«Михаил Васильевич Ломоносов - великий сын России» (Обобщающий урок на основе проектной деятельности). 6 класс.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Разработка технологической карты урока по теме "Михаил Васильевич Ломоносов - великий сын России" в соответствии с ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в соответствии с ФГОС ООО
Литература
Открытый урок в 6 классе А
Учитель Шкодкина Ольга Николаевна
Тема: | «Михаил Васильевич Ломоносов - великий сын России» (Обобщающий урок на основе проектной деятельности) | ||||
Цель: | Обобщить сведения о М.В. Ломоносове как великом русском учёном-энциклопедисте, стоявшем у истоков современного русского языка и литературы, одном из самых выдающихся людей России. | ||||
Задачи: | а) предметные: овладеть понятиями (ода, энциклопедист, университет, тема, аллегория (иносказание), рифма; б) метапредметные-коммуникативные: развить коммуникативные навыки (через общение, составление устного высказывания, обоснование выбора элементов «памятника», обоснование личной точки зрения на предмет обсуждения); в) воспитательные: получение опыта патриотического переживания через обсуждение деятельности и творчества учёного. | ||||
Планируемые результаты обучения, в т.ч. формирование УУД | Личностные: воспитание патриотизма, переживание чувства восхищения огромностью таланта и всеохватной деятельностью великого учёного. Метапредметные: умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, умение самостоятельно организовывать свою деятельность, оценивать её, умение работать с разными источниками информации. Творческие: преобразование интеллектуальных знаний в творческий продукт. Предметные: понимание связи литературных произведений с эпохой их создания, выявление заложенных в них вневременных непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания, овладение элементами анализа литературного произведения, владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. | ||||
Познаватель-ные УУД Коммуникатив-ные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД | самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. доносить свою позицию до слушателей, владея приёмами монологической и диалогической речи: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критически относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.; предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация); искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); осуществить действия по реализации плана; соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Умение оценивать масштаб личности выдающегося ученого, определить свою позицию в отношении возможностей человека, сознательно выбирающего путь служения высоким целя, умение определить путь собственного развития. Определять цель деятельности, планировать деятельность, осуществлять действия по реализации плана, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки с помощью учителя. | ||||
Основные понятия | Энциклопедист, университет, ода, тема, аллегория (иносказание), рифма | ||||
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | |||
1.Постановка учебных задач 2.Целеполага-ние | Создание проблемной ситуации. Фиксация учебной задачи Определить цель работы | Представление темы урока, эпиграфов к уроку, приглашение к определению задач урока, проблемы с помощью эпиграфов. - У Н. Некрасова есть стихотворение, в котором он обращается к крестьянскому мальчику-школьнику: Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик… - О каком великом «архангельском мужике» идёт речь? Открываю тему урока и эпиграфы: «Он создал первый университет… Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» А.С. Пушкин «…Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище: оно возвышает душу, мирит с жизнью, возбуждает деятельность». - Определите цель нашего урока? | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Осуществляют целеполагание (Выяснить, почему М.В.Ломоносов – великий сын России, что он сделал для Отечества, для народа) | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Читают тему и эпиграфы Определяют цель урока | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Взаимодействие в группе |
3. Построение проекта выхода из затруднения | Поиск решения учебной задачи | Организую поиск действий для решения учебной задачи: - У вас на парте лежит лист с таблицами № 1 и №2. Заполните сначала первую колонку таблицы №2, остальные колонки заполните в ходе урока. - Великим людям ставят памятники. Существует немало памятников М. Ломоносову. Его именем названы географические объекты, химический элемент, звезда, в его честь учреждены награды, например Большая Золотая медаль имени М.В.Ломоносова – высшая награда российской Академии. Его имя носит гос. университет в Москве. Памятники бывают разные: - Из чего бывают памятники? --Памятники бывают разные… Давайте создадим свой воображаемый «памятник» великому сыну России. Это будет проект, над которым мы будем работать в течение урока. - Каждая группа, готовившая сообщения о Ломоносове, может представить свою «модель», а может, это будет общий проект, общее решение. Слушая сообщение, вы заполняете таблицу №1 «Достижения Ломоносова» - Итак, послушаем сообщения групп. | Вспоминают из опыта, из чего делают памятники | Вопринимают и сохраняют учебную задачу Принятие и сохранение учебной задачи | |
4.Реализация проекта | Представление сообщений, дополнение, обсуждение информации, предложения по проекту | Организую учебное взаимодействие в группах, корректирую действия | Устные выступления с использованием ТСО и др. средств | ||
5.Переход к этапу решения | Выработка общего решения | Организую обсуждение предполагаемых проектов, подвожу к выводу о том, что личность Ломоносова настолько гениальна, интересы многогранны, открытия многочисленны, так что невозможно в скульптурном памятнике это величие отразить. | Размышляют о том, каким был учёный, в чём его величие, о чём он заботился, в чем видел цель своего служения. | По ходу урока заполняют таблицы, анализируют, обобщают, делают выводы, планируют, что нужно узнать, что сделать | |
6.Предъявление проекта, его защита | Возможно общее решение: словесное описание модели «памятника», творческая работа в виде синквейна, оды, коллажа или др. продуктов творчества | Организую предъявление результатов работы | Эвристическое решение - приходят к выводу о нерукотворном памятнике великому учёному-энциклопедисту, объясняют свою точку зрения | Сверяют свои действия с целью урока, с учебными задачами, строят план дальнейших учебных действий. | |
7.Рефлексия деятельности 8. Домашнее задание | Определение, как и насколько смогли справиться с поставленной целью; определение обучающимися личных достижений на уроке Связать работу на уроке с домашним заданием | Организую рефлексию - Попробуйте объяснить, в чем оказалась самая большая трудность в работе над проектом. - Всякого ли человека, который много работает, много знает, можно назвать великим? А какого? - Напишите эссэ «Великий сын России» или «Похвальное слово Ломоносову» - нарисуйте иллюстрации к биографии ученого | Анализируют, контролируют, оценивают результат | Строят высказывания, слушают друг друга и учителя, приходят к итогам урока. Какие новые слова и понятия узнали при изучении темы. | Используя записи в таблице, осуществляют рефлексию, Определяют области «знал» «узнал», Какие новые слова узнал, определяют задачи на будущее. |
В ходе урока ученики придумали синквейн:
Ломоносов
гениальный, великий, универсальный,
учился, открывал, создавал, творил, боролся.
Российский гений показал безграничность человеческого разума и творчества, истинный патриот своей страны.
Великий сын России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Михаил Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов (8 (19) ноября 1711- 4(15)апреля 1765 ) Краткая биография....
Внеклассное мероприятие «Михаил Ломоносов - Великий сын России», посвященное 300-летию со дня рождения
Цели:Образовательная:- дополнить и углубить знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;Развивающая: - вырабатывать у учащихся интерес к чтению, к поиску новой информации; мобилизовать тв...
ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ – МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
Интегрированный урок 9 (география=литература) в 9 классе 2часа. Учитель географии: Афанасьева О.А. и учитель литературы: Бурых И.М....
Великий сын России- Михаил Васильевич Ломоносов
Интегрированный урок (география+литература) к юбилею М.В. Ломоносова...
Урок-игра в 7 классе Тема: «Великие люди России - Михаил Васильевич Ломоносов»
Цели: формировать представление о прогрессе точных и естественных наук в России в данный период; раскрыть вклад М. В. Ломоносова в развитие просвещения и системы образования в России; вкла...
Михаил Васильевич Ломоносов 8 класс История
Михаил Васильевич Ломоносов 8 класс История...
Способы достижения цели. Урок курса "Основы проектной деятельности"
Урок курса "Основы проектной деятельности" по теме "Способы достижения цели"....