Урок 1. «Великий сказочник Г.Х.Андерсен. Сказка «Снежная королева».
учебно-методический материал (5 класс) на тему
Первый урок по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева". знакомство с Г.Х. Андерсеном и первыми главами сказки "Снежная королева"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1_po_andersenu.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1. «Великий сказочник Г.Х.Андерсен. Сказка «Снежная королева».
«В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берёт мой мир своё начало»
Г.Х. Андерсен
Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами!
Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом!
Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени
и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость
и доброту!
Г.Х.Андерсен.
Цели.
- познакомить детей с датским сказочником Г.Х.Андерсеном и
- на основе прочитанного выделять черты характера героев,
- анализировать их поступки
- развивать устную речь учащихся, их творческие способности.
- Показать роль автора с его симпатиями и антипатиями и определённостью суждений
- Формировать умения сравнивать, сопоставлять и делать выводы
Личностные УУД:
- Продолжать формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
- Продолжать формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- Продолжать формировать осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;
- Продолжать формировать умения осваивать новые виды деятельности;
- Продолжать формировать желание участвовать в творческом, созидательном процессе;
- Продолжать формировать осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
Коммуникативные УУД
- Продолжать формировать умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- Продолжать формировать умения ставить вопросы — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- Продолжать формировать умения разрешать конфликты — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
- Продолжать формировать умения управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- Продолжать формировать умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации
Регулятивные УУД
- Продолжать формировать умения высказывать предположения на основе наблюдений;
- Продолжать формировать умения формулировать вопрос (проблему урока) и его цель;
- Продолжать формировать умения искать пути решения проблемы;
- Продолжать формировать умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
- Продолжать формировать умения соотносить цели и результаты своей деятельности;
- Продолжать формировать умения вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Метод: беседа, комментированное чтение отрывков, инсценирование эпизодов, рассказ учителя, различные виды пересказа (художественный, пересказ с изменением лица).
Наглядные пособия: видеофильм Библейский сюжет Г.Х. Андерсен «Будьте как дети», презентация к уроку, пейзажи (лето и осень); муз. записи звуков природы.
К уроку ученики получают индивидуальные задания:
Пересказ эпизода«Снежная королева увозит Кая»
от лица Снежной королевы, Кая .
Ход урока.
I. Оргмомент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте
Учитель: Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку.
Владея снегом, льдом и стужей,
Она надменно холодна.
И снежной вьюгой злою кружит
Зимой у тёплого окна.
И вышивание морозом
Узоров чудных на стекле
Она предпочитает розам,
Взращённым в комнате, в тепле.
Холодной льдинки злой осколок
Вонзит в сердечко малыша.
Её правленья век не долог,
Когда есть добрая душа. (Снежная Королева)
- О героине какой сказке идёт речь в этой загадке.
- А кто эту сказку написал?
- О ком и о чём мы сегодня с вами будем говорит на уроке?
Учитель: Запишите тему урока
- Какова цель нашего урока? (обучающиеся проговаривают цели урока)
II.Вводное слово учителя о Г.Х.Андерсене.
Слайд № 1
(звучит песня Сказочника из к/ф «Тайна Снежной Королевы»
муз. М.Минкова сл. В.Коростылева)
«В цветущей Дании, где свет увидел я, Берет мой мир свое начало,»- писал Г.Х.Андерсен . Дания- прекрасная страна, подарившая миру великого сказочника. Рассмотрим портреты писателя, прочитаем строки его воспоминаний о детстве (Смотри автобиографию сказочника)
Слайды 2, 3
«Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!» -утверждал Г.Х.Андерсен.
«Я обязан своим положением только самому себе», - говорил мудрый сказочник, оглядываясь на пройденный путь. Пятьдесят лет писал Андерсен сказки для детей (Андерсен-автор 170 сказок). Одной из самых поэтичных и красивых явилась сказка «Снежная королева».
На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с первыми сказками «Снежной королевы», с ее героями.
Сказка «Снежная королева» была особенно дорога писателю потому, что волшебное соседствует в ней с реальным, с жизнью самого Андерсена. Огород матери сказочника, по его словам, и теперь ещё цветёт в сказке «Снежная королева». Андерсен любил родину, народ и ненавидел войны, которые принесли столько горя его соотечественникам… Его девизом были слова «Пусть голубь мира летает над странами !» И, быть может, поэтому на цоколе памятника великому сказочнику, заложенного в 1880 году в Королевском саду в Копенгагене, высечены слова «Воздвигнут датским народом».
О корнях своей сказки лучше всех сказал в одном из стихотворений сам Андерсен:
В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берёт мой мир своё начало;
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…
Но Андерсен не только подражал народным сказкам, которые рассказывала ему мать. Он ввёл то, чего не знала народная сказка, - описание природы, любовные переживания героев, голос рассказчика, одушевление предметов, несколько видоизменённый зачин и концовку
«Я обязан своим положением только самому себе», - говорил мудрый сказочник, оглядываясь на пройденный путь. Пятьдесят лет писал Андерсен сказки для детей (Андерсен-автор 170 сказок). Одной из самых поэтичных и красивых явилась сказка «Снежная королева».
На уроке мы познакомимся с первыми сказками «Снежной королевы», с ее героями.
III. Комментированное чтение «Сказки первой».
Слайд 4.
Запись в тетради : « Г.Х. Андерсен. «Снежная королева».
Обратите внимание на начало сказки, то, как Андерсен приглашает читателя войти в сказочный мир. (См. «Ну, начнем! Вот…)
-Как звучит голос автора? ( доверительные интонации, неравнодушный, восторгается, любуется, тревожится, беспокоится).
- Какой характер должен быть, по вашему, у человека, который так начинает рассказывать сказку?
- Чем похоже это начало на другие сказки, известные вам, а чем нет?
- можно ли определить по этому началу, что сказка не русская?
Беседа после прочтения сказки.
«Жил-был тролль…» -так начинается сказка Андерсена.
Слайды 5, 6.
Дания, скандинавская страна, расположенная на севере, в сознании народа бытовали представления о мифических существах, населявших леса, горы и реки. Таков тролль.
- Каким вы представляете тролля?
В сказке «Лесной холм» Андерсен пишет о тролле: «Старый тролль был в короне из ледяных сосулек и полированных лесных шишек, в медвежьей шубе и меховых сапогах» (См. изображение тролля на слайдах)
У тролля, - говорит Андерсен, - была своя школа.
- Чему учили в этой школе? Докажите, что сказочник не так относится к жизни и к людям, как тролль и его ученики
- Какие слова передают отношение Андерсена к троллю?
- Какие свойства имело волшебное зеркало? Какое зло причиняли людям осколки волшебного зеркала?
- Началось ли уже действие в сказке?
- Можно ли по первой сказке узнать, почему название всей сказки «Снежная королева»?
- Как бы вы назвали такое приготовление к самой сказке? Зачем оно нужно?
IV. Работа над «Сказкой второй».
1.«Как жили и дружили Герда и Кай».
Слайд 7.
- Для чего две семьи устроили себе «сад» в деревянных ящиках? Что это был за сад? Понятно, почему разводили коренья для супа и зелень, но зачем посадили розовые кусты?
- Расскажите о жизни Герды и Кая , их садике. Как жили обе семьи?
- Какими были отношения между детьми?
Инсценировка эпизода: «Как жили и дружили Герда и Кай»
Словарная работа: доверительный, теплый, дружеский, нежный, заботливый, доброжелательный
Инсценировка эпизода «Осколок волшебного зеркала попадает Каю в глаза».
- Чем вам запомнился рассказ о том, как осколок зеркала тролля попал в глаз Каю? Переживает ли сказочник это событие или ему всё равно? Докажите своё мнение
2. Снежная королева.
- Как начинается рассказ о Снежной королеве? Что говорят о ней бабушка, Герда, Кай? Объясните, почему и в первый раз Снежная королева пришла к Каю, а не к Герде: ведь осколок ещё не попал в его сердце. Почему бабушка после слов Кая о Снежной королеве завела речь о другом?
- Напомним, что Кай ещё почти ничего не знает о Снежной королеве, добра она или зла, каков её характер, н он уже говорит: «Я посажу её на тёплую печку, она и растает». Как эти слова характеризуют Кая?
- Какой увидел Кай Снежную королеву в первый раз? Как вы понимаете слова сказочника «Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира»? Похожи ли ледяные узоры Снежной королевы на морозных окнах на розовые кустов садике детей?
Слайды 8,9.
- Как изменился Кай после того, как осколок волшебного зеркала попал ему в глаз и сердце? Какими стали забавы мальчика? Что говорит об этом автор ?
- Почему так испугалась Герда, когда Кай сорвал две розы и бросил их? Что сделал Кай, заметив её испуг? Зачем он сорвал ещё одну розу? Какие цветы теперь нравятся Каю и чем именно? Можно ли так сказать о живой красоте: «Видишь, как хорошо сделано!.. И какая точность! Ни одной кривой линии!»? Почему нельзя?
Представим, что нужно проинсценировать еще один эпизод: «Снежная королева увозит Кая».
Задание группе декораторов: Изобразите декорации площади, на которой происходит главное событие, определить цвет красок, которые нужно использовать для декораций.
-Как описывается в сказке второе появление Снежной королевы и её свиты? Какой теперь видит её Кай? Что сказал Кай, когда Снежная королева его поцеловала, о чём он вспомнил? А о чём он не вспоминал? Как себя чувствует Кай в санях Снежной королевы Слайды10, 11.
Пересказ эпизода от лица Снежной королевы, Кая (Индивидуальное задание)
Обобщающий вопрос.
- Почему именно Кай стал пленником Снежной королевы?
V. Комментированное чтение «Сказки третьей».
- «Что же было с маленькой Гердой после того, как исчез Кай»? –так продолжает свой рассказ автор.
- Слайд 12.
- Герда попадает в прекрасный цветник женщины, умевшей колдовать. Каким вы видите это место? Чем вдруг оказалась похожа старуха-волшебница на Снежную королеву?
- Слайды 13,14.
- Как автор описывает Герду (3 сказка)?
- «А волосы у Герды вились, и кудри золотым сиянием окружали ее милое, приветливое личико, кругленькое и румяное, словно роза» (обращаем внимание на отношение автора к Герде)
«Доброму сердцу чуждо высокомерие», -считал мудрый сказочник. Как вы думаете, можно эти слова отнести к Герде?
- Найдите слова, которые особенно ярко характеризуют отважную девочку?
- Какие встречи и какие испытания ждут Герду впереди?
- Слайды 15,16.
VI. Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с героями сказки «Снежная королева», Гердой и Каем.
- Какими словами можно охарактеризовать Герду, Кая?
- ( Герда : самоотверженная, милая, ласковая, заботливая, тревожится за Кая, любит природу, мечтательная. Кай: злой, жесткий, грубый, резкий, эгоистичный )
- Герои сказки Г.Х.Андерсена добиваются счастья благодаря мужеству, мудрости, доброте , а не с помощью волшебных сил. Нам всем остается терпеливо учиться у них.
- В скандинавском фольклоре встречается образ ледяной девы, повелительницы снегов и метелей, которая уводит в свое царство жениха девушки. Снежная королева в сказке Андерсена уносит в свои владения мальчика Кая. Однако грозную Снежную королеву побеждает маленькая хрупкая девочка Герда, ее доброта и самоотверженность помогают Каю вернуться к людям. В этом мудрость сказки Андерсена.
VII. Домашнее задание.
Прочитать сказки 4 и 5, пересказать близко к тексту понравившийся эпизод, составить кроссворд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Великая сила любви в сказке Снежная королева Г.Андерсена"
Это презентация поможет в проведении урока литературы по творчеству Г.Андерсена...
Урок по литературе в 5 классе по сказке "Снежная королева" Х.К.Андерсена
Цель урока: научиться воспитывать в себе чувства дружбы и стойкости анализируя эпизоды произведения....
Сценарий урока по сказке "Снежная королева"
Открытый урок по литературе на тему "О дружбе, верности, любви в сказке Андерсена "Снежная королева"...
Сценарий сказки "Снежная королева" по мотивам одноименной сказки Ганса Христиана Андерсена
Сценарий для постановки сказки на школьной сцене....
Сценарий новогодней сказки "Снежная королева" (по мотивам одноименной сказки Г.Х. Андерсена)
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...
Сценарий сказки \'\'Снежная королева\'\' по мотивам сказки Г. Х. Андерсена.
Сказка для учащихся 5-6 классов....
ОТКРЫТЫЙ УРОК по творчеству Х.К. Андерсена. Сказка «Снежная королева. Сказка о великой любви и настоящей красоте». Учитель русского языка и литературы
Цели урока: познакомить учащихся со сказочным миром писателя; показать силу воли и мужество Герды во время поисков Кая; раскрыть проблемы, положенные автором в основу сказки; развивать у учащихся...