Рабочая программа по литературе для 11 класса
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме

Гамаюнова Ирина Петровна

Здесь вы найдете пояснительную записку, содержание программы, обобщение и контроль, тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass_literatura.rar126.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ

Модуль

Способ

отслеживания

Дата

1

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Урок 1-2.

Стартовый контроль знаний учащихся. Тестирование

4.09

3

А.А.Блок. Стихи.

Урок 5. Чтение стихотворения наизусть

11.09

2

М.Горький. «На дне»

Урок 9. Характеристика героя

20.09

Урок 10. Домашнее сочинение

25.09

4

 С.Есенин как национальный поэт. .Лирика.

Урок 24. Чтение стихотворения наизусть

25.10

Урок 25. Мини-сочинение

30.10

5

А.А.Ахматова. Жизнь и творчество.

Урок 32. Письменный анализ стихотворения

20.11

6

М.Булгаков. Жизнь, творчество.

Урок 46. Домашнее сочинение

25.12

7

М.Шолохов. «Тихий Дон»

Урок 63. Сюжетный план «Судьба Григория Мелехова».

14.02

Урок 66 -67. Сочинение по роману М.Шолохов «Тихий Дон»

21,26.02

8

А.И.Солженицын.  Судьба и творчество писателя.

Урок 81-82. Сочинение по творчеству  Солженицына

4,9.04

9

В.Г.Распутин. Повести.

Урок 84. Домашнее мини-сочинение

11.04

10

Проза 50-70-х годов о Великой Отечественной войне.

Урок 91.Сочинение

30.04

11

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Урок 100. Тестирование

23.05

Стартовый контроль знаний. Тест.

  1.   Как вы понимаете термин «народность»?

а) Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их худ.мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа.

б) Лит.произведения,. рассказывающие о жизни народа.

в) Проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях.

2.    К какому лит.жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора)?

а) Комедия

б) Трагедия

в) Драма

г) лирическая драма

д)трагикомедия.

3.   Катерина признается при людях  Тихону в своем грехе. Что заставляет ее это сделать?

а) страх перед свекровью

б) чувство стыда

в) желание искупить вину перед Богом и муки совести

г) желание уехать с Борисом

4.        Кульминацией «Грозы» можно считать эпизод:

а) расставание Катерины с Тихоном

б) признание Катерины перед жителями города в неверности

в) встреча с Борисом

г) прощание с Борисом

д)сцена с ключом

5. Определите сюжетную основу романа «Обломов»?

а) отношения Обломова с крепостными

б) описание дружеских отношений Обломова и штольца

в) история любви Ильи и Ольги

г) история любви Обломова и А.М. Пшеницыной

6.  Что мешает Обломову быть деятельным человеком?

А) бедность

Б) болезнь

В) отсутствие цели

Г) воспитание и закономерности жизни

7. Глава «Сон Обломова» включена в роман для того, чтобы:

а) расширить представление о барской жизни

б) объяснить происхождение героя

в) объяснить причины апатии и бездеятельности героя

8) Образы Обломов и Штольца вводятся в роман по принципу:

а) сравнения

б) антитезы

в) дополнения

г) взаимного исключения

9. Вслед за Гоголем Гончаров использует предметно – бытовую деталь как важное средство характеристики персонажа. В романе «Обломов» такой деталью является:

а) книга

б) рояль

в) письменный стол

г) халат

д) трость

10.Кто из героев романа приближен к авторскому идеалу?

А) Обломов

Б) Штольц

В) Пшеницына

Г) Ольга Ильинская

Д) Захар

11.Кому симпатизирует И.Тургенев

А) революционерам-демократам

Б) разночинцам

В) либералам

Г) монархистам

12.И.Тургенев написал

А) «Записки врача»

Б)»Записки на манжетах»

В) «Записки охотника»

Г) Записки из мертвого дома»

13. Цикл «Записки охотника» открывался рассказом:

а) « Малиновая вода»

б) «Хорь и Калиныч»

в) «Бурмистр»

г) «Певцы»

д) « Бежин луг»

14. Основная тема цикла «Записки охотника»:

а) русская природа

б) взаимоотношения крестьян и помещиков

в) взаимоотношения в крестьянской среде

г) тема крестьянского быта

15. Роман «Отцы и дети» был посвящен:

а) Н. Чернышевскому

б) Н.Некрасову

в) Н.Добролюбову

г) Д.Писареву

д) В.Белинскому

16.Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:

а) Ссора между Базаровым и П.П.Кирсановым

б) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов

г) борьба между либеральными монархистами и народом

17. Споры героев романа велись вокруг разных  вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее:

а) об отношении к культурному наследию

б) об искусстве, науке

в) о нравственных принципах и системе поведения человека

г( о положении рабочего класса

д) об общественном долге, о воспитании

18. Кто был главным оппонентам Е.Базарова в спорах?

А) Аркадий

Б) П.П.Кирсанов

В) А.Одинцова

Г) Н.П. Кирсанов

Д) В.И.Базаров

19.  К какому сословию принадлежит Е.Базаров?

а) крестьяне

б) мещане

в) дворяне

г) разночинцы

20..Какова будущая специальность Е.Базарова?

а) инженер

б) учитель

в) ученый – исследователь

г) врач

д) неопределенная

21. Чем Е.Базаров особенно далек автору романа?

А) непонимание роли народа в освободительном движении

Б) нагилистическим отношением к культурному наследию России

В) преувеличении роли интеллигенции в освободительном движении

Г) отрывом от како-либо практической деятельности

22. Людей, близких по духу Базарову, называют:

а) щестидесятники

б) пятидесятники

в) декабритсы

г) восьмидесятники

23 .Какой момент в биографии Е.Базарова стал переломным в осознании своей личности:

а) любовь к Одинцовой

б) разрыв с Аркадием

в) спор с П.П.Кирсановыи

г) посещение родителей

24. Лирика – это:

Один из основных родов литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутреннее переживания лирического героя;

б) эмоциональное восприятие повествователем описываемого;

в) особое свойство литературных произведений, заключающееся в том, что автор воспроизводит в их художественном мире.

25.Поэтика – это:

а) жанр фольклора, художественное воплощение скорби по утраченному человеку или связи с каким – либо событием;

б) система художественных средств и приемов, появление которых обусловлено определенными идейно – тематическими задачами произведения или замыслом писателя и характерно для анализируемого жанра или манеры писателя;

в) часть лексики, слова и обороты, присущие устной народной речи и испорльзуемые в художественной литературе в целях создания речевой характеристики героев.

26 .Ведущий способ изображения в произведениях Салтыкова – Щедрина:

а) импрессионизм;

б) юмор;

в) реалистический гротеск;

г) символизм;

д) ирония

27 .Эзопов язык – это:

а) художественное преувеличение;

б) иносказание

в) художественное сравнение

28. Щедринские сказки о животных близки к такому жанру, как :

а) очерк

б) газетный фельетон

в) легенда

г) басня

д) фантастический рассказ

29 . Салтыков – Щедрин использовал жанр сказки, потому что:

а) стремился приблизить литературу к народу

б) очерк, фельетон, рассказ исчерпали свои возможности

б) сказка – аллегорический жанр, позволяющий в сжатой, лаконической форме поставить и решить самые сложные и запретные проблемы

30. Основная тема раннего творчества Достоевского:

а) тема сильной личности

б) тема «наполеонизма»

в) тема «униженных и оскорбленных»

г) тема активного социального протеста

д) тема пробуждения народных масс

31. Какой роман Достоевского был назван Белинским первым социально – психологическим романом в русской литературе?

а) «Преступление а наказание»

б) «Бедные люди»

в) «Бесы»

г) «Униженные и оскорбленные»

д) «Братья Карамазовы»

32. Раскольников покушается на жизнь старухи – процентщицы из-за

а) желания обогатиться

б) желания отомстить Алене Ивановне

в) желания проверить теорию

г) необходимости помочь близким

33.Почему после убийства Раскольникова не воспользовался награбленным?

А) в спешке забыл взять деньги

Б) деньги не являлись целью преступления

В) из-за страха быть разоблаченным

Г) герой забыл место тайника

34. После совершенного преступления Раскольников ищет сочувствия у Сони потому, что:

а) она тоже «переступила» нормы человеческой морали;

б) нуждается в чьем – либо участии, ведь он «как ножницами отрезал себя» от всего мира;

в) она не выдаст его;

г) ему больше некуда идти.

35.  Какое событие в романе явилось началом крушения Раскольникова?

А) разговор с Порфирием Петровичем

Б) встреча с Мармеладовым

В) второе свидание с Соней

Г) сцена на Николаевском мосту

Д) самоубийство Свидригайлова

36. Определите основной конфликт романа:

а) Раскольников и старуха – процентщица

б) Раскольников и Порфирий Петрович

в) Борьба одинокой личности с окружающим миром

37. Роман «Преступление и наказание» - социально – психологический роман. Какой принцип психологизма наиболее близок Достоевскому?

А) раскрывая внутренний мир героя, автор стремится показать постоянную борьбу, происходящую в сознании и подсознании человека. Его герои мучительно страдают, анализируют свои поступки;

Б) раскрывая внутренний мир его героя, автор не стремится запечатлеть   все процессы, происходящие в сознании персонажа. Он акцентирует внимание лишь на внешнем выражении этой динамики: жесте, мимике, движении. Его  привлекает результат этих переживаний;

В) раскрывая внутренний мир героя, автор изображает текучесть, изменнчивость психической жизни человека. Н.Г  Чернышевский назвал этот принцип «диалектикой души»

38.Характерными чертами высшего общества являются ( найдите лишнее)

а) предельная эгоистичность, карьеризм, корыстолюбие.

Б) патриотизм, боль за судьбу Родины.

в) интриганство, светское злоязычие

г) паразитизм и праздность

39.Во время какого сражения  состоялась встреча князя Андрея и Наполеона, которая имела огромное значение в судьбе героя:

а) Аустерлицкое сражение

б) Шенграбенское сражение

в) Бородинское сражение

г) Красненское сражение

40. Л.Н.Толстой написал автобиографическую трилогию:

а) «Детство. Отрочество. Юность»

б) « Детство. Юность. Мои университеты.»

41. Псевдопатриотизм, полная оторванность от народной среды присущи посетителям и хозяевам гостиных

а) А.П.Шерер

б) Дома Ростовых

в) Дома князей Болконских.

42. .Патриархальное московское дворянство  представлено  в образах ( найдите лишнее)

а) Графини Безуховой

б) Дарьи  Дмитриевны Ахросимовой

в) Семьи Ростовых.

43.О какой войне приведено  высказывание Пьера Безухова:

«Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил на военную службу,…но против величайшего человека в мире… это нехорошо»

а) война  1805

б) война 1807

в) война 1812

г) война 1805-1807.

44. Идея художественного произведения – это

а)  обобщающая мысль литературного произведения, отражающая отношение автора к действительности

б) зримое представление облика человека, явления, предмета

в) факты и явления жизни, которые писатель изображает, типические  характеры и ситуации, отображенные автором и преображенные в системе данного произведения

45. Отличительными особенностями творчества А.П.Чехова  являются ( найдите лишнее)

а) объективность изображаемого

б) краткость произведений

в) морализация, назидательность

г) контрастность  в изображении героев.

46.С каким театром сотрудничал  АП.Чехов?

а) Малый театр

б) «Современник»

в) Художественный театр

г) Театр имени Станиславского

47. Пьеса – это

а) один из литературных родов, предполагающий создание художественного мира литературного произведения в форме сценического воплощения

б) любое драматическое  произведение без указания жанра, предназначенное к постановке на сцене

в) драматический жанр, который строится на трагическом конфликте между героем  и обстоятельством

Тест по литературе.                11 класс.

Русская литература 60-70-х годов XX века.

I вариант.

  1. Определите ведущую тему всего творчества А. И. Солженицына.

а) тема судьбы России                        б) тема «лагерной жизни»

в) тема исторического прошлого                г) тема войны

  1. Укажите произведения, написанные А. И. Солженицыным.

а) «Раковый корпус»                                б) «Сотников»

в) « Колымские рассказы»                        г) «В круге первом»

д) «Архипелаг ГУЛАГ»

  1. Назовите место действия рассказа А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

а) деревня Тегменево                        б) каторжный лагерь в Казахстане

в) пригород Москвы                        г) прифронтовая полоса

  1. Кому из героем рассказа А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» принадлежит следующая характеристика?

...Видите ли, я прожил почти целый месяц на английском крейсере, имел там свою каюту. Я сопровождал морской конвой. Был офицером связи у них.

а) заключенный Ю-81                        б) лейтенант Волковой

в) кавторанг Буйновский                г) Иван Шухов

  1. Почему Иван Шухов («Один день...») всегда просыпался за полтора часа до всеобщей побудки?

а) герой стремился получить одобрение бригадира

б) герой стремился всегда быть первым в столовой

в) герой никак не мог смириться с нынешними условиями

г) герой в эти часы ощущал себя свободным человеком

  1. Укажите ведущую тему произведения В. П. Астафьева «Пастух и пастушка» (1971 г.).

а) история                                        б) деревенская жизнь

в) Великая Отечественная война                г) экология

  1. Укажите, как определил жанр произведения «Пастух и пастушка» автор.

а) «социальная трагедия»                б) «современная пастораль»

в) «психологический фарс»                г) «историческая драма»

  1. Укажите художественные произведения, написанные                               В. Г. Распутиным.

а) «Деньги для Марии»                б) «Сотников»

в) «Живи и помни»                        г) «В круге первом»

  1. Укажите ведущую тему произведений В. Г. Распутина 60-70-х годов.

а) производственная тема                б) экология

в) тема Великой Отечественной войны и подвига русского народа (военная проза)

г) жизнь деревни (деревенская проза)

  1. Определите, героем какого произведения В. М. Шукшина является Иван Прокудин.

а) «До третьих петухов»                б) «Калина красная»

в) «Чудик»                                г) «Я пришел дать вам волю»

  1. Против каких человеческих пороков выступает В. М. Шукшин в своих рассказах?

а) невежество                                        б) лицемерие

в) приобретательство и мещанство                г) раболепие

Тест по литературе.                11 класс.

Русская литература 60-70-х годов XX века.

II вариант.

  1. В произведениях А. И. Солженицына художественное время нередко чрезвычайно сжато. Какой прием использовал писатель в рассказе «Один день Ивана Денисовича» (один день — вся жизнь)?

а) гротеск                                б) сравнение

в) метафора                                г) синекдоха

  1. Укажите второе название рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор».

а) «Случай на станции Кречетовка»                б) «Пожар»

в) «Не стоит село без праведника»                г) «Привычное дело»

  1. Укажите, от чьего лица ведется повествование в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»?

а) главная героиня (Матрена)                

б)автор-повествователь (Игнатьич)

в) объективное повествование

  1. За какую книгу был удостоен А. И. Солженицын Нобелевской премии?

а) «Бодался теленок с дубом»                б) «Архипелаг ГУЛАГ»

в) «Красное колесо»                        г) «Один день Ивана Денисовича»

  1. Центральным героем в цикле рассказов В. П. Астафьева «Последний поклон» является:

а) Витя Потылицын                                 б) дядя Митрий

в) бабушка Катерина Петровна

  1. Мотивы повести В. Г. Распутина «Последний срок» развиваются в последующих произведениях автора. Назовите одно из них.

а) «Деньги для Марии»                б) «Живи и помни»

в) «Прощание с Матерой»                г) «Пожар»

  1. Какая идея является ведущей в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой»?

а) губительное воздействие цивилизации

б) эгоцентризм человека

в) благотворное влияние городской цивилизации

г) необходимость слияния человека с миром (идея соборности)

  1. Какой тип литературного героя появился благодаря творчеству В. М. Шукшина?

а) тип «лишнего человека»                        б) тип «маленького человека»

в) «чудик»                                        г) тип героя-индивидуалиста

  1. В каком произведении В. М. Шукшина главным героем является Степан Разин?

а) «До третьих петухов»                б) «Я пришел дать вам волю»

в) «Калина красная»                        г) «Мастер»

  1. Укажи произведение В. М. Шукшина, в котором использован сказочный сюжет.

а) «Я пришел дать вам волю»

б) «Беседы при ясной луне»

в) «До третьих петухов»

г) «Чудик»

  1. Укажите жанр исторического произведения В. М. Шукшина «Я пришел дать вам волю».

а) исторический роман                б) авантюрный роман

в) драма                                г) повесть - киносценарий

КЛЮЧИ.

I вариант.

1 - а                2 - а, г, д                3 - б                4 - в                5 - г

6 - в                7 - б                        8 - а, в                9 - г                10 - б                11 - в

II вариант.

1 - г                2 - в                3 - б                4 - б                5 - а

6 - в                7 - г                8 - в                9 - б                10 - в                11 - г

Итоговый тест за 11 класс.

I вариант.

  1. Какого писателя XX в. называли «Буревестником революции»?

а) А. П. Чехова                        б) М. Горького

в) В. В. Маяковского                г) С. А. Есенина

  1. Укажите, какой роман М. А. Булгакова увидел свет в начале 60-х годов XX в. на страницах журнала «Новый мир»?

а) «Жизнь господина де Мольера»                б) «Белая гвардия»

в) «Театральный роман»                        г) «Мастер и Маргарита»

  1. Назовите поэта, являющегося младосимволистом.

а) 3. Н. Гиппиус                                б) В. Я. Брюсов

в) А. А. Блок                                г) Ф. К. Сологуб

  1. Кто из перечисленных русских писателей стал первым лауреатом Нобелевской премии?

а) А. И. Солженицын                        б) Б. Л. Пастернак

в) И. А. Бунин                                г) М. А. Шолохов

  1. Назовите автора следующих строк.

        О, весна без конца и без краю —

        Без конца и без краю мечта!

        Узнаю тебя, ! Принимаю!

        И приветствую звоном щита!

а) В. В. Маяковский                        б) Б. Л. Пастернак

в) А. А. Блок                                г) С. А. Есенин

  1. Определите жанр «Тихого Дона» М. А. Шолохова.

а) роман-путешествие                б) любовный роман

в) роман-эпопея                        г) авантюрный роман

  1. «Книга про бойца» является подзаголовком:

а) поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

б) рассказа А. Н. Толстого «Русский характер»

в) рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»

г) романа К. М. Симонова «Живые и мертвые»

  1. Какой поэт написал стихотворение, посвященное погибшему дипломатическому курьеру Теодору Нетте?

а) С. А. Есенин                        б) В. В. Маяковский

в) А. А. Блок                                г) А. Т. Твардовский

  1. Назовите писателя второй половины XX в., который был киноактером, сценаристом и режиссером кино.

а) Ю. В. Трифонов                        б) В. П. Астафьев

в) В. Г. Распутин                        г) В. М. Шукшин

  1. Сколько композиционных частей можно выделить в стихотворении А. А. Блока «Незнакомка»?

а) одну                б) две                в) четыре        г) пять        

II вариант.

  1. Укажите, в каком произведении М. Горького поставлена проблема о двух типах гуманизма.

а) «Мать»        б) «Старуха Изергиль»        в) «На дне»          г) «Челкаш»

  1. Какому поэту принадлежат слова «Ведь если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?»?

а) А. А. Блоку                                б) С. А. Есенину

в) В. В. Маяковскому                г) Б. Л. Пастернаку

  1. Укажите, кто из писателей XX в. похоронен у Кремлевской стены.

а) А. И. Куприн                        б) М. Горький

в) В. В. Маяковский                        г) А. А. Фадеев

  1. Каким образом раскрывается тема «человек и природа» в раннем творчестве С. А. Есенина?

а) человек — преобразователь природы

б) человек и природа антагонистичны

в) природа враждебна человеку

г) человек находится в гармонии с природой

  1. Строку какого произведения С. А. Есенина перефразировал В. В. Маяковский в стихотворении «Сергею Есенину»?

В этой жизни помереть не трудно

Сделать жизнь значительно трудней.

а) «Русь советская»                                            б) «Анна Снегина»

в) «До свиданья, друг мой, до свиданья»                г) «Письмо к матери»

  1. Укажите, какое произведение называют «поэтической энциклопедией Великой Отечественной войны».

а) «Василий Теркин» А. Т. Твардовского

б) «Пулковский меридиан» В. М. Инбер

в) «Ленинградская поэма» О. Ф. Берггольц

г) «Зоя» М. М. Алигер

  1. Кто из писателей XX в. создал эпическое произведение о «земле, любви и воле»?

а) М. Горький «Жизнь Клима Самгина»

б) А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

в) М. А. Булгаков «Белая гвардия»         г) М. А. Шолохов «Тихий Дон»

  1. Назовите поэта, являющегося футуристом.

 а) С. А. Есенин          б) А.А.Блок        в)В.В.Маяковский        г)А.А.Ахматова

  1. Какой эпизод является кульминацией поэмы А.А.Блока "Двенадцать"?

а) убийство Катьки Петрухой                б) появление «товарища-попа»

в) шествие красногвардейцев по улицам Петрограда

г) встреча двенадцати с буржуем и псом на перекрестке

  1. Назовите персонажа пьесы М. Горького «На дне», который говорит, что странник Лука подействовал, «как кислота на старую и грязную монету».

а) Барон                б) Сатин        в) Актер                г) Настя

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ-1.

  1. - Б
  2. - Г
  3. - В
  4. - В
  5. - В
  6. - В
  7. - А
  8. - Б
  9. - Г
  10. - Б

ВАРИАНТ-2.

  1. - В
  2. - В
  3. - Б
  4. - Г
  5. - В
  6. - А
  7. - Г
  8. - В
  9. - А
  10. - Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...