Знаешь ли ты литературу "столетья безумного и мудрого"? (Игра для учащихся)
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Игра для учащихся 9 классов. Цель - формирование интереса к отечественной литературе восемнадцатого века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znaesh_li_ty_literaturu_stoletya_bezumnogo_i_mudrgo.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гущина Татьяна Владимировна
преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «Охтинский колледж»
Знаешь ли ты литературу «столетья безумного и мудрого»?
(игра для обучающихся)
Ведущий: Русский восемнадцатый век – эпоха удивительная во многих отношениях. «Столетьем безумным и мудрым» назвал это время А.Н.Радищев.
- Представление команд. (1-3 балла) Оценивается название команды, эмблема, девиз.
Команд - 2-4
Подведение итогов 1 конкурса.
- Разминка. Кому из писателей и поэтов XVIII века принадлежат эти даты жизни? (1 балл за каждый правильный ответ)
1711 – 1765
1743 – 1816
1745 – 1792
- Кому посвящены эти высказывания? (1 балл за каждый правильный ответ)
1) «…был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения». (А.С.Пушкин)
2) Да, велико его значенье –
Он, верный русскому уму,
Завоевал нам Просвещенье,
Не нас поработил ему.
(Ф.И.Тютчев)
3) «Русская комедия начиналась ещё задолго до…[имя], но началась только с …[имя]. Его пьесы наделали страшного шума при своём появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательных явлений. В самом деле, эти две комедии суть произведения ума сильного, острого, человека даровитого». (В.Г.Белинский)
4. Сложите четверостишие. Из какого стихотворения оно взято и кто его автор? (1 – 3 балла)
5. Ведущий: Личные судьбы людей развивались так же стремительно, как и судьба всей страны. Талант и упорство позволяли достичь многого. Таковы судьбы Феофана Прокоповича, Антилоха Кантемира, Василия Кирилловича Тредиаковского.
Назовите имя автора этого письма. (2 балла)
«Шувалову.
Милостивый государь Иван Иванович!
…Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодолимую силу имели.
С одной стороны, отец, никогда детей кроме меня не имея, говорил, что я, будучи один его оставил, оставил всё довольство (по математическому состоянию), которое он для меня кровавым потом нажил и которое после его смерти чужие расхитят. С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын в день, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом я жил пять лет и наук не оставил»…
6. Ведущий: В русской литературе XVIII века особого расцвета достигла сатира. Знаменитым стало произведение «Всеобщая придворная грамматика».
Послушайте отрывок из неё и ответьте на вопрос: «Кто является автором этого произведения?» Какие пьесы написал этот драматург?(2 балла + 1 балл за каждое верное дополнение)
(Разыгрывается сценка: два ученика в костюмах XVIII века ведут диалог – отрывок из «Придворной грамматики» Д.И.Фонвизина)
Вопрос: Что есть придворная грамматика?
Ответ: Придворная грамматика есть наука хитро льстить языком и пером.
Вопрос: Что значит хитро льстить?
Ответ: Значит говорить и писать такую ложь, которая была бы знатным приятна, а льстецу полезна.
Вопрос: Что такое придворная ложь?
Ответ: Есть выражение души подлой перед душой надменною. Она состоит из бесстыдных похвал большому барину за те заслуги, которых он не делал, и за те достоинства, которых не имеет.
7. Ведущий: Этот поэт стал знаменит в 1783 году, когда было опубликовано его стихотворение «Фелица». Но гораздо большей заслугой поэта стало то, что он открыл русской поэзии новые пути: изображение живого, реального человека с его житейскими заботами и радостями. Об этом поэте В.Г.Белинский сказал: «…[в нём] мы имеем великого, гениального русского поэта, который был верным эхом жизни русского народа, верным отголоском века Екатерины II». Назовите имя этого поэта и прочитайте наизусть его стихотворение. (3 балла)
8. Подведение итогов. Награждение команд.
Приложение
- Домашнее задание: выучить стихотворение Г.Р.Державина наизусть.
- Для проведения игры нужно подготовить сценку (задание 6)
- Для проведения игры нужно подготовить комплекты карточек (задание3) по количеству команд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов
Цели математического мероприятия: 1. Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2. Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...
Дидактическая игра-конкурс "Своя игра" для учащихся 7-го класса.
Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 7 классов школы. Поэтому наиболее подходи...
Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся 9-10 классов «Что ты знаешь о войне?»
Интеллектуальная игра, посвящённая Великой Отечественной войне, может быть проведена как внеурочное мероприятие на параллели учащихся 9-10 классов. Вариант, приведённый ниже, подготовлен как игра, пос...
Интеллектуальная игра по математике: «Своя игра» для учащихся 8 классов
Цели математического мероприятия:Повышение познавательного интереса к предмету математики.Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихся.Способствовать побуждению каждого учащегося ...
Математическая игра "Своя игра" для учащихся 5-9 классов.
Математическая викторина....
Литературная игра для учащихся 7-8 классов «Надуваловка» Тема игры: « Художественно – выразительные средства»
Повторение теории литературы, обогащение лексикона обучающихся....
"Знаешь ли ты Конституцию РФ?" Интеллектуальная игра для учащихся 7-8 классов
Интеллектуальная игра, посвящённая Конституции РФ, может быть проведена как как внеурочное мероприятие на параллели учащихся 7-8 классов. Вариант, приведённый ниже, подготовлен как игра, посвящённая Д...