Проблема идеала в рассказе М.Горького "Старуха Изергиль"
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме
Презентация к уроку по раннему творчеству М.Горького "Проблема идеала в рассказе "Старуха Изергиль" с перечнем вопросов, организующих чтение, и индивидуальными опережающими заданиями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тотальный кризис сознания (в философии, религии, науке, социологии). Кризис классического типа культуры, рождение модернизма. Борьба и взаимовлияние различных художественных направлений: Особенности развития культуры в 90-е годы XIX в: реализма, романтизма, неоромантизма – классических систем , символизма, акмеизма, экспрессионизма и т. п. – модернистских систем.
«Из глубин народных пришел даровитый писатель и сразу покорил себе всю читающую Россию», – писал в 1900 г. критик М. Меньшиков К сентябрю 1903 г. сочинения М. Горького были выпущены в количестве экземпляров: том 1-й рассказов – 55 000 том 2-й – 57 000 том 3-й – 59 000 том 4-й – 60 000 том 5-й – 52 000 пьеса «Мещане» – 58 000 пьеса «На дне» – 75 000 Итого, тираж сочинений М. Горького за 5 лет составил 416 000 томов.
Проблема идеала в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал» (из письма М. Горького к А. П. Чехову, август 1899 г. ). Горький и Чехов 1900 г., Ялта.
Иллюстрация В. Макеева к рассказу «Старуха Изергиль» «Далеко за морем, на восходе солнца, есть страна большой реки...». «Там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками. Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унес орел, спустившись с неба... Но через двадцать лет она сама пришла, а с ней был юноша, красивый и сильный... И, когда ее спросили, где была она, она рассказала, что орел унес ее в горы и жил с нею там, как с женой. Вот его сын, а отца нет уже...»
Иллюстрация В. Макеева к рассказу «Старуха Изергиль» «Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц ... А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их - он не хочет делать этого. О!.. тогда уж совсем рассердились они... Долго говорили с ним и, наконец, увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего...».
Иллюстрация В. Макеева к рассказу «Старуха Изергиль» «Он приходил в племя и похищал скот, девушек - все, что хотел... Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу... И долго он, одинокий, так вился около людей, долго - не один десяток годов».
Иллюстрация В. Макеева к рассказу «Старуха Изергиль» «Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места... Тогда один из людей догадался и крикнул громко: «- Не троньте его! Он хочет умереть!». «… и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали за ним. Вот он встал и, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож - точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы». «- Он не может умереть! - с радостью сказали люди. "И ушли, оставив его... И вот он ходит, ходит повсюду... Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражен человек за гордость!».
Иллюстрация В. Макеева к рассказу «Старуха Изергиль» « Страх родился среди них, сковал им крепкие руки... Но тут явился Данко и спас всех один ». «Веди ты нас!»,- сказали люди.
Иллюстрация В. Макеева к рассказу «Старуха Изергиль» «- Что сделаю я для людей?!» - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди, изумленные, стали как камни. «- Идем!» - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. «Они бросились за ним, очарованные...»
Проблема идеала в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» «Он открыл новые, неведомые страны, новый материк духовного мира», - утверждал Д. Мережковский. Литературный кружок "Среда" Слева направо: сидят Л. Н. Андреев, Ф. И. Шаляпин, И. А. Бунин, Н. Д. Телешов, Е. Н. Чириков; стоят Скиталец (С. Г. Петров) и М. Горький.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Проблема идеала в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ, ОРГАНИЗУЮЩИЕ ЧТЕНИЕ:
- Чем, по-вашему, вызвано было возвращение М.Горького к романтической традиции в 90-е годы 19 века?
2. Каковы особенности структуры рассказа-легенды Горького? Как соотносятся между собой рассказ и легенда?
- Охарактеризуйте конфликт в каждой из легенд. Что общего вы находите во всех трех конфликтах и чем они различаются между собой?
- В чем смысл противопоставления Лары и Данко?
- В чем смысл спора между рассказчиком и Изергиль? Как эстетически оценены позиции спорящих и какими способами выражены эти оценки?
- Какова художественная функция в рассказе образа Изергиль?
7.Каким предстает идеал человека в рассказе Горького?
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОПЕРЕЖАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ
Задание №1
Чем сходны принципы организации повествования в таких рассказах М.Горького, как «Макар Чудра», «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», и в чем состоит особенность повествования в последнем произведении? Как обрамление и легенды соотносятся между собой в художественном целом рассказа «Старуха Изергиль»?
Задание №2
Покажите на первых пяти повествовательных периодах рассказа (абзацах), как совершается переход от реального мира к легендарному, от действительности к сказке. Возвращение к реальности (обратное движение) раскройте, анализируя последние два абзаца рассказа.
Как помогают сделанные вами наблюдения над текстом осмыслить проблему «идеал и действительность» и ее решение в рассказе?
Задание №3
Найдите в рассказе «Старуха Изергиль» введение (своеобразную увертюру) и эпилог каждой из легенд. Какие «составляющие» постоянны во всех увертюрах? Проанализируйте их.
Задание №4
Дайте аналитический комментарий к легенде о Ларе. Охарактеризуйте конфликт в легенде.
Опорные вопросы для комментариев:
1) Каковы взаимоотношения Лары с племенем и со старейшинами?
2) Почему столь сокрушительным для Лары оказался приговор, вынесенный ему старейшинами?
Задание №5
В чем суть спора повествователя и Изергиль ? Каковы позиции спорящих? Как преломляется полемика между ними на уровне сюжета исповеди героини-рассказчицы? Каково место спора-диалога между Изергиль и слушателем в общей композиции рассказа «Старуха Изергиль»?
Задание №6
Выберите в исповеди Изергиль наиболее важные эпизоды из ее жизни. Как они соотносятся между собой, какую жизненную философию раскрывают?
(Внимательно перечитайте эпизоды исповеди Изергиль, которые можно условно назвать «Рыбак с Прута и гуцул», «В поисках любви», «Отвергнутый «мешок червонцев», «Достойный пан с изрубленным лицом», «Последняя игра Изергиль», «Нужная людям». Какова, по-вашему, жизненная философия героини, объединяющая все эти эпизоды?)
Задание №7
Портрет Изергиль – один из компонентов увертюры к легенде о ее жизни. Отберите в тексте рассказа «Старуха Изергиль» детали портретной характеристики героини. Как портрет героини соотносится с ее жизненной философией? И как в этом портрете преломляется отношение слушателя к этой философии?
Задание №8
Дайте аналитический комментарий легенды о Данко.
Опорные задания и вопросы:
Почему племя оказалось в бедственном положении и не имело права погибнуть?
Почему, по мнению Изергиль, именно Данко взялся вывести племя из болот?
Как развиваются взаимоотношения Данко и племени по мере развития сюжета? Какими видит рассказчица Данко и племя в каждый момент их отношений?
В чем состоит подвиг Данко?
Задание №9
Сопоставьте Ларру и Данко в их отношении к свободе: кто из них более свободен, как каждый из них распоряжается своей свободой?
Каково место Изергиль в «триаде» главных героев рассказа?
Какова внутренняя смысловая связь всех трех легенд?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема нравственности в рассказе В. Солоухина «Мститель»
Базовый учебник: Снежневская М.А.,Хренова О.М. Литература. Начальный курс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. 5 класс. Цель урока: создание условий содействия изучению про...
Конспект урока в 11 классе по рассказу А.М. Горького "Старуха Изергиль" по теме "Проблема идеала в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".
Данный урок рассчитан на два часа (для класса с хорошей подготовкой). Он позволяет учащимся самостоятельно "добыть" ответы на поставленные вопросы. Предполагается как индивидуальная работа, так и анал...
Содержание литературного произведения:тема,проблема,идея
Содержание литературного произведения...
Презентация к уроку "Рассказ Горького "Старуха Изергиль"
Презентация к уроку "Рассказ Горького "Старуха Изергиль"...
Презентация к уроку по рассказу Горького "Старуха Изергиль" (часть 3, Данко)
Презентация к уроку литературного чтения в 9 классе узбекской школы....
Урок в 9 классе по рассказу Горького "Старуха Изергиль" (Данко)
Урок в 9 классе с узбекским языком обучения по новому учебнику....
Урок нравственности "Не позволяй душе лениться!" Нравственная идея святочного рассказа Н.С.Лескова "Под Рождество обидели"
Настоящая методическая разработка представляет собой комбинированный урок нравственности, основанный на литературном материале, посвященный анализу святочного рассказа Николая Семеновича Лескова...