Анализ поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Анализ поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"(вопросы и задания)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon komu_na_rusi_zhit_khorosho.zip15.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Кому на Руси жить хорошо»

Вопросы и задания

«Пролог»

  1. В чём суть спора между мужиками? Какую клятву они дают в конце «Пролога»?
  2. Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе»?
  3. Какие предметные реалии, названия говорят о тяжёлой  жизни крестьянина в пореформенный период?
  4. Какова сюжетно-композиционная роль «Пролога « в поэме? Можно ли считать, что «Пролог» - это заявка автора на новое изображение «энциклопедии русской жизни», на этот раз прежде всего жизни народной, крестьянской?

«Поп»

  1. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?
  2. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
  3. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?
  4. Какие фольклорные элементы можно заметить в этой главе?

«Сельская ярмонка»

  1. Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?
  2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа  вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?
  3. Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?
  4. Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?
  5. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?

Анализ крестьянских типов в поэме

( Яким Нагой-ч.1.гл.3; Ермил Гирин-ч.1.гл.4; Савелий, богатырь святорусский-ч.3,гл.3;

Матрёна Тимофеевна Корчагина-ч.3,пролог; гл.1,2; ч.3.гл.4-8)

  1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?
  2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
  3. Какой герой рассуждает о жизни? Что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?
  4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
  5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?
  6. Почему странники не признали героя счастливым?
  7. Какой смысл содержится в говорящей фамилии героя?
  8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о герое?

Помещики в поэме

  1. Почему портреты помещиков автор даёт сатирически? Сравните манеру их изображения с описанием облика крестьян.
  2. Что сообщают читателю говорящие фамилии помещиков?
  3. С каким чувством изображает автор отношения между помещиками и крестьянами до отмены крепостного права? Почему слова «забота»,  «любовь»,  «милость» звучат в поэме с сарказмом?
  4. Какой смысл в понимании образов помещиков раскрывают их речевые характеристики?
  5. Как в изображении помещиков автор использует предметную деталь, гиперболы, гротеска, несоответствия?
  6. В каких смешных положениях оказываются помещики? Почему этот смех грустный? Какие традиции русской литературы использует здесь Некрасов?
  7. Какие народные оценки угнетателей звучат в главах? Можно ли считать образы помещиков однолинейными или в них есть сложность, внутренние противоречия?
  8. Как в главах изображены крестьяне? Каково авторское отношение к людям «холопского звания»? Как автор относится к крестьянам князя Утятина? Почему?

Задания

  1. Охарактеризуйте образ Павлуши Веретенникова. Чем он занимается и как помогает крестьянам? Полезна ли его деятельность для угнетённого народа? (ч.1,гл.2,3)
  2. Охарактеризуйте холопа примерного  Якова Верного. Как он выражает свой протест против господ? Какой характер носит его протест? Какова идейно-композиционная роль его образа в поэме?
  3. Охарактеризуйте облик Кудеяра-атамана из легенды «О двух великих грешниках». Какой аллегорический смысл заключён в легенде о Кудеяре? Какой путь борьбы за свободу народа показывает Некрасов на примере Кудеяра? Как этот образ соотносится с образами «праведников» и «грешников» в литературе 19 века?
  4. Почему ни один из этих героев не признан Некрасовым настоящим народным заступником, человеком счастливым?
  5. Какие лучшие и худшие черты русского национального характера изображает Некрасов в поэме?

Гриша Добросклонов – настоящий народный заступник, человек счастливый.

  1. Составьте рассказ о Грише Добросклонове, обращая внимание на:
  • его прошлое
  • характеристику его родителей
  • портрет
  • его материальное положение
  • черты характера, таланты, способности
  1. С какими образами русской литературы 19 века созвучен образ Гриши Добросклонова? Какие реальные прототипы могли у него быть? Почему Некрасов делает своего героя поэтом? Что можно сказать о его поэтическом таланте?
  2. Прочитайте песни Гриши: «Солёная» , «Средь мира дольного…»,  «В минуты унынья, о родина-мать…», «Русь». Какие проблемы в них поднимаются? Как они характеризуют Гришу? Как в песнях выражается вера автора в силы русского народа?
  3. Каковы жизненные позиции Григория? С какой целью автор сообщает нам о его юности? Какой путь выбирает он себе? Что ему готовит судьба? Черты романтического или реалистического стиля преобладают в изображении Гриши Добросклонова? Подтвердите свои суждения текстом.
  4. Какой образ России рисует автор в главе «Пир на весь мир»? Как Гриша характеризует  свою Родину? Каким он представляется нам как автор песни «Русь»?
  5. Каков смысл позиции автора, считающего Григория тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачет по поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Урок-зачет по поэме Н.А.Некрасова разработан на основе технологии творческого развивающего обучения для учащихся 10-х классов.Учених должен уметь анализировать, воспринимать, сравнивать и творчески во...

Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»

Цели:        Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»;        создать необходимый э...

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс

Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...

Замысел, история создания, композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Анализ пролога, глав "Поп", "Сельская ярмонка", «Пир на весь мир»

Поэма «Кому на Руси  жить хорошо» является ключевой в творчестве Н.А.Некрасова. Её изучение предусмотрено в рамках традиционной программы по литературе в 10 классе. На изучение произв...

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов....

Н.А.Некрасов. История создания поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Анализ "Пролога",анализ глав: "Поп","Сельская ярмонка", "Пьяная ночь".

Презентация может быть использована при изучении поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"....

Проверочная работа по поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

проверочная работа по поэме нг. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...