Разработка урока по роману Ф Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль" 6 класс по УМК Кутузова В.Г
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
разработка 1 урока по роману
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gargantyua_i_pantagryuel_razarab_uroka_doc.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ХОД УРОКА
Учитель: Сегодня мы с вами переносимся во Францию XVI века. Славился своими ярмарками французский городок Лион. На перекрёстке путей с севера на юг и с запада на восток встречались купец из Италии и продавец из Голландии, насмешливый бургундец и медлительный нормандец, заносчивый аристократ и дерзкий подмастерье, хитрый монах и легковерная прихожанка, бродячий артист и мастер-ремесленник. Весной 1530 года на Лионской ярмарке среди прочих товаров продавалась весёлая книга с картинками об «огромном великане Гаргантюа», жившем во времена легендарного короля Артура среди волшебников «гогов и магогов».
На лионскую ярмарку хаживал и лионский врач метр Франсуа Рабле, известный нам с вами как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», поражающего своей жизнерадостностью, попыткой постичь «весёлую относительность бытия».
Между тем собственный путь художника не был простым, безоблачным, ему довелось многое узнать и испытать.
– Что же сегодня нам известно о Рабле?
Учитель: Прежде чем обращаться к конкретным главам романа и размышлять над определёнными вопросами, хотелось бы проверить, насколько вы внимательны были при чтении – предлагаю вам литературный дикатнт
1. Король-завоеватель. (Пикроколь)
2. Учитель-гуманист, воспитатель Гаргантюа. (Понократ)
3. Король – великан – отец Гаргантюа. (Грангузье)
4. Что было в бочках, которые Гаргантюа бросил в лицо вурдалаку. (Соль)
5. Место, где, по приказанию Гаргантюа, была построена обитель. (Телем)
6. Имя монаха, для которого построена Телемская обитель. (Жан)
7. Имя сына Гаргантюа. (Пантагрюэль)
1. Что стало яблоком раздора в войне с Пикроколем. (Пироги)
8. Учитель, который 5 лет и 3 месяца учил Гаргантюа азбуке. (Олоферн)
9. Герой первой книги романа. (Гаргантюа)
10. Автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». (Рабле)
Учитель: Три поколения великанов – Грангузье, Гаргантюа и Пантагрюэль – связаны в книге узами родства. Дед, отец и сын очень похожи друг на друга, прежде всего необыкновенными размерами тела.
– Как был сшит костюм Гаргантюа? (стр.201)
– Роман изобилует сценами пиршеств. Еда у Рабле всегда праздник, всегда «пир на весь мир». При этом у Рабле не бывает неаппетитной еды. Что, как и в каких количествах едят герои? (стр. 214, 232)
– Но великаны Рабле превосходят обычных людей не только объёмами желудка. Их отличают спокойная мудрость и широта знаний. Вспомним, чем занимался и как жил маленький Гаргантюа? (стр. 202-203)
– Почему Грангузье решил найти для сына учителя? (стр.206)
– Как и чему учил Гаргантюа Тубал Олоферн? (стр.206)
– Почему же Гаргантюа поглупел? (Грангузье пытается дать сыну традиционное богословское образование, которое отупляет ребёнка, убивает активность : тут и вялый, сонный образ жизни, и обжорство, и скучные церковные обряды, и ,главное, тупая, бессмысленная зубрёжка)
– Этому противопоставлен идеал новой гуманистической педагогики, воплощённый в системе второго воспитателя Гаргантюа – Понократа. Как воспитывает Понократ Гаргантюа? (стр.214-216)
– С каким именем, упоминаемым во вступлении, созвучно его имя, случайно ли это?
– Без сомнения Рабле одним из первых в Европе излагал в книге научную систему воспитания, она легла в основу педагогики не только последующих веков, но и современной педагогики. Давайте попробуем сформулировать основные положения педагогики Понократа…
- Одновременное развитие интеллекта и тела (умственное и физическое развитие – разностороннее).
- Сочетание различных наук, перемежаемых здоровым отдыхом.
- Важна связь теории с практикой, использование собственного наблюдения и опыта учащегося.
- Главное требование – не терять зря ни минуты времени.
Учитель: Воспитанный таким образом Гаргантюа, становится добрым и разумным правителем и обучает в этом же духе своего сына. Из второй книги романа мы узнаём, что и Пантагрюэль, поехавший для пополнения знаний в Париж, «занимался весьма прилежно и отлично успевал».
Примечательно во второй книге письмо Гаргантюа к Пантагрюэлю – где излагается своеобразная гуманистическая программа эпохи Возрождения. Послушайте, к чему призывает, что восхваляет Гаргантюа. (Зачитываются выдержки из письма – глава 8 книга 2; итог размышлений учащихся: призывает – изучать науки, а восхваляет – расцвет культуры).
Учитель: В романе затрагиваются самые разнообразные темы. Предлагаю послушать отрывок из романа в исполнении известных артистов московских театров. Вспомните, о чём идёт речь? (Ребята слушают фрагменты из глав 33, 34 книги 1 – в учебнике это гл.7-9)
– Каким поводом воспользовался Пикроколь, нападая на Грангузье? (Ссорой пекарей и пастухов из-за лепёшек)
– Какими представляются короли – участники войны? (Пикроколь хочет захватить весь мир, он агрессивен и бесчестен: забирает присланный выкуп, но продолжает войну , его воины изображаются настоящими разбойниками и грабителями. Грангузье же хочет решить дело миром, пытается избежать войны, но нападение врага встречает сокрушительным отпором)
– Как вы думаете, почему Пикроколь проиграл войну?
– Как относится автор к войне? (Рабле выступает против войны, показывая её противоестественность, жестокость, бессмысленность. Пикроколь, желавший завоевать мир, показан разбитым, поверженным, всё потерявшим из-за своей глупости. Грангузье считает, что нужно умело управлять своими землями, а не разбойничать на чужих. «Не те времена нынче , чтобы, подражая древним народам, завоёвывать целые государства».)
Учитель: Создавая свой роман, Рабле осознавал, что созданный им идеал короля – всего лишь мечта, что вокруг гораздо больше монархов, одержимых манией величия, чем великих по-настоящему. И хотят они не мира, а войны. И тема войны проходит сквозь все пять томов. Лики её разнообразны, но неизменно злы и уродливы.
Короли Пикроколь и Анарх, военачальники и генералы – Улепёт, Фанфарон, Вурдалак, глупое войско из Диких колбас, всевозможные разбойники и грабители представляют собой ядовитую сатиру на одну из страшных бед человечества…
– В одной из глав рассказывается о том, как Гаргантюа и брат Жан поставили на берегу два замечательных памятника. Чему они посвящены? Почему их два? (стр. 248-249)
Ученикам даётся задание (это может быть групповая или индивидуальная работа, выполняемая на доске): создать макеты памятников из предложенных рисунков-заготовок (уши трёх зайцев, крыло куропатки, скляночка с уксусом, коробочка с солью, старый дырявый котёл, оловянная кружка; боевое седло, панцирь, стремя, кольчуга, секира, меч, железные перчатки) и дополнить надписи к этим памятникам…
…Здесь отличились четыре (храбрых) рыцаря, вооружённые не только мечами, но и (смекалкой). Все (короли), герцоги, мужики и (солдаты), берите с них (пример) и помните, что (разум) человека сильнее его (кулака)… | …На этом самом месте четыре (бездельника), весело усевшись на землю, |
Учитель: Обратимся к финалу первой книги, где обрисован идеал счастливого общества, каким мыслил его Рабле.
– Для кого построена обитель? (Для монаха брата Жана)
– Похож ли он на обычных монахов?
– Обитель похожа на обычный монастырь? (стр. 256-258; Обитель задумана как проти-воположность обычным монастырям, их аскетическому укладу, это мечта Рабле о чудесном и гармоничном мире)
– Слово «телем» (греч.) – свободное желание. Какова главная заповедь Обители? (Делай, что хочешь)
– Кто и как живёт в обители? (стр.257-258)
Чтение фрагментов из главы 54 книги 1 «Надпись на главных вратах Телемской обители».
– Что означает надпись на воротах Телема?
– Для чего изображает Рабле это утопическое аббатство?
– Как вы воспринимаете это устройство общества (что есть в нашем обществе, что приемлемо, что нет)?
Итог размышлений: «Делай, что хочешь» – первое условие устава Телема – означало, что каждый должен выбирать себе дело по вкусу и трудиться для общества блага. И это не мешает всем жить в мире и согласии.
Описание обители, красота зданий, роскошь, культура быта, великолепная библиотека с книгами на шести языках – всё это должно подчеркнуть полноту жизни, всестороннее удовлетворение потребностей человека.
Домашнее задание:
- Приготовить рассказ о подвигах Гаргантюа.
- Обсудить дома с родителями последний вопрос урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработки уроков по роману Е.Замятина "Мы"
Автором представлены разработки серии уроков по роману-антиутопии Е.Замятина "Мы", материал сопровождается презентациями....
Разработка урока по роману Ж.Верна "Таинственный остров"
Разработку урока вместе с презентацией можно ипользовать на уроке внеклассного чтения в 8 классе...
Разработка урока по роману В.Набокова "Машенька" "Сладчайший, но лукавый слух" родины
Урок изучения нового материала, знакомство с жизнью и творчеством писателя. Урок с использованием элементов критического мышления. ...
Разработка урока по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
В данной разработке представлен урок, дающий полный глубокий анализ трёх сюжетных линий романа....
Разработка урока по роману В.П.Астафьева "Печальный детектив"
«Астафьев выложил такие кровоточащие черты, куски, выложил с такой беспощадностью, что невольная реакция – отвернут...
Методическая разработка уроков по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Уроки литературы являются важнейшим средством формирования у учащихся и студентов нравственных и эстетических ценностей. Я хочу поделиться опытом своего прочтения романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргар...
Методическая разработка урока по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" на тему "Странный человек" (повести "Бэла" и "Максим Максимыч")
Данная разработка представляет собой конспект первого урока по тексту романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Проблемный анализ, комментированное чтение, сообщения учащихся-основные ме...