Нестандартный урок по литературе. Литературная гостиная «Край, в котором я живу! »
методическая разработка по литературе (8 класс)
Данная методическая разработка поможет учителю в проведении нестандартного урока по литературе в виде литературной гостиной для учащихся 8 класса спецаальной (коррекционной) школы.
.Целями данного урока является:
- Привить любовь и интерес к кубанской поэзии и литературе. Показать разнообразие тематики стихов о родном крае.
- Развить навыки выразительного чтения, внимания, читательский интерес.
- На основе произведений воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свою малую родину, за кубанский народ.
На уроке используется ИТК: интерактиная доска, мультимедийный проектор, презентация «Край, в котором я живу!».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературная гостиная "Край, в котором я живу!" | 347.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная «Край, в котором я живу! »
Конкурс выразительного чтения стихотворений о родном крае.
Цели:
- Прививать любовь и интерес к кубанской поэзии и литературе. Показать разнообразие тематики стихов о родном крае.
- Развивать навыки выразительного чтения, внимания, читательский интерес.
- На основе произведений воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свою малую родину, за кубанский народ.
Оборудование: литературная выставка книг кубанских писателей и поэтов о родном крае, компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, фонохрестоматия, презентация «Край, в котором я живу!», «Визитная карточка кубанского школьника», кроссворд «Моя Кубань».
Участники – учащиеся 8 класса.
Ход мероприятия
I Организационный момент. (Видеозапись «Мой край родной»).
II Сообщение темы и цели. Вступительное слово учителя. (Слайд 1, 2)
- Здравствуйте, дорогие ребята. Тема нашей литературно гостиной «Край, в котором я живу!» Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями кубанских поэтов и писателей. С помощью этих произведений мы постараемся лучше понять и увидеть природу родного края, лучше узнать о людях кубанской земли. Вы, ребята, в этом мне, конечно же, поможете. (Учитель представляет подготовленных учащихся конкурса выразительного чтения и жюри).
III Основная часть. (Слайд 3, 4)
- Учитель:
Одно из самых дорогих для человека понятий - Родина. Большая Родина - это наша страна Россия. А малая Родина - это то место, где человек родился, где живёт с мамой и папой, где находится его дом, где живут его друзья. Мы с вами родились в маленьком городке нашем – Белореченске, который находится в Краснодарском крае. Поэтому каждый из нас может сказать, что его малая Родина – это город Белореченск.
- Ученик читает стихотворение Владимира Нестеренко (Слайд 5)
Родина
Это край чудесный
Там, где синь небес.
Золотое поле
И зелёный лес.
Ручеёк звенящий
И весенний гром.
Это – запах хлеба.
Это – отчий дом.
Родина - родная.
Наша сторона.
Ты на всей планете
Лучшая страна.
Показ презентации «Край, в котором я живу!» (Слайды 6 - 13)
- Учитель:
- Посмотрим на карту России. Расположение Краснодарского края на карте.
Каждая административная единица Российской Федерации имеет свою символику.
– Ребята, что является государственными символами Кубани? (гимн, флаг, герб)
- Вспомните, из каких цветов состоит флаг Краснодарского края? А флаг России?
Ученики: Флаг Краснодарского края представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – синего цвета, средней - малинового и нижней - зеленого цвета. Синяя верхняя полоса, согласно этой версии, символизирует донцов, часть которых переселилась на Кубань. Средняя полоса малиновая - казачья Зеленый цвет - горцев, южных соседей Кубани. Таким образом, флаг, символизировал единство всего кубанского населения. Ширина двух крайних полос равна ширине средней.
- Ребята, в каком году был образован Краснодарский край?
(13 сентября 1937 г. был образован Краснодарский край. В его составе – 14 городов и 71 район. Кроме того, в край вошло ещё 6 районов Адыгейской автономной области. Территория края составила 81 400 кв. километров – с населением 2 млн. 993 тыс. человек. 2012 г. Краснодарскому краю исполнилось - 75 лет.)
- Назовите административный центр Краснодарского края (город Краснодар).
- Кто является губернатором Краснодарского края?
(Александр Николаевич Ткачёв).
- Ученик читает сообщение о городе Краснодаре.
История города Краснодара.
Город Краснодар – столица Кубани, крупнейший административный, промышленный и культурный центр Краснодарского края. Он был основан в 1793 году казаками – запорожцами, переселившимися на Кубань по указу императрицы Екатерины Второй. Екатерина даровала казакам кубанские земли в благодарность за усердную службу. Вот почему войсковой град казаков получил название Екатеринодар.
- Виртуальная экскурсия по городу Краснодару. (Презентация «Достопримечательности города Краснодара»)
- Слушанье песни В.Захарченко (Слайд 14)
«Ой, да, Краснодарский край…»
Учитель:
- Что может быть роднее тех мест, где ты родился? Всех жителей городов, станиц, посёлков Краснодарского края можно назвать одним словом – “кубанцы”. А ещё мы земляки. Так называют людей, у которых одна земля, общая малая родина. Поэтому, куда бы ты не поехал, всегда можешь с гордостью говорить: « Я - кубанец!»
- Ученик читает стихотворение «Кубань – земля такая» Кронида Александровича Обойщикова. (Слайд 15)
Кубань – земля такая:
Лишь первый луч скользнёт –
И поле оживает,
И гром земной плывёт,
И землю плуг срезает,
Как масло.
Круглый год
Здесь что – то засевают,
И что – то убирают,
И что – нибудь цветёт.
Кубань – земля такая:
От края и до края…
- Учитель: Краснодарский край по праву называют житницей России. Кубань – это плодородные земли, окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники. (Слайд 16, 17)
- Ученик читает стихотворение Виктора Подкопаева
Посмотрите вокруг – зачарует краса:
Нету края прекраснее нашего!
Золотятся хлеба, зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена…
9. Ученик читает стихотворение «Мой край» Владимира Нестеренко
(Слайд 18)
За околицей столичной –
Между рощей и рекой,
Начинается пшеничный
Ярко – розовый прибой.
С каждым колосом высоким
Дружат солнце и дожди.
Сколько зёрен крутобоких
В каждом колосе – гляди!
Полюбуйся полем этим –
Щедрый будет урожай.
Краше места нет на свете,
Чем знакомый с детства край.
10.Учитель: Кубань – это белорозовые сады. (Слайды 19, 20)
Ученик читает стихотворение «Вишни цветут» Алексея Молчанова.
Разнаряженные пышно,
Будто вышли на парад,
Слева – вишни, справа - вишни
Белокурые стоят.
Только сердцем прикоснуться
Можно к нежной красоте.
Я иду вишнёвой улицей
Сквозь вишнёвую метель.
И не смог я удержаться,
Руки тянуться к цветку.
Я дышу и надышаться
Ароматом не могу.
Ночь проходит – вишни веером
Серебристый свет струят…
На Кубани, как на севере,
«Ночи белые» гостят.
11. Учитель: Кубань – это любимый край. (Слайды 21, 22)
Ученик читает стихотворение «Любимый край» Г. Анохина.
«Любимый край»
Словно рыбка золотая,
Месяц в озере плывёт.
Кувыркаясь и играя,
Ветер песенки поёт.
Спит село, тревог не зная.
За селом гуляет рожь.
Лучше нет родного края,
Где родился и живёшь.
12. Учитель:
Край, в котором мы живём, называется Краснодарский, а город - Белореченск. Многие из вас родились и выросли в этом городе, значит город Белореченск – это наша малая родина. (Слайды 23, 24, 25)
13. Ученик:
Из истории города Белореченска
Наш город был образован в 1862 году казаками 42 – го кавалерийского полка Кубанского казачьего войска, сначала в виде земляной крепости, а затем станицы Белореченской. В 1958 году станице присвоен статус города и имя Белореченск.
14. Учитель: Сейчас это красивый, уютный, современный город. Улицы широкие, красивые, много цветов, деревьев, фонтанов. В Белореченске много памятников, жители города гордятся своими земляками и чтят своих героев.
(Слайд 26, 27, 28, 29, 30, 31)
15. Ученик читает стихотворение «Белореченск, милый уголок!»
Я люблю страну свою большую,
Ширь земли и даль её дорог,
Но всего милее и всего дороже
Белореченск, милый городок!
Как красивы улицы, аллеи,
Сколько новых выросло домов,
Нет, ты не стареешь,
Нет, ты молодеешь,
Славный город мой родной!
16. Учитель о городе Белореченске. (Слайды 32 – 42)
- Каждый уголок нашего города приобретает красоту в летнее время. У нас работают более 10 самых лучших фонтанов. В районе имеются лечебные санатории, предприятия Еврохим, Вико, чайная фабрика, строится консервный завод. Ежегодно благоустраивается город Белореченск. Открываются скверы, например Сквер памятнику-Победы, Сквер-афганцем, Сквер-чернобыльцам, молодожены в свой торжественный день возлагают цветы и чтут память павшим, в годы Великой Отечественной войны.
- 2011 году открыт памятник заслуженной певице России Толкуновой Валентине, в честь нее названа школа № 31 поселок Родники. Валентина родилась в нашем родном городе, а затем с семьей уехали в город Москва. Белореченцы гордятся такими замечательными людьми, которые несут доброту и славят Кубань на весь мир.
- В 2012 году наш город Белореченск отметил юбилейную дату-150 лет.
- Наш город знаменит и гордится своими людьми, которые прославляют наш город по всей России и за рубежом. В нашем городе живет заслуженный поэт Кубани, член Союза писателей России Валерий Николаевич Комолев. Он частый гость нашей школы. Валерий Николаевич сочинил стихотворение о любимом городе Белореченске.
17. Ученик читает стихотворение Валерия Комолева «С днём рождения любимый город!» (Слайды 43 -45)
С днём рожденья,
Любимый город.
Принимаю таким как есть.
И поля, и леса
И горы
Разукрашены в твою честь.
В честь ведутся
Весёлые речи,
Речки Белой,
И речки Пшехи.
Мой любимый,
Родной Белореченск,
Ты родился от древней сохи.
С днём рожденья
Расти, процветай,
Поднимайся
Всё выше и выше.
Мой любимый,
Всегда ты знай
Моё сердце добром
Твоим дышит.
18. Учитель:
Дорогие ребята! Пока жюри подводит итоги ваших выступлений, мы со зрителями отгадаем кроссворд и заполним визитную карточку кубанского школьника.
- Кроссворд
- Административный центр Краснодарского края.
- Президент России.
- Название малой родины.
- Губернатор Краснодарского края.
- Музыкальный символ Краснодарского края.
- Как в древности называли Россию.
Г 5 | Р 6 | ||||
Т4 | И | У | |||
П2 | К | М | С | ||
К1 | У | Б3 | А | Н | Ь |
Р | Т | Е | Ч | ||
А | И | Л | Ё | ||
С | Н | О | В | ||
Н | Р | ||||
О | Е | ||||
Д | Ч | ||||
А | Е | ||||
Р | Н | ||||
С | |||||
К |
19. Рефлексия.
После разгадывания кроссворда в класс входит «Кубань» с большим подсолнухом и предлагает каждому учащемуся оторвать лепесток, прочитать с обратной стороны лепестка пословицы, красивые изречения о Родине.
20. Подведение итогов
- Заполнение «визитной карточки кубанского школьника» у интерактивной доски.
(«Визитная карточка» напечатана в презентации, учащиеся по очереди заполняют её).
Наша страна – Россия.
Столица Родины – Москва.
Край, в котором я живу – Краснодарский.
Главный город Краснодарского края – Краснодар.
Наш район – Белореченский.
Город, в котором я живу – Белореченск.
Учитель:
Вы проделали большую работу, показали свои знания, умение выразительно читать, вы были прекрасными слушателями и замечательными участниками. Мне было приятно работать с вами. Хочу поблагодарить вас за ваше выступление. Жюри подведёт итог и вручит почётные грамоты за активное участие в конкурсе выразительного чтения стихотворений о родном крае «Край, в котором я родился!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Край, в котором я живу. (интеллектуальная игра к 75-летию Алтайского края)
2012 год – год 75-летия Алтайского края.Юбилей края не только праздник, но и возможность еще раз убедиться, что Алтай – необычное место, больше узнать о его истории, о его красоте и богатстве, о...
Методическая разработка урока по теме: "Край, в котором я живу".
конспект урока для учащихся 5 класса о родном крае, посвещённый юбилею Тайшетского района...
Проект урока по теме: «Умножение и деление натуральных чисел» оформление стенда «Край, в котором я живу. В числах и не только!»
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Умножение и деление натуральных чисел» направлен, прежде всего, на отработку навыков деления и умножения натуральных чисел в процессе выполнения заданий...
Тетрадь юного путешественника "Край в котором я живу" (Приморский край)
Тетрадь юного путешественника "Край в котором я живу" (Приморский край)...
Разработка урока "Край в котором мы живем"
Урок английского языка в 8 класс по теме "Край в котором мы живем"....
Внеурочное мероприятие по литературе литературная гостиная “ Писатель,который затрагивает душу”
Одной из форм учебно-воспитательного процесса, составляющего часть воспитания, является внеурочная работа . Внеурочная работа - важнейшая составная часть профессиональной деятельности учителя-словесни...
Методическая Разработка учебного проекта, посвященного 130-летию со дня рождения В. В.Маяковского и литературной гостиной «Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет», 2023
МР учебного проекта, посвященного 130-летию со дня рождения Владимира Владимировича Маяковского, и литературной гостиной «Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет». Роль я...