Нестандартный урок по литературе. Литературная гостиная «Край, в котором я живу! »
методическая разработка по литературе (8 класс)

Назарова Елена Александровна

Данная методическая разработка поможет учителю в проведении нестандартного урока по литературе в виде литературной гостиной для учащихся 8 класса спецаальной (коррекционной) школы.

.Целями данного урока является:

  1. Привить любовь и интерес к кубанской поэзии и  литературе. Показать разнообразие тематики стихов о родном крае.
  2. Развить навыки выразительного чтения, внимания, читательский интерес.
  3. На основе произведений воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свою малую родину, за кубанский народ.

На уроке  используется ИТК: интерактиная доска,  мультимедийный  проектор, презентация «Край, в котором я живу!».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная гостиная  «Край, в котором я живу! »

Конкурс выразительного чтения стихотворений о родном крае.

   

  Цели:  

  1. Прививать любовь и интерес к кубанской поэзии и  литературе. Показать разнообразие тематики стихов о родном крае.
  2. Развивать навыки выразительного чтения, внимания, читательский интерес.
  3. На основе произведений воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свою малую родину, за кубанский народ.

     Оборудование: литературная выставка книг кубанских писателей и поэтов о родном крае, компьютер, мультимедийный  проектор, экран, музыкальный центр, фонохрестоматия, презентация «Край, в котором я живу!», «Визитная карточка кубанского школьника», кроссворд «Моя Кубань».

Участники – учащиеся 8 класса.

Ход мероприятия

I     Организационный момент. (Видеозапись «Мой край родной»).

II    Сообщение темы и цели.  Вступительное слово учителя.  (Слайд 1, 2)

- Здравствуйте, дорогие ребята. Тема нашей литературно гостиной «Край, в котором я живу!» Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями кубанских поэтов и  писателей. С помощью этих произведений мы постараемся лучше понять и увидеть природу родного края, лучше узнать о людях кубанской земли. Вы, ребята, в этом мне, конечно же, поможете. (Учитель представляет подготовленных учащихся конкурса выразительного чтения и жюри).

III  Основная часть.    (Слайд 3, 4)

  1. Учитель:

Одно из самых дорогих для человека понятий - Родина.  Большая Родина - это наша страна Россия. А малая Родина - это то место, где человек родился, где живёт с мамой и папой, где находится его дом, где живут его друзья.  Мы с вами родились в маленьком городке нашем – Белореченске, который находится в Краснодарском крае. Поэтому каждый из нас может сказать, что его малая Родина – это город Белореченск. 

  1. Ученик читает стихотворение Владимира Нестеренко (Слайд 5)

Родина

Это край чудесный

Там, где синь небес.

Золотое поле

И зелёный лес.

Ручеёк звенящий

И весенний гром.

Это – запах хлеба.

Это – отчий дом.

Родина - родная.

Наша сторона.

Ты на всей планете

Лучшая страна.

Показ презентации «Край, в котором я живу!» (Слайды 6 - 13)

  1. Учитель: 

- Посмотрим на карту России. Расположение Краснодарского края на карте.

Каждая административная единица Российской Федерации имеет свою символику.

 – Ребята, что является государственными символами Кубани? (гимн, флаг, герб)

- Вспомните, из каких цветов состоит флаг Краснодарского края? А флаг России?

Ученики: Флаг Краснодарского края представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – синего цвета, средней - малинового и нижней - зеленого цвета. Синяя верхняя полоса, согласно этой версии, символизирует донцов, часть которых переселилась на Кубань. Средняя полоса малиновая - казачья Зеленый цвет - горцев, южных соседей Кубани. Таким образом, флаг, символизировал единство всего кубанского населения. Ширина двух крайних полос равна ширине средней.

- Ребята, в каком году был образован Краснодарский край?

(13 сентября 1937 г. был образован Краснодарский край. В его составе – 14 городов и 71 район. Кроме того, в край вошло ещё 6 районов Адыгейской автономной области. Территория края составила 81 400 кв. километров – с населением 2 млн. 993 тыс. человек. 2012 г.  Краснодарскому  краю исполнилось - 75 лет.)

- Назовите административный центр Краснодарского края (город Краснодар).

- Кто является губернатором Краснодарского края?  

(Александр Николаевич Ткачёв).

  1. Ученик читает сообщение о городе Краснодаре.

История города Краснодара.

 Город  Краснодар – столица Кубани, крупнейший административный, промышленный и культурный центр Краснодарского края. Он был основан в 1793 году казаками – запорожцами, переселившимися на Кубань по указу императрицы  Екатерины Второй. Екатерина даровала казакам кубанские земли в благодарность за усердную службу. Вот почему войсковой град казаков получил название Екатеринодар.

  1. Виртуальная экскурсия по городу Краснодару. (Презентация «Достопримечательности города Краснодара»)
  2. Слушанье песни В.Захарченко (Слайд 14)

 «Ой, да, Краснодарский край…»

             Учитель:

- Что может быть роднее тех мест, где ты родился? Всех жителей городов, станиц, посёлков Краснодарского края можно назвать одним словом – “кубанцы”. А ещё мы земляки. Так называют людей, у которых одна земля, общая малая родина. Поэтому,  куда бы ты не поехал, всегда можешь с гордостью говорить:  « Я - кубанец!»

  1. Ученик читает стихотворение «Кубань – земля такая» Кронида Александровича Обойщикова. (Слайд 15)

Кубань – земля такая:

Лишь первый луч скользнёт –

И поле оживает,

И гром земной плывёт,

И землю плуг срезает,

Как масло.

Круглый год

Здесь что – то засевают,

И что – то убирают,

И что – нибудь цветёт.

Кубань – земля такая:

От края и до края…

  1. Учитель: Краснодарский край по праву называют житницей  России.  Кубань – это плодородные земли, окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники. (Слайд 16, 17)
  2. Ученик читает стихотворение Виктора Подкопаева

Посмотрите вокруг – зачарует краса:

Нету края прекраснее нашего!

Золотятся хлеба, зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена…      

9. Ученик читает стихотворение «Мой край» Владимира Нестеренко

(Слайд 18)

За околицей столичной –

Между рощей и рекой,

Начинается пшеничный

Ярко – розовый прибой.

С каждым колосом высоким

Дружат солнце и дожди.

Сколько зёрен крутобоких

В каждом колосе – гляди!

Полюбуйся полем этим –

Щедрый будет урожай.

Краше места нет на свете,

Чем знакомый с детства край.

10.Учитель:  Кубань – это белорозовые сады.  (Слайды  19, 20)

Ученик читает стихотворение «Вишни цветут» Алексея Молчанова.

Разнаряженные пышно,

Будто вышли на парад,

Слева – вишни, справа - вишни

Белокурые стоят.

Только сердцем прикоснуться

Можно к нежной красоте.

Я иду вишнёвой улицей

Сквозь вишнёвую метель.

И не смог я удержаться,

Руки тянуться к цветку.

Я дышу и надышаться

Ароматом не могу.

Ночь проходит – вишни веером

Серебристый свет струят…

На Кубани, как на севере,

«Ночи белые» гостят.

11. Учитель:  Кубань – это любимый край.  (Слайды  21, 22)

Ученик читает стихотворение «Любимый край» Г. Анохина.

  «Любимый край»

Словно рыбка золотая,

Месяц в озере плывёт.

Кувыркаясь и играя,

Ветер песенки поёт.

Спит село, тревог не зная.

За селом гуляет рожь.

Лучше нет родного края,

Где родился и живёшь.

12. Учитель:

Край, в котором мы живём, называется Краснодарский, а город -  Белореченск. Многие из вас родились и выросли в этом городе, значит город Белореченск – это наша малая родина.  (Слайды 23, 24, 25)

13. Ученик:

Из истории города Белореченска

Наш город был образован в 1862 году казаками 42 – го кавалерийского полка Кубанского казачьего войска, сначала в виде земляной крепости, а затем станицы Белореченской. В 1958 году станице присвоен статус города и имя Белореченск.

14. Учитель: Сейчас это красивый, уютный, современный город. Улицы широкие, красивые, много цветов, деревьев, фонтанов. В Белореченске много памятников, жители города гордятся своими земляками и чтят своих героев.

 (Слайд 26, 27, 28, 29, 30, 31)

15. Ученик читает стихотворение «Белореченск, милый уголок!»

Я люблю страну свою большую,

     Ширь земли и даль её дорог,

Но всего милее и всего дороже

Белореченск, милый городок!

Как красивы улицы, аллеи,

Сколько новых выросло домов,

Нет, ты не стареешь,

Нет, ты молодеешь,

Славный город мой родной!

16. Учитель о городе Белореченске.   (Слайды 32 – 42)

  • Каждый уголок нашего города приобретает красоту в летнее время. У нас работают более 10 самых лучших фонтанов.  В районе имеются лечебные санатории, предприятия Еврохим, Вико, чайная фабрика, строится консервный завод. Ежегодно благоустраивается город Белореченск. Открываются скверы, например Сквер памятнику-Победы, Сквер-афганцем,  Сквер-чернобыльцам,  молодожены в свой торжественный день возлагают цветы и  чтут память павшим, в годы Великой Отечественной войны.
  • 2011 году открыт памятник заслуженной певице России Толкуновой Валентине, в честь нее названа школа № 31 поселок Родники. Валентина родилась в нашем родном городе, а затем с семьей уехали в город Москва. Белореченцы гордятся такими замечательными людьми, которые несут доброту и славят Кубань на весь мир.
  • В  2012 году наш город Белореченск отметил юбилейную дату-150 лет.
  • Наш город знаменит и гордится своими людьми, которые прославляют наш город по всей России и за рубежом.  В нашем городе живет заслуженный поэт Кубани, член Союза писателей России Валерий Николаевич Комолев. Он частый гость нашей школы. Валерий Николаевич сочинил стихотворение о любимом городе  Белореченске.

17. Ученик читает стихотворение Валерия Комолева                  «С днём     рождения любимый город!»  (Слайды 43 -45)

С днём рожденья,

Любимый город.

Принимаю таким как есть.

И поля, и леса

И горы

Разукрашены в твою честь.

В честь ведутся

Весёлые речи,

Речки Белой,

И речки Пшехи.

Мой любимый,

Родной Белореченск,

Ты родился от древней сохи.

С днём рожденья

Расти, процветай,

Поднимайся

Всё выше и выше.

Мой любимый,

Всегда ты знай

Моё сердце добром

Твоим дышит.    

18. Учитель:

Дорогие ребята! Пока жюри подводит итоги ваших выступлений, мы со зрителями отгадаем кроссворд и заполним визитную карточку кубанского школьника.

  • Кроссворд
  1. Административный центр Краснодарского края.
  2. Президент России.
  3. Название малой родины.
  4. Губернатор Краснодарского края.
  5. Музыкальный символ Краснодарского края.
  6. Как в древности называли Россию.

Г 5

Р 6

Т4

И

У

П2

К

М

С

К1

У

Б3

А

Н

Ь

Р

Т

Е

Ч

А

И

Л

Ё

С

Н

О

В

Н

Р

О

Е

Д

Ч

А

Е

Р

Н

С

К

19. Рефлексия.

После разгадывания кроссворда в класс входит «Кубань» с большим подсолнухом и предлагает каждому учащемуся оторвать лепесток, прочитать  с обратной стороны лепестка пословицы, красивые изречения о Родине.

       20. Подведение итогов  

  • Заполнение «визитной карточки кубанского школьника» у интерактивной доски.

(«Визитная карточка» напечатана в презентации, учащиеся по очереди заполняют её).

Наша страна – Россия.
Столица Родины –
Москва.
Край, в котором я живу –
Краснодарский.
Главный город Краснодарского края –
Краснодар.
Наш район –
Белореченский.
Город
, в котором я живу – Белореченск.

Учитель:

Вы проделали большую работу, показали свои знания, умение выразительно читать, вы были прекрасными слушателями и замечательными  участниками. Мне было приятно работать с вами. Хочу поблагодарить вас за ваше выступление. Жюри подведёт итог и вручит почётные грамоты за активное участие в конкурсе выразительного чтения стихотворений о родном крае «Край, в котором я родился!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Край, в котором я живу. (интеллектуальная игра к 75-летию Алтайского края)

2012 год – год 75-летия Алтайского края.Юбилей края не только праздник, но и возможность еще раз убедиться, что Алтай – необычное место, больше узнать о его истории, о его красоте и богатстве, о...

Методическая разработка урока по теме: "Край, в котором я живу".

конспект урока для учащихся 5 класса о родном крае, посвещённый юбилею Тайшетского района...

Проект урока по теме: «Умножение и деление натуральных чисел» оформление стенда «Край, в котором я живу. В числах и не только!»

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Умножение и деление натуральных чисел» направлен, прежде всего, на отработку навыков деления и умножения натуральных чисел в процессе выполнения заданий...

Тетрадь юного путешественника "Край в котором я живу" (Приморский край)

Тетрадь юного путешественника "Край в котором я живу" (Приморский край)...

Разработка урока "Край в котором мы живем"

Урок английского языка в 8 класс по теме "Край в котором мы живем"....

Внеурочное мероприятие по литературе литературная гостиная “ Писатель,который затрагивает душу”

Одной из форм учебно-воспитательного процесса, составляющего часть воспитания, является внеурочная работа . Внеурочная работа - важнейшая составная часть профессиональной деятельности учителя-словесни...

Методическая Разработка учебного проекта, посвященного 130-летию со дня рождения В. В.Маяковского и литературной гостиной «Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет», 2023

МР учебного проекта, посвященного 130-летию со дня рождения Владимира Владимировича Маяковского, и литературной гостиной «Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет». Роль я...