Урок в 9 классе по рассказу Горького "Старуха Изергиль" (Данко)
методическая разработка по литературе на тему
Урок в 9 классе с узбекским языком обучения по новому учебнику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
danko_9_klass.docx | 232.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 9 классе с узбекским языком обучения
по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»
Цели урока.
Образовательная. Ознакомить учащихся с отрывком о Данко из рассказа «Старуха Изергиль».
Развивающая. Закрепить умение конструировать высказывания с указанием на место и направление действия. Учить внимательному, вдумчивому отношению к тексту, умению сопоставлять литературные произведения.
Воспитательная. Воспитывать любовь к книге, стремление сделать жизнь ярче, богаче, быть полезным людям.
Оборудование. Стенд «Жизнь Горького», выставка книг, иллюстрации к рассказу, карточки-задания «Любимые книги», «Псевдонимы»; портреты писателей.
Подготовка к уроку. 1. Найти на карте города с названием Новгород (на любом известном языке) 2. Подготовить список великих людей, которые носили псевдонимы.
Эпиграф к уроку. « Книги показывали мне иную жизнь – жизнь больших чувств и желаний, которые приводили людей к подвигам». Максим Горький.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Сегодня на уроке мы учимся обсуждать литературное произведение на русском языке. Мы постараемся сделать русский язык орудием мысли, средством познания. Но главное – мы узнаем, откуда взять силы жить и побеждать, если жить – кажется невозможным.
II.Актуализация знаний.
1.Беседа о жизни М.Горького.
- Что вы узнали о писателе? Кто привил Алеше любовь к природе? Чем он помогал семье? В каком городе прошло детство писателя?
Отчёт первой команды. Работа по карточке «100 Новгородов»
Господин Великий Новгород на Волхове. Карфаген – Карт-Хадаш (Африка)
Новгород-Северский на Десне. Картахена (Испания)
Новгород-Волынский на Случи. Неаполь (Италия)
Нижний Новгород на Волге. Нью-Йорк (США)
Новогрудок (Гродно). Наутака (Согд, 4 век до н.э.)
Новгородка (Украина) Янгиер, Янгикент.
Выходит, мы с вами в таком же месте живем. Ведь в Узбекистане тоже есть «новые города, новые земли». Может, среди нас тоже появится замечательный писатель. Но мы ещё не объяснили, как Алексей Пешков стал писателем Максимом Горьким, что помогло ему. (Ответы учеников)
- Где побывал Максим Горький? Какие книги написал? Где напечатана его первая книга? Был ли он в Узбекистане? О чем мог мечтать Горький? (развернутые ответы).
- Почему Алексей Пешков выбрал себе такой псевдоним? Какие еще псевдонимы великих людей вы знаете?
2.Отчёт второй группы. Краткий рассказ о псевдонимах знаменитостей.
Карточки-задания «Псевдонимы».
Правильно соотнесите фамилии и псевдонимы великих людей. Если эти личности вам неизвестны, обратите внимание на их имена и национальность. Оценка ставится за языковое чутьё и знания.
№1. Писатели. Антон Чехов. Алексей Пешков. Садриддин Саидмурадзода. Александр Пушкин. Семюэл Ленхгорн Клеменс. Николай Гоголь. Муса Ташмухамедов.
(Марк Твен. Айни. НКШП. Максим Горький. Айбек. Брат моего брата. ОООО).
№2. Поэты. - Анна Горенко. Поль Элюар. Александр Гликберг. Янис Плиекшас. Лариса Косач.
(Леся Украинка. Саша Черный. Анна Ахматова. Ян Райнис. Эжен Грендель.)
№3. Художники. Куприянов, Крылов и Николай Соколов. Александро Филиппепи. Джорджо де Кастельфранко. Доменико Теотокопули. Шарль Эдуард Жаннере.
( Эль Греко. Джорджоне. Сандро Боттичелли. Кукрыниксы. Ле Корбюзье)
№4. Знаменитости. – Эдсон Арантис ду Насименту. Марина Владимировна Полякова. Филипп Ауреал Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм. Софья Шиколоне.
(Парацельс. Пеле. Софи Лорен. Марина Влади.)
Как видите, разные причины заставили этих людей выбрать псевдонимы. Кто-то выбрал фамилию покрасивее, подчеркнул или скрыл национальность.
3.Викторина «Любимые книги».
- Кто познакомил Алексея Пешкова с хорошими книгами? Знаете ли вы эти книги?
- 70 героев сбежали из тюрьмы на вершину горы Везувий. Скоро горстка беглецов превратилась в огромную армию, угрожающую Риму. ( Ученики называют историю о Спартаке. Учитель показывает книгу Джованьоли)
- Главный герой – сын бедного дворянина из Гаскони. В реальной жизни он полковник и почетный смотритель птичьего двора короля, то есть курятника. Но в книге у него замечательный девиз: «Один за всех и все за одного!» (Три мушкетера. Дюма)
- Он прожил на необитаемом острове 28 лет, своими руками построил дом, лодку, вырастил хлеб. Он доказал, что человек в любых условиях может выстоять и победить, потому что он – Человек. (Робинзон Крузо. Даниэль Дефо)
- Да разве ж есть на свете такие силы, чтоб победили русскую силу! (Тарас Бульба. Гоголь)
Сам писатель говорил: «Книги … показывали мне иную жизнь – жизнь больших чувств и желаний, которые приводили людей к подвигам и преступлениям». Какие подвиги или преступления совершили герои рассказа Горького?
4. Беседа по первой части рассказа «Старуха Изергиль».
- Почему рассказ начинается с описания моря? Похоже ли оно на картины Айвазовского на стенде? (У этого моря есть берег.)
-Краткий пересказ легенды о Ларре. Напомните, за что наказан Ларра? Нравятся ли вам его соплеменники? Что привлекает в мудреце?
III.Изучение нового материала.
1.Работа с текстом. Комментированное чтение отрывка. Беседа по тексту.
Прочитайте начало отрывка. - Как зовут нового героя? Данко – цыганское сокращённое имя Даниил. А ещё оно напоминает слово «дать». Что вы знаете о пророке Данииле – Данияле?
Информация для учителя. Согласно легендам, пророк Ходжа-Данияр был сподвижником арабского проповедника Кусама ибн Аббаса. Полагают также, что Ходжа Данияр — это пророк Даниил, чьи останки, а именно его рука, были привезены в Самарканд Тимуром из города Сузы. Над местом их захоронения был построен мавзолей, перестроенный в начале XX века.
Мавзолей Ходжа Дониер — мавзолей в Самарканде, расположенный на северной стороне холма Афрасиаб. Был построен на месте захоронения и мечети времён Тамерлана в 1900 году. Мавзолей представляет собой склеп длиной около 18 метров. Поверие гласит, что склеп постоянно растёт. Мавзолей является объектом паломничества, как местных жителей, так и приезжающих со всего мира. В 1996 году его посетил Патриарх Всея Руси Алексий II. Возле склепа растет миндаль, который однажды засох, но потом ожил вновь. Рядом с Мавзолеем расположен водный источник с невероятно вкусной водой. Само место также покоряет своим покоем и красотой, особенно в тёплое время года, когда много зелени и в нескольких метрах от источника по реке Сиаб плавают лебеди и утки. Любопытный факт – многие паломники, прибывшее в это, святое для ислама, иудаизма и христианства, место, используют также зороастрийские традиции – обращаются с молитвой к останкам Святого и повязывают тряпочки на растущие деревья. Мавзолей является филиалом Самаркандского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Он расположен на северной стороне холма Афросиаб, у старой стены.
С 2011 года, по инициативе Президента Узбекистана, на этом объекте проводилась большая реставрационно-строительная и благоустроительная работа, в результате которой намного улучшены его состояние и сохранность. Здесь созданы благоприятные условия для посетителей, усовершенствована инфраструктура туристических услуг. Эта работа шла почти четыре года.
Есть еще интересная версия. В Пророк Даниил… жил и умер в Самарканде. Приверженцы этой версии отмечают, что пророк Даниил, переживший всех вавилонских царей, мог служить у персов, которые освободили иудеев из вавилонского плена. Великий Дарий мог назначить Даниила своим сатрапом в Согдиане, столицей которой был Самарканд. Однако данная версия не подкреплена историческими источниками. Некоторым исследователям кажется куда более убедительной версия, что мощи Даниила могли быть привезены в Самарканд общиной иудеев еще во времена до ислама, и местные огнепоклонники, терпимо относившиеся к иноверцам, разрешили им возвести храм за стенами города. Подтверждением тому, по мнению Самари, может быть то, что остатки материальной культуры в непосредственных окрестностях Мавзолея датируются археологами не менее чем VI веком до нашей эры, то есть тем самым временем, когда, по Библии, жил и умер пророк Даниил.
Мощи пророка могли привезти в Самарканд и христиане, поскольку известно, что при византийском императоре Зеноне какая-то часть праха Даниила была перемещена из Мосула в Константинополь, и с тех пор еще один мавзолей Даниила сохранился до наших дней в современном Стамбуле.
Самаркандский врач - Тохир Рахматович Джульматов написал книгу на узбекском языке "Даниэль - пророк трёх религий".
- Как видите, имя не просто так придумано.
- Какие дороги были перед людьми в легенде о Данко? Какая дорога труднее – вперед или назад?
- Найдите афоризмы в словах Данко. (Красивые – всегда смелы.Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Всё на свете имеет конец.
Знаете ли вы еще афоризмы великих писателей?
-Почему люди заметили, что Данко лучше всех? (в глазах его горел огонь любви) Есть ли искорки в ваших глазах? Можете ли вы сказать, что любите людей?
- Когда людям было страшнее всего? Как объясняли грозу первобытные люди? Может, вы и бога грозы знаете?
2. Работа по карточке «Боги грозы и молнии». Сопоставьте богов и страны. Проверим ваши знания по мировой истории и языковое чутьё.
- Зевс. Юпитер. Перун. Мардук. Тейшеба. Тор (Доннар). Кетцалькоатль.
(Русь. Месопотамия. Урарту. Рим. Греция. Майя. Германия.)
- Но люди из легенды, видно, и богов не знали. Они боятся болотных духов.
- Почему Данко повел их? Как он сам это объяснил? С кем он сравнил людей? Какие черты характера Данко вы можете назвать? Как это звучит по-узбекски?
Словарная работа. (мужественный, смелый, храбрый, добрый, решительный).
Достаточно ли одного мужества и силы для движения вперед? Что важнее всего? Что дает силы на подвиг? (Любовь к людям) Человек может всё, если перед ним высокая цель. Какая цель сейчас перед вами?
Чтение отрывка «В жизни всегда есть место подвигам» (из истории самой Изергиль).
Пересказ концовки.
IV.Закрепление изученного.
Ответьте на вопросы, используя обстоятельства места или СПП с придаточными места.
- Где жили эти люди? Откуда явились чужие племена? Куда они прогнали людей? Куда вели дороги. Куда хотели идти люди? Где они находились?
- Прочитайте концовку рассказа. Найдите СПП с придаточными изъяснительными и определительными. Чего не заметили люди? Чего испугался осторожный человек? (Используйте союз что)
- Что случилось бы с Данко, если бы он не упал? Заметили ли люди осторожного человека? Что бы вы сделали с искрами от горящего сердца Данко?
V. Итоги урока. Какие еще легенды об огне вы знаете?
- Что вы слышали о Прометее? Похожи ли Данко и Прометей?
- Знаете ли вы рассказ о Мусе, который вывел свой народ из плена? Кто приказал Мусе вести свой народ?
- Кто знает историю из «Шахнаме» о царе Хушанге, который научил нас добывать огонь?
- Чем понравилась вам эта легенда? Горят ли еще искорки в ваших глазах? Что сделаете вы для людей сегодня?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 11 классе по рассказу А.М. Горького "Старуха Изергиль" по теме "Проблема идеала в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".
Данный урок рассчитан на два часа (для класса с хорошей подготовкой). Он позволяет учащимся самостоятельно "добыть" ответы на поставленные вопросы. Предполагается как индивидуальная работа, так и анал...
Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Андрея Платоновича Платонова «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.
Цель: углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки...
Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"
Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
Конспект открытого урока в 8 классе «Обсуждение рассказа В. Токаревой «Рождественский рассказ»
Обсуждение рассказа В. Токаревой «Рождественский рассказ...
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого " После бала" . Тема: "Контраст как основное средство построения рассказа"
План-конспект урока литературы в 8 классе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"...
Конспект урока 5 класс по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы"
Урок по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы" предназначен для учащихся 5 класса.В форме беседы о прочитанном тексте...
Комментарии
Прекрасно! На ваших уроках
Прекрасно! На ваших уроках ученики постоянно рассуждают, накапливают новые знания, таким и должен быть урок литературы. Спасибо за интересную информацию.