"Жить - самое простое дело?". Мастерская творческого письма
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
"Жить - самое простое дело?". Мастерская творческого письма. Урок развития речи - обучение написанию сочинения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mazur_statya.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мазур Ольга Ивановна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории гимназии №41 имени Эриха Кестнера, методист по русскому языку и литературе Приморского ИМЦ г. Санкт-Петербурга, Почетный работник общего образования РФ, победитель районного конкурса педагогических
достижений в номинации «Учитель-предметник»
«Жить - самое простое дело?» (Мастерская творческого письма)
Урок развития речи - обучение написанию сочинения в жанре рассуждения (9-11 класс)
Цели проведения мастерской
Образовательные:
1.Обучение написанию сочинения-рассуждения;
2.Обучение умению строить письменное и устное монологическое высказывание;
3.Обучение умению формулировать тезисы, подтверждать их аргументами;
4.Формировать умение аргументировать свою точку зрения, позицию;
5.Обучение интерпретации художественного текста.
Развивающие:
1.Развитие монологической речи учащихся;
2.Развитие творческих способностей учащихся;
3.Развитие разнообразных речевых умений учащихся;
4.Развитие творческого мышления учащихся;
5. Развитие коммуникативной культуры;
6.Развитие рефлексивных способностей.
Воспитательные:
1.Воспитание любви к русской поэзии;
2.Формирование самостоятельности мышления;
3.Создание благоприятных условий для эстетического восприятия поэзии;
4. Формирование мотивации к самообучению, самосовершенствованию, развитию.
Форма взаимодействия
Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск
Оборудование
Компьютерная презентация, smart - доска, раздаточный материал :стихи русских поэтов, отрывок из повести И.С. Тургенева «Фауст»
Алгоритм проведения мастерской
Индукция – самоконструкция – социоконструкция – социализация – разрыв – творческое конструирование знания – афиширование - рефлексия
Технологическая карта мастерской (методическое обоснование)
№ п/п | Этапы мастерской | Цель занятия | Содержание этапа | Формы работы | Комплексное обеспечение | Научные идеи |
1. | Индукция | Начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника; проблемная ситуация, которая настраивает личность на саморазвитие | Индуктор 1 Ответы на вопросы, связанные с названием стихотворения Б. Пастернака «Чувство жизни». Словарная работа | Фронтальные | Компьютерная презентация | Личностно-ориентированный подход, исследовательский подход |
Индуктор 2 Запись слов-ассоциаций к слову «жизнь» | Индивидуальные | Компьютерная презентация | Личностно-ориентированный подход | |||
Индуктор 3 Запись новых слов, начинающихся с букв, составляющих слово «жизнь» | Фронтальные | Работа со smart-доской | Деятельностный подход | |||
Индуктор 4 Выбор из палитры цветов, которыми можно изобразить такое понятие, как «жизнь» | Фронтальные | Компьютерная презентация | Личностно-ориентированный подход, | |||
2. | Самоконструкция | Индивидуальное создание решения | Создание рейтинга значимости жизненных понятий, создание индивидуальной формулы «моя жизнь=…… | Индивидуальные | Компьютерная презентация | Личностно-ориентированный подход, исследовательский подход |
3-4. | Социоконструкция-социализация | 1.Выбор пути, поиска решения 2.предоставление возможности самореализации каждому участнику мастерской | Ответы на вопросы:1. Почему в стихотворении «Чувство жизни» поэт Б. Пастернак пишет: «Жизнь-самое простое дело…»? 2.«Простое ли дело» жизнь? | Фронтальные | Компьютерная презентация | исследовательский подход |
5. | Разрыв | «Озарение», «понимание» себя, других, приема, методов. Внутренний конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа. | Знакомство со стихами русских поэтов, выбор 3-4 стихотворений, наиболее полно отражающих, по мнению участников, суть понятия «жизнь» | Индивидуальные | Раздаточный материал. Тексты стихотворений русских поэтов 19-20 веков | Деятельностный подход, исследовательский подход |
6. | Творческое конструирование знания | Поиск приводит к иному пониманию, к разрыву со старым обоснованием | Составление сборника стихотворений, объединенных понятием «жизнь», выбор названия антологии; объяснение выбора | Групповые | Компьютерная презентация, раздаточный материал | Деятельностный подход |
7. | Афиширование | Представление результатов деятельности | Выступление групп. Представление антологий, защита названий | Коллективные | Компьютерная презентация, раздаточный материал | Деятельностный подход |
8. | Рефлексия | Самоанализ, самокоррекция, отражение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской | Ответы на вопросы: 1.Как вы считаете, какое отношение имеет задание, связанное с составлением сборника, к теме мастерской? 2.Возникло ли у вас в ходе мастерской какое-либо новое чувство? | Фронтальные | Компьютерная презентация, музыкальное сопровождение. А. Вивальди «Времена года» | Рефлексивный подход |
В приложении читателям предложен раздаточный материал- подборка стихотворений, а также компьютерная презентация. В качестве музыкального сопровождения выбрано произведение А. Вивальди «Времена года».
Ход мастерской
Тему занятия подсказало стихотворение Б.Л. Пастернака «Чувство жизни»:
Существовать не тяжело
Жить - самое простое дело.
Зарделось солнце и взошло
И теплотой пошло по телу,
Со мной сегодня вечность вся
Вся даль веков без покрывала
Мир божий только начался,
Его в помине не бывало,
Жизнь и бессмертие - одно,
Будь благодарен высшим силам
За приворотное вино,
Бегущее огнем по жилам.
Индукция
Начало, мотивирующее творческую деятельность каждого; проблемная ситуация, которая настраивает личность на саморазвитие.
Словарная работа.
1. Перед вами несколько толкований многозначного слова «чувство». Прочитайте их и ответьте на вопрос: как вы думаете, какое из значений этого слова наиболее полно отражает то, о чем пишет Пастернак? Почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.
Чувство
- Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее;
психофизическое ощущение, испытываемое человеком;
- Внутреннее волнение, душевный подъем, порыв;
- Внутреннее психическое состояние человека, его душевное переживание;
- Способность переживать, отзываться душой на жизненные впечатления;
- Способность воспринимать, осознавать что-либо на основе своих ощущений, впечатлений;
- Интуитивное понимание чего-либо.
Как вы думаете, какое чувство является ведущим в стихотворении?
2. Запишите слова-ассоциации к слову «жизнь»
Социализация. Обмен ассоциациями.
3. Разделите слово «жизнь» на буквы, запишите новые слова, начинающиеся с букв, составляющих это слово и связанные, по - вашему, с понятием «жизнь».
Чтение записанных слов.
4.Вашему вниманию предложена палитра цветов. Если бы вам необходимо было одним - двумя цветами изобразить жизнь, какой цвет вы бы выбрали? Обоснуйте свой ответ.
Самоконструкция. Индивидуальное создание решения.
5.Расположите понятия и порядке убывания их значения в вашей жизни
( учеба, дом, деньги, увлечения, спорт, любовь, хобби, кино, здоровье, театр, путешествия, родители, искусство, дружба, развлечения)
6.Напишите формулу:
Моя жизнь = …………………………..
Социоконструкция - социализация. Выбор пути, решения. Письменный ответ на проблемный вопрос.
7.Возвращаясь к стихотворению Б. Пастернака, попробуйте письменно ответить на вопрос: почему поэт пишет: «Жить - самое простое дело…»? Используйте при написании текста слова-ассоциации; новые слова, записанные вами; слова из стихотворения
Б.Л. Пастернака.
Афиширование созданных текстов.
Разрыв. Внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа
8.
9.Учащиеся объединены в группы. Представьте себе, что ваша группа - редакционная коллегия. Издательство поручило вам составить сборник стихотворений, объединенных понятием «жизнь».
Перед вами подборка стихотворений русских поэтов и отрывок из повести
И.С. Тургенева «Фауст». Прочитайте стихи и выберите 3 - 4 стихотворения, которые ,по-вашему, обязательно должны войти в этот сборник. Назовите сборник строчкой из стихотворения. Это будет название вашей антологии. Доказательно обоснуйте свой выбор.
Словарная работа.
Антология
Творческое конструирование знания. Поиск приводит к иному пониманию, к разрыву со старым обоснованием. Работа в группах.
Составление в группах сборника стихотворений, объединенных понятием «жизнь», выбор названия антологии.
9.Афиширование. Представление результатов деятельности.
Выступления групп. Представление антологии, защита выбранного для сборника названия.
10.Рефлексия. Самоанализ, самокоррекция, отражение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской.
Ответы на вопросы:
Как вы считаете, какое отношение имеет задание по составлению сборника стихотворений к теме мастерской?
Возникли ли у вас во время занятия какие-либо новые чувства?
11.
Приложение
Стихи:
А. Пушкин «Если жизнь тебя обманет…»,
М. Лермонтов «И скучно и грустно»,
С. Есенин «Не жалею, не зову, не плачу»,
А. Тарковский «Вот и лето прошло»,
В. Высоцкий « Я не люблю»,
Е. Евтушенко «Метаморфозы»,
А. Твардовский «Нет, жизнь меня не обделила»,
Б. Окуджава «По Смоленской дороге», «Грузинская песня», «Любовь и разлука»,
Б. Слуцкий «Радость и горе»,
А. Вознесенский «Осень в Сигулде», «Бьет женщина»,
А. Аронов «Если у вас нету дома»,
И. Бродский «Я входил вместо дикого зверя в клетку»,
М. Цветаева «Вскрыла жилы: неостановимо…»,
И. Анненский «Когда б не смерть, а забытье»,
А. Галич«Когда я вернусь»,
А. Шевчук «Последняя осень», «Вороны», «Ветер», «Это все».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс "Мастерская творческого письма"
Этапы проведния мастер-класса, пример на притче С.Амонашвили...
Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение
• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...
Урок – мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром».
Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". 6 класс. Русский язык....
Мастерская творческого письма.
Обзор работы в мастерской творческого письма....
Мастерская творческого письма "Священная война"
Великая Отечественная война… Миллионы загубленных жизней, разрушенные семьи. Каждый, кто погиб во время войны, хотел жить, воспитывать детей, а потом и внуков. Но проклятая война распорядилась п...
Методическая разработка урока. Технологическая карта мастерской Художественные образы в лирическом произведении. ФОНТАН _ Я _ ТЮТЧЕВ И ФЕТ (Мастерская творческого письма) Литература. Урок развития речи (1-ый курс)
Этапы урока в технологии мастерской помогают понять развитие образов поэзии Тютчева и Фета на одну тему - фонтан....
Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")
На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...