Рабочая программа по литературе для 11 класса.
рабочая программа (литература, 11 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для обучающихся 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года, и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва «Просвещение» 2010 г.)
В 11 классе на изучение курса отводится 105 часов, по 3 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по литературе 11 класс | 94.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для обучающихся 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года, и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва «Просвещение» 2010 г.)
В 11 классе на изучение курса отводится 105 часов, по 3 часа в неделю.
Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Цель изучения литературы в школе в следующем:
- приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;
- сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;
- расширить читательский кругозор учащихся;
- повысить качество чтения;
- способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;
- активизировать художественно-эстетические потребности детей;
- развить их литературный вкус;
- подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;
- стимулировать творческую активность детей;
- формировать навык выразительного чтения;
- воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.
Данные цели могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной. Авторы программы избегают жёсткой регламентации в выборе произведений для чтения и изучения, обсуждения, поэтому выбор, какие произведения читать и изучать, а какие читать и обсуждать сделан мной на основе читательских пристрастий учащихся, индивидуальных особенностей каждого класса. Количество часов, отводимых на изучение той или иной темы, тоже определяется не требованиями УМК, а уровнем сформированности общеучебных умений и навыков детей в каждом конкретном учебном коллективе, а также интересом, проявленным при изучении произведения.
Главной идеей предполагаемой программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к литературе XVIII, XIX, XX веков и современной. Соблюдается также системная направленность: например, от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). Именно эта идея и концентрический подход помогают подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.п.
Содержание программы позволяет утверждать, что она сохраняет преемственность с программой литературного образования средней школы. Программа концентра 5 – 9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10 – 11 классов, где монографически изучается творчество классиков русской литературы. Подобный подход позволяет учащимся осмыслить сложные произведения литературы каждого периода, осознавая их единство.
Принцип концентризма, осуществляемый последовательно на каждой ступени обучения, предполагает последовательное возвращение к определённым авторам и даже к одним и тем же произведениям. Но, разумеется, на каждом этапе перед учениками ставятся различные задачи изучения текста:
- познакомить с писателем и его лучшими произведениями;
- углубить первоначальное впечатление от прочитанного;
- раскрыть подтекст;
- усложнить анализ;
- раскрыть образ автора и др.
Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем: 11 класс – 2 часть линейного курса на историко-литературной основе («Русская литература XX века»). Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в разные периоды учебного года, хотя считаю целесообразным это делать в конце года, потому что большинство тем в этом разделе изучаются обзорно, и при необходимости корректировки рабочей программы по причине актированных дней данный материал выводится на самостоятельное изучение в период летнего самостоятельного чтения.
Тематический план по дисциплине «Литература».
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Из них на развитие речи | Контрольные работы, сочинения |
1 | Литература конца 19 начала ХХ веков. | 2 | - | |
1.1 | Творчество И.А. Бунина | 4 | - | - |
1.2 | Творчество А.И. Куприна | 2 | - | - |
1.3 | Творчество М. Горького | 5 | - | - |
3. | Серебряный век русской поэзии | 6 | 1 | 1 |
4. | Творчество А. А. Блока | 8 | 1 | 1 |
4.1 | Новокрестьянские поэты | 1 | - | - |
4.2 | Творчество С. А. Есенина | 6 | 1 | 1 |
4.3 | Творчество В. В. Маяковского | 7 | 1 | |
5 | Особенность литературы 20-30 -х годов. | 2 | - | - |
5.1 | Е. Замятин «Мы» | 2 | ||
5.2 | Творчество М. Шолохова. | 9 | 1 | 1 |
5.3 | Творчество А.П. Платонова | 3 | - | - |
5.4 | Творчество М.А. Булгакова | 11 | 1 | - |
5.5 | Творчество М.И. Цветаевой | 5 | 1 | 1 |
5.6 | Творчество Б. Пастернака | 2 | - | |
5.7 | Творчество А. А. Ахматовой | 5 | 1 | - |
6. | Раздел 4. Тема Великой Отечественной войны в русской литературе XX века. | 1 | - | |
6.1 | Творчество А.Т. Твардовского | 3 | - | |
6.2 | Творчество А.И. Солженицына | 3 | - | |
7. | Поэзия 50-90 годов 20 века | 1 | ||
7.1 | Творчество Н. Рубцова | 1 | - | |
7.2 | Творчество Б. Окуджавы | 1 | ||
7.3 | Творчество В. Высоцкого | 1 | - | - |
7.4 | Творчество И. Бродского. | 1 | - | |
8. | Русская проза в 50-90-е годы | 3 | ||
8.1 | Творчество В.Т. Шаламова | 1 | - | - |
8.2 | Творчество В.Г. Распутина | 1 | - | - |
8.3 | Творчество В. Шукшина | 2 | - | - |
8.4 | Творчество В. Быкова | 1 | - | - |
8.5 | Современная драматургия. А. Вампилов. | 3 | - | 1 |
9 | Литература конца 20 – начала 21 веков | 1 | - | |
10. | Зарубежная литература | 2 | - | |
10.1 | Творчество Э. Хемингуэя. | 1 | - | - |
10.2 | Творчество Б. Шоу. | 1 | - | - |
Итого | 105 | 8 | 6 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (1 ч.)
Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.
Литература конца 19 – начала 20 века
Обзор русской литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.
И. А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».
Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».
Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».
Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Серебряный век русской поэзии
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
Литература 20-30 годов 20 века
А. А. Блок
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
С. А. Есенин
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
М. И. Цветаева
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Куст».
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
О. Э. Мандельштам
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А. А. Ахматова
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…».
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием».
История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
Б. Л. Пастернак
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…».
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.
М. А. Булгаков
Жизнь и творчество.
Роман «Мастер и Маргарита».
История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
А. П. Платонов
Жизнь и творчество.
Повесть «Котлован».
Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.
М. А. Шолохов
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.
Обзор русской литературы второй половины XX века
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
А. Т. Твардовский
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».
Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
Литература 50-90 годов 20 века
В. Т. Шаламов
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».
История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.
А. И. Солженицын
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
В. М. Шукшин
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
В. В. Быков
Повесть «Сотников».
Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.
В. Г. Распутин
Повесть «Прощание с Матерой».
Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
Н. М. Рубцов
Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние.
Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.
В. В. Высоцкий.
Слово о поэте. Основные мотивы в лирике поэта. Искренность и глубина поэтических интонаций. Чтение и анализ стихотворений.
И. А. Бродский
Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»).
Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.
Б. Ш. Окуджава
Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы».
Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.
А. В. Вампилов
Пьесы «Утиная охота», «Старший сын».
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Обзор литературы последнего десятилетия
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. Современная проза, поэзия.
Зарубежная XX века
Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.
Э. Хемингуэй
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Старик и море».
Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
Б. Шоу
Жизнь и творчество (обзор).
Пьеса «Пигмалион».
Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.
Перечень обязательных работ
- Домашнее сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна.
- Анализ эпизода пьесы М. Горького «На дне».
- Самостоятельная работа по поэзии Серебряного века.
- Анализ эпизода из поэмы А.А. Блока «Двенадцать».
- Самостоятельная работа по поэзии С.А. Есенина.
- Анализ стихотворения В. Маяковского
- Классное сочинение по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Анализ стихотворения О. Мандельштама.
- Контрольная работа по роману М. Шолохова «Тихий Дон».
- Анализ стихотворения А.Т. Твардовского.
- Самостоятельная работа по творчеству А.И. Солженицына.
- Анализ стихотворений Бродского, Окуджавы.
- Контрольный тест по разделу «Литература 50-90 годов»
- Классное сочинение на тему: «Литература на современном этапе».
- Эссе «Герои литературы 20 века».
ТЕКСТЫ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ:
- Бунин. «Одиночество».
- Брюсов. «Юному поэту».
- Гумилёв. «Жираф».
- Блок. «Незнакомка», «Россия».
- Есенин. «Собаке Качалова», «Не жалею, не зову, не плачу…».
- Маяковский. «А вы могли бы...», «Послушайте».
- Ахматова. «Сжала руки под тёмной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...».
- Мандельштам. «Notre Dame».
- Цветаева. «Имя твоё...», «Кто создан из камня...».
- Пастернак. «Во всём мне хочется дойти до самой сути...».
- Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины...».
- Бродский. 1 стихотворение (по выбору обучающихся).
- Окуджава. 1 стихотворение (по выбору обучающихся).
- Рубцов. 1 стихотворение (по выбору обучающихся).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Поэтому в результате изучения литературы с использованием данного УМК ученики 11 класса должны уметь:
чтение и восприятие
- прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
- анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характеристика); род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;
- давать оценку изученному лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей;
- применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
- знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;
- объяснять связь произведений со временем написания и современностью;
- объяснять сходство и различие произведений разных писателей;
- соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты этих направлений;
чтение и речевая деятельность
- владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;
- пересказывать текст художественного произведения, руководствуясь заданием (характеристика образа – персонажа, основная проблема произведения, особенности композиции);
- анализировать эпизод изученного произведения;
- составлять планы, тезисы статей на литературную тему;
- писать сочинения на литературную тему разных жанров;
- выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть.
ЛИТЕРАТУРА
Для учителя:
- Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Русская литература 20 века. 11 класс./ Под редакцией В.П. Журавлёва. - М.: Просвещение, 2010 г.
- Программа по литературе. 5-11 классы. – 9-е изд. (Базовый уровень)//Программы общеобразоват. учреждений. Литература/Под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2007. – С.3 – 100 (В соавторстве с В.Я.Коровиной, В.И.Коровиным, И.С. Збарским, В.П. Полухиной). Допущено Министерством образования и науки.
- Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы / И.Е.Каплан.- М.: Издательство «Экзамен», 2005.
- Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – Великий Новгород: НРЦРО, 2002.
- Литература: Справ. Материалы: Кн. для учащихся / С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. = М.: Просвещение, 1989.
- Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе 9-11 кл. – М.: Дрофа, 2002.
- Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. Серия «Филологическая мозаика». – СПб.: САГА, 2003.
- Страшнов С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе: Кн. для учителя. – М.: Провещение, 2001.
- Субботина К.А. Зарубежная литература. Материалы к урокам в 11 классе. – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2002.
- Кабанова И.В. Зарубежная литература: Пособие для учащихся старших классов и студентов гуманитарных специальностей вузов. – Саратов: «Лицей», 2002.
Для учащихся:
- И. А. Бунин. «Покрывало море свитками...». «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...». Митина любовь.
- М. Горький. Дело Артамоновых.
- Д. С. Мережковский. Поэту наших дней. Леонардо да| Винчи. Дети ночи. Парки.
- 3. Н. Гиппиус. Сонет. Бессилье. Родине.
- В. Я. Брюсов. Фаэтон. «Идут года. Но с прежней страстью...». Парки в Москве.
- К. Д. Бальмонт. Змеиный глаз. Слова-хамелеоны. В застенке. Гармония слов.
- А. А. Блок. «Ты отошла, и я в пустыне...». «Опустись, занавеска линялая...». «Тропами тайными, ночными...». Шаги командора. «Я не предал белое знамя...».
- А. Белый. Маг. Родина. Родине.
- Н. С. Гумилев. «Зачарованный викинг, я шел по земле...». «Из логова змиева...». «Священные плывут и тают ночи...».
- A. А. Ахматова. Исповедь. Песня последней встречи. «Все расхищено, предано, продано...». «Словно дальнему голосу внемлю...». «Ты стихи мои требуешь прямо...».
- О. Э. Мандельштам. «Отчего душа певуча...». «Образ твой, мучительный и зыбкий...». «Я не слыхал рассказов Оссиана...». «Нет, никогда, ничей я не был современник...». «Мы живем, под собою не чуя страны...».
- B. В. Хлебников. «Москва, ты кто?..». Не шалить!
- В. В. Маяковский. А вы могли бы? Юбилейное. Одна из пьес (на выбор).
- Б. Л. Пастернак. «Я понял жизни цель и чту...». Определение творчества. Единственные дни.
- Е. Замятин. Русь.
- C. А. Есенин. «Я иду долиной. На затылке кепи...».
- М. И. Цветаева. «Веселись, душа, пей и ешь!..». «В огромном городе моем — ночь...». «Я — страница твоему перу...». Поэт. Стол.
- Б. А. Пильняк. Повесть непогашенной луны.
- В. В. Набоков. Облако, озеро, башня.
- М. М. Зощенко. Беда.
- А. П. Платонов. Рассказы (на выбор).
- М. А. Шолохов. Донские рассказы.
- М. А. Булгаков. Бег.
- Н. А. Заболоцкий. Столбцы.
- А. Т. Твардовский. Стихотворения из книги «Из лирики этих лет». Поэма «По праву памяти».
- Н. М. Рубцов. Утро. Ночь на родине.
- Е. А. Евтушенко. «О нашей молодости споры...».
- A. А. Вознесенский. Стихотворения на выбор.
- Б. А. Ахмадулина. «По улице моей который год...». Апрель, свеча. Снегопад. «Бьют часы, возвестившие осень...» (на выбор).
- B. С. Высоцкий. Я не люблю (или 3 стихотворения на выбор).
- И. А. Бродский. Фонтан.
- В. П. Астафьев. Где-то гремит война.
- В. И. Белов. Плотницкие рассказы.
- В. Г. Распутин. Прощание с Матерой.
- Б. Брехт. Мамаша Кураж и ее дети. Трехгрошовая опера.
- Г. Белль. Глазами клоуна.
- Ф. Кафка. Превращение.
- А. Камю. Посторонний.
- Ф. Саган. Здравствуй, грусть.
- Дж. Оруэлл. Скотный двор.
- А. Кристи. Убийство в Восточном экспрессе. Свидетель обвинения.
- У. Фолкнер. Рассказы.
- Э. Хемингуэй. Прощай, оружие!
- Дж. Сэлинджер. Над пропастью во ржи.
Учебно-тематическое планирование
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Цели, задачи. Требования стандарта. | Форма учебного материала. Методы, приёмы работы | Новые термины | Повторе- ние | Развитие речи | Домашнее задание |
Литература конца 19 начала 20 веков. (13 ч.) | ||||||||
1 | Литература рубежа веков. Разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. | 1 | Показать взаимосвязь литературы и общественной мысли конца 19 - начала 20 века с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлияние | Лекция учителя с элементами беседы, конспектирование основных положений | «Серебряный век» Модернизм Декаданс | Чтение статьи учебника стр. 8-14, доработать конспект лекции | ||
2 | Особенности новейшей поэзии | 1 | Познакомить с удивительным миром русской культуры начала 20 века, с многообразием литературных направлений | Рассказ учителя, чтение статей учебника, беседа с ответами на вопросы стр.26 | Символизм, акмеизм, футуризм | Реализм | Конспектирование основных положений статьи стр. 20-26 Сообщение-доклад о Бунине | |
3 | Проза 20 века. И.А. Бунин. Поэтический дар поэта. | 1 | Познакомить с особенностями прозы 20 века, дать краткий обзор жизненного и творческого пути Бунина, дать общую характеристику Бунинской лирики | Рассказ учителя о прозе 20 века, обзор жизни и творчества писателя, чтение и анализ стихотворений | Средства художественной выразительности | Чтение рассказа «Антоновские яблоки» | ||
4 | «Антоновские яблоки» | 1 | Показать своеобразие стиля Бунина на примере рассказа «Антоновские яблоки» | Беседа по прочитанному, просмотр фильма | Импрессио-низм | Чтение рассказа «Господин из Сан-Франциско» | ||
5 | «Господин из Сан-Франциско» | 1 | Знакомство с рассказом и его философичным содержанием | Беседа по содержанию | Эпизодичес-кий герой | Рассуждение «В чём смысл названия рассказа?» | Чтение учебника стр.45, 46 Прочитать рассказы Бунина о любви, представить рассказ | |
6 | «Тёмные аллеи» | 1 | Показать своеобразие любовных рассказов, новизну в изображении психологического состояния человека | Аналитическая беседа, представление рассказов, выразительное чтение фрагментов | Антитеза | Прочитать повесть «Олеся» стр. 60 Доклад по биографии Куприна | ||
7 | А.И. Куприн «Олеся» | 1 | Дать обзор творческого пути, раскрыть идею и художественные особенности повести | Доклад ученика, рассказ учителя, беседа по повести | Символика цвета | Композиция | Характеристика Олеси | Прочитать «Гранатовый браслет» стр. 65 |
8 | «Гранатовый браслет» А. Куприна | 1 | Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств, роль детали в рассказе | Аналитическая беседа | Художественная деталь | Сочинение | Сочинение по творчеству Бунина и Куприна Чтение романтических рассказов Горького | |
9 | Максим Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького | 1 | Познакомить с вехами биографии и творчества Горького, показать особенности романтизма Горького | Рассказ учителя, определение романтических черт в рассказах | Романтизм | Анализ рассказов | ||
10 | Романтические произведения Горького | 1 | Проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя | Аналитическая беседа | Композиция Антитеза | Рассуждение «В чём смысл жизни в произведениях Горького?» | Прочитать пьесу «На дне» | |
11-13 | М. Горький. Пьеса «На дне» | 3 | Дать общее представление о драматургии Горького, сценическая судьба и место пьесы в творчестве, особенности жанра и конфликта | Аналитическая беседа, работа с текстом, дискуссия | Авторская позиция «Социалистический реализм» | Конфликт | сочинение | Сочинение по предложенным темам |
Серебряный век русской поэзии (6 ч.) | ||||||||
14 | “Серебряный век” русской поэзии. В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт | 1 | Дать понятие о символизме, кратко охарактеризовать творчество основоположников русского символизма | Рассказ учителя, выступления учащихся, чтение и анализ стихотворений | Углубление понятия символизма «Старшие символисты» Неоромантизм | «Серебря- ный век» | Сообщения о поэтах | |
15 | Творчество Ф. Сологуба, А. Белого, И. Анненского, В. Ходасевича, Г. Иванова | 1 | Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения младосимволистов | Рассказ учителя, сообщения учащихся, чтение и анализ стихотворений | «младосимво-листы» | Выразительное чтение одного из стихотворений, сообщение о Гумилеве | ||
16 | Н.Гумилёв: судьба и творчество | 1 | Дать понятие об акмеизме, выделить основные черты его поэтики, дать краткую характеристику творчества Гумилёва | Рассказ учителя, конспектирование, сообщение учащегося, чтение и анализ стихотворений | Углубление понятия акмеизма | Наизусть стихотворение Доклад о Мандельштаме | ||
17 | Творчество О. Мандельштама | 1 | Дать краткую характеристику творчества Мандельштама | Сообщение учащегося, чтение и анализ стихов | Аллитерация Ассонанс Аллегория | Сообщение о Северянине | ||
18 | Творчество И. Северянина | 1 | Дать понятие о футуризме и его группах, выделить основные черты его поэтики, дать краткую характеристику творчества Северянина | Сообщение учащегося, чтение и анализ стихов | Футуризм «эгофутуризм» | неологизмы | Выбрать стихотворение для анализа | |
19 | Р/Р Письменный анализ стихотворений | 1 | Повторить и проверить полученные знания по поэзии «Серебряного века» | Самостоятельная работа | Анализ стихотворения | |||
Творчество А.А. Блока (8 ч.) | ||||||||
20 | А.А. Блок: судьба и творчество | 1 | Познакомить с атмосферой, в которой вырос Блок. Показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии. Знакомство с символикой | Рассказ учителя с просмотром презентации, конспектирование | Чтение «Стихи о Прекрасной Даме» | |||
21 | Романтический мир раннего Блока | 1 | Особенности первой книги «Стихов о Прекрасной Даме» | Рассказ учителя. Чтение и анализ стихотворений | Символика Блока | Цикл | Анализ стихотворений | Выучить одно стихотворение из цикла, статья стр. 186-189 |
22 | Р/Р Анализ стихотворения «Незнакомка» | 1 | Произвести анализ стихотворения «Незнакомка» в сопоставлении со стих-нием «В ресторане» | Чтение и анализ стих-ний | Контраст | Выучить стих-ние наизусть | ||
23 | Тема Родины в творчестве Блока | 1 | Показать значение образа России | Лекция с элементами беседы, анализ стих-ний | Эволюция темы | Средства худ. выразитель-ности. | Составить план темы или рассуждение «Можно ли считать Блока поэтом-гражданином?» | Наизусть стих-ние, посвященное теме России. Составить план к теме или мини-сочинение |
24 | Тема любви в творчестве Блока | 1 | Анализ циклов «Кармен», «Снежная маска», «Фаина» | Слово учителя, чтение и анализ стих-ний | Средства худ. выразитель-ности | Чтение поэмы «Двенадцать» | ||
25, 26 | «Двенадцать» | 2 | Показать полимический характер поэмы, её художественные особенности | Аналитическое чтение поэмы, анализ | Эпическая поэма, стилевое разнообразие поэмы | Средства худ. выразитель-ности. Образы-символы | Отрывок наизусть | |
27 | Р/Р Подготовка к сочинению по творчеству А. Блока | 1 | Обучение написанию сочинения по лирическим произведениям | Тест по творчеству Блока | Подготовка к сочинению, составление планов, обсуждение, цитирование | Написать сочинение по выбранной теме Сообщения о Клюеве, Клычкове, П. Орешине | ||
Новокрестьянские поэты (1 ч.) | ||||||||
28 | Новокрестьянская поэзия | 1 | Знакомство с новокрестьянской поэзией начала 20 века, показать её духовные и поэтические истоки | Лекция учителя, сообщение учащихся, чтение и анализ стих-ний | Славянская мифология | Наизусть одно из стихотворений Сообщения о поэте- этапы биографии, выразительное чтение стих-ний | ||
Творчество С. Есенина (6 ч.) | ||||||||
29 | С. Есенин: жизнь и творчество | 1 | Пробудить интерес к личности Есенина, раскрыть духовный мир поэта, круг его увлечений и интересов | Рассказ учителя с презентацией, сообщения учащихся, конспектирование | Имажинизм | Конспектирование | Подбор стих-ний о природе, выборочное конспектирование стр. 239-260 | |
30 | Тема Родины в дооктябрьском творчестве Есенина | 1 | Показать, что тема Родины – основная в поэзии, путём анализа попытаться понять худ. мир поэта, формировать навыки самостоятельного анализа лирического произведения | Цветовая символика, образы-символы | Языковые средства | Анализ стих-ния | Выучить наизусть стихотворение о природе, рисунок к стих-нию и анализ Доклад «Отношение Есенина к революции» | |
31 | «Русь советская» в поэзии С. Есенина | 1 | Патриотизм, народность, гражданственность лирики, сложность отношений к новой жизни | Рассказ учителя, сообщение учащегося, чтение и анализ стих-ний, сопоставительный анализ | Композиционно-стилистический приём - кольцо | Языковые средства | Сопоставительный анализ стих-ний «Спит ковыль. Равнина дорогая..» и «Неуютная жидкая лунность» | Наизусть стих-ние «Неуютная жидкая лунность» |
32 | Образ матери в творчестве Есенина. Любовная лирика | 1 | Раскрыть красоту и искренность чувств, преклонение перед женщиной, матерью, возлюбленной | Рассказ учителя, чтение и анализ стих-ний | Языковые средства | Подготовка к сочинению | Наизусть «Письмо матери» Подобрать стих-ние для анализа | |
33 | Р/Р Обучение анализу лирического стихотворения | 1 | Обучение анализу лирических произведений | Составление плана, обсуждение тем | Обучение анализу | Подготовка к сочинению, выбор стих-ния для анализа | ||
34 | Р/Р Сочинение №1 по лирике Есенина (восприятие, истолкование, оценка) | 1 | Самостоятельный анализ лирических произведений | Самостоятельный анализ | Сочинение «Восприятие, истолкование, оценка стих-ния» | Сообщения по биографии Маяковского | ||
Творчество В. В. Маяковского (7 ч.) | ||||||||
35 | В.В. Маяковский. Поэтическое новаторство. | 1 | Познакомить с личностью поэта, показать разностороннюю одарённость, внутреннюю силу и целеустремлённость, основные этапы творческого пути, его поэтическом новаторстве | Рассказ учителя, сообщения учащихся, прослушивание стих-ний | Гиперболизм Неологизмы Гибкая система языка. «Лесенка» Тонический стих | Футуризм | Конспектирование основных фактов биографии и этапов творческого пути поэта стр. 279-289, 290-292 | |
36 | Лирический герой поэзии дооктябрьского периода | 1 | Углубить представление о лирическом герое поэзии Маяковского до Октября, наблюдение над поэтической речью | Рассказ учителя, чтение и анализ стих-ний | Лирическое «Я» | Обучение анализу | Самостоятельный анализ стих-ний дооктябрьского периода | |
37 | «Любовь – это сердце всего» | 1 | Дать представление об интимной лирике путём анализа лучших стих-ний, тема любви неотделима от темы революции и Родины, наблюдение над поэтической речью. | Рассказ учителя. Чтение и анализ стих-ний | Черты новаторства поэта, своеобразие лирики | Языковые средства | Мини- сочинение | Мини-сочинение «Что такое любовь, по представлению Маяковского?» |
38 | Тема поэта и поэзии | 1 | Показать, что В.В.М. продолжает традиции русской поэзии, раскрыть взгляды на поэтическое искусство, на роль поэта и поэзии в жизни общества | Рассказ учителя, анализ стих-ний, составление плана по теме | Языковые средства | Составление плана, раскрывающего тему поэта и поэзии | Подготовиться к выразительному чтению сатирических стих-ний (индивидуально), подготовить анализ | |
39 | Сатира В. Маяковского | 1 | Путём анализа стих-ний показать, как созревал талант М. –сатирика, против чего направлена сатира, раскрыть способы создания сатир. образов | Слово учителя, выразительное чтение и анализ сатир. стих-ний | Гипербола Гротеск Ирония | Конспектирование основных положений урока | Сообщение «Октябрь в поэзии Маяковского» Читать стихотворения советского периода, анализировать стих-ние (на выбор) | |
40 | Патриотическая лирика В. Маяковского | 1 | Показать творчество М. советского периода как отражение революции | Лекция с элементами беседы, чтение и анализ стих-ний | Образ нового лирического героя | Конспектирование основных положений урока | Наизусть «Стихи о советском паспорте» | |
41 | Р/Р Подготовка к сочинению по творчеству Маяковского | 1 | Обучение написанию сочинения по лирическим произведениям | Составление плана и обсуждение тем | сочинение | Написание сочинения по выбранной теме | ||
Литература 20-30-х годов (39 ч.) | ||||||||
42 | Литературный процесс 20-х годов | 1 | Познакомить с острой политической и эстетической борьбой 20-ых годов. Обзор литературы 20-ых годов, определение главной темы. | Лекция учителя, конспектирование, чтение фрагментов | Чтение романа «Разгром» Доклад о писателе | |||
43, 44 | Е. Замятин «Мы» | 2 | Дать представление о личности писателя, познакомить с антиутопией «Мы», разобраться в проблематике романа | Рассказ учителя, беседа по тексту романа, работа над новыми понятиями | Утопия Антиутопия Оксюмороны, их роль в тексте | Сравнение с романом Салтыкова-Щедрина «История одного города», общие черты Угрюм-Бурчеева и Благодетеля | Размышление «Насколько актуально это предупреждение сегодня?» | |
45 | М.А. Шолохов | 1 | Дать представление о личности Шолохова и значении его произведений, о полемике вокруг авторства романа «Тихий Дон», знакомство с историей создания | Рассказ учителя, просмотр фотографий | Эпос Роман-эпопея | Доклад по истории казачества Том 1, часть 1 – картины жизни казаков | ||
46 | М. Шолохов «Донские рассказы» | 1 | Познакомить с художественной концепцией гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова» | Краткий рассказ о писателе, анализ рассказов «Родинка», «Червоточина», «Жеребёнок», «Шибалково семя» | Подготовиться к сочинению по творчеству писателей 20-ых годов, составить план к сочинению | |||
47- 51 | «Тихий Дон» | 5 | Показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни. На примере изображения казачьих семей, изображение войны и влияние её на человека, трагичность судьбы Григория Мелехова | Рассказ учителя, сообщение учащегося, анализ образа жизни казаков, военных глав, отразившихся на жизни казаков, подбор эпизодов по теме, выявление авторской позиции | Сквозной образ | «Диалектика души» | Составление плана «Судьба Григория Мелехова» по ходу чтения романа | 1. Т.1., часть 2, 3 - война и казаки. Составление сюжетного плана «Судьба Г. Мелехова» 2. Подобрать эпизоды (гражд. война – трагедия народа) 3. Закончить план 4. Подготовиться к семинару по предложенным вопросам. 5. Сочинение |
52, 53 | Р/Р Сочинение № 2 Изображение гражданской войны в творчестве писателей 20-х годов» | 2 | Формирование навыков самостоятельной работы над предложенной темой. Составление плана | Обсуждение составленных планов, написание сочинения | Сочинение | Прочитать «Котлован» Платонова | ||
54 | Литература 30-х годов | 1 | Знакомство с духовно-нравственным климатом 30-ых годов, обзор литературы | Лекция учителя, чтение учебника, конспектирование, чтение фрагментов | Новые типы романов, новые жанры лирики | Вспомнить рассказы «Корова», «В прекрасном и яростном мире», «Неизвестный цветок», «Юшка» Сообщение о Платонове | ||
55 | А.П. Платонов. Рассказы | 1 | Дать представление о личности писателя, познакомить с проблематикой его рассказов | Сообщение о писателе | Метафоричность художественного мышления | Письменное обобщение изученного | Раскрыть обобщенный образ платоновского героя | |
56, 57 | Повесть «Котлован» | 2 | Путём анализа повести определить особенности платоновское изображение жизни деревни в период коллективизации и ускоренной индустриализации, помочь понять авторскую трактовку образов главных героев, углубить представление о языке и неповторимом стиле платоновских произведений | Рассказ учителя об истории создания повести, беседа по содержанию, анализ эпизодов, индивидуальный анализ отдельных эпизодов | Штамп, канцеляриты | Приёмы сатирических произведений: ирония, гипербола, гротеск. | Сочинение | 1. Карточки 2. Сочинение «Драматизм приобщения героев Платонова к новой жизни» |
58 | М.А. Булгаков: жизнь и творчество | 1 | Познакомить с трагической судьбой Булгакова, помочь понять тяжёлые отношения с властью, дать представление об основных булгаковских произведениях, показать их жанровое многообразие | Лекция учителя с чтением эпизодов из произведений | Прочитать «Собачье сердце» | |||
59, 60 | М. Булгаков «Собачье сердце» | 2 | Познакомить с судьбой повести, основной темой и идеей, сатирической направленностью, выяснить полит. взгляды, общечелов. позицию главных героев | Рассказ учителя, пересказ, беседа по содержанию, анализ композиции | Сатира | Мини-сочинение | «В чём вина профессора Преображенского?» | |
61 | Р/Р Обучение анализу идейно-художественного своеобразия малой формы | 1 | Обучение анализу | Составление плана | Сочинение | Прочитать роман «Белая гвардия» | ||
62, 63 | История в романе «Белая гвардия» | 2 | Показать, в чём особенность изображения Булгаковым исторических современных ему событий, понять авторскую позицию | Беседа по содержанию романа, чтение и анализ эпизодов, сообщения учащихся | Стилизация Реминисценция | Характеристика образов | 1. Индивидуально дать характеристику образов, подобрать эпизоды 2. сообщение о пьесе «Дни Турбиных» 3. Читать роман «Мастер и Маргарита» | |
63-67 | «Мастер и Маргарита» | 5 | Рассказать о значении романа, его судьбе, показать особенности жанра и композиции, понять замысел писателя, определить сюжетные линии в романе, нравственные вопросы, поднимаемые в романе | Рассказ учителя, работа с текстом, беседа по содержанию, характеристика героев, тест по знанию текста | Библейские мотивы в романе | Характеристика 30-ых годов, героев | 1. Выбрать материал, раскрывающий жизнь 30-ых годов 2. История Понтия Пилата и Иешуа 3. Нечистая сила в романе 4. Мастер и Маргарита.5. Домашнее сочинение | |
68 | Судьба и творчество М. И. Цветаевой | 1 | Познакомить с личностью поэтессы, рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини стихотворений | Рассказ учителя с сопровождением презентации | Инд. задания: анализ стих-ний, раскрывающих тему поэтического творчества | |||
69 | Тема поэтического творчества и вдохновения | 1 | Путём анализа стих-ний показать, как Цветаева выражала в своём творчестве тему поэтического творчества и вдохновения, раскрыть взгляды на творчество, на роль поэта в жизни человека, развивать умение анализировать стих-ние | Рассказ учителя. Чтение и анализ стих-ний | Худ. средства | Инд. задания: анализ стих-ний, раскрывающих тему родины | ||
70 | Тема Родины в творчестве М. Цветаевой | 1 | Познакомить со стихами о родине, эволюция темы | Рассказ учителя. Чтение и анализ стих-ний | Худ. средства | Составление плана «Эволюция темы Родины в творчестве Цветаевой» | Кто такая Психея? Наизусть «Родина» | |
71 | Любовь в жизни и творчестве М. Цветаевой | 1 | Показать исключительность чувств лирической героини | Слово учителя | Худ. средства | Наизусть одно из стих-ний | ||
72 | Р/Р Сочинение-эссе №3 «Моя Цветаева» | 1 | Выявить восприятие учащихся творчества Цветаевой, развитие умения писать сочинение - эссе | Рассказ учителя о новом жанре - эссе | Эссе | Обучение написанию эссе | Доработать эссе Сообщение о Пастернаке | |
73, 74 | Многообразие творчества Бориса Пастернака | 2 | Познакомить с биографией, разнообразием его дарований, дать представление о его творчестве, закрепление умения анализировать текст | Рассказ учителя, сообщение о Пастернаке, чтение и анализ стих-ний, фрагментов романа «Доктор Живаго» | Слиянность поэзии и прозы | Худ. средства | Анализ стих-ния | Письменный анализ стих-ния, наизусть одно стих-ние |
75 | Анна Андреевна Ахматова: судьба и творчество | 1 | Знакомство с лирикой Ахматовой, охарактеризовать особенности творчества | Лекция с элементами беседы, сопоставление раннего и позднего творчества | Акмеизм | Чтение стих-ний, определить образ лир. героини, наизусть | ||
76 | Поэзия женской души | 1 | Рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини | Рассказ учителя. Чтение и анализ стих-ний | Лирическая героиня | Анализ понравившегося стих-ния | ||
77 | Тема Родины в лирике Ахматовой | 1 | Развить представление о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией. | Рассказ учителя. Чтение и анализ стих-ний | Инвектива | Прочитать поэму «Реквием». выделить мотивы произведения | ||
78 | Поэма «Реквием» | 1 | Показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве. | Рассказ учителя. Анализ основных тем и мотивов поэмы | ||||
79 | Подготовка к сочинению по творчеству Ахматовой и Цветаевой | 1 | Формирование навыков самостоятельной работы над предложенной темой. Составление плана | Обсуждение составленных планов, написание сочинения | Сочинение | Написание домашнего сочинения по предложенным темам. | ||
Литература периода Великой Отечественной войны (7 ч.) | ||||||||
80 | Литература периода Великой Отечественной войны | 1 | Показать истоки изображения войны в литературе военных лет, дать обзор произведений разных жанров | Лекция учителя, чтение учебника, конспектирование, чтение фрагментов | Очерк, публицистика, лирический дневник, лироэпические поэмы | Сообщение о Твардовском, прочитать поэмы «Страна Муравия», «По праву памяти», «Василий Тёркин» | ||
81-83 | А. Т. Твардовский | 3 | Дать обзор жизненного и творческого пути, показать значение творчества поэта и общественной деятельности, знакомство с поэзией, многообразием тем | Сообщение о поэте, чтение и анализ поэм и лирических стихотворений | Развитие жанра поэмы Трагизм лирического героя | Худ. средства, фольклорные традиции | Сочинение, составление плана «Народный характер в поэме «Василий Тёркин» | Чтение поэм и стихотворений, наизусть одно из стихотворений, домашнее сочинение по теме |
84, 85 | А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ» | 2 | Показать значение фигуры Солженицына в литературе и развитии общественной мысли страны, дать краткий обзор его произведений | Рассказ учителя, чтение фрагментов | Историко-документальная проза, роман-хроника | Публицистика | Чтение произведений Солженицына Раскрыть образ Матрёны | |
86 | «Один день Ивана Денисовича» | 1 | Показать публицистичность рассказа, обращенность к читателю, вызвать эмоциональный отклик | Аналитическая беседа, комментированное чтение | Публицистич-ность рассказа | Чтение произведений Солженицына Сообщения учащихся о поэтах второй половины 20 века | ||
Поэзия 50-90 годов ХХ века (5 ч.) | ||||||||
87 | Поэзия периода оттепели. | 1 | Дать краткую обзорную характеристику поэзии. «Громкая» лирика: Рождественский, Евтушенко, Вознесенский | Худ. средства | Подготовить одно из сообщений о Рубцове | |||
88 | Рубцов. Страницы жизни и творчества. | 1 | Основные темы и мотивы лирики поэта. Основное художественное своеобразие лирики. Чтение и анализ стихотворений. | Лекция, сообщения учащихся, выразительное чтение стих-ний | наизусть одно стихотворение (по выбору учащихся) | |||
89 | Окуджава. Слово о поэте | 1 | Военные мотивы в лирике поэта. Искренность и глубина поэтических интонаций. Чтение и анализ стихотворений. | Лекция, сообщения учащихся, выразительное чтение стих-ний | Анализ стихотворений | |||
90 | Высоцкий. Слово о поэте. | 1 | Основные мотивы в лирике поэта. Искренность и глубина поэтических интонаций. Чтение и анализ стихотворений | Сообщение о поэте, чтение и анализ лирических стихотворений | домашнее сочинение на тему: «В чём секрет обаяния авторской песни?» | |||
91 | И. Бродский. Слово о поэте | 1 | Проблемно-тематический диапазон его лирики. Чтение и анализ стихотворений. | Лекция, сообщения учащихся, выразительное чтение стих-ний | Художествен-ный мир поэта | наизусть одно стихотворение (по выбору учащихся) | ||
Русская проза в 50-90-е годы (8 ч.) | ||||||||
92 | Русская проза в 50-90-е годы | 1 | Дать общую характеристику литературного процесса 50-90 -ых годов | Лекция с элементами беседы | Сообщения о писателях | |||
93, 94 | В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда», К. Воробьёв «Убиты под Москвой». В. Кондратьев «Сашка» и др. | 2 | Дать представление о тенденциях послевоенной литературы, показать значение повестей | Рассказ учителя, обсуждение прочитанного | Рецензия на прочитан-ную повесть | Написать рецензию на одну из повестей Чтение «Колымских рассказов» | ||
95 | В. Шаламов «Колымские рассказы» | 1 | Дать представление о личности писателя, краткий обзор лагерной прозы | Лекция с элементами беседы, чтение и обсуждение прочитанного | Чтение прозы Распутина | |||
96 | Деревенская проза. В. Распутин «Прощание с Матёрой», «Пожар» | 1 | Дать представление о «деревенской» прозе, познакомить с творчеством Распутина | Лекция, сообщение учащегося, аналитическая беседа | Чтение рассказов Шукшина | |||
97, 98 | В.М. Шукшин: личность и творчество | 2 | Познакомить с личностью и творчеством Шукшина | Лекция, сообщение учащегося, аналитическая беседа | Чтение В. Быков «Сотников» | |||
99 | Повесть В.Быкова «Сотников». | 1 | Нравственная проблематика произведения. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа. | Лекция, сообщение учащегося, аналитическая беседа по прочитанному произведению | Читать пьесы Вампилова | |||
Современная драматургия. (3 ч.) | ||||||||
100, 101 | Современная драматургия. Обзор. Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота», «Старший сын». | 2 | Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьес. | Лекция, сообщение учащегося, аналитическая беседа по прочитанным произведениям | Сочинение-рассуждение по пьесам | Подготовить к зачёту по вопросам | ||
102 | Зачёт по литературе 20 века | 1 | Обобщить и проверить полученные знания | |||||
Современная литература (1 ч.) | ||||||||
103 | Литература на современном этапе | 1 | Дать обзор литературы последних десятилетий: Т. Толстая, Б. Акунин, В. Пелевин и др. Показать тенденции современной литературы | Лекция учителя, беседа по прочитанным произведениям | Постмодернизм Постреализм | Читать повесть Э. Хемингуэя «Старик и море» | ||
Зарубежная литература ХХ века (2 ч.) | ||||||||
104 | Вн. ч. Хемингуэй. Слово о писателе. | 1 | Обзор творчества. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море». | Практикум | Анализ произведения | пьесу Б. Шоу «Пигмалион» | ||
105 | Вн. ч. Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион». | 1 | Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. | Семинар | Прием иронии. | Чеховские традиции в творчестве Шоу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...