Урок литературы в 9 классе.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
«Золотые» и «серебряные» нити русской литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_9_b_klasse.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 «Б» классе.
«Золотые» и «серебряные» нити русской литературы.
Цели: дать целостную картину культурного пространства России второй половины 19 века и начала 20 века на основе повторения и усвоения нового материала;
Задачи:
- Проверить знание обучающимися творчества выдающихся писателей 19 века.
- Формировать умение слушать лекцию учителя, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы.
- Развивать монологическую речь обучающихся, творческое восприятие материала.
- Воспитывать интерес к предмету, любовь к русской литературе.
Оборудование:
- Мультимедийная презентация к уроку.
- Аудиозапись арии Игоря из оперы Бородина, арии Ленского из оперы Чайковского и др.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
- «Золотой» век русской литературы. А. С. Пушкин. «Солнечное» начало в поэзии. Какие стихотворения Пушкина вы помните?
Продолжение – поэзия М. Ю. Лермонтова. «Да, были люди…».
- Русские просветители. Борьба за отмену крепостного права. Пушкин «К Чаадаеву»
- Гоголь – «Мёртвые души». Короткое путешествие по крепостнической России:
Манилов, Ноздрёв, Собакевич, Коробочка, Плюшкин. Особенности помещиков. И через всё – вера в Россию.
- Н. Некрасов «Размышления у парадного подъезда», вспомнить отрывок. И. Репин «Бурлаки на Волге».
- Литература – часть общероссийской культуры.
- Слайд – участие в борьбе молодых художников. Артель Крамского, «бунт 14-ти». «Автопортрет».
- Слайд – картины В. Перов «Крестный ход на Пасху» - 1861. Обвинитель «тёмного царства» крепостнической России. Г. Мясоедов «Косцы» - гимн труду, А. Саврасов «Грачи прилетели», В. Поленов «Московский дворик». Девиз: «Поэзия должна быть во всём».
- Слайд – музыка. Пора расцвета музыкальной культуры. Балакиревские вечера – создание «могучей кучки»: Мусоргский, Балакирев, Цезарь Кюи (17 лет), Бородин (слушаем арию князя Игоря». Пётр Чайковский. Балет «Щелкунчик», опера «Евгений Онегин» - ария Ленского – опять Пушкин.
- Скульптура. Слайд. Наиболее известный русский скульптор – Марк Антакольский. Статуя Ивана Грозного и Петра 1. Обращение к наиболее значимым в истории России фигурам.
- Эпоха прозы заставила
- Новейшая литература. Переходная фигура между 19 и 20 веками – А. П. Чехов. Эпические жанры – роман, повесть, рассказ. Более 500 маленьких рассказов. Герой – простой человек.
- Л. Толстой – диалектика души. Героизм и семья. Вспомним «Капитанскую дочку». Эпиграф. Честь Петра Гринёва – честь Андрея Болконского.
- «Золотые» нити протянулись к Серебряному веку. Рубеж веков. Потрясения – революции, война, Гражданская война. 1914 год, Анна Ахматова в «Поэме без героя»: «А по набережной легендарной приближался не календарный – настоящий Двадцатый век».
- Маяковский, Есенин, Блок «О, я хочу безумно жить: всё сущее увековечить, безликое – очеловечить, несбывшееся воплотить… Простим безумство – Разве это сокрытый двигатель его? Он весь дитя добра и света, он весь – свободы торжество».
Благородное начало в любовной лирике: Пушкин: «Я вас любил…», Маяковский «Лиличке».
- Отражение жизни в литературе.
- Программа на будущие уроки.
- Выводы: литература – часть общероссийской культуры; литература – отражение общественных процессов.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание: материал лекции, стр. 181-182, И. Гончаров «Обломов», 1 глава.
Самоанализ урока литературы в 9 классе.
Данный урок является уроком-лекцией, отсюда вытекают цели и задачи урока.
Цель: составить у обучающихся представление о литературе как о части общероссийской культуры на основе слушания, повторения, самостоятельных выводов, воздействия живописи, музыки.
Задачи:
- Дать понятие о литературе как о части культуры.
- Формировать навыки активного слушания, записи лекционного материала, умение включаться в диалог.
- Развивать монологическую речь обучающихся.
- Воспитывать интерес к русской культуре, к русской литературе.
- Наметить программу нашей будущей работы.
Я считаю, что цель урока достигнута для большинства учащихся, так как они активно включились в работу, их ответы были достаточно развёрнутыми, обоснованными, ученики свободно пользовались предметной терминологией, сумели сделать правильные выводы.
На данном уроке я старалась реализовать важные для современного урока литературы подходы:
- текстоориентированный (чтение наизусть, анализ, сравнение, монологический ответ);
- коммуникативно-деятельный: творческая работа, ответы на вопросы;
- интегрированный: связь с русским языком, МХК, музыкой осуществлялась через тщательный отбор материала, использование отрывков из стихотворений русских поэтов (Пушкин, Лермонтов, Некрасов), репродукцией картин русских художников (Крамской, Саврасов, Петров, Поленов), музыки Бородина, Чайковского.
- организация самостоятельной деятельности обучающихся: при формулировке выводов.
- личностно-ориентированный подход реализовывался через внимание к речи учителя и одноклассников, обучение монологической речи.
Урок отвечает следующим принципам: воспитывающего и развивающего обучения, доступности, научности, наглядности, связи с жизнью, последовательности, самостоятельности, активности, индивидуального и дифференцированного подходов.
Подача материала осуществлялась в соответствии с принципами научности, доступности. Урок носил практическую направленность (запись лекции, самостоятельных выводов). По моему мнению, данный урок способствовал развитию у обучающихся умственной деятельности, умения слушать, высказывать свою точку зрения, а также формированию интереса к литературе и культуре в целом.
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока. Время по этапам урока распределено рационально, темп урока хороший.
Выбранные методы и приёмы организации деятельности класса соответствовали поставленным задачам урока (слушание, диалог, наглядность). Интерес учащихся поддерживался сменой видов деятельности, подбором материала, использованием ИКТ. Поэтому урок получился эмоциональным и неутомительным для учеников, что даёт высокую мотивацию в обучении. При проведении занятия использовались информационно-коммуникативные технологии, а это способствует формированию информационно-коммуникативной компетенции.
Главным на уроке была возможность выбрать нужное произведение для иллюстрации мысли учителя, сделать самостоятельный вывод, а это позволяет развивать языковую индивидуальность обучающегося.
Важным моментом также был речевой самоконтроль. Умения и навыки, формируемые на этом занятии, дают возможность применить их в определённых жизненных ситуациях. Такие уроки дают учащимся возможность думать и говорить свободно, эмоционально.
Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с обучающимися доброжелателен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Тема: «Взаимоотношения» (9класс)
Урок - закрепление в серии уроков на тему: "Взаимоотношения"....
Урок алгебры в 9классе по теме "методы решения систем уравнений"
Подготовка к ГИА по теме "Решение систем уравнений"...
Планирование по литературе (Меркин) 9класс
Составить программу по литературе для 9 классов - дело сложгное. Опираясь на материалы учебника под редакцией Меркина Г.С., я составила программу изучения литертуры в выпускном классе....
Урок литературы - 9класс бинарный
Бинарный урок ( Литература и ИЗО)...
Рабочая программа по литературе для 9класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса расчитана на 3 часа в неделю...
Рабочая программа по бурятской литературе в 9классе
Рабочая программа по бурятской литературе в 9классе...
Рабочая программа по литературе для 9класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса (ФГОС)...