Исследовательская деятельность учащихся в пространстве урока английского языка
статья (английский язык) по теме

Данная статья раскрывает основные этапы работы по формированию исследовательской культуры учеников; основные понятия (объект, предмет, актуальность и др.); рекомендации по работе с библиографическими источниками и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карпейко В.Е.,

учитель английского языка

Исследовательская деятельность учащихся в пространстве урока

английского языка

В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе.

Под учебно-исследовательской деятельностью понимается деятельность учащегося под руководством научного руководителя, которая связана с решением учащимся творческой, исследовательской задачи по выбранной теме с заранее неизвестным для ученика решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы; если необходимо, выдвижение гипотезы; изучение теории, посвящённой данной проблеме; овладение методикой исследования; сбор материала; его анализ и обобщение; собственные выводы [3, с.110].

Научно-исследовательская работа ученика – это в значительной мере его самостоятельная деятельность. Она предполагает в первую очередь умение работать с различными источниками информации, главным образом с книгой. А это значит уметь: понимать текст, особенно трудный, на основе выделения его главной, существенной мысли; понимать структурные связи в тексте; составлять тезисы, конспект; критически осмысливать текст [3, с.111].

Специфика урока английского языка обуславливает разнообразие применяемых технологий и методов обучения, развивающих интерес учеников  к изучению иностранного языка и создающих условия для повышения эффективности преподавания. Иностранный язык как учебный предмет – это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, культуры. Применение исследовательского подхода в обучении способствует усилению интеграции, определению причинно-следственных связей, развитию творческих способностей учащихся.

Используются  различные ресурсы: общие и частные методы научного исследования в урочной и внеурочной деятельности;  организация творческой работы;  активизация познавательной деятельности посредством создания учебных ситуаций, стимулирующих самостоятельный поиск учащихся. Система  работы по формированию исследовательской культуры учеников включает в себя несколько этапов.

Первый этап – самостоятельная работа ученика по образцу (репродуктивное мышление). Познавательная деятельность этого типа предполагает узнавание, опознавание, различение, воспроизведение.

 Второй этап (реконструктивная деятельность) предполагает осмысление и видоизменение, предвидение возможных результатов, принятие  решений в нестандартных ситуациях.

Следующий этап – эвристическо-исследовательская самостоятельная работа, когда информация  выступает как инструмент познания, умозаключений, ученик открывает новые для себя знания, осуществляет поисковую деятельность [8].

Научное исследование, в отличие от повседневного опытного познания, носит систематический и целенаправленный  характер. Поэтому важной задачей является четкое определение сферы научно-исследовательской деятельности – ее объекта и предмета, своеобразной «системы» исследования. Работа над любым исследованием начинается с определения названой системы. Ее составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Этот этап предшествует выбору темы исследования.

           Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

           Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования [1, c.  9].  

           Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы [1, c.  9].  

            Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

          Чтобы облегчить процесс выбора темы, попытаемся выделить основные критерии:

  • Желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т.е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;
  • Очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивировал интересом к ней и ученика, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником;
  • Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
  •  Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы [1, c. 10].

           Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной. Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования [1, c. 11].

Начинать исследование целесообразно с самостоятельной работы по составлению библиографического списка источников по теме. Это могут быть в зависимости от темы книги, карты, аудио- и видеозаписи, материалы периодической печати и пр.

              Для того чтобы работа была хорошо и успешно организована, важно продумать способы хранения полученного во время работы материала. Он может храниться в виде карточек, ксерокопий, фотокопий и т.п. [3, с.111 – 112].

            Сначала можно привести ряд общих рекомендаций:

  1. Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам. Лучше начинать с работ так называемого общего характера, т.е. таких работ, из которых можно получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск узкоспециального материала. Данные каждого издания следует заносить на отдельные карточки с точной фиксацией всей информации, указанной в библиотечной карточке.
  2. Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал [1, c. 12].

А) Просмотровое чтение желательно использовать в тех случаях, когда требуется  познакомиться с общим содержанием книги, ее глав или параграфов, автором произведения. При этом обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения [1, c. 12].

Б) Ознакомительное чтение поможет в поиске ответом на определенные вопросы по нескольким источникам и для сравнения  и сопоставления найденной информации, выработки своей собственной точки зрения.

В) Изучающее чтение – это активный вид подробного чтения. Он предполагает, сто вы читаете внимательно, останавливаясь и обдумывая информацию.  Данный вид чтения требует  последовательного изучения материала по параграфам, главам, частям.  Заключительный этап содержит в себе и обучающий момент: здесь формируется умение  критически воспринимать информацию.

Для фиксирования нужной информации рекомендуется создавать своеобразный «банк данных» по теме своей работы. Следует лишь верно выбрать именно тот, который лучше всего соответствует вашим индивидуальным особенностям, темпу мышления, объему памяти, широте ассоциативных связей: выписки в виде конспектов;  фиксация уже переработанного материала; выписывание  цитат [1, c. 13].

              Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать в выработке гипотезы.  Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия.  Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: быть проверяемой; содержать предположение; быть логически непротиворечивой и соответствовать фактам.

           Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап подготовки к исследованию – определение его цели и задач [1, c. 15].

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

   Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели.  Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций [1, c. 15].

    Формулировку цели исследования также можно представить различными способами – традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них.  Можно поставить целью: выявить…; установить…; обосновать…; уточнить…; разработать… .

            Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Предложим одно из определений понятия «задача».

           Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.  Поставка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели.  Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.            После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следует этап определения методов.

          Метод  - это способ достижения цели исследования [1, c. 16].

  Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап.

 В первом блоке содержание теоретической работы с учащимися, где формируются понятийный аппарат, основы исследовательской деятельности.

  Во втором блоке описывается собственно экспериментальная часть работы. Вслед за проведением эксперимента, технологического этапа работы, необходимо отрефлексировать полученные результаты: проанализировать, насколько они позволяют подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу, уточнить их соответствие поставленным целям [1, c. 19].

Важно также дать собственную оценку работе. Критерии при этом могут быть такими: тщательность выполнения; новизна содержания; полученные исследователем новые знания; дальнейшие интересы [3, с.112].

  Третий блок включает в себя оформление результатов исследования. На следующем этапе прописывается способ экспертизы и представления результатов исследования – от рецензии до обсуждения в группе учащихся и выступления на конференции [1, c. 19].

        На заключительном этапе целесообразно продумать способ представления результатов своего исследования на конференцию, отработать формы представления в виде статьи и тезисов, осмыслить возможные рекомендации по практическому применению результатов, т.е. спланировать внедренческий этап исследования [1, c. 20].

Важно обдумать, в какой форме удобней и целесообразней представить исследование. Таких форм может быть много, например, доклад, рассказ, учебное пособие, справочник, компьютерная программа, модель, карта, игра, наглядное пособие, выпуск газеты, оформление выставки, творческий отчёт, презентация проекта,  защита реферата или исследовательской работы, подготовка материалов для  музея, проведение  экскурсий и т.д.

Целью формирования исследовательской культуры ученика является  развитие умений систематизировать и обобщать материал, высказывать свою собственную точку зрения, разрабатывать методику выполнения наблюдений, практических работ, формулировать проблему, разрабатывать план решения проблемы. Исследовательская деятельность предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:

  1. развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
  2.  формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
  3.  выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
  4. воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
  5. помощь в профессиональной ориентации;
  6. самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели [8].             

К практическим заданиям, способствующим развитию исследовательской культуры учащихся, относятся, например, интерактивные задания (использование и варьирование адекватных социокультурных стратегий с целью моделирования аутентичного речевого поведения в ситуациях межкультурного общения), познавательно-поисковые культуроведческие задания, способствующие  повышению  уровня социокультурной образованности учащихся, развитию социокультурных, коммуникативно-познавательных и коммуникативно-речевых умений, самообразовательных навыков в изучении языков и страноведческой информации в контексте диалога культур [8].

Широкие возможности предоставляет проектная деятельность, как на уроке, так и во внеурочное время: презентация проектов (проектные часы, проектные недели, конкурсы проектов и пр.) [8].

Суть метода – стимулировать интерес обучаемых к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике [6, c. 3].

В основе современного понимания проектной методики, как отмечает Е.С. Полат, лежит «использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой разработка проблемы целостно, с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов» [5, c.4].

«Чтобы добиться такого, результата», – продолжает Е.С. Полат, «необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи» [4, c. 67].

Данный метод позволяет выявить взаимосвязь разных областей знаний. В основе проекта всегда лежит какая-то проблема. Чтобы её решить, обучающимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом информации по другим предметам. Так, при организации проекта «How Famous English Writers» об английских писателях понадобится знание зарубежной литературы, проект «Well-known composers» (Знаменитые композиторы) потребует знаний по музыке и музыкальной литературе.  Экологический проект «Our Earth» непосредственно связан с уроками истории, географии и биологии. Проект «English-speaking countries» (Англо-говорящие страны) предполагает знание таких предметных областей, как история, обществознание, биология, география, литература, поскольку является достаточно обширным и содержит сведения об истории государства, населении, климате и политике. Так, после изучения темы «Образование» («Education») учащимся предлагается  составить проект «The schools of tomorrow» «Школы будущего», взяв всё положительное, что есть в школьном образовании Республики Беларусь, Великобритании, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии. При этом учащиеся, работая над проектом, воспроизводят в памяти знания из различных областей, полученные на уроках иностранного языка, а также истории, географии и др., что способствует актуализации пройденного материала.

В основе любого проекта лежит проблема, требующая определенных языковых средств со стороны учащихся для ее разработки и решения и имеющая определенную практическую и теоретическую познавательную значимость. Например:

  1. Система школьного образования  в Беларуси и странах изучаемых языков.

(Проблема: можно ли построить школу будущего, взяв все положительное, что есть в школьном образовании Республики Беларусь, Великобритании, США? Какой вы её (школу) представляете?).

  1.  Культура Беларуси и стран изучаемых языков.

(Проблема: помогает ли знание культуры, традиций, обычаев лучше  понять национальный характер?)

  1. Средства массовой информации.

(Проблема: влияют ли средства массовой информации на формирование нашего мировоззрения?)

  1. Охрана окружающей среды.

(Проблема: как демократическое общество решает проблемы окружающей среды?)

        Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения): исследования истории возникновения различных праздников в англо-говорящих странах (St. Patrick’s Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mother’s Day и т.д.); организация путешествий в разные страны; проблема семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями и т.п.
  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажем с места событий; программа туристического маршрута; план обустройства дома, парка; планировка и обустройство квартиры и т.д.).
  3. Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Выявление проблемы, предложение путей её решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов (использование в ходе исследования «мозгового штурма», «круглого стола», творческих отчётов, просмотров и т.д.) [6, с.4–5].

Также к требованиям можно отнести использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (алгоритм проведения проектной деятельности)

  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
  • обсуждение способов формирования конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

 Далее целесообразным является определение этапов разработки структуры проекта и его проведения.

Технологией осуществления проекта предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя [7, c. 11 – 16].

Разрабатывая проект вместе со своими учениками, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, нужно четко осознавать его особенности и соответственно планировать работу. Поэтому, приступая к работе над проектом, важно ознакомиться с их типологией [5, c.6].

Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, проектно-ориентированных и ролево-игровых.

        Тематика проектов может касаться каких-то теоретических вопросов академической программы, требующих углубления на данном этапе обучения, или относиться к какому-то практическому вопросу, требующему привлечения знаний не по одному предмету, а из разных областей, развития их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается интеграция знаний.

        Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми» и материальны – заканчиваться конкретным результатом, готовым к внедрению (видеофильм, презентация, различные виды публикаций: буклеты, информационные бюллетени, газеты, в том числе и в компьютерном варианте, и т.д.).

        Обучающиеся могут предложить к окончанию периода изучения темы подготовить реферат или доклад, изготовить рекламный плакат, буклет, афишу или альбом с краткими текстами или рисунками, отражающими самое существенное в теме [6, с. 4–5].

        Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление [6, c. 6].  

Важным условием ведения исследовательской деятельности является обеспечение доступа к источникам информации (включая Интернет-ресурсы, библиотечные, музейные и архивные фонды). Использование ИКТ в обучении иностранному языку  повышает эффективность организации исследовательской деятельности учащихся:  результаты работы наглядно представляются  учащимися при оформлении презентаций; материалы, размещенные в Интернете содержат обширный страноведческий материал, оригинальные тексты на английском языке  (газеты, книги, статьи в блогах и т.д.), видео- и аудиоматериалы. Интернет источники  информации должны являться для ученика базой для решения спорного вопроса  или определения вывода на основе полученных фактов, для иллюстрации  собственного исследования по интересующей его теме [8].

        Таким образом, проект – первый научный труд учащегося и навыки, полученные в работе над ним, помогают, по мнению детей, успешно справляться с другими видами работ, уверенно чувствовать себя на семинарах, конференциях, не боятся публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию, а  работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.

В завершении хотелось бы отметить, что использование исследовательского подхода в обучении иностранному  языку способствует развитию интеллектуальной сферы личности, формированию умений и навыков самообразования, позволяет превратить уроки английского языка в дискуссионный исследовательский центр, в котором решаются практически значимые и доступные для учащихся вопросы с учетом особенностей культур различных стран.

Список использованных источников

  1. Арцев, М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов / М.Н. Арцев // Завуч: научно-практический журнал для администрации школ. – 2005. – N6. – C. 4 –29.
  2. Гуменный, В.С., Толкач, Л.Я. Исследовательское объединение учащихся: алгоритм деятельности / В.С. Гуменный, Л.Я. Толкач // Народная асвета. –  2010. – №4.– С. 53 – 54.
  3. Завельский, Ю.В. Памятка для учителя / Ю.В. Завельский // Завуч: научно-практический журнал для администрации школ. – 2007. – № 6. – С. 110 – 112.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
  5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10.
  6. Симоненкова, Т.Д. Проектная деятельность учащихся / Т.Д. Симоненкова // Завуч: научно-практический журнал для администрации школ. –  2007. – № 8. –  С. 3 – 6.
  7. Чечель, И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 3. – С. 11 – 16.
  8. Меджидова, Л. Иностранный язык в исследовательской деятельности учащихся / Л. Меджидова [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://medjidova-ludmila.webnode.ru/news/inostrannyj-jazyk-v-issljedovatjelskoj-djejatjelnosti-uchashchikhsja/. – Дата доступа: 15.06.2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся гимназии на уроках английского языка и во внеурочное время.

Где господствует дух науки, там творится великое малыми средствами. (Н.И.  Пирогов)В Концепции модернизации казахстанского  образования ставится задача по формированию «целостной систе...

Формирование умения поисково-исследовательской деятельности у обучающихся на уроках русского языка через применение технологии развивающего обучения

В статье  описывается  как, используя какие современные технологии, сформировать у обучающихся умение вести поисково-исследовательскую  деятельность....

Активизация деятельности учащихся при обучении грамматике английского языка в начальной школе

Обучение детей английскому языку на ранней этапе  обучения  является надежной базой для изучения английского языка на последующих ступенях обучения, т. к.  формирует  коммуникативн...

«Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения английскому языку»

Метод проектов как средство реализации индивидуального проекта может обеспечить подготовку такого человека, так как в ходе его выполнения обучающиеся учатся работать самостоятельно, приобретают опыт п...

Особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся школы на уроках иностранного языка в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов

Современная государственная образовательная политика ориентирует школу, учителя на новый результат их деятельности. Для решения задач воспитания и образования школьников важны сегодня не только содерж...

«Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе изучения английского языка и повышения мотивации к изучению

laquo;Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе...