А. П. Ч е х о в. «Тоска». Одиночество человека в бездушном мире. Гуманистическая позиция писателя.
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Класс | 9 УМК под ред.В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева.М.:Просвещение,2016 | |||
Тема | А. П. Ч е х о в. «Тоска». Одиночество человека в бездушном мире. Гуманистическая позиция писателя. | |||
Цели и задачи | Продолжить формирование умения анализировать художественный текст, развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, повторение теоретических понятий: фабула, сюжет, конфликт, выразительные средства языка | |||
Термины и понятия | Нравственность, скептицизм, воспитание, фабула, сюжет, конфликт, выразительные средства языка | |||
Планируемый результат | Личностные умения | Проявлять интерес к изучаемой теме. Осознавать успешность собственной учебной деятельности. Развивать свои творческие способности, работать над культурой речи | ||
Межпредметные умения | Уметь работать с тестовым материалом. Выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы. Уметь формулировать собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для представления результата. | |||
Предметные умения | Знать содержание и проблематику произведения, уметь анализировать текст, пересказывать текст. Читать выразительно | |||
Организация образовательного пространства | Межпредметные связи | Русская культура, история | ||
Ресурсы (оборудование) | Информационные: учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания на печатной основе, тесты Демонстрационные: иллюстрации Интегративные: презентация PowerPoint, аудио-, видеозапись | |||
Формы и методы работы | Фронтальная. Индивидуальная. | |||
А. П. Ч е х о в. «Тоска». Одиночество человека в бездушном мире. Гуманистическая позиция писателя. | ||||
Технология изучения темы. 1 этап: Организационный | ||||
Задачи | ||||
Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу | ||||
2 этап: Целеполагание и мотивация | ||||
Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему | ||||
3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация | ||||
Актуализировать знания учащихся о некоторых особенностях рассказов А. П. Чехова | – Что такое юмор? – А что называется сатирой? – Какую роль выполняет смех в художественных произведениях? - Какие произведения А.П. Чехова вы уже знаете? | |||
4 этап: Первичное усвоение материала | ||||
Расширить знания уч-ся о Чехове, рассказать об истории создания рассказа «Тоска». Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала | Чехов в своих небольших рассказах ставил проблемы, актуальные и для нашей современности, он глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства. Писатель с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии. Эталоном общественного поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра, что отразило общий кризис дворянско-буржуазной культуры. Чехов не был связан с зарождающимся пролетарским движением, но, предчувствуя коренную перестройку всех форм общественной жизни, писатель выступал против косности, застоя, решительно отрицал существующий порядок. «Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней... Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» (М. Горький). Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни. «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность» - говорил К.И.Чуковский. И чтобы глубже понять суть рассказа «Тоска», мы будем работать по следующему плану: I. История создания рассказа А.П. Чехова «Тоска» (подготовленный ученик) Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя. Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 году писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его дефензивным психастеническим душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски». Тем более, наиболее ярко психастенический характерологический рисунок, проявляет себя именно в возрасте 20–40 лет (Личко, 1977). Автору «Тоски» — двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы. Рассказы Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой” формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию. | |||
5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений | ||||
Показать мастерство Чехова в описании пейзажа;раскрыть воспитывающую составляющую рассказа, развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний. Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала | Работа над эпиграфом: Кому повем печаль мою, Кого призову к рыданию? Токмо Тебе, Владыко мой, Известна печаль. -Для чего нужен эпиграф? (идея произведения) Эпиграф к «Тоске»: «Кому повем печаль мою?..», начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль», некогда исполнявшегося российскими странниками «каликами перехожими», задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу. Автор тем самым расширяет границы предстоящего повествования, побуждает читателя задуматься о «экзистенциальной» дилемме человеческого бытия — теме одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить свое горе, установить исповедальный контакт с другим человеком. Работа с текстом – Каково начало рассказа? (Описание пейзажа: снег, сумерки, зажженные фонари. Каждый предмет, каждое живое существо окутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом. Даже читателю становится на душе сумрачно, холодно, одиноко.) -Пейзаж подготавливает нас к встрече с главными героями-Ионой и его лошаденкой, подчеркивает полное отчуждение мира от Ионы. -Как выглядят Иона и его лошаденка? (чтение отрывка) -О чем думает каждый из них? -Расскажите о главном герое. -Сколько сюжетных линий в рассказе?(Иона-сын, Иона-лошадка, Иона-внешний мир: военный, трое гуляк-весельчаков) -Зачем нужен Ионе внешний мир? (выйти из состояния тоски, облегчить свое горе, выговориться, с кем-то поделиться, почувствовать себя человеком) – Что пытается сказать Иона первому седоку, военному? («А у меня, барин, тово… сын на этой неделе помер». – «От чего же он умер?» Иона ответил, но седок закрыл глаза, не желая продолжать разговор. Трое седоков весело разговаривают о вчерашнем гулянье. Они кричат, ссорятся, тычут в него кулаком, чтоб побыстрее ехал, и чувство одиночества стало отлегать от груди. «А у меня на этой неделе… того… сын помер», – сказал он, когда они замолчали. – «Все помрем… Ну погоняй, погоняй!» Седоки ушли. «Опять он одинок… и тоска появляется вновь и распирает сердце».) – С кем пытается герой заговорить? (С дворником, но слышит в ответ: «Поезжай!») – Вернувшись на свой двор, кому Иона сообщает о своем горе? (Молодому извозчику, но тот его не слышит.) – Кому же он изливает свое горе? («Лошаденка жует и слушает…») - Кто же выслушал Иону? Почему? (лошадь выслушала, потому что она тоже тосковала от того, что ее оторвали от плуга, от привычных серых картин) -Как вы думаете, почему никто из пассажиров не захотел выслушать Иону? (равнодушие, безразличие к чужому горю) -Какие чувства испытали вы сегодня на уроке? Почему? Вывод. Растопить Ионе холодную пелену никак не удается. Ему не седоки нужны, а человек, который откликнулся бы на его боль теплом и участием. Мотив незащищенности, бесприютности человеческих чувств звучит в этом рассказе.
В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, — к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия — тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать. Конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Потому –то «печаль моя»(эпиграф) остается неизвестной никому, кроме Бога, а ответ Ионе на его горькие слова-молчание всего мира. (Одновременное повторение литературоведческих терминов: фабула, сюжет, конфликт). Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не позволяет себе морализировать — он просто рисует жизнь, -Какую проблему поднимает автор в своем тексте? О чем заставляет нас задуматься? -Что бы вы посоветовали людям, проходящим мимо горя людского -В конце рассказа опять многоточие. Почему? (Чеховские рассказы имеют открытый финал. Писатель надеется на то, что у читателя откроется «второе зрение», и он будет видеть между строк.) | |||
6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений | ||||
Выявить понимание уч-ся идеи повести Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям | – Что высмеивает автор в своих героях и кому сочувствует? | |||
7 этап: Домашнее задание | ||||
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Напишите о том, какие чувства испытали вы сегодня на уроке в ходе работы над рассказом Чехова. | |||
8 этап: Рефлексия. Итог урока | ||||
Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока.Научить соотносить собственный результат с поставленной целью. Оценить работу учащихся | Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу…. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К.Г.Паустовский. Путешествие в литературный музей писателя. История создания рассказа «Телеграмма». Авторская позиция в рассказе.
урок, литература, анализ рассказа, авторская позиция...
Преступление и судьба Раскольникова с позиции религиозно-нравственных представлений писателя
Анализ романа Достоевского «Преступление и наказание» на уровне христианской основы его мировоззрения....
проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)
Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания. Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...
Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.
Конспект урока литературы в 9 классе.Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа....
Конспект урока на тему «Как сформулировать позицию автора. Отражение авторской позиции на примере текстов духовно-нравственного содержания»
В работе представлен материал по развитию речи обучающихся 11 класса при подготовке к сочинению в формате ЕГЭ, в частности формулировке позиции автора...
М Сервантес. Роман «Дон Кихот»: проблематика и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска»: «Тоска громадная, не знающая границ» (урок внеклассного чтения)
Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова в 9м классе....