урок-коммуникация "Каков он, герой нашего времени? Деградация? Эволюция? Или?"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Пахомова Светлана Иосифовна

Урок на сквозную тему формирует целостную картину мира,  соотносит материалом учебника истории, привлекает материал соцопроса, музыки, литературной критики, рассматривает особенности текста новейшей литературы, сопровождается раздаточным материалом, презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bolshoy.docx28.69 КБ
Файл geroy.pptx2.85 МБ
Файл razd._zadanie.docx11.31 КБ
Файл razd.vizitka.docx14.37 КБ
Файл spisok_literatury_khkhv.docx16.87 КБ
Файл tekst_rep.docx14.67 КБ
Файл razd.tekst_.docx14.9 КБ
Файл razd.remiz-sotsopros.docx416.83 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие образа герой нашего времени. Каков герой нашего времени? Эволюция? Деградация? Или…?

Тип урока: урок-коммуникация.

Цель личностная: развивать у учащихся навыки критического мышления, формировать моральное  сознание гражданственности на основе личностного выбора.

Метапредметная: умение определять понятия, создавать обобщения в рамках предложенных условий и требований, строить логическое рассуждение, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметная: провести краткий обзор развития образа «герой нашего времени» в русской литературе 19 в., истории 20 в., СМИ 21 в., выявить образ молодого героя начала 21 века; на основе аналитического прочтения произведения новейшей литературы раскрыть эволюцию образа «герой нашего времени».

Оборудование:  раздаточный печатный материал (Приложения), презентация Power Point, vilgelm_rikhard_vagner_-_tr_ne_sleza_(zaycev.net), Turchaninov-Tovarischvremya.

ХОД УРОКА.

I.Актуализация внимания и знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности. Проблемная постановка темы. Прогнозирование плана урока.

- СЛАЙД 1.  Добрый день, молодые люди! Надеюсь,  время, отведенное нам для этой встречи, будет обоюдно полезным и интересным.

- У каждого времени свои приоритеты и свои герои. И вы, как опытные читатели, из этой фразы можете понятия «время» и «герой» соединить в один литературоведческий термин. СЛАЙД 2.

- Да. Герой нашего времени. Тема обозначена. Чтобы двигаться по нашему времени целенаправленно, определим проблему. Как же развивается во времени образ «герой нашего времени»? Любой объект реального мира (будь то растение или животное, здание или общество) развивается, но как, по какой траектории? Если совершенствуется, развивается по восходящей линии, то как называется такое движение, процесс? (Прогресс, эволюция). А обратный процесс? (Регресс, деградация). Или? Возможна и иная модель? Может быть,  вы предложите иную модель, опираясь на обществознание? Так и определим проблему. СЛАЙД 2.

- Каким культурным материалом мы можем воспользоваться, чтобы раскрыть тему? Когда возникло  выражение «герой нашего времени»?  Из каких областей знания вы черпали сведения о героях времени? Литература, история, СМИ. Мы обозначили план работы. СЛАЙД 3.

- Предлагаю совершить экскурс в  прошлое и вглядеться в настоящее, чтобы выявить особенности  литературного образа «герой нашего времени» во времени, чтобы выяснить, что достойное и ценное перенять у предшественников и передать своим недалеким (по времени) преемникам, ведь через каких-то полвека ваши внуки будут говорить уже о герое ХХ1 века.  Возможно, кто-то из вас найдет и исходный материал для аргументов творческой части ЕГЭ по русскому языку.

II. Инструкция по ведению записей. СЛАЙД 4.Исходя из плана, мы работаем по трехчастной схеме-таблице, составляем визитную карточку «героя нашего времени». Обращаю внимание на строку «Выводы». Нам предстоит сделать обобщение и по векам, и общий вывод.

III. Словарная работа. СЛАЙД 5.

  - Уточним семантику слова «ГЕРОЙ». Вот страница из «Толкового словаря» Ожегова. Прочитаем.

- Но этого недостаточно для философского осмысления понятий «время» и «герой». Обратимся к сведениям философских словарей. СЛАЙД 6.Читаем. Выделим ключевые понятия («самопожертвование», «воплощение национальных черт»). В какую графу визитки впишем? Можно в «Выводы».

IY. Тип «героя нашего времени» в русской классике». 19в. Обзор-обобщение  по презентации Заполнение визитной карточки героя. Работа в парах. СЛАЙД 7.

- Проблема героя своего времени – одна из самых острых в литературе 19 века. Писатели пытались определить, какого человека порождает время.  Писатели-реалисты создавали образы героев, чьи характеры сформировались под влиянием времени, среды. СЛАЙД 8-17.

ВЫВОД: Мотив – неудовлетворенность жизнью, нереализация личностного потенциала, герой многолик - рефлексирующий эгоист, маленький человек, псевдонаполеон, мошенник, одиночка, не участвующий в общественной деятельности. От героя до пародии. ДЕГРАДАЦИЯ.

Y.Тип «героя нашего времени» 20в. (История, литература). СЛАЙД 18.

Работа в группах: 1 группа. Аналитический обзор учебника истории. Задание. Проведите обзор учебника истории. Цель: выявить общие черты типа «герой нашего времени». Ориентируйтесь на статьи к фотографиям.

2 группа.  Аналитический обзор списка литературы 20в. Задание. Проведите обзорный анализ данного списка с целью: выявить общие черты типа «герой нашего времени».

Заслушивание руководителей групп и заполнение визитной карточки героя.

ВЫВОД: герой – активный общественный деятель, строитель нового общества, фанатичен, самоотвержен. Одинок и женат. Мотив – служение великой идее,  государственное над личным.… ЭВОЛЮЦИЯ.

YI. Тип «героя нашего времени» 21в. (Литература, критика, данные социологического опроса, газетные статьи).  СЛАЙД 19.

Работа в группах и парах.

Работа в парах. 1. Первичное прочтение текста (Гр.Данской. «В гостиничном номере») и наложение  его на музыкальную  композицию-рэп (выбор вариации из 4 треков).

2. Сопоставление точки зрения литературоведа и данных соцопроса, выписать на доске из высказывания критика ключевые слова.

Задание. Познакомьтесь с мнением литературоведа М.Ремизовой. Какова ее позиция? Сформулируйте в 1-2 предложения. Выделите и запишите на доске ключевые слова.  Сопоставьте мнение критика с данными соцопроса. Прокомментируйте.

СЛАЙД 21. Точка зрения критика М.Ремизовой: «Приходится признавать, что лицо типического героя современной прозы искажено гримасой скептического отношения к миру. Поступки его страшат, и он не спешит определиться ни с собственной личностью, ни с судьбой. Он угрюм и заранее раздражен всем на свете, по большей части ему как будто бы совсем незачем жить. (А он и не хочет.)  Он выступает – если не прямым, то косвенным – наследником Ильи Ильича Обломова, только растерявшего за то время, которое их разделяет, всякий налет романтической сентиментальности. Он ни во что не верит и почти ничего не хочет. Ему страшно не хватает энергии – он являет собой наглядный пример действия энтропии*, поразившей мир и обитающее в нем человечество. Он страшно слаб, этот герой, и по-своему беззащитен. 

Групповое задание (2 группы):

Задание. Проведите обзорный анализ статей в формате «Новость в одну строку» и выявите общие черты типа «герой нашего времени» 21в. по статьям СМИ.

  1. Олимпийской чемпионке Юлии Липницкой (ей 15 лет) присвоено звание «Заслуженный мастер спорта».

YII. Фронтальное знакомство с текстом «В ГОСТИНИЧНОМ НОМЕРЕ». Беседа, заслушивание результатов работы пар и групп.

- Перед вами текст новейшей литературы, литературы начала ХХ века. Вас ожидает удивление неожиданным и узнавание классического. СЛАЙД 20.

- Посмотрите на оформление. Что можете сказать о принадлежности этого произведения к роду и жанру? Эпос, рассказ (новелла).  СЛАЙД  21.

- Что может подсказать нам название? Что случалось в гостиничных номерах, вы ведь знаете эти истории и литературные, и жизненные (Есенин, Маяковский, гостиничные номера героев Достоевского).  Читатель ожидает нечто темное, тайное.

- Зри в корень, говорил Козьма Прутков. Вглядимся в корень, значение слова «гость». Подберите синонимы, ассоциации. Постоялец, пришлец,  временный, проходящий-приходящий, чужой, отверженный.

- Мы вправе предположить, что темой текста является конфликт личности и среды.

- Послушаем. Каковы отношения героя к миру и самому себе? СЛАЙД 22-23. Прослушивание  с наложением текста на рэп. Результат работы пары1.

- Каковы впечатления?  Что можете сказать о герое и его окружении?

В.1 найдите по тексту подтверждение тезиса «Герой–циник», В.2 Герой-романтик.

- Что отличает данное литературное произведение от привычных нам прозаических текстов? Оказывается, это и стихи. Особенность новейшей литературы в смешении стилей, жанров.

- Вас впереди ожидают удивительные встречи с новейшей литературой, где вы будете не просто умными, вдумчивыми читателями, но соавторами, созидателями творческой реальности в зависимости от свой эрудированности (вот в этом коротеньком тексте для кого-то особым смыслом наполнилось мироощущение героя через библейские образы, а кто-то ощутил потайной смысл образа-символа Зеркала, Зазеркалья, а кто-то попробует и сам, как эквилибрист, поиграть словами.

- Интересно мнение критика о новом герое в сопоставлении с мнением самих героев времени. Слушаем  результат работы пары 2. СЛАЙД 24-25.

- О ком пишут газеты? Каков тип «героя нашего времени» 21в. в СМИ?

Заполнение визитной карточки героя.

ВЫВОД: По мнению критика, в литературе герой скептичен, апатичен, слаб. В СМИ общественно активен, мотивы: личные интересы сочетаются с государственными. Герой опять многолик: мужчина, женщина, подросток: одинокий-семейный.

YIII. Подведение итогов. Обобщение. Рефлексия. Дача домашнего задания.

1.СЛАЙД 26. - Каков же он, «герой нашего времени»? Как развивается во времени этот образ? Совершенствуется или деградирует? Или?  Развивается по модели развития общества – по спирали.

- Что вам в нем нравится? Что не приемлете? Заполнение визитки.

2.Приглашение на выставку. СЛАЙД 27.

3.РЕФЛЕКСИЯ. - Что из концепта «герой нашего времени» вы видите в себе? Что хотели бы перенять?

4.Домашнее задание (дифференцированное): СЛАЙД 28.

  1. Творческое. Синквейн «Герой нашего времени».
  2. Репродуктивное. Устное сообщение «Развитие образа «герой нашего времени»   во времени».

. Напутственное слово учителя. СЛАЙД 29.

- Писатели, историки, журналисты, рассказывая о человеке определенной эпохи, выявляют и характерные черты времени, которое обусловило своего героя. Но героями НЕ рождаются,  героями становятся. Тому доказательство  паралимпийцы Сочи, реальное воплощение целеустремленности, мужества, гражданственности.

Станьте героями дня или статьи, героями класса или страны, героями чьего-то романа или судьбы!  

Пусть вам сопутствует удача, благородство и любовь!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пахомова С.И., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №36»

Слайд 2

Герой нашего времени. Эволюция ? Деградация ? Или ?

Слайд 3

План урока. 1. Тип «героя нашего времени» 19в. Русская классика. 2.Тип «героя нашего времени» 20в. История и литература. 3 . Тип «героя нашего времени» 21в . СМИ и текст новейшей литературы.

Слайд 4

Визитная карточка «героя нашего времени » 19век 20 век 21 век Возраст Социальный статус Семейное положение Мировоззрение, мотивы поступков Взаимоотношения с социумом Общественная деятельность (служба, работа) Особенности характера Привлекательные личностные черты ВЫВОДЫ СОСТАВИЛ (А)

Слайд 5

ГЕРОЙ – 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герой труда. 2. Главное действующее лицо литературного произведения. Герой трагедии . 3. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Герой нашего времени. 4. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление). Герой дня. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

Слайд 6

Герой – воплощение национальных черт. Новейший философский словарь. Гегель. Герой – человек, совершающий акт самопожертвования. Словарь философско-этических понятий.

Слайд 7

1.Образ «героя нашего времени» в русской классике. Обзорный анализ. Музыкальное сопровождение В.Р.Вагнер «Слеза (Счастье)»

Слайд 8

Чуть свет – и я у ваших ног! А судьи кто? Чуть свет – и я у ваших ног! А судьи кто?

Слайд 10

«страдающий эгоист», «добрый мой приятель»

Слайд 11

«портрет, составленный из пороков всего нашего поколения »

Слайд 12

«Рыцарь копейки»

Слайд 13

Нигилист, скептик, атеист. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». «Я нужен России… Нет, видно, не нужен».

Слайд 14

Тварь ли я дрожащая – или право имею?

Слайд 15

«Приятная наружность» и «отсутствие всякой определенной идеи». Диван, халат, тапки.

Слайд 17

Заполняем визитную карточку героя

Слайд 18

2.Образ «героя нашего времени» 20в. История и литература.

Слайд 19

3.ОБРАЗ «героя нашего времени» 21в. новейшая литература и сми .

Слайд 20

Григорий Данской (род.1971) В ГОСТИНИЧНОМ НОМЕРЕ

Слайд 21

ГРИГОРИЙ ДАНСКОЙ. В ГОСТИНИЧНОМ НОМЕРЕ В гостиничном номере, было дело, я жил - не тужил, в карманах звенело, и думалось мне: обрету свободу себе и богу в угоду. Стану эдаким воином, птицей эдакой, миру смогу открыться, освободиться, душа очнется, и жизнь начнется. 1 . 2 . 3 . 4 .

Слайд 22

ГРИГОРИЙ ДАНСКОЙ. В ГОСТИНИЧНОМ НОМЕРЕ В гостиничном номере, было дело, я жил - не тужил, в карманах звенело, и думалось мне: обрету свободу себе и богу в угоду. Стану эдаким воином, птицей эдакой, миру смогу открыться, освободиться, душа очнется, и жизнь начнется. 1 . 2 . 3 . 4 .

Слайд 23

…навеки шелест ветки в клюве птицы, ищущей Ноя и находящей шепки каноэ… Но над щепою, над опредмеченной кем-то тщетою, символом канувшей в небыль эпохи – вздохи одушевленной любовью Вселенной, тайный сговор Солнца с Селеной. Это, плача и торжествуя, душа говорит: «Я существую!»

Слайд 24

Точка зрения критика М.Ремизовой : «Приходится признавать, что лицо типического героя современной прозы искажено гримасой скептического отношения к миру… Он угрюм и заранее раздражен всем на свете, по большей части ему как будто бы совсем незачем жить. (А он и не хочет.) … Он выступает – если не прямым, то косвенным – наследником Ильи Ильича Обломова, только растерявшего за то время, которое их разделяет, всякий налет романтической сентиментальности. Он ни во что не верит и почти ничего не хочет. Ему страшно не хватает энергии – он являет собой наглядный пример действия энтропии*, поразившей мир и обитающее в нем человечество. Он страшно слаб , этот герой, и по-своему беззащитен. При всей его романтизированной «надмирности», он всего лишь заговоривший о себе маленький человек ». * Энтропия – мера беспорядка.

Слайд 25

Какими качествами, на ваш взгляд, обладает современный молодой человек? Точка зрения самих героев . Данные соцопроса .

Слайд 26

Приглашение на выставку Сергей Суворов, молодой саранский художник. «От псевдодегенератизма к постконцептуализму». Музей мордовской народной культуры ( ул.Советская, 19, тел.24-67-94).

Слайд 27

ВЫВОДЫ ЭВОЛЮЦИЯ? ДЕГРАДАЦИЯ? Или?

Слайд 28

Домашнее задание (на выбор) Синквейн «Герой нашего времени». Прогноз «Герой нашего времени» через 60 лет». Устное сообщение «Развитие образа «герой нашего времени» во времени».

Слайд 29

ГЕРОИ СОЧИ



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ. Проведите обзорный анализ статей в формате «Новость в одну строку» и выявите общие черты типа «герой нашего времени» 21в. по статьям СМИ.

  1. Олимпийской чемпионке Юлии Липницкой (ей 15 лет) присвоено звание «Заслуженный мастер спорта».


Предварительный просмотр:

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА  ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

19в., русская литература

20 в.,  история и литература

21 в.,  публицистика и новейшая литература

Возраст

Социальный статус

Семейное положение

Общественная деятельность (служба, работа)

Взаимоотношения

с социумом

Мировоззрение,

мотивы поступков

Особенности характера

Привлекательные личностные черты

ВЫВОДЫ

СОСТАВИЛ(А)



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ. Проведите обзорный анализ данного списка с целью: выявить общие черты типа «герой нашего времени».

 

СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20-80-х годов ХХ ВЕКА

«Конармия» И.Бабеля, «Россия, кровью умытая» А.Веселого, «Разгром» А.Фадеева. Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А.Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И.Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б.Пильняка, «Ветер» Б.Лавренева, «Чапаев» Д.Фурманова). Е.Замятин «Мы», А.Платонов «Чевенгур». Нарастающая тревога писателей за будущее.

С.А.Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом…», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…».  Россия, Русь как главная тема всего его творчества.. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэмы «Анна Снегина», «Черный человек» - о судьбе человека и страны, трагизм предчувствий.

В.В.Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».

М.А.Булгаков.  «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». Турбины.

М.А.Шолохов. «Тихий Дон». Григорий Мелехов.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. Лирика А.Ахматовой, Б.Пастернака, Н.Тихонова, М.Исаковского, А.Суркова,  А.Прокофьева, К.Симонова, О.Берггольц, Дм.Кедрина и др.; песни А.Фатьянова; поэмы «Зоя» М.Алигер, «Февральский дневник» О.Берггольц, «Пулковский меридиан» В.Инбер, «Сын» П.Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А.Толстого, М.Шолохова, К.Паустовского, А.Платонова, В.Гроссмана и др. Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К.Симонова, Л.Леонова. Пьеса-сказка Е.Шварца «Дракон».

Александр Трифонович Твардовский. Стихотворения: «Я знаю, никакой моей вины…». «В этот день, когда закончилась война…», «Дробится рваный цоколь монумента…». Поэма «По праву памяти.

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю.Бондарева, В.Богомолова, Г.Бакланова, В.Некрасова, К.Воробьева, В.Быкова, Б.Васильева и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко и др.). Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В.Соколов, В.Федоров, Н.Рубцов, А.Прасолов, Н.Глазков, С.Наровчатов, Д.Самойлов, Л.Мартынов, Е.Винокуров, С.Старшинов, Ю.Друнина, Б.Слуцкий, С.Орлов и др.  «Окопный» реализм.

М.Шолохов. «Судьба человека». Трагическое мужество человека. Андрей Соколов – труженик, воин, гуманист.

А.Фадеев. «Молодая гвардия». Судьбы и характеры молодогвардейцев и их жизненных прототипов. Героизм и трагизм молодых людей.

«Городская» проза: Д.Гранин, В.Дудинцев, Ю.Трифонов, В.Маканин и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.  Ю.В.Трифонов. Повесть «Обмен».

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С.Залыгина, В.Белова, В.Астафьева, В.Распутина,Ф.Абрамова, В.Шукшина, В.Крупина и др. В.П.Астафьев.  «Царь - рыба», «Печальный детектив». В.Г.Распутин.  «Последний срок»,  «Прощание с Матерой», «Живи и помни». А.И.Солженицын. «Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана Денисовича» Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.  Рассказ «Матренин двор».  Нравственная чистота и трагизм героини. Тема праведничества.

Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь». «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво…».  Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Роман «Доктор Живаго».

Н.М.Рубцов.  «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице». Основные темы и мотивы лирики Рубцова – Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа.



Предварительный просмотр:

Задание. Прослушайте 4 трека. Какой из них, по-вашему, наиболее созвучен литературному тексту Гр.Данского «В гостиничном номере»? Обоснуйте выбор. Подготовьте прочтение выделенной части текста под выбранную музыкальную вариацию.

В гостиничном номере, было дело, я жил - не тужил, в карманах звенело, и думалось мне: обрету свободу себе и богу в угоду. Стану эдаким воином, птицей эдакой, миру смогу открыться, освободиться, душа очнется, и жизнь начнется. Город весьма был далек от столицы; меня устраивала роль единицы без имени, качества, вкуса и цвета; стояло лето. Молодняком полны были парк культуры и пляж. Обилие женской натуры мучило глаз. Душа томилась, и время длилось. Я, как умел, вливался в массы бронзовой биомассы, асом я пролетал по танцплощадкам - шатким был мой успех... Всегда сторонним я был наблюдателем. Посторонним. Душа из тела, как из тулупа, смотрела тупо на эквилибр безымянной плоти. Жизнь катилась на автопилоте. И я, как Сизиф, собирал свои силы в ком - но меня сносило...

...Все дальше и дальше от мэйнстрима жизни, событий, мира мимо несет щепу корабельного днища.

Она не ищет соединенья с разбитым судном, не целое - стало быть, неподсудна, не часть - и стало быть, безымянна... «Странно, - шипит, как «боржом», морская пена. - Что это? Мусор иной Вселенной? Разве не все, что есть на свете, - солнце, волна и ветер?»...

Каждую ночь, возвращаясь в номер, я говорил себе: «Ты не помер от тоски, от суеты не избавлен - ты не раздавлен во время народных гуляний толпою, жертвой не пал теракта, тобою не подавилась кишка трамвая. Не переставая, гнать рекламу в открытом эфире, мир не помнит, что ты есть в мире - мир питаться привык мертвечиной. И это причиной тому, что жизнь, будучи в сделке с миром, всегда в чужой тарелке...» ...Поистине, быть человеку битым легче, чем быть забытым.

 Память. Зеркало. Амальгама.

Вряд ли таким меня помнит мама.  Но всякое зеркало с изъяном. Пьяным быть от жизни - полюбить искаженье зеркала. То есть принять отраженье жизни за жизнь саму в оригинале... Мы этот фокус видали. Нож перочинный. Прочь, амальгама. Это, скорее, поступок не Хама, а братьев - Сима и Иафета Лето прощается звездопадом, крушеньем светил - так со мною мое отраженье прощается. Все. Остатки «нала» завещаются персоналу, ибо то отражение, что исчезло, не может платить за диван и кресло, санузел, испорченное «зерцало», белье, одеяло...

Кто я, если не отраженье тех, кто видит меня? Движенье по комнате световых пятен, впадин на потолке, морщин обоев, будто застывших октав прибоя, в желтых разводах уснувших навеки, шелест ветки в клюве птицы, ищущей Ноя и находящей щепки каноэ, ковчега, фрегата, иного ли судна? Трудно сказать теперь... Но над щепою, над опредмеченной кем-то тщетою, символом канувшей в небыль эпохи - вздохи одушевленной любовью Вселенной, тайный сговор Солнца с Селеной... Это, плача и торжествуя, душа говорит: «Существую!».



Предварительный просмотр:

ГРИГОРИЙ ДАНСКОЙ (р.1971)   В ГОСТИНИЧНОМ НОМЕРЕ

ВОПРОСЫ.  Что отличает данный рассказ от привычных нам прозаических текстов? Чем интересен стиль?  Каковы отношения героя к миру и самому себе? Для чего, по-вашему, автор делит текст на пять микротекстов?

В гостиничном номере, было дело, я жил - не тужил, в карманах звенело, и думалось мне: обрету свободу себе и богу в угоду. Стану эдаким воином, птицей эдакой, миру смогу открыться, освободиться, душа очнется, и жизнь начнется. Город весьма был далек от столицы; меня устраивала роль единицы без имени, качества, вкуса и цвета; стояло лето. Молодняком полны были парк культуры и пляж. Обилие женской натуры мучило глаз. Душа томилась, и время длилось. Я, как умел, вливался в массы бронзовой биомассы, асом я пролетал по танцплощадкам - шатким был мой успех... Всегда сторонним я был наблюдателем. Посторонним. Душа из тела, как из тулупа, смотрела тупо на эквилибр безымянной плоти. Жизнь катилась на автопилоте. И я, как Сизиф, собирал свои силы в ком - но меня сносило...

...Все дальше и дальше от мэйнстрима жизни, событий, мира мимо несет щепу корабельного днища.

Она не ищет соединенья с разбитым судном, не целое - стало быть, неподсудна, не часть - и стало быть, безымянна... «Странно, - шипит, как «боржом», морская пена. - Что это? Мусор иной Вселенной? Разве не все, что есть на свете, - солнце, волна и ветер?»...

Каждую ночь, возвращаясь в номер, я говорил себе: «Ты не помер от тоски, от суеты не избавлен - ты не раздавлен во время народных гуляний толпою, жертвой не пал теракта, тобою не подавилась кишка трамвая. Не переставая, гнать рекламу в открытом эфире, мир не помнит, что ты есть в мире - мир питаться привык мертвечиной. И это причиной тому, что жизнь, будучи в сделке с миром, всегда в чужой тарелке...» ...Поистине, быть человеку битым легче, чем быть забытым.

 Память. Зеркало. Амальгама.

Вряд ли таким меня помнит мама.  Но всякое зеркало с изъяном. Пьяным быть от жизни - полюбить искаженье зеркала. То есть принять отраженье жизни за жизнь саму в оригинале... Мы этот фокус видали. Нож перочинный. Прочь, амальгама. Это, скорее, поступок не Хама, а братьев - Сима и Иафета Лето прощается звездопадом, крушеньем светил - так со мною мое отраженье прощается. Все. Остатки «нала» завещаются персоналу, ибо то отражение, что исчезло, не может платить за диван и кресло, санузел, испорченное «зерцало», белье, одеяло...

Кто я, если не отраженье тех, кто видит меня? Движенье по комнате световых пятен, впадин на потолке, морщин обоев, будто застывших октав прибоя, в желтых разводах уснувших навеки, шелест ветки в клюве птицы, ищущей Ноя и находящей щепки каноэ, ковчега, фрегата, иного ли судна? Трудно сказать теперь... Но над щепою, над опредмеченной кем-то тщетою, символом канувшей в небыль эпохи - вздохи одушевленной любовью Вселенной, тайный сговор Солнца с Селеной... Это, плача и торжествуя, душа говорит: «Существую!».



Предварительный просмотр:

Задание. Познакомьтесь с мнением литературоведа М.Ремизовой. Какова ее позиция? Сформулируйте в 1-2 предложения. Выделите и запишите на доске ключевые слова.

Сопоставьте мнение критика с данными соцопроса. Прокомментируйте.

«Приходится признавать, что лицо типического героя современной прозы искажено гримасой скептического отношения к миру… Он угрюм и заранее раздражен всем на свете, по большей части ему как будто бы совсем незачем жить. (А он и не хочет.) … Он выступает – если не прямым, то косвенным – наследником Ильи Ильича Обломова, только растерявшего за то время, которое их разделяет, всякий налет романтической сентиментальности. Он ни во что не верит и почти ничего не хочет. Ему страшно не хватает энергии – он являет собой наглядный пример действия энтропии*, поразившей мир и обитающее в нем человечество. Он страшно слаб, этот герой, и по-своему беззащитен. При всей его романтизированной «надмирности», он всего лишь заговоривший о себе маленький человек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.

изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....

Презентация к уроку литературы по темк "Композиция романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Вопрос о композиции литературного произведения сложен для восприятия учащихся. Презентация помогает систематизировать материал и подвести итог работе над анализом произведения....

Литературная игра "Что? Где? Когда?"по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Литературную игру можно использовать на заключительном уроке по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", а также на внеклассном мероприятии....

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

РОМАН М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». НАШИ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Статья посвящена анализу романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В рамках проведения юбилейных мероприятий к тексту произведения пришлось обращаться снова и снова. Данный материал составляют во...

Исследовательская работа «Герой нашего времени» - «грустная дума о нашем времени»

Выяснить, что позволилоВ.Г. Белинскому назвать романМ.Ю. Лермонтова «грустной думой о нашем времени»...

Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Печально я гляжу на наше поколенье!»

Анализ главы «Бэла»Цель урока:1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.2.Развивать умение находить в тексте материал  о герое3.Заинтересовать обучающихся  лично...