Урок литературы по теме "Тема человеческого труда в рассказе А.П. Платонова "Никита"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок соответствует требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literature_s_uchetom_trebovaniy_fgos.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
Тема человеческого труда в рассказе А.П. Платонова «Никита»
Общая часть | ||||||||||||||
Предмет | Литература | 5 класс | ||||||||||||
Тема | Тема человеческого труда в рассказе А.П. Платонова «Никита». | |||||||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||||||
Предметные Метапредметные Личностные | ||||||||||||||
Знакомство с биографией А.П. Платонова. Умение выразительно читать художественный текст. Умение понимать тему, идею произведения. | Умение слушать учителя и друг друга. Смысловое чтение. Умение работать индивидуально и в группе. | Самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков. | ||||||||||||
Решаемые учебные проблемы |
| |||||||||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация | |||||||||||||
Методическое назначение средств ИКТ | Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых. Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала. | |||||||||||||
Образовательные интернет-ресурсы | Литературные имена (http://www.library.ru) Сайт жизни и творчества А. П. Платонова (http://forum.template-cms.ru) | |||||||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||||||||||
Формирование конкретного образовательного материала | Формулировка целей и задач урока. | Подготовка к восприятию художественного текста | ||||||||||||
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата Физкультминутка | Вступительное слово учителя: 1. Чтение отрывка из рассказа «Сухой хлеб» (со слов «К самому пряслу Климова двора…» до «Мать говорила про них…» 2. Расскажите, чем кончился этот рассказ. Какие чувства у вас вызвал рассказ «Сухой хлеб»? Хотелось бы вам продолжить знакомство с произведениями Платонова? Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет три жетона и больше, тот получит за урок «5». 3. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на портрет. Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел, пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Прекрасный русский писатель. Наш земляк. Он родился в Воронеже. Здесь прошли его детство и юность. Многое из того, что написано им, связано с Воронежем. В городе Воронеж есть памятные платоновские места. На центральной улице – мемориальная доска на здании бывшей типографии, где работал Платонов. Есть улица, школа, библиотека, носящие имя Платонова. В местном литературном музее находятся материалы, посвящённые жизни и творчеству писателя. Воронежские учёные-литературоведы работали и работают над исследованием жизни и творчества Платонова, деятели культуры и школьные учителя многое делают для популяризации творчества этого великого писателя. Центрально-Чернозёмное книжное издательство за последние 30 лет напечатало десятки книг Платонова и о Платонове. В Воронежском экскурсионном бюро есть экскурсия «По литературным местам». Значительное место в ней занимают материалы о Платонове. Подрастёте, и мы совершим эту экскурсию. 4. А пока мы познакомимся с содержанием книжной выставки. 5. Ребята, прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока? Какие основные задачи урока стоят перед нами? 6. Какие чувства у вас вызвал рассказ? Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе? Вы услышали этот рассказ первый раз. Сейчас, после первого прочтения, как бы вы определили основную мысль рассказа? Почему рассказ называется «Никита»? Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет? 7. Слово учителя: На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена ещё из юности, когда он, старший, по-матерински заботился о своих сёстрах и братьях. Способность детей поправить старших, потребность взрослых опереться на хрупкое детское плечо, сильное чувство родства и братства, особая сила слабости, одухотворённая детская теплота и нежность – вот о чём писал Платонов в своих произведениях о детях и для детей. Им написаны рассказы, сказки для них. 8. Составление плана рассказа Как вы думаете, на какие части можно поделить рассказ? Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
Хорошо мы с вами потрудились, на пользу! | Деятельность учащихся 1. Работают с текстом. 2. Отвечают на вопросы. 3. Знакомятся с жизнью и творчеством писателя, делают опорные записи в тетради (по желанию). 4. Обучающиеся рассматривают фотографии, репродукции, книги, которые раскрывают перед ними жизнь писателя. 5. Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что речь пойдет о труде, который созидает и несет счастье. 6. Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над образом главного героя. Составляют сложный план самостоятельно в группах, затем сверяют его с планом на доске. 1. Мама уходит на работу. (От начала до слов “...и его облако закроет”.) 2. Никита “живёт” один. (От слов “Оставшись один...” до слов “...и мать Никиты давно ушла с поля ко двору”.) 3. Возвращение отца. (От слов “Дома Никита увидел мать...” до конца рассказа.) Вместе с ребенком учитель декламирует стихотворение, выполняя все движения по тексту. | ||||||||||||
Методы обучения | Беседа | |||||||||||||
Форма организации деятельности учащихся. Роль учителя | Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности. | |||||||||||||
Основные виды деятельности учителя | Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала, работу в группах. | |||||||||||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | ||||||||||||||
Формирование конкретного образовательного материала | Организация деятельности по восприятию рассказа. Беседа по второй части рассказа. 1. Почему Никите кажется, что всё вокруг него живое? С кем из “тайных жителей” Никита разговаривал? О чём? Как вы думаете, почему Никита положил змеям хлеб? Чего он хотел добиться? Найдите глаголы, с помощью которых Платонов описывает поступки Никиты. Почему он сломал стебель цветка? Что вы можете сказать о характере мальчика? Почему воображение мальчика “поселило” на солнце умершего дедушку? Почему “тайные жители” стали казаться Никите враждебными? | 1. Дети подтверждают ответы примерами из текста. | ||||||||||||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Консультации учащихся, работающих в группах. 1. Посмотрите на листочек №2. Объединитесь в группы по два человека и постарайтесь расшифровать алгоритм. 2. Беседа по третьей части рассказа. Найдите в тексте ключевые фразы: “Теперь уже век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать...” “Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце”. “Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый”. “Давай всё трудом работать, и все живые будут”. Как вы понимаете смысл этих фраз? Отец Никиты вернулся с войны. Война — это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром? Как вы думаете, почему отец мальчика первым делом колет на дрова ветхий, трухлявый пень на огороде? Рассмотрите иллюстрацию В.Куприянова. Какой эпизод изображён художником? Видели ли вы, как стругают доски? Какое настроение создаётся у человека, который смотрит на жёлтые стружки? Какую работу отец поручил Никите? Подчеркнём созидательную роль человеческого труда. Во что верил отец Никиты? Что означают слова: “Давай всё трудом работать, и все живые будут?» Изменилось ли ваше понимание этого рассказа? Как вы сейчас понимаете главную мысль рассказа «Никита»? Обратимся к фрагменту из фильма «Никита» (эпизод разговора с отцом).
Какие впечатления вызвал у вас этот эпизод? Какова игра актеров? Сравните ваши первоначальные представления о героях с экранными образами? Что показалось интересным? Охарактеризуйте интонацию, с которой герои произносят диалоги о труде (отец)? Каковы ваши открытия? Что подчеркивает режиссер в фильме? Как он относится к человеческому труду? | 1. Работа по алгоритму с целью сделать выводы по данному этапу урока. 2. Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания. Просмотр фрагмента фильма, обмен мнениями. | ||||||||||||
Методы обучения | Беседа | Работа в группах, выступление перед аудиторией. | ||||||||||||
Форма организации деятельности учащихся | Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. | |||||||||||||
Основные виды деятельности учителя, роль учителя | Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе. | |||||||||||||
Этап 3. Практикум | ||||||||||||||
Формирование конкретного образовательного материала | Ответьте письменно на вопрос: «О чем заставил вас задуматься рассказ А. П. Платонова?» | Дети письменно отвечают (несколько предложений). | ||||||||||||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей. | |||||||||||||
Методы обучения | Обмениваются тетрадями с целью соотнести свои мысли с точкой зрения одноклассника. | |||||||||||||
Форма организации деятельности учащихся | Обсуждение и поиск верного решения. | |||||||||||||
Основные виды деятельности учителя. | Организационная. | |||||||||||||
Этап 4. Проверка полученных результатов | ||||||||||||||
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов | Зачитывание своих работ учащимися перед аудиторией. | |||||||||||||
Методы контроля | Привлечение внимания учащихся к зачитываемым работам. | |||||||||||||
Способ контроля | Сбор тетрадей в конце урока. | |||||||||||||
Способ коррекции | Коррекция во время прочтения работ, анализ работ на следующем уроке. | |||||||||||||
Форма организации деятельности уч-ся | Обсуждение плюсов и недоработок в ответах. | |||||||||||||
Роль учителя на данном этапе | Организующая, направляющая, корректирующая. | |||||||||||||
Основные виды деятельности учителя | Устные комментарии к ответам учащихся. | |||||||||||||
Этап 5. Подведение итогов | ||||||||||||||
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | Продолжите предложения: «На мой взгляд, произведение А. П. Платонова «Никита» - …»; «Труд – это…»; «Рассказ Платонова научил меня…» | Дети продолжают начатые предложения, формулируя важные мысли урока. | ||||||||||||
Домашнее задание | Задание на выбор: 1. Подобрать пословицы о труде; 2. Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их; 3. Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Тема человеческого труда в рассказе А. Платонова "Никита"
В данной презентации представлена разработка урока, на котором отрабатываются различные умения и навыки работ с текстом. Умение находить авторскую характеристику образов и предметов. Прививается интер...
урок литературы "О красоте человеческих лиц",посвящённый году учителя
Урок внеклассного чтения в 10 классе "О красоте человеческих лиц" по рассказу Вересаева "Состязание"и лирике русских поэтов. Урок посвящён Году Учителя ....
Бинарный урок литературы "Красота чистых человеческих взаимоотношений и поиски счастья в новеллах О.Генри и Богдана Лепкого"
Гуманистические произведения классика мировой литературы, американского писателя О.Генри хорошо известны читателям и пользуются заслуженной славой. В совместной работе над бинарным уроком учител...
Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.
Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское»...
Урок литературы. 6 класс. Законы доброты По рассказу В. Распутина «Уроки французского
В методической разработке приводится попытка раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия расск...
Урок по теме Обличение человеческих пороков в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»
Урок с применением технологии критического мышления...
Урок литературы в 6 классе на тему "Рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор". Понятие о рождественском рассказе".
Форма проведения: урок-размышление.Цель урока: расширение знаний учащихся о таких понятиях, как сострадание и любовь к ближнему, бескорыстное добро (на примере художественного произведения).Задачи:* о...