Конспект урока по литературе для 5 класса (ФГОС) "Что за прелесть эти сказки!"
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме
Урок предназначен для учащихся 5 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_skazki_5_klass19.03.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия №13»
Конспект урока по теме:
«Что за прелесть эти сказки!»
(урок внеклассного чтения в 5 классе.)
Составила: Мамонова В.Н.,
учитель русского языка и литературы.
г. Ульяновск
2014
Мамонова В. Н.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ "Гимназия №13"
г. Ульяновска
Общекультурная компетенция как фактор развития поликультурной личности учащихся на примере урока внеклассного чтения в 5 классе
«Что за прелесть эти сказки!»
Цели урока :
Образовательные: - дать возможность учащимся совершенствовать свои речевые умения;
Развивающие:
-развивать умение формулировать основную мысль текста,
- учить выражать свое отношение к прочитанному, героям, событиям;
- достигать понимания текста на уровне содержания,
- учить эмоциональному переживанию прочитанного.
Воспитательные:
-воспитывать здоровое чувство юмора и здравый смысл по отношению к неприятностям;
- воспитывать чувство нравственности;
- формировать поликультурную компетентность учащихся.
Оборудование: рисунки учащихся, выставка сборников сказок, компьютер, ребус, словари.
Тип урока: комбинированный.
Методическое обоснование урока: учащиеся должны научиться осознанному и выразительному чтению, должны уметь соотносить на основе моральных норм свои поступки с этническими чувствами; должны анализировать нравственный аспект своих поступков.
Опережающее домашнее задание: прочитать сказки из сборника «Сказки с хитринкой» проиллюстрировать эпизоды из сказок.
Ход урока
1. Организационный момент.
«Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок веселый. Начинается урок. Садитесь поудобнее. Внимание!
Посмотрите на доску. Отгадайте загадку.
- Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.
«NЧQТОWЗАVПРJЕЛNЕСQТЬFЭТWИСКVАЗLЛИ»
(Ребята отгадывают загадку, выдвигают предположение о теме урока)
- Запишите тему сегодняшнего урока.
На этом занятии мы познакомимся со сказками народов мира. Сказки есть у всех народов. Когда исследователи стали записывать фольклор разных стран, то увидели, как едины устремления всех народов: герои сказок борются со злом. Именно они показывают какие человеческие качества ценит народ, создавший сказки.
Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к сказкам.
Ребята, а что обозначает слово «Сказка»? К какому словарю обратимся, чтобы узнать лексическое значение слова? (Работа с толковым словарем С.И. Ожегова)
Итак, мы выяснили, что сказка — это повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Готовясь к уроку, вы прочитали сказки народов мира, нарисовали героев сказок, составили вопросы. А какую роль играет сказка в жизни каждого из вас?
Чем они для вас интересны? Когда сказка вошла в вашу жизнь? Пробовали ли вы сочинять сами сказки? (Беседа, аргументация)
Итак, ребята, цель нашего урока продолжить знакомство со сказками народов мира, их своеобразным национальным колоритом и типичными для бытовых сказок чертами. Мне хотелось бы, чтобы наш урок продолжил воспитывать в вас стремление к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, понимания и уважения других культур, умение жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
- Беседа по сборнику «Сказки с хитринкой»
- Художественный пересказ русской народной сказки «Чьи коровы?»
- К какому типу сказок относится прослушанная сказка? (Сказка принадлежит к разряду бытовых)
- Почему богачу не удалось обмануть бедных?
- Художественный пересказ татарской народной сказки «Перехитрил»
- Какое событие в сказке является кульминационным? (Ввожу понятие кульминация)
- Художественный пересказ абхазской народной сказки «Мулла с колокольчиками»
- Кто герой сказки?
- Каким вы его себе представляете?
- Художественный пересказ украинской народной сказки «Как святые сметану съели».
- Как хитрый работник проучил жадного и глупого попа
Вопросы для микровывода:
- Какие черты характера присущи героям бытовых сказок?
- Как вы думаете, что помогло героям сказок выйти из трудного положения?
(Пятиклассники верно отмечают умение бедного человека выходить из трудного положения, проявив в нужный момент находчивость, смекалку.)
- Как вы думаете, почему похожи сказки народов мира?
- Ответы детей
- Дополнение учителя ( Русские, татары, украинцы живут бок о бок уже не один век и культуры этих народов во многом дополнили друг друга. Условия жизни разных народов могли существенно отличаться, а вот представления о добродетелях человеческих, то есть о тех качествах человека, которые народ уважал и старался развивать, были во многом схожи. Да и устройство жизни, ситуации, веровании в те давние времена, когда зарождался фольклор, были достаточно близкими у многих народов. Поэтому и появились в сказках общие сюжеты, похожие герои.)
- Совместные выводы учителя и учащихся.
(Работая над сказками народов мира, мы отмечаем, хотя простой народ жил в трудных условиях, был беден, бесправен, но всегда отличался умом и веселым нравом.)
Выясняю, почему сказки с хитринкой и почему веселые.
(Учащиеся приводят примеры, подтверждающие, что хитринка характерна почти для всех сказок. В них очень много и занимательных, и смешных эпизодов, отсюда название - веселые сказки.)
Обращаю внимание на слова А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»
Прошу ребят прокомментировать это высказывание.
Ответы очень разнообразны: «Они веселые», «Их интересно читать», «Когда я читаю сказки, забываю обо всем, мне кажется, что все правда», «Я жалею бедных и хочу, чтобы они победили», «Сказки не только любят дети, но и взрослые».
Чему учат сказки народов мира?
(Сказки учат смелости, доброте, гордости за историческое прошлое, учат с симпатией относиться к другим народам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.)
- Викторина.
В конце нашего урока давайте еще раз вспомним прочитанные сказки. (По вопросам, составленным детьми)
Чей портрет и из какой сказки этот герой?
Весь он покрыт черной шерстью, длинный хвост извивается, длинные кольца шевелятся, длинные мохнатые уши тоже шевелятся. (Шурале «Перехитрил»)
Он взвалил колоду на спину и ходит до сих пор по лесу и кричит:
- Пальцы Прошлый Год прищемил! (Шурале «Перехитрил»)
Конкурс «Потерялась иллюстрация» (Угадывание сказок народов мира по иллюстрациям)
Блиц — турнир.
- Что мулла носил на всех пальцах? (Колокольчики)
- Кто такой Шурале ? ( Леший)
- Какой новый вид транспорта придумал Емеля? (Печку)
- Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием? (Утро вечера мудренее)
- Что обычно произносит Баба-яга, когда кто-нибудь приходит к ней в гости? (Фу-фу, русским духом пахнет.)
- Назовите магическое число в русских сказках. (Три)
- Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост)
- Где живет сказочный царь? (В тридесятом царстве, в тридевятом государстве)
- Какие реки текут в сказках? (Молочные)
5. Итоги урока
Сегодня на уроке вы очень хорошо поработали. Молодцы! Большое спасибо. Мне бы хотелось, чтобы каждый оценил свою активность и работу на уроке и поставил себе оценку. На столе у ребят лежат листочки, поле которых разделено на три части
Моя, соседа по парте, класс
( ученики рисуют прямую вертикальную линию на всех трех частях (чем выше уровень активности, тем выше положение линии.)
Оцените при помощи смайлика сегодняшний урок. Какое у вас настроение? (поднимают вверх тот смайлик, который соответствует их настроению.)
6. Задание на дом
Предлагаю учащимся не только рассказать о полюбившихся сказках, но и нарисовать к ним иллюстрации, подумать о подписях (их нужно выбрать из текста сказки и написать на обороте рисунка.)
Литература
- Меркин, Г.С. Литература: учебник для 5 класса в двух частях. Часть 1. Москва «Русское слово»,2012
- Планирование и материалы к курсу «Литература. 5 класс» авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин.-М.: «Русское слово» 2012
- Харитонова, О. Занимательная литература: игры, викторины [Текст] О. Харитонова.- М.: Айрле- пресс,2012
- Сборник сказок "Сказки с хитринкой"[Текст]
- Шанский, Н.М. Этимологический словарь русского языка [Текст] Шанский Н.М.,Боброва Т.А.- М.: Дрофа, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ИЗО во 2 классе по теме: "основные цвета"(разноцветная сказка))
На уроке детей ожидает встреча с волшебным и сказочным миром красок, миром цвета.Почему волшебный и сказочный? Потому, что детей в мир искусства бедет вводить сказка. Они познакомятся с тре...
План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»
Цель урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие: Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)
Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...
Конспект урока чтения в 5 классе по теме "Дух народный в сказке П.П.Ершова "Конек-горбунок"
Учебник чтения 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида предполагает знакомство детей не только с народными сказками, но и с литературными. Дети знакомятся с творче...
Конспект урока по литературе в рамках ФГОС 5 класс В. П. Астафьев "Васюткино озеро"
данный конспект урока поможет Вам детально разобрать момент, когда Васютка находит озеро"...
Сценарий урока по литературе 5 класса "ПОБЕДА ДОБРА НАД ЗЛОМ В "СКАЗКЕ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ" А.С. ПУШКИНА
Сценарий заключительного урока по сказке...