СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО ПОВЕСТИ А. С. Пушкина «Метель».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Данный материал может быть использован на уроках литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_po_meteli_2.docx | 19.45 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО ПОВЕСТИ А. С. Пушкина «Метель».
(технология Педагогической мастерской)
Учащиеся заходят в класс под музыку Свиридова ( первый слайд)
НАЧАЛО УРОКА Учитель: (очищает мандарин так, чтобы не видели) Какие ассоциации вызывает у вас этот запах?
- Праздника, Нового года.
- Что мы празднуем, когда отмечаем Новый год?(ответы учащихся)
- Вот о времени мы как раз и будем говорить сегодня.Тема урока (2-й слайд) «Художественное время в повести «Метель».
Я подобрала такое изображение времени, а вы попробуйте сами изобразить время повести, нарисовать его.
Но сначала найдем, какие упоминания о времени в повести встречаются( просила сделать закладки)…
-работа с текстом, выписываю на доске, затем спрашиваю, как можно изобразить, предлагаю заготовку,
Рисуем на доске.
-Так выглядит время в повести.
Нам необходимо уточнить тему ,конкретизировать, сузить ее. Как вы думаете, зачем мы будем рассматривать повесть с точки зрения временной организации? С какой целью мы сосредоточим свое внимание на времени?
-….Чтобы узнать, какую роль оно играет в повести….Чтобы глубже понять идею автора…
- Это и станет целями нашего урока.(!звук выключить!!!!)
Слайд №3: Запишем тему так: «Роль времени в повести «Метель». ( в тетради)
Давайте перечислим, какие повести А.С. Пушкина мы уже прочли из цикла повестей покойного Ивана Петровича Белкина?
- «Выстрел», «Барышня – крестьянка».
- Все эти произведения объединены одним жанром- повести. Вспомните 6 класс: чем время в рассказе отличается от времени в повести?...
-…. растянутость художественного времени в повести
- Сколько времени проходит от начала событий до финала в повести «Метель»?
-……………………………….
- Тоже не мало – 4 года. Зачем это необходимо?
- ……
- Таким образом, можно сделать вывод, что художественное время повести – одно из важнейших звеньев композиции сюжета. (слайд №1)
- Давайте же вспомним сюжет повести. Кратко, буквально одним предложением. Запишите в тетради, несколько ответов выслушаем).
- Жених ехал венчаться и опоздал на собственную свадьбу – невеста вышла замуж за другого.
-Смотрите, как все просто. Сам Пушкин, говоря о цикле пОвестей Белкина, восхищался: «Писать надо вот этак: просто, кратко, ясно».
- Или не все вам показалось простым? Над чем пришлось задуматься? Например, какой момент в развитии сюжета можно считать кульминацией?( несколько ответов)
- Сформулируйте вопросы по этим эпизодам, запишите их в тетради.
- Зададим друг другу вопросы – идет диалог.
- В литературоведении непростым считается вопрос субъектной организации повести. Повествование об одном и том же событии часто ведется от разных лиц.
- ? Кто в повести рассказывает о произошедших событиях?
- Повествователь, герой –рассказчик – Бурмин.
- Когда он смог рассказать свою версию происходящего?.....Какова с этой точки зрения роль времени?
-………………….
СЛАЙД № 2- Художественное время помогает субъектной организации повести.( в тетради подождать, пока запишут).
СЛАЙД следующий (Деревья) МУЗЫКУ ВКЛЮЧИТЬ- Борис Пастернак в ХХ веке написал стихотворение «Метель». Я вам прочту только отрывок из него. Подумайте, с чувствами какого героя повести созвучно это стихотворение?:
(читаю под музыку)
В посаде, куда ни одна нога
Не ступала, лишь ворожеи да вьюги
Ступала нога, в бесноватой округе,
Где и то,как убитые, спят снега,-
Постой, в посаде, куда ни одна
Нога не ступала, лишь ворожеи
Да вьюги ступала нога, до окна
Дохлестнулся обрывок шальной шлеи
Ни зги не видать….
Метался, стучался во все ворота,
Кругом озирался, смерчом с мостовой
- Не тот этот город, и полночь не та,
И ты заблудился ее вестовой!
Но ты мне шепнул, вестовой, не спроста,
В посаде, куда ни один двуногий.
Я тоже какой – то …я сбился с дороги
- Не тот этот город, и полночь не та.
? с чувствами какого героя созвучно это стихотворение?
- Стихотворение созвучно с чувствами Владимира.
- ЗАДАНИЕ: Попробуйте пересказать сюжет от лица Владимира.
- После выступления ученика: ?Что случилось с Владимиром после несостоявшегося венчания? Как закончилась его жизнь?
СЛАЙД №3: Время помогает создать трагический образ героя ( ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ)
-?- Что сломало жизнь Владимиру? (Метель)
- Конечно, метель вмешалась в жизнь героев, поменяла женихов.
Как вы думаете, это хорошо или плохо? Что было бы, если бы Владимир не заблудился в метели?
-…………………………………………….никто не знает.
- Как вы думаете, эти события были предрешены или произошла простая , нелепая случайность?
-…………………..
- Как думает автор?
- Обратимся к эпиграфу повести. Эпиграфом служат строки из какого известного вам произведения?
-……
-Эпиграф из «Светланы» относит нас к представлениям романтиков о существовании таинственной, неявленной человеку закономерности нашей жизни.
И в эпиграфе мы тоже встречаем образ метели, «метелица кругом, снег валит клоками…»
-…………..
? Какие ассоциации вызывает у вас метель?( судьба) т.е. согласен ли Пушкин был с художественной традицией романтиков?
-Да. Получается, что природа( метель), время, судьба сначала создают противоречия между намерениями героев и реальным ходом жизни, а затем открывают подлинные возможности жизни.
СЛАЙД № 4 Так художественное время помогает выявить позицию автора. Попробуем ее четко сформулировать.
Что же такое судьба по мнению автора? (СЛАЙД )
-….пишут в тетради 2 -3 предложения, заслушиваем ответы.
- Это необъяснимые неожиданности, которые иногда человеком воспринимаются трагично, но на самом деле она(судьба) добра к человеку, который , в сущности, не только не знает и не понимает жизни, но и не слишком хорошо знает себя, не умеет прислушиваться к своему сердцу.
????????????????????ВРЕМЯ?????Д.З., СБОР ТЕТРАДЕЙ, включить звук – звучит музыка на предпоследнем слайде.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Согласны ли вы с таким высказыванием одного из критиков: «Видимо главное, что происходит в повести – игра с читательскими ожиданиями. Читатель оценивает героя по литературным моделям и, естественно, ждет ужасов, мистики, морали, но ничего нет! Жизнь банальней, проще литературы. В жизненном событии может не быть никакого смысла…»
-…..
- Ощущение неожиданности правда присутствует: система рассказчиков поддерживает атмосферу недоумения,т.к. наблюдателям доступны лишь фрагменты жизни героев, и сторонний взгляд не может выявить истинные мотивы событий и поступков. Это и побуждает читателя к сотворчеству.
Бывало ли в вашей жизни событие, которые вы воспринимали сначала как отрицательное, а с течением времени оно имело счастливые последствия?
Домашнее задание: минисочинение «Человек, судьба которого для меня окружена тайной».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПОВЕСТЬ А. С. ПУШКИНА «МЕТЕЛЬ» Музыка Георгия Свиридова «Вальс к повести «Метель»
Художественное время в повести А. С. Пушкина «Метель»
РОЛЬ ВРЕМЕНИ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «МЕТЕЛЬ»
1. Художественное время повести – одно из важнейших звеньев композиции сюжета.
2.Художественное время помогает субъектной организации повести.
музыка Георгия Свиридова «Венчание в повести «Метель», стихотворение Бориса Пастернака «Метель»
3.ВРЕМЯ ПОВЕСТИ ПОМОГАЕТ СОЗДАТЬ ТРАГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ГЕРОЯ
4.Временная организация повести помогает выявить позицию автора.
ЧТО ТАКОЕ СУДЬБА, ПО МНЕНИЮ АВТОРА ПОВЕСТИ «МЕТЕЛЬ»?
« Видимо, главное, что происходит в повести,- игра с читательскими ожиданиями. Читатель оценивает героя по литературным моделям и , естественно, ждет ужасов, мистики, морали, но ничего нет! Жизнь банальней, проще литературы. В жизненном событии может не быть никакого смысла… »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба "Метель".
Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба « Метель». Для учащихся 9 класса средней школы. Исходя из программы, это урок №3...
Урок-презентация. Образ метели в повести А.С. Пушкина "Метель". Учитель МБОУ СОШ №74 Шерстянкина Л.Л. г. Нижний Новгород.
Данный урок развивает творческие способности, мышление учащихся. Тип урока: мастерская, интегрированный, с использованием ИКТ. Задачи: формирование аналитических навыков при работе с текстом. Ра...
: «Повесть А.С. Пушкина «Метель». Мастерство сюжета. Особенности построения повести».
Урок по повести А.С. Пушкина "Метель" в форме аналитической беседы, в ходе которой рассматриваются элементы повести, композиция, характеристика героев, авторская ирония по отношению к двум молодым люд...
Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе "Нравственно-духовные уроки повести А.С.Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель»"
Одна из задач современного российского образования – формирование у обучающихся целостной картины мира. Решается она довольно сложно, поскольку школьники пока ещё с большим трудом соединяют свои базов...
«Погружаясь в вальс метели..» повесть А.С.Пушкина « Метель» Открытый интегрированный урок литературы и музыки
Цели урока:- Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование самосознания учащихся на примере русской литературы и музыки.-Расширение культорологич...
Презентация «Погружаясь в вальс метели..» повесть А.С.Пушкина « Метель»
«Погружаясь в вальс метели…»Цели урока:- Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование самосознания учащихся на примере русской литературы и музы...
Г.В. Свиридов романс "Метель" к повести А.С. Пушкина "Метель"
Ход урока.Ученик: Сквозь волнистые туманыПробирается луна,На печальные поляныЛьет печально свет она. По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит,Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит....