Урок литературы в 10классе по роману Тургенева "Отцы и дети"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Урок литературы в 10 классе на тему: "Отцы" и "дети" в романе "Отцы и дети". Цель: рассмотреть сущность конфликта между главным героем романа Евгением Базаровым и поколением "отцов", научить учащихся анализировать произведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_literatury_v_10kl._avtosokhranennyy.docx | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Плоскошская средняя общеобразовательная школа. Тверская область, Торопецкий район, поселок Плоскошь, улица Первомайская, дом 1.
План-конспект открытого урока по учебной дисциплине "Литература"
10класс.
Преподаватель: Белова Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы.
2011год.
Тема урока: «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети».(Сл.№1)
Цель урока: рассмотреть сущность конфликта между главным героем романа Евгением Базаровым и поколением «отцов».
Задачи:
дать характеристику «отцам» (Кирсанову Николаю Петровичу, Кирсанову Павлу Петровичу, Базаровым Василию Ивановичу и Арине Власьевне) и детям (Базарову Евгению Васильевичу и Кирсанову Аркадию Николаевичу);
- проследить их взаимоотношения;
-выяснить причину их разногласий;
-почему возник глубинный конфликт Базарова с его родителями;
-какие отношения сложились между отцом и сыном Кирсановыми;
-понять, почему разрыв связи между «отцами» и «детьми» приводит к трагедии.
- развивать умение анализировать эпизоды романа;
воспитывать гуманистическое отношение к жизни(Сл.№2)
Методы работы:
- словесный;
- проблемно-поисковый.
Оборудование:
- тексты романа;
- тетради;
- иллюстрации к роману;
- план анализа эпизода.
- Компьютер, экран, презентация «Отцы» и «дети» к роману «Отцы и дети».
Ход занятия
I. Организационный момент: проверка наличия текстов, определение цели занятия. (2 мин.) (Сл.№3)
Повесить на доске картины с портретами героев: Базаров, Кирсановы, родители Базарова.
II. Вступительное слово учителя. (5 мин.)
Со времён древней трагедии мы уже знаем, что
настоящие столкновения – те, в которых обе стороны
до известной степени правы.
И.С. Тургенев
(обращение к эпиграфу) (Сл.№2)
Отцы и дети – это естественный цикл. Дети становятся отцами, и всё повторяется, таков закон жизни. «Закон, закон, закон себе поставим… на ра…, на ра…, на радости пожить», - радостно напевал старичок Базаров Василий Иванович.
Но законы не всегда соблюдаются.
Самый главный закон – рождения и смерти всего живого – дан природе самым главным отцом – Богом. Отцом, всё благоволение которого в Сыне.
Трагический разлад «отцов и детей», т.е. поколений и сословий, обусловлен уходом от Божеского закона.
Вот так смысл слов «отцы» и «дети» в названии романа возвышается до значения всеобщего сыновства (и мужика, и Базарова, и братьев Кирсановых) по отношению к Отцу небесному, чей закон братства во Христе нарушен.
Благородное имя Базарова – Евгений – «благородный».(Сл.№4)
Павел – имя апостола, который первоначально был гонителем христиан и только после встречи с воскресшим и явившимся к нему Христу пережил духовный переворот.
Переворот в своих представлениях о жизни переживает и Павел Петрович после роковой встречи с княгиней Р. Такова же судьба и изведавшего роковую страсть Базарова.
Причин, поводов, разногласий для того, чтобы разгорелся спор, начался конфликт, всегда много. Чаще это происходит мгновенно.
Разминка: тест для всего класса(1-10вопросы) Тестовые материалы отпечатаны и лежат на школьной парте.
III. Анализ эпизодов. (28 мин.)
Описывая имение Кирсановых, И.С.Тургенев использует прием социального контраста.(Сл.5 и 6) Предлагаю обратиться к нескольким эпизодам романа.(Сл.№7)
Гл. X. «Схватка произошла в тот же день за вечерним чаем…» (Зачитать первые строки эпизода).
- «Дрянь, аристократишко…»
- Что вызвало спор? (Каждый отстаивает свою точку зрения, трудно сказать, кто прав).
- «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов», - говорит Базаров. («Нигилизм»).
- Что не нравится Павлу Петровичу? («Вы всё отрицаете… Да ведь надобно ж и строить…»)
- Оба считают себя патриотами. Как они относятся к русскому народу? (П.П. «Он свято чтит предания, он не может жить без веры…»; Б. «Что ж, коли он заслуживает презрения»).
- Отношение к искусству. (Б. «Рафаэль гроша медного не стоит…»).
- Нашли истину в этом споре герои? (Зачитать текст).
Удивительно то, что прерывает этот спор Базаров. («Спор наш зашёл слишком далеко… Кажется, лучше его прекратить».)
(Итоги споров: общее и отличия)(Сл.8 ,9,10,11)
Вывод: Базаров и братья Кирсановы – люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности конфликт на этом не закончится. Повод не заставил себя ждать.
Гл. XXIV. Дуэль Павла Петровича с Базаровым.
- Я предлагаю сначала рассмотреть поведение героев перед дуэлью. (Рассказ по тексту).
- Сцена дуэли, поведение Базарова.
- Изменились ли противники?
- Вас что-нибудь удивило в их поведении? (Оба снисходительны друг к другу. Базаров оказал медицинскую помощь Павлу Петровичу).
Задание на самоподготовку.
Работа в группах.
1группа Тема. Образ Евгения Васильевича Базарова (портрет, характер, занятия, манера поведения, образ мысли, отношение к Кирсановым, убеждения) (Сл.11-12)
2 группа. Тема. Отношения Базарова с родителями (причина глубинного конфликта между ними, их трагедия).(Сл.17)
3группа. Тема. Образ Николая Петровича Кирсанова (портрет, характер, занятия, поведение, отношение к Базарову и Аркадию, убеждения).гл.11,7(сл.13-14)
4группа. Тема. Отношения Аркадия с отцом (разногласия и общность взглядов отца и сына, их представление о счастье). Гл1,
5группа.Тема. Образ Павла Петровича Кирсанова(портрет, воспитание, любовная трагедия, манера поведения, отношения с Базаровым, крах жизни).-гл.7(15-16)
IV. Заключительная беседа. (5 мин.)
Основные вопросы:
1.В чем выразилось разногласия между отцами и детьми в романе?
2.Кто виноват?
3.К чему могут привести эти разногласия?
Мы сегодня рассмотрели поведение героев в двух эпизодах.
- Можно ли обвинить Базарова и Павла Петровича в пристрастии и защите своих интересов?
Каждый из них по-своему прав. (Обращаемся к эпиграфу). Базаров прав, что любые истины и авторитеты должны подвергаться сомнению. Но наследник должен обладать при этом чувством сыновнего отношения к культуре прошлого.
V. Заключительное слово учителя. (3 мин.)
«Отцы и дети» - вечный вопрос.
В тургеневском романе жизнь отца (Н.П.) и сына (А.) пришла к общему знаменателю. Сменяются поколения, а жизнь идёт по своим законам.
Нужна ли человеку семья, чтобы стать по-настоящему счастливым?(Сл.18-19)
VI. Выставление оценок. (2 мин.)
8.д/з: выбрать эпизоды раскрывающие героев через любовь(испытание любовью)
Главы:14-18, 22, 23, 25,27, 4. 2. Индивидуальное задание: Как изменилась жизнь в Марьине после отъезда Базарова? (Конец XXIV гл.).
Приложение.
Тест – разминка по роману «Отцы и дети».
1. В начале романа Аркадий Кирсанов, окончив курс в университете, едет вместе с Евгением Базаровым, своим другом и в чем – то учителем:
а ) в поместье своего отца, Николая Петровича Кирсанова;
б ) за границу, продолжать обучение;
в ) в гости к Базарову.
«….Чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого – то тайного превосходства, наполнило его ( Аркадия ) душу».
2. В первой главе романа говорится о судьбе Николая Петровича Кирсанова: генеральский сын, он подобно старшему брату Павлу, должен был поступить на военную службу, но:
а ) увлекся наукой и поступил в университет;
б ) рано женился на дочке чиновника;
в ) сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким».
3. Аркадий говорит отцу о Базарове: « Пожалуйста, папаша, приласкай его. Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой». На вопрос Николая Петровича о том, чем занимается новый друг Аркадия, тот отвечает: « Главный предмет его -…..Да он все знает».
а ) Нигилизм;
б ) естественные науки;
в ) философия.
« Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями,…крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал».
4. Павел Петрович Кирсанов жил в имении младшего брата, в управление не вмешивался, но помогал брату деньгами. Когда Николай Петрович представил брата Базарову, Павел Петрович:
а ) « слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил ее обратно в карман»;
б ) « три раза, по-русски расцеловался с ним»;
в ) совершил европейское « shake hands».
« Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, которое большею частью исчезает после двадцати годов».
5. Павел Петрович сразу невзлюбил этого «волосатого» и пытался узнать у племянника, «что такое» господин Базаров. Аркадий ответил коротко: «Он…….».
а ) гегелист;
б )гедонист;
в ) нигилист.
Т. Е. человек, который, по словам Аркадия, «ко всему относится с критической точки зрения», а по мнению Павла Петровича, «ничего не уважает».
6. Артистическую натуру Павла Петровича « возмущала совершенная развязность Базарова», его отрицание искусства: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров постоянно спорили, Аркадий же:
а ) вставал на сторону Базарова;
б ) защищал дядю;
в ) отстаивал свою позицию.
«Он честен и справедлив, - добавил Аркадий, - всегда вступается за крестьян, правда, говоря с ними, он нюхает одеколон…..»
7. В спорах о воспитании и формировании личности Евгений Базаров горячо утверждал, что:
а ) все зависит от родителей;
б ) среда и окружение формируют человека;
в ) всякий человек сам себя воспитать должен.
8. «…..Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем….» Больше же всего старшего Кирсанова возмущало то, что Базаров:
а ) был разночинец по происхождению, не ровня ему, дворянину;
б ) не уважал и даже презирал его;
в ) отрицал искусство.
9. О своем происхождении Базаров говорил _ _: «Мой дед землю пахал».
а ) С гордостью;
б ) с сожалением;
в ) с горечью.
10. Родители Базарова Василий Иванович и Арина Власьевна не видели единственного сына три года. На вопрос Василия Ивановича, какого мнения Аркадий о Евгении Базарове, младший Кирсанов:
а ) равнодушно отмалчивается;
б ) критикует друга, и особенно его нигилистическое
в ) с жаром хвалит Евгения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы "Проблема счастья в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
В методической разработке предусмотрен отбор литературного материала, помогающего раскрытию данной темы, предлагается логическое его построение и характер беседы с учащимися....
урок литературы "Искатель приключений в романе М.Твена"5 класс
урок внеклассного чтения , показаны разные варианты использования художественного текста на уроках внеклассного чтения и обобщение итогов урока с помощью таблицы...
Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...
Презентация к уроку литературы в 9 классе. Роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Данная презентация поможет учителю в проведении урока по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"...
урок литературы 11 кл. по роману М. Шолохова "Тихий Дон" - "Мир, расколотый надвое"
Урок разработан с применением ИКТ ( в папке находится разработка урока, презентация)...
Урок литературы "Женские образы в романе М. Шолохова "Тихий Дон"
Цель:рассмотреть женские образы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»....
Технологическая карта урока литературы "Роль книг в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Урок помогает раскрыть значение книг в воспитании героев романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....