Система творческих заданий в учебнике под редакцией Меркина.
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему
Методический аппарат учебника Меркина разнообразен и нацелен на развитие творческих возможностей учеников. Помимо традиционных вопросов и заданий в него введен ряд рубрик, способствующих развитию интереса к изучению литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_astapovoy_l.v.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Самовецкая СОШ»
Система творческих заданий
в учебнике под редакцией
Меркина.
Выполнила:
Астапова Л.В.
2014г.
В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Речь идет не только об усвоении учащимися определенной суммы знаний, но и о развитии личности, познавательных и творческих способностей. Литература как учебная дисциплина входит в обязательную часть Базисного учебного плана как самостоятельный предмет. Основными подходами к преподаванию литературы в школе являются деятельностный , культуроведческий, практико-ориентированный и личностно ориентированный подходы, что определяет соответствующие требования к содержанию и методическому аппарату учебно-методических комплектов (УМК). УМК Г.С. Меркина содержит компоненты, которые помогают учителю реализовать эти современные подходы в преподавании литературы. Для второй ступени общего образования в УМК входит: «Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы» (автор Г.С. Меркин) и его же учебники – хрестоматии для 5-8 классов. Учебник для 9 класса составлен авторами В.И.Сахаровым и С.А. Зининым.
Важнейшими целями, которые должны быть реализованы в течение всех лет обучения, являются развитие устойчивого интереса к самостоятельному чтению и формирование представлений о русской литературе как национальном достоянии. Именно поэтому и в программе, и в учебнике предполагаются органическое единство учебной и внеурочной деятельности по литературе, системная работа по литературному краеведению, широкое поле для введения информации о смежных искусствах, позволяющих, с одной стороны, увидеть многофункциональные возможности литературы, а с другой – выявить интеграцию литературы с другими искусствами и определить значение каждого из них, способы взаимовлияния.
Воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры происходят как через отбор литературных произведений в соответствии с возрастом и уровнем читательских интересов учащихся, так и через предложенную систему вопросов по выявлению первичного восприятия текстов, словесных и литературных игр, обращённых к языковому чутью школьников. Богатый методический и теоретический материал дан в системе разнообразных рубрик позволяющих подойти к процессу обучения дифференцированно, с учётом возможностей и интересов конкретного ученика. Методический аппарат учебника Меркина разнообразен и нацелен на развитие творческих возможностей учеников. Помимо традиционных вопросов и заданий в него введён ряд рубрик, способствующих развитию интереса к изучению литературы. Учебное пособие содержит задания различного уровня:
- репродуктивного;
- творческого;
- поискового.
В учебнике прослеживается система творческих заданий. Вопросы и задания четко сформулированы и логически выстроены, ориентированы на возраст учащихся и их читательские интересы. В учебнике хрестоматии воспитанию настоящего читателя подчинено многое, начиная от форзацев с материалами об истории книги. В связи с этим урок по тексту введения представляется нам очень важным. В процессе подготовки к уроку и во время его проведения целесообразно использовать вопросы к диспуту «Книга-твой друг и советчик»:
1.Каким бы ты хотел видеть своего друга?
2.Являются ли книги ценностью в вашей семье?
3.Какие проблемы, поднятые в прочитанных тобою книгах, тебя особенно волнуют? Что бы ты хотел обсудить?
4. Могут ли воспитать тебя размышления над прочитанной книгой?
5.Какие книги ты бы обязательно взял с собой на необитаемый остров? Объясни , почему?
6.Можно ли представить жизнь человека будущего без книги?
7.Может ли книга подсказать тебе, в чём смысл и красота жизни?
8.Можно ли воспитывать характер по книгам?
Ряд заданий учебника подразумевает включение воображения. Ученикам предлагается нарисовать иллюстрацию к произведению, самостоятельно написать рассказ и т.д. Изучение произведений И.А. Бунина, Л.Н.Андреева и С.А. Есенина завершаем творческой работой учащихся. Пятиклассникам предлагается написать собственный рассказ о деревне.
Моя деревня.
Чудесны окраины нашей деревни. Поля, луга, лес, а за ними- моя деревня. У нас в деревне есть речка под названием Битюг. На левом берегу раскинулся луг и высокий смешанный лес. Сама речка не очень большая, но очень красивая. По её берегам, у самой воды, растёт камыш, с берега можно любоваться лилиями и кувшинками. Жаль только, что с каждым годом их становится всё меньше и меньше. Около леса есть холмы и овраги. Зимой со склонов хорошо кататься на лыжах, а летом они покрываются цветами. С холмов хорошо видны все окрестности. А в лесу такая красота! Сначала расцветают подснежники, затем примула, ландыши. Все разные, всех оттенков.
А моя улица хороша во все времена. Здесь много садов, поэтому летом она утопает в зелени. Цветы цветут с ранней весны до поздней осени. Здесь тишина и спокойствие.
Как прекрасна и удивительна моя деревня!
Иншакова Лена.
Актуальность подобных заданий в образовательном процессе очевидна, ведь именно недостатки в развитии воображения часто являются причиной непонимания художественного текста.
На развитие воображения направлены и такие вопросы и задания:
1. Какими вы представляете себе старого и молодого солдата? Нарисуйте устно их портреты (по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино». Литература 5 кл. ч.1 с.149 «Вопросы и задания».)
2.Составьте устный рассказ об одном дне из жизни крестьянского мальчика по иллюстрации А.И. Лебедева.(Литература 5кл. ч.1 с.272 «Вопросы и задания»).
3.Очень сложная задача – проиллюстрировать рассказ Куприна «Золотой петух». Как вы думаете, почему? Если бы вы были художником-иллюстратором, что бы вы постарались передать своим рисунком? (Литература 5 кл. ч.2 с.45 «Вопросы и задания»).
4.В каких случаях в наши дни можно назвать человека «робинзоном»? (Литература 5 кл. ч.2 с.161 «Вопросы и задания»).
5. Дайте словесный портрет Гека. (по книге М. Твена «Приключения Тома Сойера». Литература 5кл. ч.2 с.204 «Вопросы и задания»).
Обучению творческой литературно-критической деятельности способствуют в учебнике статьи «В мире художественного слова»,сопровождающие заданиями разного уровня сложности, которые учитель должен предлагать учащимся с учётом дифференцированного подхода к обучению.
1.Выпишите из текста повести слова и словосочетания, передающие колорит народной речи.(по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» .Литература 5 кл. ч.1 с.217.)
2.Какие высказывания Л.Н.Толстого показались вам наиболее близкими и интересными? Почему?
3.Прочитайте фрагмент «Освобождение». С помощью какой части речи переданы состояние Жилина и атмосфера всего происходящего ? Какие ещё средства художественной выразительности использует Л.Н.Толстой? Для чего?( по рассказу «Кавказский пленник». Литература 5 кл. ч1 с.308)
4.Перечитайте рассказ внимательно . Что чему и кто кому противопоставлены в рассказе? Как вы думаете, чего добивается этими противопоставлениями автор?(по рассказу Л.Н. Андреева «Петька на даче». Литература 5кл. ч.2 с.36)
Творческие задания по развитию речи находятся в рубрике «Живое слово». Виды работ по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого к сложному (таблица, развёрнутый ответ по плану, инсценирование, чтение по ролям, сравнительная характеристика, сочинение, создание кинофильмов, дискуссии, эссе и т.д. (Литература 5кл. ч.1 с.25,с.83,с.95,с.140; ч.2 с.45,с.118 и др.
Литература 7кл. ч.1 с.16,с.62,ч2 с. 130,с.166).
В 5 классе можно выделить часть урока или при необходимости целый урок, включающий обязательную подготовительную работу по обучению способам деятельности. Целого урока требуют такие виды работ, как «изложение с творческим заданием», «письменный отзыв на эпизод», «письменная характеристика героя». Некоторые задания предполагают сочетание классной и домашней работы учащихся. К ним относятся такие виды работ, как сочинение собственной сказки, рассказ о герое, письменный отзыв о герое.
Задания по краеведению размещены в рубриках «Для вас, любознательные», «После уроков», «Живое слово». Учитель имеет возможность организовать учебную и внеурочную деятельность, основанную на явлениях, наиболее значимых для определённого края, региона. Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины. Краеведение обогащает учащихся знаниями о родном крае, воспитывает любовь к нему, формирует гражданственность и патриотизм. Учащиеся должны понимать свою связь с окружающим микромиром, осознавать значимость наследия родного края в своей жизни, интересоваться жизнью края, уметь самостоятельно находить информацию.
1.Подбор материала к творческому отчёту «Сказители и собиратели сказок» 5кл.
-Сказительница Королькова. Старая Тойда и Воронеж. Сборник сказок «Золотое колечко из кукушкиных слёз».
-Афанасьев в Боброве и Богучаре. Сборник «Народные русские сказки».
2.Подготовка выставки « Имя И. Бунина в нашем крае». 6 кл.
3.Мои замечательные земляки…
Литературные памятники Воронежа. ( Кольцов, Никитин, Платонов, Бунин, Пушкин, Мандельштам, Есенин).
В учебнике содержатся интересные игровые задания в рубрике «Литературная игра» (Литература 5кл. ч.1 с.24,с.129; Литература 7 кл. ч.1 с.360, с.378)
-Вспомните и запишите несколько пословиц об учении и книге. (время -3минуты.) Выиграл тот, кто вспомнил больше пословиц.
- Выберите для начала одну пару рифм. Добавляйте к ним другие рифмующиеся слова. Выигрывает тот, кто последним назовёт рифмующееся слово.
-Попробуйте восстановить строки по данным рифменным парам:
… могуч … стала
… туч … пропала
… море … по ней
… просторе … Елисей
Учебная, внеклассная и воспитательная работа идут параллельно. После изучения произведений имеется рубрика «После уроков», где речь идет о подготовки и проведении викторин, конкурсов, вечеров. При этом можно использовать различные формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные. К организации внеклассной работы нужно подходить профессионально, учитывая уровень подготовленности класса и отдельных учащихся и не допуская перегрузки.
Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова (5класс ч.1 с.156).
« Тарханы – Москва»
1.Где и когда родился Лермонтов?
2.Как звали его родителей?
3.Кто является основателем рода Лермонтовых?
4.Где прошло детство Лермонтова?
5.Кто воспитывал Лермонтова?
6.Какова история названия села Тарханы?
7.Каким искусствам обучался Лермонтов в детстве?
8.Где учился Лермонтов?
9.Как называлось первое изданное произведение, которое Лермонтов подписал своим именем?
10.Как теперь называется село Тарханы?
Модели литературных игр, коллективные творческие дела по предмету могут быть использованы при изучении тем на уроках, а также при проведении внеурочных занятий.
Составьте сборник
«Пословица ввек не сломится»
Предисловие
Ручеёк человеческой мудрости не иссяк и в наши дни, поэтому в сборник включены пословицы и поговорки на актуальные темы: о дружбе, об учении, о семье.
В качестве источников информации использовались не только печатные издания, но радио и телевидение. Ценность той или иной мысли можно доказать её содержательностью, что могут проверить читатели.
Пословицы на тему «Дружба»
-Два друга- мороз да вьюга.
-Для друга и семь вёрст не околица.
-Для дружка и серёжка из ушка.
-Друг верен во всём измерен.
-Друг за друга держаться- ничего не бояться.
-Друг он мой, а ум у него свой.
-Друг терем ставит, а недруг гроб ладит.
-Друг –ценный клад, а недругу никто не рад.
-Друга ищи ,а найдёшь- береги.
-Друга на деньги не купишь.
Пословицы на тему «Семья»
-Вся семья вместе, и душа на месте.
-Мир в семье женой держится.
-На что и клад, когда в семье лад.
-Детишек воспитывать -не курочек пересчитывать.
-Дитя не плачет , мать не разумеет.
-Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
-Птицы в семье до осени, дети в семье до возраста.
-В семье не без урода.
-Согласную семью и горе не берёт.
-Семья без детей что цветок без запаха.
Пословицы на тему «Учение, ум»
-Нет ума - не поможет и сума.
-Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
-Ум без разума беда.
-Ум разумом крепок.
-Ум разуму не указ.
-Умная голова, да дураку досталась.
-Умного учить, как доброго коня в поводу водить.
-Учёного учить- только портить.
-Ученья корень горек, да плод сладок.
-Учись доброму , так худое на ум не пойдёт.
Посади аллею
После изучения темы «Загадки» можно провести следующий конкурс: учащиеся подбирают загадки о цветах, пишут их на отдельных листах, оформляют рисунками. Дети разгадывают загадки друг друга, определяется победитель. Из рисунков организуется выставка.
1.Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
2.В моей белой чашке для всех ароматы,
И пыль золотая для пчёлки мохнатой,
Хоть стебель мой строен, головка красива
И листик мой длинен, но я не спесива.(Лилия)
3.Название какого цветка- кондитерское изделие?(Ирис)
4.Название какого цветка состоит из частицы, предлога и названия сторожевого помещения?(Незабудка)
5.На нем платок пуховый,
Всегда слететь готовый.(Одуванчик)
6.Он стоит в одёжке, как огонь на ножке.
Станет без одёжки шариком на ножке.(Мак)
7. Рос шар бел, ветер дунул- улетел.(Одуванчик)
8.Стоит в саду кудряшка- белая рубашка.
Сердечко золотое, что это такое?( Ромашка)
9.Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.( Колокольчики)
10.Ярко-синий, пушистый,
Он в хлебе родится, в еду не годится.( Василёк)
В учебнике прослеживаются межпредметные связи: литература- русский язык- история- ИЗО- музыка.(Рубрики «Живое слово», «В мире художественного слова», «Вопросы и задания»)
1.Портрет И.А.Крылова. Художник К.Брюллов. Фотография памятника баснописцу в Летнем саду. Скульптор П.К. Клодт. и т.д.
(Литература 5 кл. ч1 с.71,79.)
2.Какой момент Бородинского сражения изображён на фрагменте панорамы А.Ф. Рубо? Какие строчки стихотворения ему созвучны? Какие изобразительные детали позволяют почувствовать накал сражения?(Литература 5 кл. ч1 с.149) и др.
Учебники Г.С. Меркина адресованы ученику. Особенностью учебников является настроенность на диалог: педагог формирует интерес школьников не только к творческому прочтению произведения, но и к сотворчеству, т.е. к глубинному и проникновенному диалогу читателя и писателя.(Рубрики «Поговорим о прочитанном», «Это интересно», «Поразмышляем о прочитанном».)
Существует многообразие нетрадиционных форм урока, мы часто обращаемся к уроку-диалогу, литературной игре, размышлению и т.д. Деятельностные страницы можно найти в каждом учебнике Г.С. Меркина. Уроки творчества привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к предмету и способствуют лучшему усвоению программного материала. Атмосфера на уроке непринуждённая: свободное расположение, вхождение в образ и проблему общения, возможность самовыражения. Групповая форма выполнения заданий формирует у учащихся умения работать в коллективе, творчески решать поставленные учебные задачи. В зависимости от возрастных особенностей обучающихся можно им предлагать творческие проекты ролевые игры, дискуссии, съёмку собственных видео фильмов.
Автор стремился к тому, чтобы учебник работал на перспективу, в связи с этим в нём немало заданий, ориентированных на проведение ЕГЭ по литературе. Развивающимися являются задания, ориентированные на уровень «Б».
Например, «Выпишите из текста эпитеты и определите, с какой целью использовал их автор».
Рубрика «Поговорим о прочитанном» даёт возможность выявлять « потаенную мысль» произведений. Подобные занятия готовят учеников к самому трудному из предстоящих испытаний - заданию «С».
Все задания в учебнике Меркина целесообразны и многофункциональны. С помощью заданий учебника мы можем проверить знание текста или теоретический материал, организовать индивидуальную работу, осуществляя дифференцированный подход. Разнообразие упражнений и творческих заданий способствуют развитию познавательного интереса у учащихся.
Задания учебника содержат воспитательный потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся
Проблема творческой самореализации личности учащихся в современном мире является основной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с т...
Система творческих заданий
Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению; отсутствие нравственного ориентира. Главной задачей образования с...
Система творческих заданий по подготовке к ЕГЭ по теме «Множество значений функции»
Система творческих заданий по подготовке к ЕГЭпо теме «Множество значений функции»...
Из опыта работы "Система творческих заданий как основа формирования качеств творческой личности"
В работе представлена система творческих заданий по музыке, используемых в урочное и внеурочное время с целью развития творческого потенциала учащихся и формирования качеств творческой личности. Залог...
"Сравнительный анализ содержательной линии учебников под редакцией Т.Ф.Курдюмовой и под редакцией Г.С.Меркина"
Материал содержит выступление учителя русского языка и литературы на МО...
Система творческих заданий в рамках курса духовно-нравственного воспитания образовательной программы «Истоки» (из опыта работы)
В рамках курса " Слово и образ России"обучающимся предлагаются разные виды творческих заданий:создание генеалогического древа,сравнительная характеристика разных видов искусства по определен...
Система творческих заданий по подготовке к ЕГЭ по теме «Множество значений функции»
Система творческих заданий по подготовке к ЕГЭпо теме «Множество значений функции»...