Урок по произведению А.И. Солженицына "Крохотки"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Урок построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Вместе с учителем обучающиеся работают над концептом произведения, выстраивают ассициативный ряд, определяют смысловое значение образов, авторскую позицию. Урок имеет огромное воспитательное значение, так как помогает формировать гражданскую позицию обучающихся, чувство патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Боль за Россию". | 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Тема: «Боль за Россию». (По миниатюрам А.И.Солженицына «Крохотки».
Цели: обучающая: определение проблематики произведения;
развивающая: формирование коммуникативных компетенций;
воспитательная: формирование гражданской позиции.
Ход урока.
Миниатюры крохотки были созданы А.И.Солженицыным в конце 60-ых годов прошлого века.
Автор приглашает нас оглянуться вокруг и вместе поразмышлять, какая она наша Россия.
-Вы познакомились дома с текстами «Крохоток». Первые впечатления, что почувствовали?
(Обиду на себя и боль за страну; надежду, что всё еще можно исправить; веру в будущее России).
-Какая миниатюра поразила вас больше всего? Чем?
Тематика.
-Основные темы «Крохоток». Почему же так волнуют миниатюры? Давайте подумаем вместе.
-О чем размышляет автор? О чём предлагает задуматься?
( О вере и безверии, о памяти и беспамятстве, о силе красоты природы, о главной ценности жизни – свободе).
-А что объединяет все миниатюры?
(Боль за Родину).
Символы.
-Символы «Крохоток». Дома вы размышляли над символами миниатюр. Каковы они? (Обсуждение в группах).
Яблоня – символ свободы.
Утенок – превосходство творения природы над творением человеческого разума.
Гроза - символ обновления, перерождения.
Вязовое бревно – стремление живого к жизни вопреки всему.
Бурный поток – поиск истины.
Старое ведро – бескорыстная фронтовая дружба, забытая сейчас.
Рюкзак – символ трудной жизни крестьянина-кормильца.
Зарядка – культ тела, а не духа.
Церковь – символ надежды, веры, возрождения.
Авторское отношение.
-Слышим ли мы голос автора? Какие интонации в нем?
Негодующие ( «Озеро Сегден», «Мы-то не умрем»).
Горькие («Путешествуя вдоль Оки», «Старое ведро»).
Радостные («Шарик», «Утенок»).
Восторженный («Вязовое бревно», «На родине Есенина»).
И в каждой миниатюре – голос патриота, разделившего со своим народом все испытания.
-Какими знаками препинания заканчиваются «Крохотки»?
В основном вопросительными и восклицательными, но больше всего многоточий.
-Почему?
Автор говорит о том, что его по-настоящему тревожит, поэтому так эмоциональна его речь. А многоточие… Может быть, эти «на цыпочках ушедшие слова» предлагают нам додумать, что недосказано. А может, горечь от происходящего в стране перехватывает горло …
Концепт.
-Прошло почти полвека, как были созданы «Крохотки». Изменилось ли что-то в нашей жизни, в стране?
Да, сбиты с церквей уродливые вывески, снова слышен над Россией колокольный звон.
Люди возвращаются к вере, к истокам своим.
Наконец-то и у нас появился День поминовения погибших воинов.
Да, меняются наши жизненные ценности, меняется наша Россия. И как много для этого сделали такие люди, как Александр Исаевич.
Но как много нам ещё предстоит работать над собой! А делать это вам, молодым.
Ассоциации.
-Почему такое название – «Крохотки»? Только ли за небольшой объём? Какие ассоциации вызывает это слово? (Работа в парах.)
Крохотки – это и крошки душистого, тёплого хлеба на ладони.
Крохотки - это и капельки росы, отражающие солнце.
Крохотки – это и сокровища человеческой души.
Это и русские люди, сумевшие сохранить в себе нравственную чистоту, не согнувшиеся под гнётом обстоятельств.
По крохоткам всем миром собирали люди на ополчение в лихие дни.
По крохоткам собирали на строительство храмов в мирное время.
Вот оно какое ёмкое - это слово крохотки!
-Дома я предлагаю вам ещё раз поразмышлять, о чем же заставили задуматься «Крохотки».
Домашнее задание: эссе «О чём меня заставили задуматься «Крохотки»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"
Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....
Открытый урок по произведению В. Г. Распутина "Уроки французского"
Открытый урок по литературе в 6б классе МБСКОУ СКОШ № 34. Тема: «Что говорит сердце… » Нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»....
Презентация к уроку по произведению В Некрасова "В окопах Сталинграда" - культовое произведение о войне" .
Презентацию можно использовать в начале изучения произведения или при завершении. работы. Она содержит краткие сведения об авторе, заостряет внимание на основных проблемах, помогает понять авторскую ...
Урок внеклассного чтения в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида Тема урока : «Бессмертные произведения И.А. Крылова. Мы с каждым годом любим всё сильней».
Данный урок позволяет воспитывать любовь к литературе и гордость за великие произведения баснописца И.А.Крылова....
Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"
Система уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе. Урок №1...
Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"
Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...
Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).
Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....