Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов.
план-конспект по литературе
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komu_na_rusi_zhit_horosho.docx | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – это любимое произведение Некрасова, идею которого он вынашивал не один год, мечтая отразить в поэме все наблюдения о крестьянской жизни. Немалый срок – 14 лет – заняло и написание произведения, причем в процессе работы над ним поэт несколько раз изменял первоначальный замысел. Неудивительно, что композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо» считается сложной, а порою о ней отзываются как о рыхлой и не до конца сформированной.
Однако, рассматривая особенности композиции «Кому на Руси жить хорошо», необходимо учитывать специфику жанра самой поэмы. Жанр «Кому на Руси жить хорошо» определяется как поэма-эпопея, т.е., это произведение, описывающее жизнь целого народа во время какого-либо значительного исторического события. Чтобы изобразить народную жизнь во всей ее полноте, требуется соблюдение эпопейной композиции, в которую включается многогеройность, наличие нескольких сюжетных линий либо вставных эпизодов, а также некая недосказанность.
Сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова линеен, он построен на описании путешествия семи мужиков-временнобязанных в поисках счастливого человека.
Их встреча описывается в экспозиции поэмы: «На столбовой дороженьке / Сошлись семь мужиков». Сразу заметно, что Некрасов старается стилизовать свое произведение под народное: он вводит в него фольклорные мотивы. В экспозиции и последующей завязке угадываются сказочные элементы: неопределенность места и времени действия («в какой земле – угадывай»), наличие сказочных персонажей и предметов – говорящая птичка, скатерть-самобранка. Значимым является и количество мужиков – их семеро, а семь в сказках всегда считалось особенным числом.
Сюжет «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов остался не реализованным до конца, но основную задачу — изобразить жизнь русского народа — автор в поэме все же решил. Более того, последняя часть, «Пир на весь мир», приводит читателя к ожидаемой кульминации. Счастливым человеком на Руси оказывается Гриша Добросклонов, желающий прежде всего не своего, а народного счастья. И жаль, что песен Гриши странники не слышат, ведь путешествие их уже могло бы закончиться.
Нравственные проблемы в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Около четырнадцати лет, с 1863 по 1876 г., продолжалась работа Н.А. Некрасова над наиболее значительным произведением в его творчестве – поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Несмотря на то, что, к сожалению, поэма так и не была закончена и до нас дошли лишь отдельные ее главы, уже позже расставленные текстологами в хронологическом порядке, некрасовское произведение по праву можно назвать «энциклопедией русской жизни». По широте охвата событий, детальности изображения характеров, поразительной художественной точности оно не уступает «Евгению Онегину» А.С. Пушкина.
Параллельно с изображением народной жизни в поэме поднимаются вопросы нравственности, затрагиваются этические проблемы русского крестьянства и всего русского общества того времени, поскольку именно народ всегда выступает носителем нравственных норм и общечеловеческой этики в целом.
Основная идея поэмы вытекает непосредственно из ее названия: кого на Руси можно считать действительно счастливым человеком?
Одной из основных категорий нравственности, лежащих в основе понятия народного счастья, по мнению автора. Является верность долгу перед Родиной, служение своему народу. По Некрасову, хорошо на Руси живется тем, кто борется за справедливость и «счастие родного уголка».
Крестьяне-герои поэмы, ищущие «счастливого», не находят его ни среди помещиков, ни среди священников, ни среди самих крестьян. В поэме изображен единственный счастливый человек – Гриша Добросклонов, посвятивший свою жизнь борьбе за народное счастье. Здесь автор выражает, на мой взгляд, абсолютно бесспорную мысль о том, что нельзя быть истинным гражданином своей страны, ничего не предпринимая для улучшения положения народа, составляющего силу и гордость Отечества.
Авторская позиция в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Над своим произведением «Кому на Руси жить хорошо» Николай Алексеевич Некрасов работал многие годы, отдав ему часть своей души. И на протяжении всего периода создания этого произведения поэта не покидали высокие представления о совершенной жизни и совершенном человеке. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — итог многолетних раздумий автора о судьбах страны и народа. Итак, кому же на Руси жить хорошо? Именно таким образом ставит вопрос поэт и пытается на него ответить.
Все творчество Некрасова посвящено народу, и, тяжело больной, он не переставал о нем думать. Стихотворение «Сеятелям» является призывом продолжить общественную борьбу. Сеятели – общественные деятели, народные заступники, которые должны внести в народ «семена правды».
Почему Белинский является идеалом для Некрасова? Возможно, причиной этому служит то, что именно благодаря Белинскому Некрасов стал великим поэтом. Когда Белинский прочел стихотворение Некрасова «Железная дорога», он со слезами на глазах подошел к нему и сказал: «Знаете ли Вы, что Вы поэт - и поэт истинный!».
В Добролюбове Некрасов видел революционера, готового сгореть в пламени борьбы, отмечал его умение подчинить личную жизнь высоким общественным целям, редкую способность к самопожертвованию. Добролюбов всегда верил в высокие идеалы, его духовная чистота поражала Некрасова.
Типы крестьян в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Поэму Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” поистине можно назвать энциклопедией русской крестьянской жизни, а самого автора - поэтом крестьянской демократии, чьи произведения были посвящены проблемам жизни простого люда.
Центральное место в жизни и творчестве автора занимает именно эта поэма, которая явилась плодом многолетнего труда, наблюдений, исследований крестьянской жизни, наиболее полно отразила быт, обычаи, нравы крестьян.
Весь народ, представленный в поэме, можно разделить на две большие категории. К первой относятся те крестьяне, которые протестует против своего положения, пытаются что-либо сделать и изменить в своей тяжелой жизни. Это своего рода “бунтари”. Ко второй группе относятся те, кто рабски предан своим господам, выполняют все их приказания, терпят все издевательства и гордятся таким положением. Они теряют всякое человеческое достоинство.
Поэма построена на сопоставлении жизни и мировосприятия различных крестьян. Проводя “семерых временнообязанных” крестьян практически через всю Русь, Некрасов показывает нам, как по-разному ведут себя люди, как они действуют или, наоборот, бездействуют, протестуют против существующих порядков или смиряются со своей участью. Автор показывает нам несколько основных типов крестьян, принадлежащих к какой-либо группе.
Некрасов создает образ Савелия, истинно русского богатыря, обладающего необычной силой, как физической, так и моральной. “Осьмнадцать лет” терпел он издевательства управляющего Фогеля, а потом кончилось его терпение — закопали немца заживо в колодце. Автор наделил Савелия чертами героев народного эпоса, с его образом Некрасов связывает центральную проблемы поэмы — поиск пути к счастью народному. Счастье Савелия заключается в его вольнолюбии, в том, что он воплощает в себе всю сложность и важность борьбы против угнетателей. Он не смиряется со своим положением раба.
К “борцам-активистам” относится также Яким Нагой - яркий представитель трудового народа, яростно выступающий против несправедливости по отношению к труженикам.
Некрасов рисует Якима не темным крестьянином. Он видит в нем, прежде всего, человека, который осознает свое человеческое достоинство (вспомним, как Нагой защищает народную честь, произнося пламенную речь в защиту народа). Важное место в раскрытии образа занимает история с картинками, которая доказывает, что и для крестьянина “хлеб духовный - выше хлеба насущного”.
Важную роль в поэме играет образ Ермилы Гирина - “народного заступника”, который бьется за правду и добро; он честен и неподкупен и, встав на сторону народа во время восстания, попадает в острог.
В прекрасном женском образе Матрены Тимофеевны Некрасов показал всю тяжесть “долюшки женской”. Эта тема прослеживается во всем творчестве Некрасова, но нигде образ русской женщины не был описан с такой нежностью, любовью и участием.
Наряду с образами крестьян-борцов поэт рисует и тех, кто вызывает осуждение, - крестьян, которых испортила крепостническая система, их близость к помещикам и отдаленность от земли, от тяжелого крестьянского труда. Эти крестьяне являются лакеями в прямом и переносном смысле этого слова. Их образы рисуются сатирически, автор обличает подхалимство, прихлебательство, рабскую покорность и преданность барину.
Таков “примерный холоп” Яков, который безоговорочно подчиняется барину, но, осознав низость своего положения, прибегает к беспощадной мести - самоубийству на глазах своего хозяина; Ипат, который с удовольствием рассказывает о своих унижениях; шпион Егорка Шутов; староста Глеб, который из-за скупости предает восемь тысяч крестьян, лишая их законной свободы, а также множество других, вызывающих презрение и негодование.
Наряду с “народными заступниками” в поэме стоит и образ разночинца Гриши Добросклонова. Автор подчеркивает непосредственную близость героя к народу; он предстает как поэт-мечтатель, сочиняющий свои песни о горькой доле народа, о всех его тяготах, но в то же время эти песни предназначены для самого народа. Последние строчки поэмы показывают то, что Некрасов действительно нашел счастливого человека, счастье которого заключается в борьбе за лучшую жизнь народа.
На протяжении поэмы перед нами предстают различные типы крестьян, и автор реалистически показывает нам расслоение и в среде крестьян. Но главное то, что через всю поэму проходит мысль, что спасение народа, его счастливое будущее находится в его собственных руках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Презантация по теме: Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» ...
Поэма "Кому на Руси жить хорошо".
Данная презентация используется на первом уроке при изучении поэмы "Кому на Руси жить хорошо"....
От книги к самопознанию личности (на примере урока литературы в 10 классе по теме "Н.А. Некрасов. Крестьянские образы в поэме "Кому на Руси жить хорошо"
В статье прослеживается связь между психологическими и нравственными аспектами изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе. Приводится план урока по теме "Крестьянские образы ...
Урок "Мы входим в мир некрасовской поэмы "Кому на Руси жить хорошо"
Урок знакомит учащихся с историей создания поэмы "Кому на Руси жить хорошо", создает необходимый эмоциональный настрой для изучения произведения, пробуждает чувство сопричастности со своим народом....
Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс
Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...
Замысел, история создания, композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Анализ пролога, глав "Поп", "Сельская ярмонка", «Пир на весь мир»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является ключевой в творчестве Н.А.Некрасова. Её изучение предусмотрено в рамках традиционной программы по литературе в 10 классе. На изучение произв...
Урок по литературе Н.А Некрасов. Поэма Кому на руси жить хорошо. Образ крестьян и помещиков в поэме
Тема урока: «Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства». Цели урока: Образовательные: ...