Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве
статья по литературе на тему
В статье нашли отражения некоторые формы и приемы работы по активизации исследовательской деятельности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost._statya.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве
Единственно верный путь, ведущий к знанию, - это действие.
Б.Шоу
Современные реформы в образовании - вещь не новая. Во все времена методисты пытались искать и разрабатывать новые подходы в обучении. В педагогических спорах последнего десятилетия обращается внимание на то, что распространенные в массовой школе объяснительно-репродуктивные технологии не могут обеспечить развитие и саморазвитие учащихся. Неслучайно искания учителей и методистов связаны с исследованием как с одним из ведущих методов преподавания. Еще древнегреческий философ Сократ заметил, что исследовательский путь познания естественен, т.к. соответствует природе человеческого мышления. С тех пор каждый новый виток спирали в движении дидактики неизбежно возвращал нас к истоку – к идее связи между исследовательской направленностью человеческого мышления и воспитанием человека – мыслителя и творца.
При таком понимании процесса обучения, бесспорно, меняется и роль учителя. Если раньше он был источником информации, то сегодня – учит вести диалог культур, будит жажду к познанию в классе и за его пределами. Таким я увидела свой педагогический путь: «умение учиться – умение исследовать». Но продвигаться по этому пути можно только применяя технологии проблемного обучения, в частности используя исследовательскую деятельность.
В основе понятия «исследовательская деятельность» лежит слово «исследовать», т. е. рассмотреть, изучить в целях познания какой-то вопрос. При исследовательской деятельности на уроке важно, чтобы ученик не получил в уже готовом виде нужную ему информацию от учителя, а сам пришёл к знаниям, проделав определённую поисковую работу. Это невозможно без самостоятельной деятельности самого ученика, учитель только руководит этой деятельностью, направляет её в нужное русло. Этот учебный процесс можно назвать «от познания к творчеству». Исследование помогает плодотворно освоить большой и сложный материал, развить творческие способности школьников. Ведь анализ художественного произведения, без которого мы не можем обойтись на уроке, предполагает поиск, который приводит к открытию, а значит, делает нелёгкий ученический труд увлекательным и интересным. Чтобы развивать в ученике потребность в поиске, необходимо постоянно поддерживать познавательный интерес. Как этого достичь? «Секреты» давно известны:
1. Вовлекать учащихся в процесс “открытия Америк”.
2. Разнообразить способы введения нового материала и его закрепления.
3. Связывать новое с ранее изученным.
4. Ставить задачи трудные, но посильные.
5. Использовать эмоциональный материал.
6. Быть не только “режиссером - постановщиком”, но и “артистом” своего
“театра”.
7. Окружать учеников атмосферой юмора, оптимизма.
Общеизвестно, что по своей природе ребёнок отличается любознательностью, неутомимо открывая с помощью взрослых мир. Главное для учителя – не убить заложенные природой исследовательские задатки. Ничто так пагубно не влияет на познавательный интерес, как пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении. Тем более, и слабый ученик никогда не запомнит тот материал, который он не осознал. Именно поэтому на своих уроках пытаюсь подвести ребят к мысли, что литературное произведение – это не вещь, доступная для потребления, и не просто итог, который можно однозначно объяснить, опираясь на материал учебника. Стараюсь вести их по пути сотворчества с автором: анализ художественного произведения – это не разъяснение и истолкование заранее понятого, а процесс исследования, вдумчивого понимания.
Но прежде, чем приступить к работе, важно знать, что и как исследовать. С чего начать? Конечно же, с поставленной учителем задачи или проблемы. Проблема может быть простой или сложной, требующей кропотливой работы или игры воображения, или простого проявления смекалки. Всё зависит от уровня знаний ребят, их возраста и заинтересованности в предстоящем деле. Чем больше интриги будет содержать вопрос, тем активнее учащиеся включаются в работу. Прежде чем ставить перед школьниками какую-то проблему, необходимо их заинтересовать тем, чем предстоит заниматься. Это может быть броская фраза, дерзкая мысль, неожиданный вопрос (Куда и зачем бежит Мцыри? Почему литературовед Ю.Манн считает, что комедия «Ревизор» - это целое море страха?), обмен мнениями, сопоставление разных точек зрения на одно произведение и т.п.
Таким образом, началом к любому исследованию должен быть импульс, способствующий пробуждению мысли ученика, поиску ответа на предложенный вопрос, найдя который всякий испытывает радость от самостоятельно проделанной работы. Поиск ответа – это творчество, а творчество начинается с желания узнать ответ. Проблема – движущая сила познавательного процесса, проблема, решаемая через личный опыт учащихся, - огромная сила. Поиск ответов увлекает всех участников учебного процесса, создает мотивацию. И становится понятно, что вся эта деятельность не ради отметки, а ради самого ценного - личных открытий, которые ученики сделают в конце урока.
На практике я убедилась, как важно использовать возможности урока для привлечения к исследованию всех школьников и развития потенциала каждого ученика. Необходимо всеми средствами стимулировать исследовательскую деятельность учащихся, используя различные виды учебной деятельности: опору на воображение, использование аналогий, метафор, работу с концептуальными моделями, сравнительно-сопоставительный анализ, лингвистический эксперимент. Задания исследовательского характера должны быть выполнимы, их необходимо включать в систему уроков на разных этапах: в качестве проблемного введения в тему, актуализируя знания; в ходе практической работы или закрепления материала; в качестве проверочных и домашних заданий, зачетов. Так, например, на вступительном занятии при изучении творчества А.С.Пушкина восьмиклассникам предлагаю такое задание: взять у «Пушкина» интервью о лицейских годах, о его друзьях. Конечно, «Пушкину» (ученику) придется прочитать о себе много литературы, чтобы не попасть впросак, отвечая на вопросы «въедливых» журналистов.
При работе с пятиклассниками не забываю об элементе занимательности, апробируя на практике интересные задания. "Трудности перевода" – одно из любимых упражнений ребят, которое предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений. Так, например, предваряя изучение романа Жюля Верна «Дети капитаны Гранта», дабы заинтриговать учеников, предлагаю восстановить послание капитана Гранта, найденное в желудке акулы, и сравнить полученную записку с «оригиналом».
«7 июня 62 трёхмач...ый «Бри...ия» из Глаз.. ..ерпел ..ение у ..ов Патагон.. в Юж.. полуша.. два матрос.. и капи.. Грант ..ются при...ть к бере.. жесток.. инд.. под долготы и 37о 11’ ..оты ..ите ..ощь иначе ..ут».
На этапах промежуточного закрепления считаю целесообразным использование лингвистических почемучек - вопросов, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок заданий по форме и нешаблонность их содержания служат хорошим стимулом для поиска учащимися ответов на вопросы. За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) кроется серьезное лингвистическое содержание. В результате, формулируя развернутый связный ответ на вопрос: почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика - за их сына, учащиеся объясняют языковые факты "научным языком". При выполнении подобных заданий делаю упор не опознание языковых фактов, а на их объяснение. Таким образом, у учащихся формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле
В качестве выводов по уроку использую микроисследования «По следам Шерлока Холмса». Задания этого типа предполагают формирование следующих исследовательских умений: работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Например, прошу написать ребят сочинение на одну из тем:
- Портреты суффиксов (-чик - -щик, -тель);
- Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах);
- Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую.)
При объяснении нового материала обращаюсь к вопросам, требующим установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить. И здесь приходит на помощь задание «В королевстве кривых зеркал». Например, предлагаю учащимся объяснить правописание следующих слов: (В)пустую комнату; спорить (в)пустую; подняться (на)верх; прикрепить (на)верх шеста; работать (по)новому; идти (по)новому шоссе
Исследовательскую деятельность учеников активизируют задания «Из глубины веков», связанные с этимологическим анализом слов. Например, на уроке русского языка в 6 класс при изучении "Суффиксов -СЯ- и –СЬ- глагола"ставлю перед учащимися проблемный вопрос: " Почему суффикс -СЯ- изменяет традиции и находится после окончаний глаголов?
Отвечая на него, школьники обращаются к этимологии суффикса - ся -, высказывают предположения об особой семантике его, т.е., прибегают к синтезу знаний по многим разделам лингвистики.
Или такое задание: известно, что из шести слов дверь, горсть, тень, лошадь, постель и кровать одно в ходе истории изменило свой род. Однако в языке остались следы того, что это слово было раньше другого рода. Какое это слово?
«Словообразовательные кирпичики». Значение непонятного слова можно раскрыть и с помощью морфемного анализа. Этот прием ценен тем, что он приучает детей вдумываться в смысловое значение составляющих его морфем. Так в предложении Буратино остолбенел непонятным для учащихся оказывается слово остолбенел, но, подумав, ученик рассуждает, что в слове остолбенел корень – столб -, значит, Буратино стал неподвижен, как столб; нет, почти как столб, поскольку в слове есть еще приставка О –
Выполнение исследовательских заданий может остаться в рамках одного урока, темы, а может началом или основой будущих исследовательских работ, проектов. При успешном выполнении локального, конкретного задания ученику можно показать перспективу темы, возможно, он и сам увидит её.
Планируя уроки русского языка и литературы в старших классах, предпочтение отдаю таким формам учебных занятий, которые создают творческую атмосферу совместной деятельности с учащимися. В своей практической работе применяю следующие методы активизации познавательной деятельности:
1. Работа над сквозными сюжетами в русской литературе (тема памяти, тема «дьяволиады», тема отцов и детей, тема живой и мёртвой души и т.д.). На основе параллельного воспроизведения материала учащиеся приходят к серьёзным обобщениям по предложенным проблемам.
2. Разнообразие жанров уроков.
3. Словарная работа (составление тематических словарей на основе творчества поэта, писателя).
4. Работа над выразительным чтением (логическое ударение на ключевые слова).
5. Работа над датами (с кем из современников мог дружить писатель, где, в каких журналах печатался, в каких событиях общественной жизни участвовал, какие проблемы своего времени поднял в творчестве).
В старших классах при изучении важной, большой и трудной темы без исследовательской деятельности не обойтись. Показать это можно на примере изучения романа Л.Н.Толстого «Война и мир» в 10 классе. Само по себе произведение объёмное, в нем затронуты автором сложные философские проблемы, что отражено уже в названии. Один из главных вопросов – смысл заглавия романа-эпопеи. Чтобы понять, что вложил в него автор, предлагаю ребятам рассмотреть первую частью I тома, поработать над темой: «Высший свет» в изображении Л.Н.Толстого». (Это так называемый «мир»). Ставлю задачу – рассмотреть, какие нормы жизни автор утверждает, а какие отрицает? Для исследования привлекаются главы I –V. На последующих уроках исследуется тема: «Изображение войны 1805-1807 годов. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения». Ребята рассматривают авторское отношение к изображаемым событиям, ищут ответ на вопрос: каков итог этой войны? В ходе проделанного исследования смысл заглавия романа становится очевидным: война – это не только военные действия, кровь, смерть, но и враждебное отношение людей друг к другу, это страдание, неумение радоваться жизни, тревога в душе; мир – это не только мирная жизнь людей, находящихся вне военных действий, это братство, доброта, хорошее отношение друг к другу, это мир в душе, любовь. Таким образом, вопрос, заявленный в самом начале изучения романа, находит свой ответ благодаря исследовательской деятельности.
Значит, исследовательская деятельность может быть не только отдельным этапом урока (как метод). Исследовательским может быть и сам урок от начала до конца. В этом случае меняется сама структура урока. Главные компоненты такого урока: завязка, интрига, решение проблемы, рефлексия. Исследование может проходить и через всю тему, охватывая ряд уроков, а может охватывать творчество отдельного писателя, произведения которого изучаются на протяжении нескольких лет.
В заключение отмечу, что формирование исследовательской позиции учащихся - задача нелегкая. Организация исследовательской деятельности на уроке, проблемное изложение учебного материала, создание условий для повышения эмоциональной настроенности уроков литературы - вот неполный перечень способов организации работы класса, позволяющий мне формировать ключевые компетентности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система развития метапредметных связей на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся на базе единого информационного пространства гимназии
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" гласит, что: «Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в буд...
Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве
Исследовательская деятельность способствует формированию обучающегося, наделенного набором универсальных учебных действий владеющего различными способами деятельности, готового к самостоятельной конст...
Исследовательская деятельность учащихся в пространстве урока английского языка
Данная статья раскрывает основные этапы работы по формированию исследовательской культуры учеников; основные понятия (объект, предмет, актуальность и др.); рекомендации по работе с библиографическими ...
"Реконструкция русских фольклорных традиций как расширение современного образовательного пространства " из опыта проектной деятельности.
ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ На IX Всероссийской научно-практической конференции «Новая жизнь искусства в школе». Совместно с учителем русского языка и литературы Федоровой В.А....
Мастер-класс "Формирование и развитие исследовательской деятельности учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся 9 классов при изучении химии и биологии"
Внастоящее время ценность приобретает не количество получаемых знаний (хотя это, безусловно, тоже важно), а умение справляться с потоком информации способность добывать необходимые сведения обрабатыва...
Организация исследовательской деятельности учащихся в современной образовательной организации
В материале раскрываются теоретические основы исследовательской деятельности учащихся, а также рассматривается практический опыт учителя Сергеевой Ирины Николаевны....
Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся в рамках образовательного процесса: опыт, проблемы и пути решения
Проектная и исследовательская деятельность в основной школе носит предметный характер, исследования опираются на учебные предметы, в старшей школе проекты и исследования носят междисциплинарный характ...