Разработка урока по роману В.Набокова "Машенька" "Сладчайший, но лукавый слух" родины
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Урок изучения нового материала, знакомство с жизнью и творчеством писателя. Урок с использованием элементов критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_tvorchestvu_nabokova.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по творчеству В. Набокова в 11 классе
Учитель Туткина С.Б.
Тема: «…Сладчайший, но лукавый слух» родины (роман В.Набокова «Машенька»)
Цель: 1) познакомить с жизнью и творчеством Владимира Набокова, его романом «Машенька»;
2) развивать навыки работы с учебником, с текстом, сопоставительного анализа;
3) воспитывать интерес к личности и творчеству В. Набокова.
Тип урока: изучение нового материала.
Основной метод: поисковый.
Оборудование: портреты писателя, словарь Даля (иллюстрированный), слайдовая презентация.
Наш дом на чужбине случайной,
где мирен изгнанника сон,
как ветром, как морем, как тайной,
Россией всегда окружен.
В. Набоков
Ничего не вернуть
И зачем возвращать?
Разучились любить.
Разучились прощать.
Забывать никогда не научимся…
Г. Иванов
Ход урока.
- Этап «Вызов»
На доске: топор, ропот, мат, там, тут.
С.р. энтомология – раздел зоологии, изучающий насекомых.
Тамаринские сады – Матюхинская улица.
Т.л. Что это за слова? Называются они палиндромы (или перевертыши, как сообщает советский энциклопедический словарь).
Слово учителя: О чем говорил «Талантливый пустопляс» (А. Куприн)? «Человек весьма одаренный, но внутренне бесплодный» (Б. Зайцев). Бунин с трудом выносил его, но позднее переменил свое к нему отношение.
Это можно было понять: кому много дано, с того много и спрашивалось. Мир сотрясали конфликты, а Набоков отвергал реальность. Читатель его, если верить автору, и не занимал.
Чтение цитаты: «Зачем я вообще пишу? Чтобы получит удовольствие, чтобы преодолевать трудности. Я не преследую при этом никаких социальных целей, не внушаю никаких моральных уроков… Я просто люблю сочинять загадки и сопровождать их изящными решениями». Девиз Набокова – эстетическое служение искусству. Писал он и на русском, и на английском языках. В русской литературе занимает особое место. Его творчество принадлежит американской и русской культуре, он открыл для Запада русских классиков, особенно творчество А.С. Пушкина.
Только на русском языке он написал 8 романов, несколько десятков рассказов, сотни стихотворений, ряд пьес
С.р. Так откуда же родом этот человек, которого можно назвать космополитом – человеком мира?
2. Этап «Осмысление»
Задание классу: 1. По ходу рассказа учащихся (вариант: учителя, показа слайдов) составить опорную схему жизни и творчества писателя (вариант: схему-рисунок).
Вариант: читая стр. 228-230 составить хронологическую таблицу (работа на 8-10 минут).
1899г. 10-22 апреля – родился. Отец – Владимир Дмитриевич, потомок обрусевшего татарского князя Набок Мурзы, юрист. Матушка – Елена Ивановна Рукавишникова, дочь сибирского золотопромышленника.
Образование получил домашнее. Был наделен цветным слухом.
«Черно-бурая группа»: А, О, Г, Ж, красная – Б, розовая – М, Желтая – Е. Отец обнаружил лет в шесть, что по-русски он может прочесть только КАКАО.
Занимался всеми видами спорта, которые только появлялись: бокс, теннис, велосипед. Любил шахматы. Рано увлекся энтомологией. Кстати, некоторых бабочек содержал в своем латинском названии nabokovi по имени того, кто их обнаружил и описал.
1911г – поступает в Тешинское училище.
Вся его жизнь оказалась поделена на почти равные отрезки:
Жена - Вера Евсеевна Слоним (1925 г.), в 1934 году родился сын Дмитрий
- Что же отличает писателя от других? То, что он сам называет «многослойной реальностью». Мотив зеркала, мотив двойничества, множество отражений присутствуют в произведениях. И еще своеобразный авторский знак – бабочка, мотылек.
Помните рассказ «Рождество», в котором появляется на свет бабочка (рождественское чудо), спасает отца не то от сумасшествия, не то от самоубийства.
Пишет под псевдонимом Сирин (см. словарь Даля, дополнение №1)
- Тема России проходит через все творчество русского писателя.
О, нет, то не ребра –
- эта боль, этот ад –
это русские струны
в старой лире болят
И эти «русские струны болят» не только в лирике Набокова. Образ утраченной родины переходит из романа в роман. Россия Набокова – это детство, это любовь, это рай.
Я думаю о ней, о девочке, о дальней,
и вижу белую кувшинку на реке,
и реющих стрижей, и в сломанной купальне
стрекозку на доске.
Там, где встречались мы и весело оттуда
пускались странствовать по шепчущим лесам,
где луч в зеленой мгле являл за чудом чудо, блистая по листам.
Мы шарили во всех сокровищницах Божьих,
мы в ивовом кусте отыскивали с ней
то ласковых жучков, то гусениц, похожих
на шахматных коней.
И ведали мы все тропинки дорогие,
и всем березонькам давали имена,
и младшую из них мы назвали: Мария
святая Белизна…
О Боже! Я готов за вечными стенами
неисчислимые страданья воспринять –
но дай нам, дай нам вновь под теми деревцами
хоть миг, да постоять!..
См. приложение «Родина в романе Набокова «Машенька».
- Работа с текстом
- Что представляет собой этот пансион?
- кого поселил Набоков в этом «неприятном доме»?
- чем выделялся Ганин из остальных жильцов?
- как он чувствует себя в этом доме?
- как относиться Ганин к жильцам пансиона?
Итак, настоящее Ганина – это мир теней в доме – призраке. И сам он как будто болен, долго, мучительно. Когда наступает кризис?
- Набоков пишет: «Это было не просто напоминание, а жизнь». Почему? Из всей его жизни в эмиграции только эти можно назвать жизнью. Внутренне же он – снова молод, влюблен.
- В последней главе говориться о строящемся доме. Дом – это прочность, основательность, у него же нет дома, а значит и «роман его с Машенькой кончился навсегда».
Сравнить стихотворение Набокова и его роман «Машенька».
- Особенности творческого метода писателя: двойники, говорящие имена, «многослойность», символика, каламбуры («математик» и «мать-и-мачеха», мотив воспоминания).
- Двоемирие в романе.
Герои | Реальный мир | Иллюзорный мир |
Ганин | Человек мучается. Закрытое пространство; пространство движущегося пансиона Герой вял, угрюм. Письма, любовь, постепенно угасшая. | Человеку хорошо, пространство памяти, открытое пространство. Полный сил молодой человек. Машенька (как символ) любви к Родине и молодости |
- Говорящие имена(см. дополнение №2).
6. Вывод. (см. дополнение № 2)
3. Этап «Размышление»
Творческие самостоятельные задания.
Задания на выбор:
- составить синквейн
а) о Набокове; б/о р. «Машенька»
б) об одном из героев
2. Написать небольшое эссе «В. Набоков – странный писатель…»?
Дополнение. Почему роман называется «Машенька?»
Приглашение к чтению.
Скандальный роман «Лолита». Обзор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработки уроков по роману Е.Замятина "Мы"
Автором представлены разработки серии уроков по роману-антиутопии Е.Замятина "Мы", материал сопровождается презентациями....
Разработка урока по роману Ж.Верна "Таинственный остров"
Разработку урока вместе с презентацией можно ипользовать на уроке внеклассного чтения в 8 классе...
Разработка урока по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
В данной разработке представлен урок, дающий полный глубокий анализ трёх сюжетных линий романа....
Разработка урока по роману В.П.Астафьева "Печальный детектив"
«Астафьев выложил такие кровоточащие черты, куски, выложил с такой беспощадностью, что невольная реакция – отвернут...
Разработка урока по роману Ф Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль" 6 класс по УМК Кутузова В.Г
разработка 1 урока по роману...
Методическая разработка уроков по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Уроки литературы являются важнейшим средством формирования у учащихся и студентов нравственных и эстетических ценностей. Я хочу поделиться опытом своего прочтения романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргар...
Методическая разработка урока по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" на тему "Странный человек" (повести "Бэла" и "Максим Максимыч")
Данная разработка представляет собой конспект первого урока по тексту романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Проблемный анализ, комментированное чтение, сообщения учащихся-основные ме...