цветов» Подобные мысли о соответствии звука цвету высказывались в свое время М.Ломоносовым
Бобэόбипелись г убы , Вээόми пелись взоры , Пиэээо — пелись брови , Лиэээй — пелся обли к. Гзи-гзи-гзэо пелась ц еп ь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо На что похоже? Каковы детали портрета? Какими средствами они создаются? (словесно-звуковая образность: повтор гласных, сонорных, звонких, губных) Каков положительный момент этой стилизации? В чем проявление футуристической традиции? В чем метафоричность, «мерцание» смысла? Что вы можете сказать о левой и правой сторонах стихотворения?
Хлебников, конечно, не просто пишет стихи, а создает новую систему поэзии. Язык становится основанием новой поэтики, в то время как раньше основанием служили тематика, формы, жанры. Отдельное слово уже несет в себе поэзию («слово как таковое»), отдельный звук – уже поэзия. Он предлагает действовать «наималами» («наимал слуха», «наимал ума»), то есть мельчайшими единицами. Через наималы можно, по его мысли, проникнуть в ЗА-слово, найти прямой вход в денотат, в означаемое. Его поиски в этом направлении оказываются родственными лингвистическим поискам – от Фердинанда де Соссюра до Бодуэна де Куртенэ. И поскольку это был поиск поэта – филолога – историософа – орнитолога – математика в одном лице, то многие его произведения становились своего рода поэтическими трактатами.
Напряжение между словом-звуком и словом-понятием поэт разрешает различными путями. Один из них – обращение к палиндрому. Палиндром он трактовал «как отраженные лучи будущего, брошенные подсознательным «Я» на разумное небо». Это сокращение пути к подсознанию из подсознания. Хлебников впервые в русской поэзии применил палиндром в качестве строительного материала для стихотворения большой протяженности. В 1920 году он напишет таким стихом целую поэму «Разин»
«Кони, топот, инок, Но не речь, а черен он. Идем, молод, долом меди. Чин зван мечем навзничь. Голод, чем меч долог?… Пал, а норов худ и дух ворона лап. А что? Я лов? Воля отча! Яд, яд, дядя! Иди, иди! Мороз в узел, лезу взором. Солов зов, воз волос. Колесо. Желко поклаж. Оселок. Сани плот, и воз зов и толп и нас. Горд дох, ход дрог. И лежу. Ужели? Зол гол лог лоз. И к вам и трем с Смерти Мавки». В. Хлебников был убежден, что в палиндромной строчке "Чин зван мечем навзничь" он предрек Первую мировую войну
«Пен пан» – выход к анаграмматизму в письменном выражении и к паронимии – в звуковом У вод я подумал о бесе И о себе, Над озером сидя на пне. Со мной разговаривал пен пан И взора озерного жемчуг Бросает воздушный, могуч меж Ивы, Большой, как и вы. И много невестнейших вдов вод Преследовал ум мой, как овод, Я, брезгая, брызгаю ими. Мое восклицалося имя — Шепча, изрицал его воздух. Сквозь воздух умчаться не худ зов. Я озеро бил на осколки И после расспрашивал: «Сколько?» И мир был прекрасно улыбен, Но многого этого не было. И свист пролетевших копыток Напомнил мне много попыток Прогнать исчезающий нечет Среди исчезавших течений. Прекрасные жемчужные глаза Изрекал Птицы, обитающие в пустынях и полупустынях
Но на этом его поиск не кончается. Он создает каждый раз новые произведения-концепты. Когда умирают кони – дышат, Когда умирают травы – сохнут, Когда умирают солнца – они гаснут, Когда умирают люди – поют песни. О достоевскиймо бегущей тучи. О пушкиноты млеющего полдня. Ночь смотрится, как Тютчев, Замерное безмерным полня. Высокая степень компрессии - описание целого мироздания.
Умночий сияний межзвездных, Низлетев, Мне подал разверзстую книгу Досмертных письмен, что прочерчены роком, Что не ведала ржа И не ведает лжа. Узрел роковые завитки. Что сталось со мной? Упал и рыдал. В тиховейности полей Я только рыдал, Я только рыдал. Иное что было в моготе? ( думошь, сиявое, сиявица, красочий, доброчий, злобочий, слабочий, охочий, писавица, знаймо )
«и понял я, что я никем не видим» Несмотря на все толкования, порой замечательные, Хлебников остается загадочным и непостижимым или недостижимым. Кажется мы приближаемся к нему, но он уходит, как линия горизонта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение темы: "Гармонические колебания" в 11 классе с точки зрения требований к современному уроку.
Образовательный стандарт по физике предусматривает формирование у школьников общеучебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, одной из которых является знаниевая....
Великий будетлянин Велимир Хлебников.
Я вам расскажу, что я из будущего чуюМои зачеловеческие сны.В. Хлебников....
Велимир Хлебников
Презентация к уроку литературы в 11 классе "Творчество Велимира Хлебникова". В презентации есть интересные биографические данные, теоретический материал и некоторые из его произведений....
Презентация "Велимир Хлебников"
Презентация к уроку литературы в 11 классе "Творчество Велимира Хлебникова". В презентации есть интересные биографические данные, теоретический материал и некоторые из его произведений....
Презентация "Велимир Хлебников"
Презентация ученицы "Велимир Хлебников"...
Велимир Хлебников. Жизнь и творчество
Презентация учащегося к уроку лителатуры по творяеству поэта-футуриста...
«Модернистские течения в русской литературе начала 20 века. В.Хлебников. "Кузнечик"». (11 класс) Видеоурок
Как вы реагируете, встретившись с ЗАУМЬЮ? Нервно хихикаете или злитесь, встретившись со всеми этими странными словечками? Уверены в том, что автор слегка неадекватен? Или понимаете, что за всеми этими...
Комментарии
Благодарность от педагогов Старицкого педагогического колледжа
Уважаемая Ирина Викторовна от имени преподавателей-словесников благодарю Вас за размещенный на вашем сайте интереснейший материал о поэзии В. Хлебникова. Мы использовали Вашу разработку в подготовке к урокам по поэзии Серебряного века. По пручению секции словесников педагогического колледжа Троицкая Л.П., методист ГБОУ СПО "Старицкий колледж", Заслуженный учитель РФ
Новое зрение поэта. Велимир Хлебников (Урок в 11 классе)
Вот говорят: новый взгляд на старое. А поэзия переживает века. Ею нужно удивить, подарить ее, как сказку, а это трудно. Мне кажется, Ирина Викторовна, на Ваших уроках дети получают эстетическое удовольствие, по-иному начинают смотреть на лирику, на Поэта. Вот уж точно "новый взгляд на старое". Удачи Вам в Ваших открытиях!
Спасибо!
Спасибо!