Г. Х. Андерсен. Сказки нашей жизни.
материал по литературе (5 класс) по теме

Кристина Анатольевна Лысенко

Конспект урока по литературе "Г. Х. Андерсен. Сказки нашей жизни", компьютерная презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 1 часть2.19 МБ
Package icon 2 часть2.58 МБ
Package icon 3 часть1.95 МБ
Microsoft Office document icon Конспект урока77.5 КБ

Подписи к слайдам:

Ганс Христиан АндерсенСказки нашей жизни(1 часть) Презентация подготовлена учителем русского языка и литературыМОУ «Средняя школа №14»Лысенко Кристиной Анатольевной Ганс Христиан Андерсен1805 - 1875 Велика его заслуга:Он развёл волшебный сад,Где найдёт и стар, и младТень и отдых, и прохладу,Утешенье и отраду! А.Кокорин. Дом, в котором родился Г.Х.Андерсен Дания. Копенгаген. Памятник Русалочке Дания. Копенгаген. Центральный городской парк И.Гольц. «Большая книга сказок Г.Х.Андерсена».


Подписи к слайдам:

Ганс Христиан АндерсенСказки нашей жизни(2 часть) Презентация подготовлена учителем русского языка и литературыМОУ «Средняя школа №14»Лысенко Кристиной Анатольевной


Подписи к слайдам:

Ганс Христиан АндерсенСказки нашей жизни(3 часть) Презентация подготовлена учителем русского языка и литературыМОУ «Средняя школа №14»Лысенко Кристиной Анатольевной Е.Попов. Г.Х.Андерсен Солдатские сказки Андерсена


Предварительный просмотр:

Лысенко Кристина Анатольевна

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 14» г. Калуги

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе

Тема                   Ганс Христиан Андерсен

                                 Сказки нашей жизни

Задачи                1) познакомить учащихся с миром сказки Г.Х. Андерсена,

                            в котором художественно воплощены явления жизни;

                            2) развивать у учащихся связную речь, актёрские способности,  

                            образное и ассоциативное мышление средствами живописи и кино;

                            3) воспитывать интерес учащихся к  богатствам мировой художественной

                            литературы.

Оборудование  мобильный медиацентр; рисунки учащихся к сказкам Г. Х Андерсена;

                            костюмы для инсценировок.   

Ход урока.

Слово учителя

  • Сегодня мы отправимся в путешествие в Данию, к великому сказочнику,                        известному во всём мире, Г. Х. Андерсену. Запишите в тетрадь тему урока: «Ганс Христиан Андерсен. Сказки нашей жизни». (2 – й слайд)
  • И, несмотря на то, что родился он в 1805 году, а умер в 1875, мы всё же побываем у него в гостях. Перелистаем страницы его сказок, услышим его голос,         весёлый и грустный, добрый и ироничный. (3 – й слайд)
  • Эпиграфом к уроку будут следующие строки (запишите в тетрадь):

                                                          Велика его заслуга:

                                                          Он развёл волшебный сад,

                                                          Где найдёт и стар, и млад

                                                          Тень и отдых, и прохладу,

                                                          Утешенье и отраду!

  • Начнём наше путешествие с города Оденс, в котором родился и провёл детские годы сказочник.(4 – й слайд) Послушаем самого Андерсена. ( Ученик рассказывает отрывок «Дания – моя родина» из автобиографии «Сказка моей жизни».)
  • Труден был путь к известности, слишком много горя и страданий выпало на его долю, ведь он был бедняком. Но Андерсен не растерял сердечной доброты, умел не только радоваться сам, но и дарить радость другим…
  • По–разному приходит к каждому из нас Андерсен. То он тихонько прокрадывается в комнату и навевает нам, словно добрый волшебник Оле – Лукойе, чудесные сны. (5 – слайд) То сказка датского писателя приплывает вместе с Дюймовочкой на листке кувшинки. Навсегда пленяет нас любовь мужественной и нежной Русалочки, любовь, которая делает её бессмертной. (7 – й слайд) Недаром в Копенгагене, столице Дании, есть скульптура на берегу моря – на большом камне сидит прелестная русалочка. И всякий раз, когда над морем поднимается солнце, его лучи согревают Русалочку.
  • Есть в Копенгагене в Центральном городском парке, где всегда много людей и куда каждый день приходят играть дети, памятник Андерсену. (8 – й слайд) На цоколе памятника великому сказочнику высечены слова: «Воздвигнут датским народом».
  • В чём секрет успеха его сказок? Попытаемся ответить на этот вопрос, соприкоснувшись с удивительным миром его сказок.

               3.

             

По страницам сказок Г. Х. Андерсена (9 – й слайд)

            Ученики записывают в тетрадь названия сказок, по страницам которых будут путешествовать.

  • Первая страница музыкальная. Подумайте, с какой сказкой связана песенка, которую вы услышите. (Ученица исполняет песню «Мой Лизочек».) «Дюймовочка» (10 – й слайд)
  • Вспомните, какими эпитетами характеризует автор на протяжении сказки свою героиню – Дюймовочку. 
  • Именно своей красотой, нежностью, тихой прелестью она и привлекает к себе всех: мерзкую жабу с её глупым сынком (11 – й слайд); недалёкого майского жука, самодовольного состоятельного крота. Каждый из них посягает на свободу Дюймовочки и хочет взять её в жёны.(12 – й слайд) 
  • Какая жизнь ждала Дюймовочку с ними?
  • Случай или закономерность, что Дюймовочка нашла своё счастье? (13 – й слайд)
  • Заглянем на следующую страницу. (14 – й слайд) «Новое платье короля»
  • Какие слова чаще всего говорили о короле из этой сказки?
  • Почему только маленький мальчик сумел сказать правду? Каков смысл сказки?
  • Чтобы попасть на следующую страницу, ответьте на вопрос: «Кто из сказочных героев Андерсена отправляется на поиски близких людей?» (15 – й слайд) «Снежная королева»
  • Какой эпизод изображён? Чем закончилась сказка? Почему Герда смогла спасти Кая?
  • Перелистнём страницу. (16 – й слайд) «Пастушка и трубочист»
  • К какой сказке относится эта иллюстрация? Подберите цитаты.
  • Заглянем на следующую страницу. (17 – й слайд) Портрет Андерсена
  • О чём говорят детали, изображённые на портрете? На страницах каких сказок встречаются розы?
  • Датский критик Гольдшмидт писал об Андерсене: «Он находит поэзию там, где другие едва осмеливаются искать её в предметах, которые считают некрасивыми: на чердаке, где ель лежит в обществе крыс и мышей, в мусорном ведре, куда служанка выбросила пару старых воротничков, и т.д.» (18 – й слайд) Рождение сказки 
  • Перечислите места, в которых Андерсен находил поэзию.
  • А сейчас сказка сама пришла в гости. ( В класс входят два мальчика, изображающие солдат.)

            1-й солдат. Здорово, служивый. Куда путь держишь?

            2-й солдат. Здравствуй, братец. Да вот иду домой родных

      проведать. А ты, видать, с войны возвращаешься? Ногу-то там

                        потерял?

                              1-й солдат. Нет, я от рождения одноногий.

                              2-й солдат. И служишь?

                              1-й солдат. Служу. А как же? Наше дело солдатское. Мы и на        

                         одной ноге воюем, не жалуемся. Вот жену я себе присмотрел, да

                         боюсь, не пойдёт она за меня.

                              2-й солдат. Это отчего же? От такого бравого солдата да

       откажется?! Не может быть!

            1-й солдат. Видишь ли, «она… из знатных, живёт во дворце, а у          

                                меня всего-то и есть, что коробка, да и то нас в ней целых 25 солдат,

                                      не место ей там!»

                                          2-й солдат. Э, братец, дворцы – дело наживное. Ты ведь солдат, а

                                      солдат всегда выход найдёт. Вот меня чуть было не повесили, когда

                                      узнали, что я тайно с принцессой виделся, а теперь даже королём

                                      сделали и принцесса стала моей женой.

                                            1-й солдат. Ловко! Я пока только издали могу любоваться своей

                                       красавицей из дворца.

                                             2-й солдат. Давай-ка присядем, служивый, выкурим по      

                                  трубочке, и я тебе расскажу свою историю.

  • Из каких сказок эти герои? (19 – й слайд) «Огниво» и «Стойкий оловянный солдатик»
  • А чем похожи и различаются герои этих сказок?
  • Оба они солдаты, но сказки, в которых они живут, не похожи друг на друга. Чем они различаются по настроению? Какая из них более весёлая? Какая – более лирическая, грустная?

                                    (20 – й слайд) Финал сказки «Стойкий оловянный солдатик»

  • «Сгорать в пламени любви» - это отсюда. Эта сказка вполне могла бы стать великим романом о чистейшей любви, душевном благородстве и бесстрашии духа.

Учитель показывает рисунок учащегося к любимой сказке Андерсена.

  • К какой сказке подходит этот рисунок? «Свинопас»
  • Почему она имеет такое название?

Инсценировка отрывка из сказки «Свинопас».

  • Что заставило принца выдавать себя за свинопаса? Каким автор изображает принца?

(21 – й слайд) 

  • Почему же принц, так настойчиво добивавшийся руки принцессы, отказывается от неё?
  • Какие чувства испытываете вы к принцессе? Какова позиция              автора?

               4.

         

  Работа с рисунками учащихся к любимым сказкам Андерсена.

 

                        Дети рассказывают о том, почему на их рисунках изображён именно этот            

             персонаж или эпизод.

         5.            

  • Андерсен часто страдал из – за зависти, из – за насмешек над его неумением жить, из – за того, что считался чудаком. А он был добрым, нежным, умел тонко чувствовать природу, ценил ум и сердечность в людях и хотел научить тому своих маленьких читателей.
  • Какая сказка перекликается с судьбой писателя?

(22 – й слайд) «Гадкий утёнок»

  • Его имя стало известно во всех странах нашей планеты; его сказки беспрерывно печатаются миллионными тиражами на всех существующих языках; они экранизируются, ставятся на сценах театров, а художники считают за честь для себя иллюстрировать их.
  • По страницам каких сказок мы сегодня путешествовали?
  • В чём же секрет успеха андерсеновских сказок?

(23 – й слайд)

  • Мы завершаем наше путешествие на бульваре, названном в честь Андерсена, у оживлённой ратушной площади Копенгагена, где всегда много туристов, можно увидеть памятник великому сказочнику, ведь любовь к Андерсену и его сказкам сохранилась по сей день.

   6.

         

Домашнее задание: написать сочинение «Герои сказки Г. Х. Андерсена                                  

       рассказывают о себе».

             

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро и зло в нашей жизни" А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 5 класса при изучении сказки А. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатврях". На уроке учащиеся выявляют различия русской народной и ли...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе (ДЦП) по теме: Х.К.Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника.

Методическая разработка данного урока литературы составлена по учебнику Литературы для 5 класса, 1 часть, М.А. Снежневской  из раздела "Писатели- сказочники" знакомит учащихся 5 класс...

Конспекты урокоа внеклассного чтения "Счастливые эти люди!"(по сказке Л.С.Петрушевской "Счастливые кошки")и "Вот наша жизнь нужна-вот мы и живем"(по сказке Л.С.Петрушевской"Котенок")

Это два произведения из цикла уроков внеклассного чтения "Детство. Нравственные истоки личности", помогают понять учащимся 5 класса, что есть добро и зло, что самое дорогое в жизни-это дом, любящие ро...

Урок 1. «Великий сказочник Г.Х.Андерсен. Сказка «Снежная королева».

Первый урок по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева". знакомство с Г.Х. Андерсеном и первыми главами сказки "Снежная королева"...