Урок литературы в 7 кл. по рассказу Л.Андреева "Кусака"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
На уроке использованы следующие технологии: личностно-ориентированные, дифференцированный подход, здоровьесберегающие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl_kusaka.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
Начиная анализ открытого урока, прежде всего, нужно спросить себя: удалось справиться с основной проблемой урока, заключающейся в необходимости сочетать фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения, воспитания и развития? Главное в том, что это сочетание оказалось продуктивным. Состав групп был подобран случайным методом.
Главная цель урока – нравственное воспитание – восприятие чужой боли, страдания через прозу, анализ рассказа «Кусака»; а также развитие устной и письменной речи через диалог; развитие творческих способностей; продолжить формирование умений аргументировать собственные высказывания; воспринимать альтернативные точки зрения.
Урок проведен в классе с хорошо обученными детьми, имеющими достаточный уровень знаний, умений и навыков, с сформированным познавательным интересом. При разработке урока старалась учесть следующие особенности учащихся:
- потребность в познавательной деятельности,
- готовность выполнять разнообразные задания, особенно основанные на развитии индивидуальных способностей учащихся.
Исходя из особенностей класса и темы урока, обучающий аспект можно сформулировать так: обобщение у учащихся о прочитанном рассказе Л. Андреева «Кусака»; развитие навыков диалогического и монологического высказывания в учебно-научной сфере общения; взаимодействие в группе, развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно; обеспечивание гуманистического характера обучения, как приоритета общечеловеческих ценностей.
Учащиеся по окончании урока должны: узнать некоторые факты из жизни писателя; найти ключевые эпизоды и фразы; понять, что хотел сказать автор читателю; найти свой смысл в этом рассказе; выявить идею, которая заложена в этом произведении; прорефлексировать свою деятельность на уроке;
Перед началом урока провела комплектование групп по породам собак: чау-чау, еврохаунд, венгерский куас, афганская борзая. Получилось 4 групп по 4-5 человек.
Для привлечения учащихся к занятию познавательной деятельности и поддержке интереса, напомнила правила работы в группе, к которым время от времени возвращалась в течение всего урока. В каждой группе были определены роли – командир, секретарь, хранитель времени и спикер. Для прозрачного обучения мною разработан маршрутный лист для групп.
Урок построен с использованием приемов развития критического мышления учащихся и состоял из трех основных стадий: вызова, осмысление и рефлексии.
На первой стадии, целью которой являлась активизация имеющихся знаний, пробуждения интереса к теме каждая группа сама сформулировала тему нашего урока по эпиграфам к уроку и сумела преподнести ее всему классу. Самостоятельно сформулировав цели, они четко и ясно увидели, что должны освоить в течение урока, и к какому возможному результату прийти. А еще с целью активизации учащихся, мотивации для дальнейшей работы использую прием «Рассказ-предположение». Вот выдержки из детских сочинений: (продолжение рассказа)
- Когда Леля с родителями уехала, Кусака осталась одна. Она ходила по саду и ничего не замечала. Она даже забыла сторожить дачу. Собака выходила на дорогу и всё время ждала девочку Лелю. Но она не приезжала. Кусака смотрела на других собак и видела, что у них есть хозяева. Кусака вспоминала, как её ласкали, обнимали, играли с ней… Потом она бродила везде, но далеко от дома не уходила.
А когда Кусака прибежала на дачу, она увидела людей. Из сада выбежала Леля и обняла собаку. ( Иванов Евгений, ученик 7 «Е» класс).
2. Когда Леля и Кусака вышли на шоссе, начался сильный дождь. Вдруг пронеслась какая-то незнакомая машина, и Кусака, испугавшись, рванула обратно на дачу. Леля побежала за ней, но не нашла её.
Из дома вышла мама с зонтиком.
-- Леля, поехали!
Но она молчала.
-- Леля, ты плачешь? Почему ты плачешь?
-- Мама, я никуда не поеду! Кусака убежала.
-- Пойдём, обойдёмся без неё!
Девочка, всхлипывая, пошла за мамой. Вдруг кто-то догнал её. Это была Кусака. Леля обрадовалась. Она уговорила маму взять собаку домой.
( Колесова Мария, ученица 7 «Е» класса).
Хочется отметить, что у большинства детей был печальный конец.
С целью сохранения интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение к работе с текстом использую прием «Дерево предсказаний». По результатам данной работы дети уже стали думать иначе и отметил то, что Леля все таки вернется за Кусакой.
Обмен мыслями был достигнут через кумулятивную беседу. На этой фазе использовался методический прием «Толстые и тонкие вопросы». Было задано 2 толстых вопроса.
- Дети говорили о том, что она плачет, ей плохо, она снова осталась одна, она никому не нужна…
- Дети с сожалением говорят, что Кусака подумала, что люди жестоки, бессердечны, у них сердце слепое…
- Дети высказывают свои мнения: безнравственно, бездушно, жестоко…
- Собака – друг человека, верность, большое понимание, любимый друг, преданные глаза и др.
Прием «Составление кластера» - учит принимать различные точки зрения на вопрос, договариваться, находить общее решение. Чтобы выработать умения отличать понятия нравственность и безнравственность друг от друга они должны были выполнить данную работу. Нравственность по их словам – это тепло, добро, сочувствие, нежность, любовь. А безнравственность – это камень, бессердечность, лед, холодное сердце, зло, жестокость. Следующим заданием был прием «Ассоциации» к слову собака, выполнение данного вида работы воспитывает любовь и бережное отношение к животным.
Затем проводилась физминутка, проведение которой способствовало снятию усталости у учащихся.
С целью развития мыслительных навыков учащихся и обобщения полученных знаний запланировала составление плана к рассказу, учащиеся с этим заданием справились успешно. С целью развития детей логического мышления и внимания во время чтения произведения использовала прием «Перепутанные логические цепочки». Все группы работали активно, подтверждали иллюстрации строчками из текста, каждая группа справилась с данным заданием. Подобные задания помогают развивать коммуникативные способности учащихся. По моему мнению, именно применение коммуникативной компетенции на уроках литературы создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, у учащихся формируются практические навыки.
Третья стадия – размышление, направлена на суммирование и систематизацию полученной информации, выработку собственного отношения и изучаемому материалу использовала прием «Синквейн». Вот некоторые работы:
1. Кусака
2. Бездомная, преданная
3. Привыкла, просила, выла.
4. Печальная участь бездомного существа.
5. Собака
1. Леля
2. Веселая, беззаботная
3. Приласкала, забыла
4. Девочка неискренне привязалась к собаке
5. Девочка
Так как итоги работы подводились на каждом этапе урока, то оценщик каждой группы подвел суммативную оценку за урок каждому члену своей группы и подробно прокомментировал ее. Таким образом, дана оценка работы каждого ученика.
В конце урока был подведен итог работы над темой, проведена рефлексия, тем самым направив учащихся на обратную связь и использовала прием «Закончи предложение» (устное интервью). По кругу пускаем мягкую игрушку- собачку, и каждый высказывает своё мнение:
-- Я понял…
-- Я верю…
--Я подумал…
--Я узнал…
Ответ Сивяковой Ольги: я подумала, что моя собака сейчас голодна, и мне хочется её вкусно покормить, погладить, приласкать.
--Я подумала, как жаль Кусаку. Почему Леля так поступила с ней? (Севко Максим)
--Я подумала, что как много в мире зла.(Ботагоз)
-- Я подумала, что моя собака тоже дворняжка, как и Кусака. Ну и что? Она тоже добрая, умная. (Айгерим)
--Я понял, что тоже иногда свою собаку обижаю… (Владислав)
--Я понял, как я люблю мою собаку. (Анатолий)
--Я подумала, о том что мы должны быть в ответе за тех, кого приручили.(Элина)
-- Я подумала, что у Лели и у её мамы сердце слепое. (Кристина)
Домашнее задание к следующему уроку дано дифференцированно, каждому предложено выполнить вид работы по желанию.
Модель урока «Вызов – Осмысление - Рефлексия» задала не только определенную логику построения урока, но и последовательность, и способы сочетания приемов, которые дали возможность:
- сформировать самостоятельное мышление учащихся,
- раскрыть и совершенствовать творческий потенциал учащихся,
- повысить познавательное отношение к прочитанному,
- развить положительное отношение к заданиям творческого проблемного характера.
После ответов групп для создания условия эмоциональной открытости и доверия поощряли инициативу учащихся тремя хлопками.
На этом занятии мне удалось реализовать семь модулей Программы.
Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке, который поддерживался самими формами групповой и парной работы, так как снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным. Создалась атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества и общения. Моя работа была направлена на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно. Конечно, в классе есть ребята, которым не дается эта наука. Но я не увидела страха в их глазах, когда просила выполнить задания.
Поставленные цели к уроку достигнуты.
Трудности, которые возникли в ходе урока:
- из-за недостаточного развития коммуникативного умения (устного диалога) у некоторых учащихся возникают пока еще трудности в конструировании ответа на вопросы.
- Не хватило времени на рефлексию и оценивание.
Лёля вернется за Кусакой Лёля не вернется за Кусакой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы: "Трагическая любовь в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна:Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Никола...
к вопросу об изучении творчества В.П. Астафьева на уроках литературы в старших классах;рассказ В. П. Астафьева "Пролетный гусь"
рассказ В.П. Астафьева "Пролетный гусь"-новое о Великой Отечественной войне...
Урок литературы "Образ праведницы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор"
Урок литературы в 9 классе по рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор"...
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Конспект урока литературы по теме:"Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша".
Материал содержит подробную разработку урока литературы в 6 классе по теме "Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша" (по программе Т.Ф. Курдюмовой). Это урок изучения нового материала,...
Урок литературы в 8 классе "Рассказ А.П.Чехова "О любви"."
Урок литературы в 8 классе "А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества писателя. Художественное мастерство Чехова – рассказчика. Рассказ А.П. Чехова «О любви» Цели урока: расширение представлений восьмик...
Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.
Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...