Конспект урока "История создания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизма писателя".
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Ермилова Светлана Александровна

Конспект урока "История создания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизма писателя" 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизма писателя.

Цели урока:

Образовательные:

-универсальные: формировать умение анализировать, оценивать поступки героев (события и факты);

-специальные: формировать литературоведческую компетентность (умение оперировать терминами)

Развивающие:

- формировать логическое мышление путем сопоставления героев;

- развивать речь учащихся;

- развивать творческое мышление.

Воспитательные:

-расширять культурный кругозор, обращаясь к читательскому опыту учащихся, к произведениям современной литературы, к киноискусству;

-формировать эмоциональную компетентность (вызывать сочувствие, негодование и пр.)

Содержание урока.

Ход урока.

Обоснования деятельности учителя.

Прогнозируемая деятельность учителя.

1. Организация начала урока.

Приветствие педагога.

Выявление отсутствующих.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Раскрытие дидактической цели:

Рассмотреть город Петербург, каким его представил Достоевский

Подготовка учащихся к работе.

Включение в рабочую обстановку всех учащихся, организация внимания и заинтересованности в теме.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

Педагог проверяет домашнее задание. Каждый из учеников сдает письменные работы.

Педагог собирает работы учащихся, затем, проверив их сделает вывод о том, как усвоен материал.

Все учащиеся справились с заданием.

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

Слово учителя.

Учитель рассказывает историю создания романа.

Есть основание предполагать, что замысел романа, его тема, сюжет, идейная направленность сложились не сразу, скорее всего в дальнейшем объединились два различных творческих замысла:

1. 8 июня 1865 года перед отъездом за границу Достоевский предложил А.А. Краевскому - редактору журнала «Отечественные записки» - роман «Пьяненькие»: «он будет связан с теперешним вопросом о пьянстве. Разбирается не только вопрос, но представляются и все его разветвления, преимущественно картины семейств, воспитание детей в этой обстановке и проч. Листов будет не менее двадцати, но может быть и более».

Проблема пьянства на Руси волновала Достоевского на всем протяжении его творческого пути. Мягкий и несчастный Снегирев произносит: «...в России пьяные люди у нас и самые добрые. Самые добрые люди у нас и самые пьяные. Добрыми становятся люди в ненормальном состоянии. Каков же нормальный человек? Злой. Пьют добрые, но плохо поступают тоже добрые. Добрые забыты обществом, жизнью правят злые. Если в обществе процветает пьянство, то это означает, что в нем не ценятся лучшие человеческие качества».

В «Дневнике писателя» автор обращает внимание на пьянство фабричных после отмены крепостного права: «Народ закутил и запил - сначала с радости, а потом по привычке». Достоевский показывает, что и при «переломе огромном и необыкновенном» не все проблемы решаются сами собою. И после «перелома» необходима правильная ориентация людей. Многое тут зависит от государства. Однако государство фактически поощряет пьянство и рост числа кабаков: «Чуть не половину теперешнего бюджета нашего оплачивает водка, т.е. по-теперешнему народное пьянство и народный разврат, - стало быть вся народная будущность. Мы, так сказать, будущностью нашей платим за наш величавый бюджет европейской державы. Мы подсекаем дерево в самом корне, чтобы достать поскорее плод».

Достоевский показывает, что это происходит от неумения вести хозяйство страны. Случись чудо, - люди все разом перестанут пить, - государству пришлось бы выбирать: либо заставить их пить силой, либо - финансовый крах. По-достоевскому причина пьянства социальна. Если государство отказывается заботиться о будущем народа, о нем будет думать художник: «Пьянство. Пусть ему те радуются, которые говорят: чем хуже, тем лучше. Таких теперь много. Мы же не можем без горя видеть отравленными корни народной силы». Эта запись была сделана Достоевским в черновиках, а по-существу эта мысль изложена в «Дневнике писателя»: «Ведь иссякает народная сила, глохнет источник будущих богатств, бледнеет ум и развитие, - и что вынесут в уме и в сердце своем современные дети народа, взросшие в скверне отцов своих».

В государстве видел Достоевский рассадник алкоголизма и в варианте, изложенном Краевскому, хотел рассказать о том, что общество, где процветает пьянство, а отношение к нему снисходительное, обречено на вырождение.

К сожалению, редактор «Отечественных записок» не был столь дальновидным, как Достоевский, в определении причин деградации российского менталитета и отказался от предложения писателя. Замысел «Пьяненьких» остался неосуществленным.

2. Во второй половине 1865 года Достоевский принялся за работу над «психологическим отчетом одного преступления»: «Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности...решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна...зла и заедает чужой век, мучая у себя в домработницах свою младшую сестру». В этом варианте ясно изложена суть сюжета романа «Преступление и наказание». Письмо Достоевского к Каткову подтверждает это: «Неразрешимые вопросы встают перед убийцей, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божья правда, земной закон берут свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтоб, хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям. Законы правды и человеческая природа взяли свое».

Чем далее работал и обдумывал Достоевский план повести, тем более разрастался ее замысел и объем. Материал «Пьяненьких» органично переливался в рассказ об убийце.

По возвращению в Петербург в конце ноября 1855 г. автор уничтожил почти полностью написанное произведение: «Я все сжег. Новая форма (роман-исповедь героя. - В.Л.), новый план меня увлек, и я начал сызнова. Работаю дни и ночи и все-таки работаю мало». С этого времени Достоевский определился в форме романа, заменив повествование от первого лица повествованием от автора, его идейно-художественной структуре.

О себе писатель любил говорить: «Я - дитя века». Он действительно никогда не был пассивным созерцателем жизни. «Преступление и наказание» создавалось на почве русской действительности 50-х годов XIX века, журнальных и газетных споров на философские, политические, юридические и этические темы, споров материалистов с идеалистами, последователей Чернышевского и его врагов.

1866 год.

Год публикации романа был особым: 4 апреля Дмитрий Владимирович Каракозов совершил неудачное покушение на царя Александра II. Начались массовые репрессии. А.И. Герцен так рассказывал об этом времени в своем «Колоколе»: «Петербург, за ним Москва, а до некоторой степени и вся Россия находятся, чуть ли не на военном положении; аресты, обыски и пытки идут беспрерывно: никто не уверен в том, что он завтра не подпадет под страшный Муравьевский суд...» Правительство притесняло студенческую молодежь, цензура добилась закрытия журналов «Современник» и «Русское слово».

Вышедший в журнале Каткова роман Достоевского оказался идейным противником романа «Что делать?» Чернышевского. Полемизируя с вождем революционной демократии, выступая против борьбы за социализм, Достоевский, тем не менее, с искренним сочувствием относился к участникам «раскола России», которые, по его мнению, заблуждаясь, «беззаветно обратились в нигилизм во имя чести, правды и истинной пользы», обнаруживая при этом доброту и чистоту их сердец.

Критика тотчас откликнулась на выход «Преступления и наказания». Критик Н. Страхов отмечал, что «автор взял нигилизм в самом крайнем его развитии, в той точке, дальше которой уже почти некуда идти».

М. Катков определял теорию Раскольникова «выражением социалистических идей».

Д.И. Писарев осуждал деление Раскольниковым людей на «послушных» и «бунтарей», упрекал Достоевского за призыв к покорности и смирению. И вместе с тем в статье «Борьба за жизнь» Писарев утверждал:

«Роман Достоевского произвел на читателей глубоко потрясающее впечатление благодаря тому верному психическому анализу, которым отличаются произведения этого писателя. Я радикально расхожусь с его убеждениями, но не могу не признать в нем сильного таланта, способного воспроизводить самые тонкие и неуловимые черты будничной человеческой жизни и ее внутреннего процесса. Особенно метко он подмечает болезненные явления, подвергает их самой строгой оценке и как будто переживает их на самом себе».

- Какие герои романа помогают Достоевскому глубоко раскрыть тему «маленького человека»?

- Какие примеры из текста можно привести в подтверждение оскорбления нравственного чувства героя?

Образ Мармеладова показателен для Достоевского, в нем он стремится вскрыть противоречивость поступков и сознания человека. Автор с позиций «стороннего наблюдателя» раскрывает образ Мармеладова, мы узнаем его через восприятие окружающих и прежде всего Раскольникова. Исповедующийся старый чиновник воспринимается нами как доморощенный философ.

- О чем он любил порассуждать?

Но есть в нем какая-то неоднозначность, которая передана в портретной характеристике героя. Найдем в тексте описание внешности Мармеладова: «Это был человек лет уж за 50, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глаза. Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие».

- Что же было необычного в портрете Мармеладова?

Мармеладов - человек, задумавшийся о своем образе жизни, он поражен собственным бесчеловечным отношением к близким людям, он сломлен накалом страданий жены и детей. В нем живет чувство, которое, Достоевский считал, есть у каждого образованного человека и называл его «самоказнью», «стремлением к лучшему и невозможностью достичь его».

«Позвольте, молодой человек, - обращается Мармеладов к своему собеседнику, - можете ли вы... Но нет, изъяснить сильнее и изобразительное: не можете ли вы, а осмелитесь ли вы, взирая в сей час на меня, сказать утвердительно, что я не свинья?»

Вот что его тревожит, заслуживает ли он человеческого отношения со стороны жены и дочери, которых сам толкает на гибель.

Ему, слабому, очень хотелось бы, чтобы его пожалели, приняли и полюбили таким, каков он есть: «Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, - особа образованная. Пусть я подлец, она же сердца высокого и чувств облагороженных воспитания исполнена. А между тем...о, если б она пожалела меня!»

- Считает ли он виновным себя в трагедии Сони?

- В чем причина падения Мармеладова?

Тогда возникает вопрос, почему он не может подняться «со дна»? Мармеладов сам отвечает: «Пью, ибо сугубо страдать хочу!» В разговоре с Раскольниковым герой называет себя «свиньей», «подлецом», «скотом». Скорее всего, он относится к тому типу людей, которые чувствуют наслаждение в своем пороке, в своем падении. Мучая себя, он испытывает удовлетворение в состоянии «свиньи», «подлеца», «скота». Порок безобразен и удовлетворителен одновременно.

- Выясним, с чего началось падение Мармеладова?

Семья для героя - главная опора в жизни, она может дать ему силы и терпение вынести все. А если Катерина Ивановна его не любит, не жалеет, тогда все теряет смысл, тогда «всему конец», тогда лучше забыться в кабаке.

Последний срыв Мармеладова можно объяснить как эмоциональную реакцию на заботу Катерины Ивановны, как желание испытать наслаждение от окончательного падения.

- В чем трагедия судьбы Мармеладова?

Судьба Катерины Ивановны не менее трагична.

- В каком эпизоде Достоевский показал предел отчаяния Катерины Ивановны?

- Каким образом Катерина Ивановна пытается защитить свое человеческое достоинство?

- Зачитаем последние слова умирающей Катерины Ивановны: «Довольно! Пора! Прощай горемыка! Уездили клячу! Надорвала-а-сь! - крикнула отчаянно и ненавистно и грохнулась головой на подушку». Для чего Достоевский использует такое сравнение?

- Писатель соотносит умирающую Катерину Ивановну с замученной клячей из сна Раскольникова, убитой ради озорства толпой пьяных мужиков. Судьба бедной женщины схожа с судьбой доброго, умного, трудолюбивого животного. Достоевский большое внимание уделяет изображению душевной жизни героев, используя такие художественные подробности, которые делают персонажей романа живыми, неповторимо своеобразными, например, «старый, совершенно оборванный черный фрак, с осыпавшимися пуговицами», из которых «одна только держалась кое-как у Мармеладова». Или былинки сена, прилипшие к платью и волосам героя, и продранные его рукава на локтях. Или красные пятна на щеках Катерины Ивановны и ее хриплое, порывистое дыхание. Или фигурка девятилетней Полечки, "высоконькая и тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке». Девочка обнимает маленького брата «своею длинною, высохшею, как спичка, рукой». Спичка... мера судьбы Полечки - вспыхнет и тотчас сгорит.

«Маленькие» Мармеладовы находятся в тупике. Им «некуда больше идти». Некуда идти не только им, но и Дуне, и матери Раскольникова. Дуня - умная и гордая, великодушная и отзывчивая, терпеливая и благородная, с твердым характером и пылким сердцем «осуждена», по словам Раскольникова, «таскаться в гувернантках». Она вынуждена сносить оскорбления «глупой и взбаламошной жены Свидригайлова, страдать от притеснений ее мужа, переживать «дурную славу», распространенную о ней «во всех домах».

- Почему Дуня согласилась выйти замуж за негодяя Лужина?

-В страшном товарном мире коверкаются духовные ценности: любовь, пройдя через самоотверженность, превращает самое святое в предмет продажи и купли, святость в бессовестность. Раскольников, ради которого Дуня жертвовала собой, бросает ей в лицо: «Ты не можешь уважать Лужина: я видел его и говорил с ним. Стало быть, продаешь себя за деньги и, стало быть, во всяком случае поступаешь низко...»

Всем добрым, слабым, безответным - всем приуготовлена одна участь.

- Как описывает Достоевский жизнь матери Дуни и Раскольникова?

Тема урока на доске: История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизма писателя.

План урока на доске.

1.История создания романа «Преступление и наказание».

2.Время написания и появления произведения.

3.Отклики современников Достоевского на выход романа.

4. Тема «маленького человека в романе», проблема социальной несправедливости.

Рассказ учителя.

Организовать эффективную работу учащихся с текстом анализируемого произведения, учитывая их индивидуальные особенности обучающихся.

Эти вопросы задается с целю понять все ли учащиеся поняли проблему социальной несправедливости, которую изобразил автор в романе.

Учащиеся записывают число и тему урока в тетради.

Учащиеся внимательно слушают.

Необходимую информацию записывают в тетрадях.

- Мармеладов, Катерина Ивановна, Дунечка...

- Страдания униженных и оскорбленных с наибольшей силой раскрыты в судьбах Мармеладовых.

Семен Мармеладов находится на последней ступени нищеты и нравственного падения. «В бедности, - говорит он Раскольникову, - вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное! Пропивает не только башмаки, но даже косыночку и чулки своей больной жены, выпрашивает на похмелье последние тридцать копеек у дочери, вынужденной пойти на панель, бахвалится о злой судьбе в грязном кабаке под шуточки и насмешки случайных собутыльников.

- О своих «чувствованиях», о себе, о своей семье

- В опустившемся старом чиновнике Достоевский подмечает глубоко волновавшую писателя черту - внутреннее беспокойство, тоску.

- Да, он страдает от своей слабости и беспомощности, считает, что по этой причине «его единородная дочь...по желтому билету пошла». «Соня! Дочь! Прости!» - кричит он перед смертью.

- Нищета, несомненно, говорит о нравственном падении человека, но и о вине самого человека. Мармеладов снова стал пить не потому, что стал нищим, а напротив, он обнищал окончательно из-за пьянства.

- Он протянул руку помощи Катерине Ивановне, оказавшейся «в нищете безнадежной с тремя маленькими детьми, ибо не мог смотреть на такое страдание». Герой почувствовал ответственность за принятое решение, год к вину не прикасался, «обязанность соблюдал». В этот год судьба испытывала его по двум направлениям: Катерина Ивановна не увидела принесенной ей жертвы от мужа-трезвенника и «по изменению в штатах» Мармеладов лишился места. И герой сорвался и «тогда прикоснулся» к вину, пустился во все тяжкие.

- Нищета и безволие толкают героя к пьянству. Восторженное безумие в глазах его - это отблеск мечты Мармеладова о высшей справедливости, которую он топит в вине.

- Первый муж сбежал, и осталась Катерина Ивановна «с тремя малолетними детьми в уезде далеком и зверском...и оставалась в такой нищете безнадежной....что описать невозможно».

- «Исповедь и причащение кончились. Катерина Ивановна снова подошла к постели мужа. Священник отступил и, уходя, обратился было сказать два слова в напутствие и утешение Катерине Ивановне. «А куда я этих-то дену?» - резко и раздражительно перебила она, указывая на малюток. «Бог милостив; надейтесь на помощь всевышнего», - начал было священник. «Эх! Милостив, да не до нас!» "Это грех, грех, сударыня», -заметил священник, качая головой. «А это не грех?»- крикнула Катерина Ивановна, показывая на умирающего».

В день похорон мужа ее выгнала из дому за долги квартирная хозяйка. Ей отказался помочь генерал, бывший начальник Мармеладова. Катерина Ивановна окружена злом. И она решилась выставить нищету и свой позор на всеобщее обозрение, показав всем, до чего ее довели злоба и равнодушие людей: «...она возьмет детей и пойдет на улицу шарманку носить, а дети будут петь, и плясать, и она тоже, и деньги собирать, и каждый день под окно к генералу ходить...». «Пусть, - говорит, - видят, как благородные дети чиновного отца по улицам нищими ходят!»

Смерть Мармеладова означает начало гибели всей семьи. Скоротечная чахотка его жены лишь подчеркивает объективную неизбежность подобного исхода. Умирая, Катерина Ивановна отказывается от Бога в пользу детей: «Что? Священника? Не надо... Где у вас лишний целковый? На мне нет грехов... Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала...»

Ее гордость была уязвлена зависимой жизнью у чужих людей. Она страдала из-за несложившейся судьбы брата. Дуня решилась на нравственное самоубийство, посчитав, что материальная стабильность Лужина поможет ей решить все проблемы разом. Дуня для собственного спасения, даже от смерти, себя не продаст, а за брата, за мать продаст: «О, тут мы, при случае, и нравственное чувство наше придавим; свободу, спокойствие, даже совесть, все, все на толкучий рынок снесем. Пропадай жизнь! Только бы эти возлюбленные существа наши были счастливы».

- Она влачит жалкое существование на нищенскую вдовью пенсию, страдает от того, что не имеет возможности облегчить страдания своих детей. Даже Лизавета Ивановна, покорная раба своей сестры, и та заканчивает жизнь трагически, «тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная». Мир устроен так, что нищета в нем не только несчастье, но и вина, и безнравственность.

4. Подведение итогов.

Подведите итог нашим урокам.

выяснить представления детей о том, что было предметом обсуждения на уроке; дать возможность ученикам поразмышлять над уроком

Несколько учеников кратко описывают «маленьких людей» в романе, причину их падения и в чём проявляется гуманизм автора.

5. Домашнее задание:

Слово учителя:

Письменно ответить на вопрос: «С помощью каких художественных средств и приемов Достоевский раскрывает образы «маленьких людей?». На выбор дать характеристику 2 персонажем романа.

С целью подготовки к классному сочинению.

Обучающиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Евангельской притчи о Лазаре из романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

В материале представлена Евангельская притча о Лазаре с иллюстрациями и аннотацией к ней....

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»

Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М. ...

Духовно-нравственное воспитание в системе уроков по изучению романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Выступление и презентация на окружной научно-практической конференции "Духовно-нравственное развитие как системообразующий фактор воспитания в Школе будущего"...

Презентация. В мире героев романа Ф. И. Достоевского "Преступление и наказание""

Предлагаю богатый иллюстративный и информативный материал для изучения романа "Преступление и наказание".  В презентации много вопросов проблемного характера, помогающих  вникнуть в разные т...

Статья Гуманизм романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Статья Гуманизм романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»...

Опрорные схемы-конспекты в системе уроков по изучению романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

В 10  классе выделяется  102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).            Курс построен с опорой на текстуальное изучени...

Технологическая карта урока "История создания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Технологическая карта урока "История создания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»....