"Сравнительный анализ содержательной линии учебников под редакцией Т.Ф.Курдюмовой и под редакцией Г.С.Меркина"
материал на тему
Материал содержит выступление учителя русского языка и литературы на МО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Сравнительный анализ содержательной линии учебников под редакцией Т.Ф.Курдюмовой и под редакцией Г.С.Меркина
Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека.
При создании любого УМК авторы опираются на федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г. В государственном образовательном стандарте определены литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения с учётом целей, которые определены стандартами.
Обратимся к УМК, автор-составитель которого Г.С.Меркин(1) и к УМК Т.Ф.Курдюмовой.(2)
УМК, автор Г.С.Меркин | УМК, автор Т.Ф.Курдюмова |
Отбор произведений, как правило, художественно совершенных с нравственно-эстетической точки зрения и учитывающих духовный рост личности, предполагает тематические, жанровые и иные переклички, позволяющие сопоставлять, сравнивать изучаемые произведения на протяжении всего курса обучения. Авторы исходят из того, что в начальной школе заложены основы литературного развития школьника, сформированы личностные качества ученика и далее все эти грани углубляются и расширяются: 5 кл- скрепляющей идеей стала мысль о книге, о её роли в творчестве писателя, в жизни человека. 6 кл- сложные отношения авторов к своим героям. 7 кл- понимание творчества и творческого процесса. 8 кл- постижение явлений, связанных с литературными событиями, направлениями и со своеобразием отдельных исторических процессов. 9 кл- подведение итогов работы в 5-8 классах и усвоение основ историко-литературного процесса в русской культуре. | Структура данного курса воспроизводит литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней. Наиболее полно представлены те этапы развития литературы, которые живы сегодня. Так, огромное количество времени выделено литературе 20 века. Авторы отбирали произведения, исходя из основных направлений каждого класса, т.е. в каждом классе определено ведущее понятие, опираясь на которое изучается произведение. 5 кл- сюжет. 6 кл- герой-подросток. 7 кл- проблема рода и жанра. 8 кл- понимание позиции автора. 9 кл- литература представлена в контексте мировой литературы. Обзор историко-литературных событий сочетается с изучением шедевров русской классики. |
Опираясь на эти составляющие, каждым автором были взяты те произведения, с которыми мы вместе с учащимися имеем возможность знакомиться, понимать, анализировать при выборе данного УМК.
В стандартах 1 поколения по литературе сказано, что основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе является их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям. И согласно этапам развития русской литературы, материал разбит на разделы.
Согласно этому положению произведения в УМК Г.С. Меркина и в УМК Т.Ф. Курдюмовой расположены в последовательности от древности до наших времен.
Обратимся к учебникам 6 класса этих УМК.
УМК Г.С. Меркин | УМК Т.Ф, Курдюмова |
Введение, где представлены статьи: «О литературе», « О писателе», « О читателе». Мифы Греческая мифология: «Пять веков», « Прометей», « Яблоки Гесперид». Устное народное творчество Легенда « Солдат и смерть» Предания « Как Бадыноко победил одноглазого великана» « Сказка о молодильных яблоках и живой воде» Древнерусская литература «Сказания о белгородских колодцах» « Повесть о разорении Рязани Батыем» « Поучение…» Вл. Мономаха Литература 18 века М.В. Ломоносов « Стихи, сочиненные на дорогое в Петергоф» Литература 19 века В.А. Жуковский Баллады « Светлана» Не изучается Не изучается Не изучается А.С.Пушкин Лирика «Деревня» «Редеет облаков летучая гряда…» «Зимнее утро» Повесть «Дубровский» М.Ю.Лермонтов Лирика «Тучи», «Парус», «Листок». Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» И.С.Тургенев «Записки охотника» Рассказ «Бирюк», « В дороге» Н.А.Некрасов стихотворения, в которых образ женщины-труженицы,женщины-матери: « В полном разгаре страда деревенская..», « Великое чувство..» Л.Н.Толстой «Детство»-главы Рассказ «Бедные люди» Не изучают В.Г.Короленко повесть «В дурном обществе» А.П.Чехов «Толстый и тонкий», «Шубочка», «Налим» Литература 20 века И.А.Бунин «Не видно птиц», «Покорно чахнет..» Рассказ «Лапти» А.И.Куприн Повесть «Белый пудель» Рассказ «Тапер» С.А.Есенин «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано..» М.М.Пришвин Сказка-быль «Кладовая солнца» Н.М.Рубцов «Звезда полей», «Тихая моя родина» Поэзия о Великой Отечественной войне А.Ахматова «Мужество», «Победа» С.Орлов «Его зарыли в шар земной» К.Симонов «Жди меня» Р.Г.Гамзатов «Журавли» Д.С.Самойлов «Сороковые» М.В.Исаковский «В прифронтовом лесу» В.П.Астафьев очерк «Русская мелодия» Рассказ «Конь с розовой гривой! Зарубежная литература Восточные сказки: «Сказка о Синдбаде- мореходе» Братья Гримм сказка «Снегурочка» О.Генри рассказ «Вождь краснокожих» Дж.Лондон рассказ «Любовь к жизни» | Введение, где представлена статья « Герой в мире художественного слова». Мифы Не изучаются. Далёкое прошлое человечества Былины « На заставе богатырской» Сказка А.Н. Островского « Снегурочка» ( в сокращении) Древнерусская литература Не изучается. Литература 18 века Не изучается. Литература 19 века В.А.Жуковский Баллады « Кубок», «Лесной царь» С.Т. Аксаков « Детские годы Багрова внука», « Буран» И.А.Крылов Басни « Два мальчика», « Волк и ягненок» В.Ф. Одоевский Отрывки из журнала Маши. А.С. Пушкин Лирика «К сестре» « К Пущину», «Послание к Юдину», « Товарищам» М.Ю.Лермонтов Лирика «Утес», «На севере диком..», «Три пальмы» «Панорама Москвы» Не изучается И.С. Тургенев «Бежин луг» Н.А.Некрасов стихотворения « Крестьянские дети», «Школьник» Л.Н.Толстой «Отрочество»-главы Ф.М.Достоевский «Мальчики» из романа «Братья Карамазовы» Не изучают А.П.Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий» Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»- фрагменты Ещё немного приключений Т.Х.Уайт «Свеча на ветру» (В сокращении) М.Твен Приключения Гекльберри Финна –фрагменты Ж.Верн «Таинственный остров» (в сокращении) О.Уайльд «Кентервильское привидение» Литература 20 века А.Т.Аверченко «Смерть африканского охотника» М.Горький «Детство»- фрагменты А.С.Грин «Гнев отца» К.Г.Паустовский «Повесть о жизни»- фрагменты Ф.А.Искандер «Детство Чика» (в сокращении) И.А.Бунин стихотворения «Детство», «Первый соловей» А.А.Блок «Ветер принес издалека..» «Полный месяц встал над лугом» К.Д.Бальмонт «Золотая рыбка» Б.Л.Пастернак «Июль» Великая Отечественная война К.М.Симонов «Сын артиллериста» М.Лисянский Песня «Моя Москва» |
Опираясь на таблицу сравнения содержательной линии по программам Т.Ф.Курдюмовой и Г.С.Меркина, можем сказать, что Т.Ф.Курдюмовой взяты не все этапы развития русской литературы: нет мифологии, древнерусской литературы, литературы 18 века. И хотя в 5 классе изучается мифология, но далее не происходит более глубокого, разностороннего знакомства с мифами. Так как в 6 классе основное направление получает понятие герой-подросток, то и для изучения взяты произведения, в которых главный герой- подросток, который попадает в различные жизненные ситуации, а ребята при анализе могут высказать своё мнение, т.к. сейчас находятся в том же возрасте.
Г.С.Меркин в изучении литературы в школе использовал направление концентрическое на хронологической основе. Начиная с 5 класса учащиеся изучают вершинные произведения классической литературы и литературы 20 века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов.
В стандартах 1 поколения в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ указаны литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения. Так , Г.С.Меркин наиболее полно использовал те произведения, которые указаны в стандартах 1 поколения и практически все произведения изучаются в полном объёме.
В программе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой использованы больше произведения, которые вправе выбирать сам автор,т.е. при перечислении авторов и обязательных произведений в стандартах указано ещё количество произведений, которые выбирает сам составитель программы. Большая часть произведений изучается не в полном объёме: в сокращении или фрагменты. Это, на мой взляд, затрудняет часто понимание учащимися позиции героя и самого автора и вообще понимание всего произведения.
Я считаю, что содержательная линия УМК, автор-составитель которого Г.С.Меркин, наиболее приближена и отражает литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения, указанные в стандартах 1 поколения по литературе. Именно программа Г.С.Меркина адресована ученику современной общеобразовательной школы, человеку 21 века, наследующему духовный опыт великой русской культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Коровиной В.Я,)
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...
рабочая программа по русскому языку 7 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Ладыженской)
Рабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование//...
рабочая программа по литературе 7 класс ФГОС (линия учебников под редакцией Коровиной В.Я.)
данная программа разработана для 7 класса ФГОС (линия учебников Коровиной В.Я)...
Программа по литературе 5 - 9 классы предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной.
Программа по литературе 5 - 9 классы предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной....
Тест по литературе за I четверть 5 класс по учебнику под редакцией Т.Ф. Курдюмовой
Материал может быть использован в качестве итоговой проверки знаний материала за I четверть 5 класса...
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Литература» (предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной) 5-9 классы
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Литература» (предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной) 5-9 классы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...