Конспект урока по литературе для 5 класса (ФГОС) "Что за прелесть эти сказки!"
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме

Мамонова Вера Николаевна

Урок предназначен для учащихся 5 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_skazki_5_klass19.03.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия №13»

Конспект урока по теме:

«Что за прелесть эти сказки!»

(урок внеклассного чтения в 5 классе.)

Составила: Мамонова В.Н.,

учитель русского языка и литературы.

г. Ульяновск

2014

Мамонова В. Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ "Гимназия №13"

г. Ульяновска

Общекультурная компетенция как фактор развития поликультурной личности учащихся на примере урока внеклассного чтения в 5 классе

 «Что за прелесть эти сказки!»

Цели урока :

Образовательные: - дать возможность учащимся совершенствовать свои речевые умения;

Развивающие:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

-развивать умение формулировать основную мысль текста,

- учить выражать свое отношение к прочитанному, героям, событиям;  

- достигать понимания текста на уровне содержания,  

- учить эмоциональному переживанию прочитанного.

Воспитательные:

-воспитывать здоровое чувство юмора и здравый смысл по отношению к неприятностям;

- воспитывать чувство нравственности; 

- формировать поликультурную компетентность учащихся.

Оборудование: рисунки учащихся, выставка сборников сказок, компьютер, ребус, словари.

Тип урока: комбинированный.

        Методическое обоснование урока: учащиеся должны научиться осознанному и выразительному чтению, должны уметь соотносить на основе моральных норм свои поступки с этническими чувствами; должны анализировать нравственный аспект своих поступков.

Опережающее домашнее задание: прочитать сказки из сборника «Сказки с хитринкой» проиллюстрировать эпизоды из сказок.

Ход урока

        1. Организационный момент.

        «Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок веселый. Начинается урок. Садитесь поудобнее. Внимание!

Посмотрите на доску. Отгадайте загадку.

  • Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

        «NЧQТОWЗАVПРJЕЛNЕСQТЬFЭТWИСКVАЗLЛИ»

 (Ребята отгадывают загадку, выдвигают предположение о теме урока)

  • Запишите тему сегодняшнего урока.

        На этом занятии мы познакомимся со сказками народов мира. Сказки есть у всех народов. Когда исследователи стали записывать фольклор разных стран, то увидели, как едины устремления всех народов: герои сказок борются со злом. Именно они показывают какие человеческие качества ценит народ, создавший сказки.  

        Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к сказкам.

        Ребята, а что обозначает слово «Сказка»? К какому словарю обратимся, чтобы узнать лексическое значение слова? (Работа с толковым словарем С.И. Ожегова)

        Итак, мы выяснили, что сказка — это повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

        Готовясь к уроку, вы прочитали сказки народов мира, нарисовали героев сказок, составили вопросы. А какую роль играет сказка в жизни каждого из вас?

Чем они для вас интересны? Когда сказка вошла в вашу жизнь? Пробовали ли вы сочинять сами сказки? (Беседа, аргументация)

        Итак, ребята, цель нашего урока продолжить знакомство со сказками народов мира, их своеобразным национальным колоритом и типичными для бытовых сказок чертами. Мне хотелось бы, чтобы наш урок продолжил воспитывать  в вас стремление к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, понимания и уважения других культур, умение жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

  1. Беседа по сборнику «Сказки с хитринкой»
  1. Художественный пересказ русской народной сказки «Чьи коровы?»

    - К какому типу сказок относится прослушанная сказка? (Сказка принадлежит к разряду бытовых)

    - Почему богачу не удалось обмануть бедных?

  1. Художественный пересказ татарской народной сказки «Перехитрил»

    - Какое событие в сказке является кульминационным? (Ввожу понятие кульминация)

  1. Художественный пересказ абхазской народной сказки «Мулла с колокольчиками»
  • Кто герой сказки?
  • Каким вы его себе представляете?
  1. Художественный пересказ украинской народной сказки «Как святые сметану съели».
  • Как хитрый работник проучил жадного и глупого попа        

        Вопросы для микровывода:

  • Какие черты характера присущи героям бытовых сказок?
  • Как вы думаете, что помогло героям сказок выйти из трудного положения?

         (Пятиклассники верно отмечают умение бедного человека выходить из трудного положения, проявив в нужный момент находчивость, смекалку.)

- Как вы думаете, почему похожи сказки народов мира?

- Ответы детей

-  Дополнение учителя ( Русские, татары, украинцы живут бок о бок уже не один  век и культуры этих народов во многом дополнили друг друга. Условия жизни разных народов могли существенно отличаться, а вот представления о добродетелях человеческих, то есть о тех качествах человека, которые народ уважал и старался развивать, были во многом схожи. Да и устройство жизни, ситуации, веровании в те давние времена, когда зарождался фольклор, были достаточно близкими у многих народов. Поэтому и появились в сказках общие сюжеты, похожие герои.)

  1. Совместные выводы учителя и учащихся.

        (Работая над сказками народов мира, мы отмечаем, хотя простой народ жил в трудных условиях, был беден, бесправен, но всегда отличался умом и веселым нравом.)

        Выясняю, почему сказки с хитринкой и почему веселые.

        (Учащиеся приводят примеры, подтверждающие, что хитринка характерна почти для всех сказок. В них очень много и занимательных, и смешных эпизодов, отсюда название - веселые сказки.)

        Обращаю внимание на слова А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»

        Прошу ребят прокомментировать это высказывание.

        Ответы очень разнообразны: «Они веселые», «Их интересно читать», «Когда я читаю сказки, забываю обо всем, мне кажется, что все правда», «Я жалею бедных и хочу, чтобы они победили», «Сказки не только любят дети, но и взрослые».

        Чему учат сказки народов мира?

        (Сказки учат смелости, доброте, гордости за историческое прошлое, учат с симпатией относиться к другим народам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.)

  1. Викторина.

        В конце нашего урока давайте  еще раз вспомним прочитанные сказки. (По вопросам, составленным детьми)

        Чей портрет и из какой сказки этот герой?

Весь он покрыт черной шерстью, длинный хвост извивается, длинные кольца шевелятся, длинные мохнатые уши тоже шевелятся. (Шурале «Перехитрил»)

Он взвалил колоду на спину и ходит до сих пор по лесу и кричит:

  • Пальцы Прошлый Год прищемил! (Шурале «Перехитрил»)

Конкурс «Потерялась иллюстрация» (Угадывание сказок народов мира по иллюстрациям)

        Блиц — турнир.

  1. Что мулла носил на всех пальцах? (Колокольчики)
  2. Кто такой Шурале ? ( Леший)
  3. Какой новый вид транспорта придумал Емеля? (Печку)
  4. Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием? (Утро вечера мудренее)
  5. Что обычно произносит Баба-яга, когда кто-нибудь приходит к ней в гости? (Фу-фу, русским духом пахнет.)
  6. Назовите магическое число в русских сказках. (Три)
  7. Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост)
  8. Где живет сказочный царь? (В тридесятом царстве, в тридевятом государстве)
  9. Какие реки текут в сказках? (Молочные)

5. Итоги урока

        Сегодня на уроке вы очень хорошо поработали. Молодцы! Большое спасибо. Мне бы хотелось, чтобы каждый оценил свою активность и работу на уроке и поставил себе оценку. На столе у ребят лежат листочки, поле которых разделено на три части  

Моя,     соседа по парте,     класс

( ученики рисуют прямую вертикальную линию на всех трех частях (чем выше уровень активности, тем выше положение линии.)

        Оцените  при помощи смайлика сегодняшний урок. Какое у вас настроение? (поднимают вверх тот смайлик, который соответствует их настроению.)

6. Задание на дом

        Предлагаю учащимся не только рассказать о полюбившихся сказках, но и нарисовать к ним иллюстрации, подумать о подписях (их нужно выбрать из текста сказки и написать на обороте рисунка.)

Литература

  1. Меркин, Г.С. Литература: учебник для 5 класса в двух частях. Часть 1. Москва «Русское слово»,2012
  2. Планирование и материалы к курсу «Литература. 5 класс» авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин.-М.: «Русское слово» 2012
  3. Харитонова, О. Занимательная литература: игры, викторины [Текст] О. Харитонова.- М.: Айрле- пресс,2012
  4. Сборник сказок "Сказки с хитринкой"[Текст]
  5. Шанский, Н.М. Этимологический словарь русского языка [Текст] Шанский Н.М.,Боброва Т.А.- М.: Дрофа, 2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ИЗО во 2 классе по теме: "основные цвета"(разноцветная сказка))

На уроке детей ожидает встреча с волшебным и сказочным миром красок, миром цвета.Почему волшебный и сказочный? Потому, что детей в мир искусства бедет вводить сказка. Они познакомятся с тре...

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...

Конспект урока чтения в 5 классе по теме "Дух народный в сказке П.П.Ершова "Конек-горбунок"

Учебник чтения 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида предполагает знакомство детей не только с народными сказками, но и с литературными. Дети знакомятся с творче...

Конспект урока по литературе в рамках ФГОС 5 класс В. П. Астафьев "Васюткино озеро"

данный конспект урока поможет Вам детально разобрать момент, когда Васютка находит озеро"...