Г. Х. Андерсен. Сказки нашей жизни.
материал по литературе (5 класс) по теме
Конспект урока по литературе "Г. Х. Андерсен. Сказки нашей жизни", компьютерная презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1 часть | 2.19 МБ |
2 часть | 2.58 МБ |
3 часть | 1.95 МБ |
Конспект урока | 77.5 КБ |
Подписи к слайдам:
Подписи к слайдам:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Лысенко Кристина Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 14» г. Калуги
Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе
Тема Ганс Христиан Андерсен
Сказки нашей жизни
Задачи 1) познакомить учащихся с миром сказки Г.Х. Андерсена,
в котором художественно воплощены явления жизни;
2) развивать у учащихся связную речь, актёрские способности,
образное и ассоциативное мышление средствами живописи и кино;
3) воспитывать интерес учащихся к богатствам мировой художественной
литературы.
Оборудование мобильный медиацентр; рисунки учащихся к сказкам Г. Х Андерсена;
костюмы для инсценировок.
Ход урока.
Слово учителя
- Сегодня мы отправимся в путешествие в Данию, к великому сказочнику, известному во всём мире, Г. Х. Андерсену. Запишите в тетрадь тему урока: «Ганс Христиан Андерсен. Сказки нашей жизни». (2 – й слайд)
- И, несмотря на то, что родился он в 1805 году, а умер в 1875, мы всё же побываем у него в гостях. Перелистаем страницы его сказок, услышим его голос, весёлый и грустный, добрый и ироничный. (3 – й слайд)
- Эпиграфом к уроку будут следующие строки (запишите в тетрадь):
Велика его заслуга:
Он развёл волшебный сад,
Где найдёт и стар, и млад
Тень и отдых, и прохладу,
Утешенье и отраду!
- Начнём наше путешествие с города Оденс, в котором родился и провёл детские годы сказочник.(4 – й слайд) Послушаем самого Андерсена. ( Ученик рассказывает отрывок «Дания – моя родина» из автобиографии «Сказка моей жизни».)
- Труден был путь к известности, слишком много горя и страданий выпало на его долю, ведь он был бедняком. Но Андерсен не растерял сердечной доброты, умел не только радоваться сам, но и дарить радость другим…
- По–разному приходит к каждому из нас Андерсен. То он тихонько прокрадывается в комнату и навевает нам, словно добрый волшебник Оле – Лукойе, чудесные сны. (5 – слайд) То сказка датского писателя приплывает вместе с Дюймовочкой на листке кувшинки. Навсегда пленяет нас любовь мужественной и нежной Русалочки, любовь, которая делает её бессмертной. (7 – й слайд) Недаром в Копенгагене, столице Дании, есть скульптура на берегу моря – на большом камне сидит прелестная русалочка. И всякий раз, когда над морем поднимается солнце, его лучи согревают Русалочку.
- Есть в Копенгагене в Центральном городском парке, где всегда много людей и куда каждый день приходят играть дети, памятник Андерсену. (8 – й слайд) На цоколе памятника великому сказочнику высечены слова: «Воздвигнут датским народом».
- В чём секрет успеха его сказок? Попытаемся ответить на этот вопрос, соприкоснувшись с удивительным миром его сказок.
3.
По страницам сказок Г. Х. Андерсена (9 – й слайд)
Ученики записывают в тетрадь названия сказок, по страницам которых будут путешествовать.
- Первая страница музыкальная. Подумайте, с какой сказкой связана песенка, которую вы услышите. (Ученица исполняет песню «Мой Лизочек».) «Дюймовочка» (10 – й слайд)
- Вспомните, какими эпитетами характеризует автор на протяжении сказки свою героиню – Дюймовочку.
- Именно своей красотой, нежностью, тихой прелестью она и привлекает к себе всех: мерзкую жабу с её глупым сынком (11 – й слайд); недалёкого майского жука, самодовольного состоятельного крота. Каждый из них посягает на свободу Дюймовочки и хочет взять её в жёны.(12 – й слайд)
- Какая жизнь ждала Дюймовочку с ними?
- Случай или закономерность, что Дюймовочка нашла своё счастье? (13 – й слайд)
- Заглянем на следующую страницу. (14 – й слайд) «Новое платье короля»
- Какие слова чаще всего говорили о короле из этой сказки?
- Почему только маленький мальчик сумел сказать правду? Каков смысл сказки?
- Чтобы попасть на следующую страницу, ответьте на вопрос: «Кто из сказочных героев Андерсена отправляется на поиски близких людей?» (15 – й слайд) «Снежная королева»
- Какой эпизод изображён? Чем закончилась сказка? Почему Герда смогла спасти Кая?
- Перелистнём страницу. (16 – й слайд) «Пастушка и трубочист»
- К какой сказке относится эта иллюстрация? Подберите цитаты.
- Заглянем на следующую страницу. (17 – й слайд) Портрет Андерсена
- О чём говорят детали, изображённые на портрете? На страницах каких сказок встречаются розы?
- Датский критик Гольдшмидт писал об Андерсене: «Он находит поэзию там, где другие едва осмеливаются искать её в предметах, которые считают некрасивыми: на чердаке, где ель лежит в обществе крыс и мышей, в мусорном ведре, куда служанка выбросила пару старых воротничков, и т.д.» (18 – й слайд) Рождение сказки
- Перечислите места, в которых Андерсен находил поэзию.
- А сейчас сказка сама пришла в гости. ( В класс входят два мальчика, изображающие солдат.)
1-й солдат. Здорово, служивый. Куда путь держишь?
2-й солдат. Здравствуй, братец. Да вот иду домой родных
проведать. А ты, видать, с войны возвращаешься? Ногу-то там
потерял?
1-й солдат. Нет, я от рождения одноногий.
2-й солдат. И служишь?
1-й солдат. Служу. А как же? Наше дело солдатское. Мы и на
одной ноге воюем, не жалуемся. Вот жену я себе присмотрел, да
боюсь, не пойдёт она за меня.
2-й солдат. Это отчего же? От такого бравого солдата да
откажется?! Не может быть!
1-й солдат. Видишь ли, «она… из знатных, живёт во дворце, а у
меня всего-то и есть, что коробка, да и то нас в ней целых 25 солдат,
не место ей там!»
2-й солдат. Э, братец, дворцы – дело наживное. Ты ведь солдат, а
солдат всегда выход найдёт. Вот меня чуть было не повесили, когда
узнали, что я тайно с принцессой виделся, а теперь даже королём
сделали и принцесса стала моей женой.
1-й солдат. Ловко! Я пока только издали могу любоваться своей
красавицей из дворца.
2-й солдат. Давай-ка присядем, служивый, выкурим по
трубочке, и я тебе расскажу свою историю.
- Из каких сказок эти герои? (19 – й слайд) «Огниво» и «Стойкий оловянный солдатик»
- А чем похожи и различаются герои этих сказок?
- Оба они солдаты, но сказки, в которых они живут, не похожи друг на друга. Чем они различаются по настроению? Какая из них более весёлая? Какая – более лирическая, грустная?
(20 – й слайд) Финал сказки «Стойкий оловянный солдатик»
- «Сгорать в пламени любви» - это отсюда. Эта сказка вполне могла бы стать великим романом о чистейшей любви, душевном благородстве и бесстрашии духа.
Учитель показывает рисунок учащегося к любимой сказке Андерсена.
- К какой сказке подходит этот рисунок? «Свинопас»
- Почему она имеет такое название?
Инсценировка отрывка из сказки «Свинопас».
- Что заставило принца выдавать себя за свинопаса? Каким автор изображает принца?
(21 – й слайд)
- Почему же принц, так настойчиво добивавшийся руки принцессы, отказывается от неё?
- Какие чувства испытываете вы к принцессе? Какова позиция автора?
4.
Работа с рисунками учащихся к любимым сказкам Андерсена.
Дети рассказывают о том, почему на их рисунках изображён именно этот
персонаж или эпизод.
5.
- Андерсен часто страдал из – за зависти, из – за насмешек над его неумением жить, из – за того, что считался чудаком. А он был добрым, нежным, умел тонко чувствовать природу, ценил ум и сердечность в людях и хотел научить тому своих маленьких читателей.
- Какая сказка перекликается с судьбой писателя?
(22 – й слайд) «Гадкий утёнок»
- Его имя стало известно во всех странах нашей планеты; его сказки беспрерывно печатаются миллионными тиражами на всех существующих языках; они экранизируются, ставятся на сценах театров, а художники считают за честь для себя иллюстрировать их.
- По страницам каких сказок мы сегодня путешествовали?
- В чём же секрет успеха андерсеновских сказок?
(23 – й слайд)
- Мы завершаем наше путешествие на бульваре, названном в честь Андерсена, у оживлённой ратушной площади Копенгагена, где всегда много туристов, можно увидеть памятник великому сказочнику, ведь любовь к Андерсену и его сказкам сохранилась по сей день.
6.
Домашнее задание: написать сочинение «Герои сказки Г. Х. Андерсена
рассказывают о себе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро и зло в нашей жизни" А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
Данная методическая разработка предназначена для учащихся 5 класса при изучении сказки А. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатврях". На уроке учащиеся выявляют различия русской народной и ли...
Методическая разработка урока литературы в 5 классе (ДЦП) по теме: Х.К.Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника.
Методическая разработка данного урока литературы составлена по учебнику Литературы для 5 класса, 1 часть, М.А. Снежневской из раздела "Писатели- сказочники" знакомит учащихся 5 класс...
Конспекты урокоа внеклассного чтения "Счастливые эти люди!"(по сказке Л.С.Петрушевской "Счастливые кошки")и "Вот наша жизнь нужна-вот мы и живем"(по сказке Л.С.Петрушевской"Котенок")
Это два произведения из цикла уроков внеклассного чтения "Детство. Нравственные истоки личности", помогают понять учащимся 5 класса, что есть добро и зло, что самое дорогое в жизни-это дом, любящие ро...
Урок 1. «Великий сказочник Г.Х.Андерсен. Сказка «Снежная королева».
Первый урок по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева". знакомство с Г.Х. Андерсеном и первыми главами сказки "Снежная королева"...
Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Х.К. Андерсен. Сказка «Соловей».
Маршрутный лист....
«Ганс Кристиан Андерсен. Сказка «Снежная королева».
презентация...