литература 9 класс
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
материал представляет собой конспекты уроков литературы в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_9kl.docx | 57.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 60. А. Н. ОСТРОВСКИЙ. ПЬЕСА «БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК»
Цели: познакомить с биографией драматурга, отметить его роль в создании русского национального театра, место в литературной и идейной борьбе второй половины XIX века.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Работа с эпиграфом.
Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь, но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться "театр Островского"».
А. И. Гончаров
– Какую сторону дара А. Н. Островского отметил А. И. Гончаров?
2. Слово учителя об А. Н. Островском.
Островский пришел в литературу как создатель национально-самобытного театрального стиля, опирающегося в поэтике на фольклорную традицию. Драматургическая деятельность его продолжалась более 40 лет. Особенностью таланта А. Н. Островского является сочетание в нем дарований литератора и театрального деятеля. Он не только создал русский национальный репертуар, но и сформировал нового актера. В театре Островского особое внимание уделяется тексту, в котором заложено все. На основе драматургии этого талантливого человека сложилась школа Малого театра.
– Какую школу жизни прошел Островский? Почему его называли «Колумбом Замоскворечья»? Об этом расскажут мои ассистенты.
А чтобы проникнуть в мир пьес А. Н. Островского, нам следует познакомиться с пьесами различных жанров и тематики.
3. Сообщения учащихся (индивидуальные задания).
1) Служба в Московском совестно́м суде – школе жизни.
2) «Колумб Замоскворечья», пьеса «Банкрот».
3) Вершина зрелого творчества – драма «Гроза».
4) Позднее творчество – «Бесприданница».
4. Чтение статьи учебника (с. 391–393), составление хронологической таблицы.
Этапы биографии и творчества А. Н. Островского.
31 марта (12 апреля) 1823 г. – родился в Замоскворечье в семье чиновника, имевшего частную юридическую практику в купеческой среде.
1840 г. – закончил Первую Московскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета.
1842 г. – бросает учебу в университете.
1843–1845 гг. – служит сначала в Московском совестном суде, а затем в Московском коммерческом суде.
1847–1851 гг. – ранний период творчества. Поиски своего пути. Влияние «натуральной» школы. Пьесы «Свои люди – сочтемся», «Бедная невеста», «Не сошлись характерами», «Утро молодого человека».
1852–1854 гг. – «москвитянинский период». Сотрудничество с журналом «Москвитянин». Славянофильские настроения. Пьеса «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».
1855–1860 гг. – предреформенный период. Сближение с журналом «Современник» и революционерами-демократами. Пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза».
1859 г. – основатель и активный участник «Литературного фонда».
1861–1886 гг. – пореформенный период. Сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России: «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы». Исторические пьесы: «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Воевода». Психологические драмы: «Правда – хороша, а счастье лучше», «Последняя жертва», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», пьеса-сказка «Снегурочка».
1865 г. – инициатор создания «Артистического кружка».
1874 г. – инициатор создания «Общества русских драматических писателей и оперных композиторов».
1886 г. – смерть А. Н. Островского.
5. Рассказ учителя о пьесе «Бедность не порок».
Эта пьеса была задумана автором 10 июля 1853 г., а начата 22 августа того же года.
Первоначально она называлась «Гордым бог противится» и должна была состоять из двух актов.
К концу 1853 г. пьеса была закончена, успех превзошел все ожидания.
Ни одна из пьес не вызвала после своего опубликования таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». Представители демократической критики увидели в ней, и прежде всего в образе Любима Торцова, художественное воплощение своих общественных идеалов.
Предназначая пьесу для сцены Малого театра, драматург задолго до окончания комедии распределил ее роли между артистами этого театра.
На сцене Московского Малого театра в течение второй половины XIX в. «Бедность не порок» ставилась чаще других пьес Островского. В представлениях этой комедии участвовали лучшие силы «дома Островского»: М. Н. Ермолова, О. О. Садовская, Павел Васильев – один из лучших исполнителей роли Любима Торцова.
6. Обмен мнениями о прочитанном.
– Н. Добролюбов назвал произведения Островского «пьесами жизни». Как вы понимаете это выражение?
– Покажите на примерах из текста, что Островского действительно интересует жизнь русского общества, русского человека.
Домашнее задание: прочитать страницы пьесы, помещенные в учебнике; подготовить выборочное воспроизведение пьесы.
"Я тружусь всю жизнь".
Слайд 1 и 2.
Задачи урока: познакомить учащихся с новым автором; определить своеобразие его творчества, выражающееся в отражении проблем эпохи; показать новаторство и традиции в творчестве А.Н. Островского, своеобразие его стиля.
Слайд 3.
Ход урока
I. Лекция учителя с презентацией.
Слайд 4.
1. Страницы истории русского театра до А.Н. Островского (информация). Своеобразие тем драматических произведений; особенности героев (сословия); принципы раскрытия характеров. Предшественники А. Островского: Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь.
Слайд 5.
2. Особенности пьес Островского. Новый герой, которого до него не знала русская литература. "Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в тройке, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз" – писал В.Г. Маранцман. Новый герой Островского определяет своеобразие проблем и тематику пьес, особенности характеров героев.
Слайды 6-13
3. Страницы биографии драматурга: семья, Замоскворечье, учеба, служба. Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где основные "клиенты" – купцы, позволили драматургу наблюдать за жизнью купечества. Все это нашло отражение в пьесах Островского, герои которых как будто взяты из жизни. Невероятная трудоспособность писателя способствовала рождению 48 произведений, в которых действуют 547 героев.
Слайды 14-19
4. Начало литературной деятельности.
Творческий путь А. Островского.
Первое произведение – пьеса "Несостоятельный должник" – появилась в 1847 году в газете "Московский городской листок". В 1850 году это же произведение, доработанное автором, напечатано в журнале "Москвитянин". Потом оно 10 лет находилось под арестом, потому что в нем, по словам Добролюбова, "…повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда".
"Этим-то я теперь занимаюсь, соединяя высокое с комическим", – писал Островский в 1853 году, определяя появление нового героя, героя с "горячим сердцем", честного, прямодушного. Одна за другой появляются пьесы "Бедность не порок", "Не в свои сани не садись", "Доходное место", "Лес", "Горячее сердце", "Таланты и поклонники", "Без вины виноватые" и другие. "И такой во мне дух сделался: ничего я не боюсь! Кажется, вот режь меня на части, я все-таки на своем поставлю", – говорит героиня пьесы "Воспитанница". "Ничего я не боюсь" – вот главное в новом герое Островского.
Слайд 20
"Гроза" (1860) – пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет жить по законам, подавляющим личность.
Слайд 21
"Лес" (1870) – пьеса ставит вечные вопросы человеческих взаимоотношений, пытается решить проблему нравственного и безнравственного.
Слайд 22
"Снегурочка (1873) – взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором тоже господствуют материальные отношения (Бобыль и Бобылиха).
Слайд 23
"Бесприданница" (1879) – взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в драме "Гроза".
II. Выступления учащихся. Индивидуальные задания к уроку.
Слайды 24-38
1. Особенности стиля Островского (Индивидуальные задания)
- Говорящие фамилии;
- Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
- Специфические авторские ремарки;
- Роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия
- Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
- Фольклорные моменты;
- Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;
- Значимость первой реплики героя;
- "Подготовленное появление", главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
- Своеобразие речевой характеристики героев.
Итоговые вопросы
Слайд 39
- Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите свою точку зрения.
- Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга?
- Почему так сложно "осовременивать" пьесы А. Н. Островского?
III. Итог урока.
Слайды 40-42
А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.
Домашнее задание:
Драма "Гроза". История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.
Группа 1. История создания пьесы. Сообщения учащихся (домашняя работа с дополнительной литературой).
Группа 2. Смысл названия пьесы "Гроза".
Группа 3. Система действующих лиц пьесы
Группа 4. Особенности раскрытия характеров героев.
Приложения:
1.Презентация к уроку.
2.Говорящие фамилии в творчестве А.Н. Островского (сообщения учащихся)
С точки зрения рассматриваемого нами феномена говорящих имён в пьесах этого великого драматурга можно найти много нового, замечательного материала. Коснёмся лишь самых интересных моментов использования этого литературного приёма в наиболее известных пьесах Островского.
Например, в пьесе «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Тихоня, слабовольный пьяница и маменькин сынок Тихон Кабанов вполне оправдывает своё имя. Кличка его «маменьки» - Кабаниха давно переосмыслена читателями как имя. Недаром создатель «Грозы» уже в афише представляет эту героиню именно так: «Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова». Кстати, её старинное, почти зловещее имя в паре с Савелом Прокофьевичем Диким вполне определённо говорит и об их характерах, и об образе жизни, и о нравах. Интересно, что в переводе с арамейского имя Марфа переводится как «госпожа».
Много любопытного содержит в себе и фамилия Дикой. Дело в том, что окончание -ой в соответствующих словах ныне читается как -ий(-ый). Например, пушкинское «свободы сеятель пустынной» (в нынешнем произношении - «пустынный») значит «одинокий». Таким образом, Дикой - не что иное, как «дикий человек», попросту «дикарь».
Символический смысл имеют имена и фамилии и в пьесе «Бесприданница». Лариса - в переводе с греческого - чайка. Фамилия Кнуров происходит из диалектного слова кнур - боров, хряк, кабан. Паратов этимологически связан с прилагательным поратый - бойкий, сильный, дюжий, усердный. Вожеватов происходит от словосочетания «вожеватый народ», имеющего значение развязный, беспардонный. В имени, отчестве и фамилии матери Ларисы, Хариты Игнатьевны Огудаловой, значимым оказывается все. Харитами (от греческого харис - изящество, прелесть, красота) величали цыганок из хора, а Игнатами называли в Москве каждого цыгана. Отсюда и сравнение дома Ларисы с цыганским табором. Фамилия происходит от слова огудать - обмануть, обольстить, надуть. Юлий Капитонович Карандышев по контрасту имени и отчества с фамилией уже содержит в зерне образ этого человека. Юлий - имя знатного римского императора Цезаря, Капитон - от латинского капитос - голова, Карандышев - от слова карандаш - недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем не обоснованными претензиями. Так психологически многозвучные человеческие характеры вырисовываются уже с первых страниц пьесы.
Удивительно интересна с точки зрения исследования семантики говорящих имён и пьеса «Горячее сердце», в которой целое созвездие любопытнейших фамилий, имён и отчеств героев. Вот, кстати, как пишет об этом В. Лакшин в статье «Поэтическая сатира Островского»: «Может быть, самая яркая и едкая в политическом смысле фигура комедии - Серапион Мардарьич Градобоев. Ну и имечко изобрёл для него Островский! Серапион легко переиначивается в «скорпиона», как и прокличет его грубая Матрёна, Мардарий звучит рядом с неблагозвучным словом «морда», а уж Градобоев - фамилия, переполненная до краёв иронической семантикой: не только побитые градом посевы, но и бой, навязанный городу». К слову сказать, Градобоев - не кто иной, как городской голова города Калинова (вспомним «Грозу», «Лес»), который не очень миндальничает с обывателями.
Есть в «Горячем сердце» и купец Курослепов, который то ли от пьянства, то ли от опохмела страдает чем-то вроде куриной слепоты: не видит того, что твориться у него под носом. Кстати, его приказчик, фаворит мадам Курослеповой, носит характерное имя - Наркис.
Если полистать произведения А.Н. Островского, можно найти много персонажей с говорящими именами. Это Самсон Силыч Большов, богатый купец, и Лазарь Елизарич Подхалюзин, его приказчик (пьеса «Свои люди - сочтёмся»); Егор Дмитриевич Глумов из драмы «На всякого мудреца довольно простоты», который действительно глумится над окружающими; актриса провинциального театра Негина из «Талантов и поклонников» и любитель деликатного обращения купец Великатов.
В пьесе «Лес» Островский настойчиво нарекает героев именами, связанными с понятиями «счастье и несчастье», а также с «раем, аркадией». Недаром имя помещицы Гурмыжской - Раиса. Да и корень фамилии Раисы Павловны наводит на определённые размышления. А.В. Суперанская и А.В. Суслова пишут об этом: «Имя Раисы Гурмыжской - богатой помещицы - в русском языке созвучно со словом «рай». Разгадку же её фамилии можно найти в другой пьесе Островского - «Снегурочка» - В словах Мизгиря, который рассказывает о чудесном острове Гурмызе посреди тёплого моря, где много жемчуга, где райская жизнь».
А о сценических именах провинциальных актёров Счастливцева и Несчастливцева те же авторы пишут так: «Непревзойдённым мастером имён и фамилий остаётся Островский. Так, в пьесе «Лес» он показывает провинциальных актёров Счастливцева и Несчастливцева. Да не просто Счастливцева, а Аркадия (ср. Аркадия - легендарная счастливая страна, населённая пастушками и пастушками). Геннадий Несчастливцев (Геннадий - греч. благородный) - благородный трагический актёр. И особенно трагичной на фоне этих имён представляется их общая судьба».
Итак, одним из приемов образования фамилий у Островского является метафоризация (переносное значение). Так, фамилия Беркутов («Волки и овцы») и Коршунов («Бедность не порок») образованы от названий хищных птиц: беркут - сильный горный орел, зоркий, кровожадный; коршун - хищник послабее, способный схватить добычу поменьше. Если персонаж с фамилией Беркут из породы «волков» (что подчеркнуто названием пьесы) и «проглатывает» целое крупное состояние, то Коршунов в пьесе мечтает украсть, как цыпленка, из отчего дома слабое, хрупкое существо (Любовь Гордеевну).
Многие фамилии у Островского образованы от общенародных слов (названий зверей, птиц, рыб) с ярко выраженным отрицательным значением: они как бы характеризуют людей по тем свойствам, которые присущи животным. Баранчевский и Переярков глупы, как бараны; Лисавский хитер, как лиса; Кукушкина эгоистична и бессердечна, как кукушка…
Фамилия у Островского может указывать и на внешний вид человека: Пузатов, Бородавкин, Плешаков, Курчаев, Белотелова; на манеру поведения: Гневышев, Громилов, Лютов, Грознов; на образ жизни: Баклушин, Погуляев, Досужаев; на социальное и материальное положение: Большов, Великатов…А в фамилиях Гольцов, Мыкин, Тугина, Кручинина указывается трудная, полная нужды и лишений жизнь их носителей.
Почти треть всех фамилий в произведениях драматурга - диалектного происхождения: Великатов («Таланты и поклонники») от великатый, то есть «величавый, видный, важный, чванный, гордый, вежливый, умеющий обращаться с людьми, внушающий к себе уважение»; Лыняев («Волки и овцы») от лынять, то есть «отлынивать, уклоняться от дела» (Толковый словарь В.И.Даля, том 2), Хлынов («Горячее сердце») от хлын - «мошенник, вор, обманщик в купле-продаже», Жадов («Доходное место») от жадать - в старинном значении: «испытывать сильное желание».Богаты пьесы Островского смешными фамилиями: Разлюляев («Бедность не порок»), Маломальский («Не в свои сани не садись»), Недоносков и Недоростков («Шутники»)…В качестве «строительного материала» для образования фамилий персонажей Островский не часто, но использует искаженные иностранные слова: Паратов («Бесприданница») от французского «парад» (все делает напоказ, любит покрасоваться, пустить пыль в глаза. В театре А.Н. Островского говорящие имена настолько точны и значительны, что впору говорить о виртуозном, феноменальном владении драматургом этим приёмом.
Урок № 61. Л.Толстой. «Юность».
Цели: познакомить с трилогией, главным героем повести «Детство»; отметить детское неприятие пороков, желание исправиться самому; подчеркнуть влияние матери и ее сестры, научивших детей просто любить; обратить внимание на сочувствие чужому горю и сословное отношение к людям; отметить мастерство в описании внешности героев; помочь почувствовать сожаление героя об ушедшем детстве, его искренность в отношении к людям.
Методические приемы: выборочное чтение глав, аналитическая беседа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Рассказать (инсценировать) диалог для школьного радио: «Чем страшно самодовольное ничтожество»?
2. Чтение и рецензирование 2–3 сатирических сказок на сюжет из школьной жизни.
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Изучение новой темы.
1. Чтение материала учебника (с. 276) и беседа по вопросам.
– Какое значение для Толстого имела Ясная Поляна? (Она колыбель, она познакомила с жизнью людей, с народными песнями, сказками, легендами, былинами. Она научила его любить. С. 276.)
– Кто главный герой повести «Детство»? (Николенька Иртеньев.)
2. Слово учителя.
Автобиографическая проза основывается обычно на живой памяти о прошлом, достоверности непосредственных впечатлений. Подумайте, кому принадлежат приведенные ниже слова: автору или герою Николеньке Иртеньеву. Почему вы так решили? Какие мысли и чувства в них переданы?
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». (Конечно, это размышления взрослого человека, для которого детство – далекое прошлое. А воспоминания о нем, о том, что было, «возвышают душу», т. е. заставляют быть лучше, походить на прекрасных людей, встретившихся на жизненном пути, помнить и любить самых близких людей – мать и отца.)
Итак, главный герой автобиографической повести – Николенька Иртеньев.
3. Чтение учителем главы из повести «Детство».
4. Аналитическая беседа (о матери) по вопросам.
– Каким чувством проникнуты воспоминания автора о матери? (Любовью, обожанием. Ему запомнились отдельные черты «любимого существа: карие глаза, которые всегда выражали одинаковую доброту и любовь» ко всем, нежная сухая рука», которую он целовал, когда она ласкала его. Из одежды запомнил только шитый белый воротничок. Детская память сохранила не общее выражение образа матери, а только его детали.)
– Что еще запомнилось автору в портрете матери? (Улыбка, которая красивое и доброе лицо матери делала прекрасным. Глаза лучились добротой и радостью. Улыбка прибавляла прелести ее лицу. И казалось, что все вокруг светилось счастьем и радостью. И если бы, по признанию автора, в тяжелые минуты жизни хоть мельком мог видеть эту улыбку, то «не знал бы, что такое горе».)
– Как относилась матушка к слугам? («"Постойте на минутку, Мими", – сказала Марье Ивановне с улыбкой…» «"Наденьте, Карл Иванович", – сказала матушка, когда он поднял шапочку над головой». Наталья Николаевна не высказала ни нетерпения, ни досады, когда ей пришлось повторить свой вопрос, спокойно ли дети спали, три раза.)
– Почему автор «невольно» содрогнулся, отвечая на вопрос, почему он плакал? («Это я во сне плакал…» Это была ложь. Он не мог объяснить причину слез, чтобы не огорчить матушку. Но лгать ей, этому доброму, чистому, небесному существу, было для него грехом великим…)
5. Чтение учителем главы «Что за человек был мой отец?» С. 282–284.
6. Беседа по вопросам.
– Каков портрет отца? (С. 282.)
– Как к нему относились окружающие? (Нравился он всем, в особенности же тем, кому хотел нравиться. В общении с людьми соблюдал границу гордости и самонадеянности. Умело скрывал от других неприглядные стороны жизни, избегая огорчений. Одним словом, отец автора – прирожденный артист, знаток всех вещей, доставляющих удобства и наслаждения, и он умел пользоваться ими. Общался отец с родственниками жены, матушки автора, и друзьями своей молодости, сердясь на них, конечно, в душе за то, что преуспели в службе и от него «далеко ушли в чинах». Отец любил музыку, пел; ему нравилась народная музыка.
Автор сомневается, были ли у него нравственные убеждения.)
Вывод. Отец автора жил для себя, думал только о своих удовольствиях (картах, женщинах). Жизнь его была полна разного рода увлечениями, и он никогда не задумывался над тем, приятны ли другим его увлечения, счастлива ли жена, дети, он был так счастлив в жизни, что не видел в том (в нравственных убеждениях) необходимости.
V. Подведение итогов урока.
– Какой представляется матушка герою повести? Когда ее лицо становилось еще лучше?
– Каким был отец и что было характерно для него (отношение его с другими людьми, особенности его одежды, отношение к музыке, книгам, умение говорить)?
Домашнее задание: прочитать гл. «Классы»; поразмышлять, чем отличаются друг от друга матушка и отец.
Уроки 65–66 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА: МНОГООБРАЗИЕ ЖАНРОВ И НАПРАВЛЕНИЙ
Цели: продолжать обучать конспектированию; учить обмениваться мнением о прочитанном.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока.
1. Беседа по вопросам статьи (с. 41–42, II ч.), конспектирование.
– Какие традиции сохранялись в русской литературе на рубеже XIX–XX вв.? (Традиции русской классической литературы.)
– Почему после 1917 г. русская литература разделилась на две, развивающиеся параллельно? (Часть писателей эмигрировала.)
– Какая тема господствовала в литературе 20-х гг.? (Тема Гражданской войны.)
– Какие события нашли отражение в литературе 30-х гг.? (Художественное осмысление свершившихся в стране событий.)
– Что исследовали писатели, посвятившие свои произведения Великой Отечественной войне? (Политические и нравственные истокиПобеды.)
– Каковы основные особенности литературы 50–70-х гг.? (Происходит переосмысление роли войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни; в пьесах – острота нравственных конфликтов; период «оттепели»: критический подход к истории и современной жизни народа и государства; взлет поэзии; «деревенская проза».)
– Какие имена драматургов, поэтов, прозаиков этого периода вам знакомы? (Драматурги: Вампилов, Арбузов, Розов, Шварц; поэты: Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский, Рубцов; прозаики: Шукшин, Распутин, Астафьев, Белов и др.)
– Как вы понимаете выражение «авторская песня»?
– Что принципиально нового было осуществлено в литературе 80–90-х гг.? (Стали доступны произведения писателей русского зарубежья, писателей – узников сталинских лагерей: Солженицына, Шаламова; новое звучание получила тема народного подвига в Великую Отечественную войну; увидели свет произведения известных авторов: Ахматовой, Твардовского и т. д., писавшиеся «в стол».)
– В последнем абзаце статьи сказано, что история русской литературы ХХ в. – трагическая. Почему?
1) Губительное воздействие цензуры на литературу («запрет» на Б. Пильняка, Е. Замятина, М. Булгакова и др.);
2) 30-е гг. – репрессии (расстрелы, лагеря) (И. Бабель, О. Мандельштам), публичные преследования (М. Цветаева);
3) эмиграция цвета русской литературы (И. Бунин, А. Куприн, И. Шмелев);
4) тенденция приведения литературы к единому методу – социалистическому реализму.
2. Работа со словарем литературоведческих терминов: понятие социалистический реализм.
3. Обмен мнениями о прочитанном, прослушивание отзывов.
1) А. И. Куприн. «Олеся»;
2) М. И. Цветаева. «Мой Пушкин»;
3) Ю. Н. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара»;
4) М. А. Шолохов. «Донские рассказы»;
5) А. И. Солженицын. «Крохотки»;
6) К. Д. Воробьев. «Убиты под Москвой»;
7) Ф. Искандер. «Праздник ожидания праздника».
II. Итог уроков.
Домашнее задание:
1) прочитать статью о И. А. Бунине (с. 44–49, II ч.), рассказ «Темные аллеи»;
2) индивидуальное задание: подготовить литературный монтаж о жизни и творчестве писателя, включив его стихотворения, высказывания о нем критиков, других писателей.
Урок 68. И. А. БУНИН. НОВЕЛЛА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ»
Цели: пробудить интерес к творчеству И. А. Бунина; сопоставить мотивы и сюжеты русской литературы XIX в. с произведениями Бунина; показать индивидуальные особенности авторов в раскрытии темы любви.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого, радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души», – так отозвался о творчестве писателя М. Горький.
Надеюсь, и вы не остались равнодушными, прочтя дома новеллу Бунина «Темные аллеи».
Но прежде чем мы обратимся к этому рассказу, послушаем монтаж о жизни и творчестве И. А. Бунина, подготовленный вашими товарищами.
2. Литературный монтаж «Я не посрамил ту литературу, которую… начали Карамзин и Жуковский».
3. Беседа по содержанию рассказа «Темные аллеи».
Учитель. И. А. Бунин, говоря о собственной манере письма, подчеркивал, что для него главное – найти верный «звук». Вот перед нами рассказ «Темные аллеи», который передает нам «самый тонкий и грустный звук», интонацию грустных воспоминаний героя и героини. Нет, она не простила героя, не забыла своих обид, но и не разлюбила его, помнит и живет прошлым, как это часто случается с глубокими натурами, способными любить сильно и верно, всю жизнь. Она не вышла замуж и не могла выйти, потому что любит его до сих пор, хоть и красива была, и могла бы создать семью… Он же женат, давно не думает о своем былом увлечении. Но что-то грустное входит в его душу с этой встречи…
– Чем интересен этот рассказ? Чем он вас привлекает?
– Каковы его герои?
– Можно ли назвать рассказ жизненным? Почему он читается на одном дыхании?
4. Мини-сочинение «Чем меня привлекает (отталкивает)…».
5. Сопоставительный анализ произведений.
1) С повестью Тургенева «Ася».
Сопоставляя произведения Тургенева и Бунина, отмечаем схожесть сюжетов.
Но о дальнейшей судьбе тургеневских героев мы не знаем, а Бунин оригинален в том, что показывает встречу героев через 30 лет. И мы узнаем, как сложилась их судьба.
Сближает эти произведения мотив несчастной любви. Отказавшись от любви, герои не находят личного счастья. Причина отказа – в разном социальном положении.
– В чем необычность героинь? (Обе необычны, имеют яркую внешность, сильный характер. Полюбив, «тургеневская девушка» способна первой сказать о своих чувствах, любовь ее – глубокое чувство. Полюбив Николая Алексеевича в юности, Надежда из «Темных аллей» несет свою неразделенную любовь как тяжкую ношу.)
– В чем общий мотив произведений? (Возвышенность и поэтичность первой любви.)
– Как воплощает этот мотив каждый из авторов? (У Тургенева любовь окрыляет, поднимает над миром. По Бунину: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его, – цените их, живите ими». И любовь в понимании писателя – это зарница: вспыхнула и погасла.)
– Что общего в изображении характеров? (Произведения сближает психологизм в изображении характеров героев.)
– Какие средства используют авторы для передачи душевного состояния героев? (Оба автора используют прием пейзажа.)
2) С повестью Достоевского «Белые ночи».
– Что общего в повести и новелле? (И там и здесь звучит мотив первой любви. Это чувство у героев возвышенное, но их любовь – несчастная.)
– В чем различия? (У Бунина причина несчастной любви – в неравенстве социального положения. У Достоевского – любовь мечтателя не является взаимной.)
– В чем различия в описании и судьбе женских образов? (Юная Настенька из «Белых ночей» не просто мечтает о любви. Главное для нее – стать счастливой в жизни, создать семью с любимым человеком. Разочаровавшись в своем любимом, она готова остаться с мечтателем, понимая, что с человеком, который ее любит, ей будет гораздо проще и легче в жизни. А героиня Бунина, не получив взаимности в любви, находит иное применение своим внутренним силам. Она не сломалась. Жизнь ее нельзя назвать пустой и бессмысленной.)
– В чем разница подходов авторов к оценке любовной ситуации? (У Достоевского особый тип героя – «мечтатель поневоле». Таким его сделала тяжелая действительность, спасения от которой он ищет в чистых и возвышенных чувствах. Поэтому и любовь у него романтическая, оторванная от реальности. Герою Достоевского близка Надежда из «Темных аллей». Она также верит в бесконечность любовного чувства, поэтому при всей своей красоте и силе характера она не вышла замуж. Бунин скорее на стороне своего героя – реалистический взгляд на чувства. Ошибся ли Николай Алексеевич, отказавшись от любви и преданности Надежды? Писатель отрицательно отвечает на этот вопрос.)
II. Итог уроков.
Домашнее задание:
1) прочитать одну новеллу из сборника «Темные аллеи» и дать ее письменный анализ;
2) аналитический пересказ статьи учебника о М. Булгакове (с. 111–113);
3) индивидуальное задание (сообщение о жизни и творчестве Булгакова).
Материал можно взять в книге: М. Булгаков «Я хотел служить народу». Проза. Пьесы. Письма. Образ писателя. – М.: Педагогика, 1991. (См. статью В. Лакшина «Булгакиада».)
Уроки 68–69 М. А. БУЛГАКОВ: ЖИЗНЬ И СУДЬБА. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТИ «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»
Цели: учить работать со статьей учебника; сделать обзор содержания повести «Собачье сердце», отметить ее художественные особенности.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания.
1. Аналитический пересказ статьи учебника о М. Булгакове – «Каким я представляю Булгакова».
2. Сообщение учащегося.
Рассказ о драматической писательской судьбе М. Булгакова и судьбе некоторых его книг.
II. Работа по теме урока.
1. Слово учителя о М. Булгакове и его повести «Собачье сердце».
М. А. Булгаков родился в Киеве, в семье профессора Киевской духовной академии; учился в гимназии, увлекался театром, пересмотрел все спектакли.
– Как это увлечение повлияло на творчество Булгакова? (Булгаков – автор ярких драматических произведений.)
В 1916 г. с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета и полтора года служил в земской больнице села Никольского Смоленской губернии. Об этом времени он рассказывает в автобиографической повести «Записки юного врача».
– Единственный ли это прецедент в русской литературе, когда врач становится писателем? (Нет, не единственный. Врачами были и Чехов – любимый писатель Булгакова, и Вересаев, с которым Булгакова связывала многолетняя личная и творческая дружба.)
Критик Леопольд Авербах (прообраз Берлиоза в «Мастере и Маргарите») утверждал, что фантастические повести Булгакова – «злая сатира на советскую страну, откровенное издевательство над ней, прямая враждебность». Булгаков же не считал себя противником нового, считал, что помогает ему, помогает правдой. Хорош тот врач (а Булгаков и был врачом), который не только поставит диагноз, но и постарается прогнозировать течение болезни.
Сатирические произведения Булгакова, несомненно, слишком откровенно критиковали советскую власть и, конечно, не могли быть опубликованы. Автор так и не увидел напечатанной свою повесть «Собачье сердце», в которой писатель по-новому повернул тему ответственности науки перед живой жизнью. Рукопись вместе с дневником была изъята сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 г. Впоследствии рукопись вернули в обмен на то, что Булгаков забрал свое заявление о выходе из Всероссийского союза писателей.
– О чем же идет речь в повести? (О непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что эксперимент, имеющий дело с неадекватным человеческим сознанием, опасен.)
Научная интуиция и здравый смысл дают сбой, когда профессор пересаживает уличной дворняге гипофиз человека. По прихоти науки возникает чудовищный гомункулус с собачьим нравом и замашками хозяина жизни. Булгаков с большим скептицизмом смотрел на попытки искусственного и ускоренного воспитания «нового человека».
2. Пересказ повести по группам.
Повесть состоит из 8 глав и эпилога. Попытаемся пересказать ее (по группам).
1-я группа – I глава. «Показался гражданин, а не товарищ, и даже вернее всего – господин».
2-я группа – II глава. «Боже! Пропал Калабуховский дом!».
3-я группа – III глава. «Разруха не в клозетах, а в головах».
4-я группа – IV глава. «Эх, доктор Борменталь, жаль пса, ласковый был».
5-я группа – V глава. «Перед нами новый организм».
6-я группа – VI глава. «Дорогой доктор, я измучился за эти две недели больше, чем за последние 14 лет. Вот ведь тип, я вам доложу…».
7-я группа – VII глава. «Ей-богу, я, кажется, решусь».
8-я группа – VIII глава. «Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак».
9-я группа – эпилог. «То есть он говорил? Это еще не значит быть человеком».
Предложенные цитаты должны пояснить, на что вам следует обратить внимание при аналитическом пересказе.
3. Дискуссия на тему: «Шариков смешон или опасен?»
Вопросы:
1) Какие пороки сконцентрировались в двуногом существе?
2) Чем опасно его желание «взять все и поделить»?
3) К чему привела полученная Шариковым великая возможность произносить членораздельные звуки?
4) В чем смысл финала повести?
Итак, профессор Преображенский, выведя новую породу человека, хочет воздействовать на Шарикова словами, но безрезультатно. А вот у Швондера – идейного антагониста Преображенского – это получилось сразу, и Шариков понял, что он «труженик», потому что не нэпман и не профессор, живущий в семи комнатах и имеющий 40 пар штанов. «Труженик» уже потому, что у него нет собственности, а работать, по его мнению, не нужно – достаточно «взять все да поделить». Швондер, другим путем «выведенный» новый человек, борется за душу Шарикова, прививая ему нахрапистость, наглость, высокомерие к культуре. Хочу мять цветы – и буду, хочу мочиться мимо унитаза – мое право, хочу сделать политическую карьеру в государстве Швондеров – потесню кого-нибудь и сделаю. Вот плоды революционного «окультуривания» масс. Булгаков солидарен с Преображенским: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того чтобы идти параллельно с природой, форсирует вопрос и поднимает завесу: «На, получай Шарикова и ешь его с кашей».
Симптом духовной катастрофы в Советской России налицо – делает вывод своим произведением писатель.
4. Анализ художественных особенностей повести.
1) «Говорящие» фамилии – традиционный прием писателей-сатириков. Попытайтесь «расшифровать» их.
2) В повести несколько рассказчиков. Кто выступает рассказчиками?
3) Символика повести, точная хронология. Проследите ее.
– С какими православными праздниками совпадают «рождение» и «смерть» Шарикова? Как с этой точки зрения высвечивается символика повести?
– Какие события в повести описаны реалистически, а какие – фантастически?
– Где изображение становится гротескным?
– В каких сатирических произведениях русской литературы вы встречались с таким приемом?
4) Сюжет повести позволяет автору использовать прием речевой характеристики. Проследите его использование на примере речи Шарикова.
5) Повествованию свойственна афористичность. Найдите такие примеры в речи как отрицательных, так и положительных героев.
6) Некоторые образы повести стали нарицательными. Какие это образы?
III. Итог уроков.
Домашнее задание: письменно ответить на вопросы:
1) Почему действие повести происходит в Москве?
2) Как история Калабуховского дома показывает процессы, происходящие в России?
Поэзия второй половины 19 века.
Пушкинская эпоха стала высоким веком в русской поэзии. После того, как в первой половине 19 века внезапно угасла жизнь Лермонтова и Пушкина, поэзия, как часть литературного процесса переживала своеобразный период застоя.
Развитие поэзии во второй половине XIX века
Стихотворения, которые создавались русскими авторами в 50-х годах, были подданы острой критики – все они сравнивались с наследием Александра Сергеевича, и, по мнению многих критиков намного были намного «слабее» их. В этот период поэзию начала постепенно вытеснять проза. На литературном поприще появились такие талантливые прозаики как Толстой, Тургенев и Достоевский. Следует заметить, что именно Толстой был одним из самых безапелляционных критиков новых русских поэтов: творчество Тютчева он игнорировал, Полонского, Майкова и Фета открыто называл «бездарями».
Может быть, Лев Николаевич действительно был прав, и нам не стоит воспринимать поэзию послепушкинской поры как литературное наследие? Тогда почему у многих из нас 19 век ассоциируется не только с произведениями Лермонтова и Пушкина, но и гениальными стихами Фета, Некрасова, Плещеева, Кольцова, Полонского, А. Толстого?
Более того, если рассматривать русскую поэзию со столь радикальной позиции, то в категорию «бездарностей», не достигших уровня Пушкина автоматически попадают и поэты – серебряники – Ахматова, Блок, Белый, Маяковский, Цветаева. Поэтому мы видим, что такое мнение лишено всех логических оснований, и руководствоваться им категорично нельзя.
Творчество Некрасова
Во второй половине 19 века русская поэзия начала активно восстанавливаться, несмотря на активное противодействие. Творчество Н. А. Некрасова стало вершиной русской поэзии второй половины 19 века. В своих поэмах и стихотворениях он поднимал острые на то время темы, касающиеся тягостной жизни простого русского народа. Путем литературных приемов, активно задействованных в произведениях, Некрасов старался донести высшим слоям понятие о величие простого крестьянина, лишенного материальных благ, но сумевшего сохранить истинные человеческие ценности.
Свою литературную деятельность поэт воспринимал в первую очередь как свой гражданский долг, который заключался в служении своему народу и Родине. Некрасов, известный своей издательской деятельностью, стал отцом – наставником начинающих поэтов того времени и дал им толчок для дальнейшей реализации.
Творчество Фета, Тютчева, Плещеева, Полонского
Особое место в литературе той поры занимала поэтическая лирика. Стихотворения Фета, Тютчева, Майкова, Плещеева, Полонского, Кольцова, Никитина – были наполнены преклонением перед величием природы, ее могуществом и вместе с тем ранимостью. Ярким примером является стихотворение Тютчева «Люблю грозу в начале мая», которое у читателя всегда будет ассоциироваться с магией и волшебством обыкновенных природных явлений, захватывающих дух человека.
Произведения этих поэтов, несмотря на лирическое наполнение, не были лишены и гражданской позиции. Особенно ярко это наблюдалось в творчестве А. К. Толстого – автора многих исторических баллад и сатирических стихотворений, в которых высмеивался монархический режим и само понятие царской власти на Руси.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9
Учебно-тематическое планирование по литературеКласс 9...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Задачник-практикум по литературе класс
Практические задания по литературе класс...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...