Изобразительная роль описания одежды персонажей в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
проект по литературе (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Заславская средняя общеобразовательная школа
Научно - практическая конференция
«В мир поиска, в мир творчества, в мир науки».
Изобразительная роль описания одежды персонажей в поэме
Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Выполнила: Медведева Алёна,
ученица 9 класса.
МБОУ Заславская СОШ.
д.Заславская,
ул.Гагарина,21
Руководитель: Власова Марина Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
Заславск 2012 г.
Оглавление.
- Введение. Причины глубокого интереса к изобразительной роли описания одежды персонажей в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». – стр.3.
- Слово об авторе поэмы. – стр.4-6.
- Описание образов помещиков. – стр. 6 - 7
- Изобразительная роль описания одежды персонажей в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». – стр. 8 – 10.
- Заключение. – стр. 10.
- Библиографический список. – стр. 11.
Введение.
Существует поговорка «По одёжке встречают – по уму провожают», и действительно одежда является в определенной степени мерилом внутренней культуры человека. Так и в обычной жизни мы составляем мнение о незнакомом человеке, только лишь взглянув на его внешность. Хотя внешность бывает обманчива. Детали одежды отражают характер людей, живущих в любой эпохе. По одежде можно определить внутренний мир человека, предсказать его поведение, поэтому в художественных произведениях часто авторы прибегают к описанию внешнего вида своих героев, уделяют много внимания описанию деталей одежды. С помощью такого приема автор помогает нам создать свой образ героя и предугадать его дальнейшие действия и поступки. Читая описание внешнего вида литературного героя, мы проникаемся к нему симпатией или антипатией, при этом, ещё не зная, каков он на самом деле.
Так и в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» принципы создания портрета, распределение и роль портретных доминант осуществляется с помощью описания деталей одежды. И моей задачей было выяснить, насколько соответствует описание внешнего вида литературного героя его внутреннему миру.
Объект исследования – поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Предмет исследования - описание одежды персонажей поэмы как одна из разновидностей художественной детали.
Цель исследования – выявить роль описания одежды героев поэмы в раскрытии их характеров.
Для достижения цели служит постановка следующих задач:
- Изучить материал описания деталей одежды персонажей в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»;
- Исследовать влияние деталей одежды на характер героев поэмы и сделать сравнительную характеристику персонажей;
- Проанализировать изученный материал, сформулировать выводы, доступно и интересно доложить о своих результатах.
Цели и задачи данной работы определяют основные методы:
- сравнение;
- анализ;
- синтез.
В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что описание одежды так же, как и любая бытовая деталь, например деталь интерьера, помогает в создании характеристики литературного персонажа.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка. Во введении обосновывается актуальность выбора темы, определяется цель, задачи, методы и материалы исследования. Основная часть работы посвящена описанию деталей одежды персонажей в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». В заключении сделаны выводы и обобщения.
При написании работы использовала следующие источники: Гоголь Н.В. «Мёртвые души», В.Н. Турбин «Пушкин, Гоголь, Лермонтов», Библиографический словарь «Русские писатели», С.И Маминский «Художественный мир Гоголя». Кроме этого использовали учебник и методические разработки по литературе.
Но сначала немного об авторе и его героях.
Н.В.Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Отец писателя В.А.Гоголь-Яновский (1777—1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 уволился с чином коллежского асессора и женился на M.И.Косяровской (1791—1868), по преданию, первой красавице на Полтавщине. В семье было шестеро детей: помимо Николая, сын Иван (умер в 1819), дочери Марья (1811—1844), Анна (1821—1893), Лиза (1823—1864) и Ольга (1825—1907).
Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название — Яновщина). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д.П.Трощинского (1754—1829), дальнего родственника Гоголей, бывшего министра, выбранного в поветовые маршалы (в уездные предводители дворянства); отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, будучи также его актером и дирижером.
В детстве Гоголь писал стихи. Мать проявляла большую заботу о религиозном воспитании сына, на которого, однако, влияла не столько обрядовая сторона христианства, сколько его пророчество о Страшном суде и идея загробного воздаяния.
В 1818-1819 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820—1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях — как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась). Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере. На принятие Гоголем такого решения большое влияние оказал профессор Н. Г. Белоусов, читавший курс естественного права, а также общее усиление в гимназии вольнолюбивых настроений. В 1827 здесь возникло "дело о вольнодумстве", закончившееся увольнением передовых профессоров, в том числе Белоусова; сочувствовавший ему Гоголь дал на следствии показания в его пользу.
Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А.С. Данилевским (1809—1888), едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах", "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы Н.А.Полевого и позднее снисходительно-сочувственный отзыв О.М.Сомова (1830 г.), что усилило тяжелое настроение Гоголя. В июле 1829 он сжигает нераспроданные экземпляры книги и внезапно уезжает за границу, в Германию, а к концу сентября почти столь же внезапно возвращается в Петербург. Гоголь объяснял свой шаг как бегство от неожиданно овладевшего им любовного чувства. До отъезда за границу или же вскоре по возвращении Гоголь переживает еще одну неудачу — безуспешной оказывается его попытка поступить на сцену в качестве драматического актера.
В конце 1829 ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины. К этому времени Гоголь все больше времени уделяет литературной работе. Вслед за первой повестью "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала" (1830) Гоголь печатает ряд художественных произведений и статей: "Глава из исторического романа" (1831 г.), "Учитель. Из малороссийской повести: „Страшный кабан" (1831 г.), "Женщина" (1831 г.). Повесть "Женщина" стала первым произведением, подписанным настоящей фамилией автора. Гоголь знакомится с Жуковским, П. А. Плетнёвым, Пушкиным. К лету 1831 его отношения с пушкинским кругом становятся довольно близкими: живя в Павловске, Гоголь часто бывает в Царском Селе у Пушкина и Жуковского; выполняет поручения по изданию "Повестей Белкина". Материальное положение Гоголь упрочивается благодаря педагогической работе: он дает частные уроки в домах П.И. Балабина, Н.М.Лонгинова, А.В.Васильчикова, а с марта 1831 по ходатайству Плетнёва становится преподавателем истории в Патриотическом институте (куда позднее определяет и своих сестер — Анну и Лизу).
В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831—1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение.
После выхода 2-й части "Вечеров" Гоголь в июне 1832 приезжает в Москву знаменитым писателем. Он знакомится с М.П.Погодиным, С.Т Аксаковым и его семейством, М.Н.Загоскиным, И.И.Дмитриевым. В этот приезд или во вторичный (на обратном пути через Москву из Васильевки) он встречается также с И.В. и П.В. Киреевскими, М.С.Щепкиным, сближается с М.А.Максимовичем. Следующий, 1833 год для Гоголя— один из самых напряженных, исполненный мучительных поисков дальнейшего пути. Гоголь пишет первую комедию "Владимир 3-й степени", однако, испытывая творческие трудности и предвидя цензурные осложнения, прекращает работу. Очень важным, едва ли не основным направлением своей деятельности Гоголь считает изучение истории — украинской и всемирной.
Его писательская биография продолжалась 23 года, 17 из них были отданы работе над поэмой «Мёртвые души». Творческое развитие Гоголя шло необыкновенно быстро и интенсивно: между первым циклом его повестей – «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Мёртвыми душами» прошло всего 3-4 года.
В 1852 г. после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя:
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.
В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гоголя, ведь сатира - это злое, саркастическое высмеивание не просто общечеловеческих недостатков, но и социальных пороков. Это смех не добрый, иногда "сквозь невидимые миру слезы", потому что (а так считал Гоголь) именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей жизни, может служить к его исправлению.
Описание образов помещиков.
В начале работы над поэмой «Мёртвые души» Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: "Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем". Так сам Гоголь определил объем своего произведения - вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте изобразить путь Чичикова сначала в "аду" - I том "Мертвых душ". Затем "в чистилище" - II том "Мертвых душ" и "в раю" - III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни. Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков.
Это и есть "мертвые души" поэмы. Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации. Сначала это Манилов, обходительный, с приятными чертами лица, мечтательный человек. Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы воскликните: "Черт знает, что такое!" Его мечтательность - это праздность, паразитизм, безволие.
В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского помещика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная она вдруг становится "дубинноголовой" в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе на уме.
В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства. Писатель показывает нам 2 сущности Ноздрева: сначала он - лицо открытое, удалое, прямое. Но потом приходится убеждаться, что общительность Ноздрева - безразличное панибратство с каждым встречным и поперечным, его живость - это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете или деле, его энергия - пустая растрата сил в кутежах и дебоширстве. Главная его страстишка, по словам самого писателя, "нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины".
Собакевич сродни Коробочке. Он так же, как и она, накопитель. Только, в отличие от Коробочки, это умный и хитрый скопидом. Ему удается обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром он сравнивается с животным (медведем). Этим Гоголь подчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души.
Завершает эту галерею "мертвых душ" "прореха на человечестве" - Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин - крайняя степень экономического, социального и морального распада человеческой личности.
К галерее помещиков, которые являются по существу "мертвыми душами", примыкают и губернские чиновники.
Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и есть ли они? Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и "носит всегда с собой какой-то особенный запах". Кучер Селифан - не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых задумался автор и задался вопросом: "Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?"
Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких обстоятельствах, есть люди, составляющие "соль земли". Взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Руси? Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки, устремившейся в будущее, в котором не будет ноздревых, плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка. "Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа".
Смех - это оружие, острое, боевое оружие, при помощи которого писатель всю жизнь боролся с "мерзостями русской действительности".
Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничтожество обывателей. "Мертвые души" - едкая сатира на существующую действительность. Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве которых получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Писатель-сатирик, обращаясь к "тени мелочей", к "холодным, раздробленным, повседневным характерам", должен обладать тонким чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к природе. Зная о трудном, суровом поприще писателя-сатирика, Гоголь все же не отрекся от него и стал им, взяв девизом своего творчества следующие слова: "Кто же как ни автор должен сказать святую правду!" Только истинный сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться вывести на свет горькую правду, чтобы содействовать своим творчеством расшатыванию феодально-крепостнического строя, тем самым содействуя движению России вперед.
Сатирически изображая дворянство и чиновническое общество, никчемность их существования, паразитизм и эксплуатацию народа, Гоголь бесконечно любит родную страну и ее народ. Злая сатира служит именно этой великой любви. Порицая все дурное в общественном и государственном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находят себе выхода в крепостной Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о народе. Здесь уже нет обличающей сатиры, только проскальзывает грусть о некоторых сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством. Писателю присущ оптимизм, он глубоко верит в светлое будущее России.
Изобразительная роль описания одежды персонажей в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Несмотря на известную поговорку «По одёжке встречают – по уму провожают», одежда является в определенной степени мерилом внутренней культуры человека. Поэтому описание одежды находится в прямой зависимости от общей характеристики персонажа, его внутреннего мира.
Деталь(от фр.detail – часть, подробность)- значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения. Направленность каждой детали одежды «на внутреннюю сущность дела» совершенно очевидна в поэме. Детали одежды не столько характеризуют внешний облик персонажа, сколько рассказывают о его характере, привычках, манере поведения и т.п. Такая деталь, как костюм, распространена у Гоголя во всём своём разнообразии. Например, у Чичикова - бережливость, аккуратность, любовь к хорошей вещи (воплощение в выборе цвета, качества материи для фрака). Чичиков очень заботится о своей внешности: «Господин скинул с себя картуз и размотал шерстяную, радужных цветов косынку, какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым – наверное, не могу сказать, кто делает, Бог их знает, я никогда не носил таких косынок. Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой», «…манишка – голландские рубашки - брусничного цвета с искрой фрак, оригинальный, выделяющий из «толпы» его хозяина. Фрак Чичикова – сквозная (то есть постоянно сопутствующая образу на протяжении всей поэмы) деталь, как и его бричка и шкатулка. Четыре заношенных… фуфайки, два старых сертука, подбитых мерлушками… – все, что оставил отец в наследство. Таковы своеобразные вехи жизни, ступеньки лестницы, по которой поднимался Чичиков в «миллионщики».
К деталям одежды как средству характеристики героя прибегает Гоголь и при обрисовке других персонажей.
Чичиков на губернаторской вечеринке «…знакомился он с весьма обходительным и учтивым помещиком Маниловым…». (гл.1) Гоголь описывает детали одежды мечтателя Манилова так, «Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика…». (гл.2)
Зелёный цвет – это надежда, веселье, но иногда и недостаточное совершенство или незрелость. «У всякого есть свой задор:…, у всякого есть своё, но у Манилова ничего не было». (гл.2)
«Жена его… впрочем, они были довольны друг другом.», «На ней хорошо сидел матерчатый шёлковый капот бледного цвета; тонкая небольшая кисть руки её что-то бросила поспешно на стол и сжала батистовый платок с вышитыми уголками». (гл.2) (Лизанька.)
Одежда Коробочки говорит о высшей степени её скопидомства «...в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…», «Она была одета лучше, нежели вчера, - в тёмном платье и уже не в спальном чепце, но на шее всё так же было что-то навязано». (гл.3)
В портрете Коробочки повторяются почти одинаковые детали одежды, но на лицо, глаза Гоголь не обращает внимания, словно их нет. Этим также подчёркивается бездуховность человека. Она поглощена прозой будничного земного существования.
Ноздрев – игрок, кутила, завсегдатай злачных мест, беспутный человек, но он обаятельный. Дополняет живописный вид Ноздрёва и подчеркивает его «разбитной характер» «…просто полосатый архалук». (Архалук - стеганая поддёвка с перехватами). (гл.4)
Вещь несёт отпечаток характера человека, которому принадлежит, поэтому человек и неодушевлённый предмет сближаются. Одно помогает глубже понять другое.
Интересно отметить, что если во фраке Чичикова доминирующим был цвет, то у Собакевича определяющим является эпитет «медвежий». Первое знакомство «…неуклюжим на взгляд Собакевичем, который с первого раза ему наступил на ногу, сказавши: «Прошу прощения», «…шаркнувши ногою, обутую в сапог такого исполинского размера, которому вряд ли где можно найти отвечающую ногу, особливо в нынешнее время, когда и на Руси начинают выводиться богатыри». (гл.1) «Фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги». (гл.5) Феодолия Ивановна дополняет «медвежий» образ мужа «Затем она уселась на диване, накрылась своим мериносовым платком и уже не двигнула более ни глазом, ни бровью.» (гл. 5)
У Плюшкина - бережливость, скопидомство («чулок, повязанный на шее»). «У одного из строений Чичиков скоро заметил какую-то фигуру, которая начала вздорить с мужиком, приехавшим на телеге. Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины». (гл.6) Как в зазеркалье, вещь не похожа сама на себя, она изуродована, как изуродована душа человека, способного носить непонятно из чего «состряпанный» халат… Сарказм автора по отношению к герою (Плюшкину) сквозит в каждой фразе, в каждом слове». Своей скупостью Плюшкин сделал себя несчастным человеком. «Прореха на человечестве» как характеризует его Н.В.Гоголь.
Очень подробно Н.В.Гоголь описывает дам города NN «В дамских нарядах оказались многие разные прибавления», «Во время обедни у одной из дам заметили внизу платья такое руло, которое растопырило его на полцеркви…». У дам — стремление не отстать от столицы («...наблюсти моду в самых последних мелочах, ... в этом они опередили даже дам петербургских и московских, они всегда «одевались по моде и с большим вкусом» (гл. 8)) и не быть «хуже» других.
«Женщина того времени была немыслима вне балов и светских раутов, даже если одни одеты «хорошо и по моде, другие оделись во что Бог послал в губернский город». «В нарядах их вкусу было пропасть: муслины, атласы, кисеи были таких бледных модных цветов, каким даже и названья нельзя было прибрать (до такой степени дошла тонкость вкуса). Ленточные банты и цветочные букеты порхали там и там по платьям в самом картинном беспорядке…» (гл.8)
«… в зале «блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный и странный. Все было залито светом». (гл. 1) Вещь не выполняет своей функции, она не одевает, она впитывает в себя и искажает то, что происходит вокруг. На балу это свет, страшный и безобразный. Такова жизнь города NN.
Заключение:
В тексте поэмы присутствуют случаи, когда наименования туалета используются как средство характеристики городского пейзажа, описания природы и интерьера. С помощью указанных номинаций Гоголь выражает свое отношение к «моде», особенностям русского национального характера, размышляет о возможной судьбе России.
Изучив исследованный материал по образу помещиков и описанию деталей одежды и, сделав сравнительную характеристику персонажей, я пришла к выводу, что описание одежды так же, как и любая бытовая деталь, помогает в создании характеристики литературного персонажа. Благодаря описанию одежды читатель формирует свой образ героев и отношение к ним. Целая галерея «мертвых душ» проходит перед нами в поэме Н.В.Гоголя, и во что бы ни рядились, они так и остаются «мертвыми душами».
Библиографический список.
- Гоголь Н.В. Мёртвые души. - М., «Советская Россия», - 1980 .
- Маминский С.И. Художественный мир Гоголя. - М., «Просвещение», 1971.
- Русские писатели. Библиографический словарь. (В 2 ч). Ч.1. А-Л/ Редкол.: Б.Ф.Егоров и др.; Под ред. П.А.Николаева. – М.: Просвещение, 1990. – 4 л. 432 с.
- Турбин В.Н. Пушкин, Гоголь, Лермонтов. Об изучении литературных жанров. - М., «Просвещение», 1978. - 239 с.
- Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Комиссарова Е.В., Михеева Г.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002. – 336 с.
Рецензия
на работу по литературе, представленную на районную научно – практическую конференцию «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» ученицы 9 класса МБОУ Заславская СОШ Медведевой Алёны.
Тема работы: «Изобразительная роль описания одежды персонажей в поэме
Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Автор работы чётко ставит цели и задачи, определяет гипотезу и своим исследованием их решает. В работе описывается биография автора поэмы, образы помещиков, осуществлён плавный переход к изобразительной роли описания одежды персонажей, направленность каждой детали одежды на внутренний мир героев, рассказывающая о характере, привычках, манере поведения.
В заключении сделан вывод о значении эпизодов с описанием одежды в поэме «Мёртвые души» для характеристики литературных героев.
Работа может быть использована на уроках литературы при изучении данного произведения, во внеклассной работе по предмету.
Руководитель: Власова М.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")
Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...
Изобразительная роль описания одежды персонажей в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Работа на научно-практическую конференцию....
Общественный смотр знаний по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" "Дело, взятое из души..."
Как сделать так, чтобы после изучения произведения не осталось бы страниц, не прочитанных учениками? Чтобы в памяти остались образы героев и чтобы классическая литература заставила задуматься над совр...
Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс
Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, пост...
Живые и мёртвые души в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
Жизнь и смерть — две величайшие земные тайны. Связующим звеном между ними является душа человека, несущая ему радость и страдание, дающая ему величие и низость, смелость и трусость. Человек жив, пока ...
Тест по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" и по творчеству Н.В.Гоголя
тест состоит из 3 частей: тестовой, ответа без вариантов, творческой( развертнутый ответ). Тест реализует дифференцированный подход и проблемное обучение....