Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии.
статья по экологии по теме
В этой статье раскрываются проблемы экологических ситуаций которые рассматриваются и решаются на уроках биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologich.vospit..doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание на уроках биологии . Концепция экологического воспитания и образования должна опираться на научный анализ реальности и некоторые общие положения филосовского характера . Сегодня они формируются как результат обширных исследований специалистов самого разного профиля..
Нарушение равновесия биосферы вследствие стихийной деятельности человека и превращение его в основную природопреобразующую силу планеты неизбежно приведёт к общепланетарному экологическому кризису. Его приодаление будет означать переход к состоянию коэволюции природы и общества, смысл и содержания которого ещё придётся познать.
Производственная деятельность людей должна постепенно менять основу. Предстоит новая модернизация, которую естественно предстоит назвать экологической, поскольку она будет ориентироваться на создание производств, не разрушающих равновесного состояния биосферы, т.е. вписывающихся в её биогеохимические циклы.
Преодоление экологического кризиса только техническими средствами невозможно. Тем более невозможно поддержать состояния равновесия, если общество не будет преобразовывать самоё себя, свою нравственность, менталитетс, а будет опираться только на технические решения. Человечество ожидает длительный и весьма трудный процесс совместного преобразования природы и общества причём решающее значение в его деятельности будет иметь формирования цивилизации, отвечающей новым потребностям человека, согласованным с новыми риалями окружающей природы.
Новая цивилизация, для того чтобы она оказалась способной обеспечить дальнейшее существование на Земле человечества, как развивающегося вида, должна опираться не только на новую технологическую основу производственной деятельности людей, но и на глубокое понимание места человека в окружающем мире, без чего невозможно формирование новой нравственности, т.е. нового общественно необходимого поведения людей. Широкая образованность населения планеты необходима и для становления новой морали, т.е. духовного мира людей.
Следовательно наряду с новой модернизацией человечеству предстоит создать новую культуру во взаимоотношениях как между людьми, так и с природой, субъектом которого является человек. В её основе должна лежать всеобъемлющее воспитание и образования, которое естественно следует назвать экологическим.
Экологическое воспитание должно представлять собой целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Она должна иметь, целью формирование у человека мировоззрения, основанного на представлении о своём единстве с природой и о направленности культуры и всей практической деятельности не на эксплуатацию природы и даже не на сохранения её в первозданном виде, а на её развитие, способное содействовать развитию общества.
Для того, чтобы реализовать этот принцип, экологическое воспитание должно начинаться с самого раннего детства. Ещё в семье и в дошкольные годы ребёнок должен получить некоторые начальные сведения об окружающем мире, природе, о необходимости и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воды, воздуха, земли. Эти знания должны быть развиты и закреплены в начальных классах средней школы. Одновременно должна быть создана атмосфера благожелательности по отношению к природе, чтобы у ребёнка сформировалось миропридставление, включающее его окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного процесса его развития.
Существуют два разных термина - « экологическое воспитание» и «экологическое образование».Первое невозможно без второго, и поэтому образование должно развиваться в контексте второго, тем более, что знания сами по себе ещё не определяют направленность деятельности человека.
Сегодня много говорят об экологизации образования. Это очень важный элемент экологического воспитания. Экологическое мышление, представление об окружающей среде и месте в ней человека, должны присутствовать во всех проявлениях его активности. Весьма эффективным средством реализации этого принципа и является экологизация образования. Оно состоит в том, что практически все представляемые дисциплины школьного курса должны 2 содержать экологический материал. Не только биология, химия, география но и математика, литература. Все они могут стать средством получения экологических представлений и экологических знаний.
Ведь, что такое экология- это раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных и растений с окружающей средой. Экологи выделяют три группы факторов, определяющих особенности жизни живых существ: биотические ( растения, животные, микроорганизмы, которые так или иначе оказывают влияние на существование организма), абиотические (климат, почва, химический состав воды, воздуха и прочие) и антропогенные ( воздействие человека на природу). Таким образом, среды обитания любого живого существа составляет всё то , что его окружает и прямо или косвенно влияет на его состояние, развитие, возможность выживания и размножения.
Утверждение о необходимости экологического образования стало уже всеобщим. И это начинает понимать широкий круг людей, даже весьма далёких от проблем экологии. По-видимому уже начало осознаваться необходимость неосферной ориентации не только образования,но и всей современной цивилизации.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экологической и социальной значимости: воспитание, молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого российского человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среда.
Живая природа издавно признавалось в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания школьников. Общаясь с ней , изучая её объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность её познания, испытывают нравственно- эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранности и приумножении природных богатств.
Содержание природоведения обеспечивает естественнонаучную основу понимания школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе. В программе природоведения выделяются такие вопросы охраны и укрепления здоровья человека, необходимым условием сохранения и улучшения природного окружения.
Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся : соблюдение культуры поведения в природе; изучение и оценка состояния природного окружения; некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения ( например, озеленение); выполнение посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.
Ведущие идеи содержания экологического образования создают основу для группировки и раскрытия как общих, так и некоторых частных понятий о взаимодействии человека и природы. Конечно, можно верить, а можно и не верить в спасательный свет экологического образования. Но действовать необходимо в любом случае. Надежда, как говорят, умирает последней.
К числу самых волнующих, несомненно относятся проблемы связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется всё: воздух, вода, почва. И это в свою очередь, не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье человека,
Изучая учебный материал природоведения, биологии выясняется, что главными отравителями атмосферы является промышленное и сельскохозяйственное производство, выхлопные газы автотранспорта. К этому следует добавить выбросы, сделанные железнодорожным, авиационным, морским и речным транспортом, сельскохозяйственной и военной техникой, а также большое количество вредных веществ, поступающих в атмосферу при сжигании топлива, мусора, при пожарах.
3 Рассматриваем на уроке, конкретный пример о загрязнении воздуха на примере нашей школы. Она отапливается жидким топливом (мазут).За отопительный сезон сгорает более 100 т угля, из них примерно 70т, в буквальном смысле слова вылетает в трубу в виде угольной пыли, сажи, и т.д. Детям предоставляется возможность представить, сколько килограммов угольной пыли и сажи ложится на земле около школы.
На уроках так же рассматривались воздушные экологические проблемы нашей республики. Территория, на которой проживаем мы с вами, географически расположена в так называемой яме, куда естественным путём направлены стоки близлежащих территорий. Анализ хозяйственной деятельности показал, что основные истоки химического загрязнения находится вне республики. Регионы, которые окружают Калмыкию, имеют развитую топливно-энергетическую и химическую промышленность, напрямую влияют на природу и здоровье республики. Так состав пыли и атмосферного воздуха на территории республики показал присутствие в ней практически всех элементов, входящих в состав выбросов крупнейшего Астраханского газоконденсатного завода.
Нерешённость экологических проблем выливается в угрозу генофонду калмыцкого народу, в республики снизился уровень продолжительности жизни, исчезают уникальные травы, нарушается климат, пески пожирают пастбища. Образовывается первая пустыня в Европе.
Всё это не может оставить уже сейчас детей равнодушными к будущему свой республики и какой воздух их будет окружать через несколько лет. На доступных, наглядных примерах учатся дети понимать, что можно, а чего нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последсвий.
Далее, при рассмотрении раздела «Вода» особо обращалось внимание на то, что их основными источниками загрязнения являются промышленность, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, химические удобрения (при неправильном внесении их в почву) и нефтепродукты. Обсуждая с учащимися влияние загрязнения среды обитания на жизнедеятельность водной фауны и флоры, ребята самостоятельно подводят беседы к тому, что для сохранения этих водных растений и животных нужно защитить водоёмы от загрязнения. На уроках ребята знакомятся с системой мероприятий, осуществляемых в нашей стране для предотвращения загрязнения водоёмов, рассказывается о строительстве и введении в эксплуатацию комплексов для очистки сточных вод промышленных и сельскохозяйственных производств, о разработке нормативов внесения удобрений на поля и др.
С целью выработки у детей осознанного отношения к природной среде, понимания необходимости учитывать законы природы в практической деятельности рассматривалась характеристика болот, которая раскрывала их роль в природе, и сводилась к тому, что в заболоченных местах необходимо проводить мелиоративные работы по осушению заболоченных земель, повышению их плодородия. При этом обращалось внимание учащихся на обязательное условие мелиорации- научную обоснованность всех осуществляемых работ.
Нарушение этого условия проведения мероприятия без учёта экологических закономерностей может повлечь за собой отрицательные последствия (обмеление рек, возникновения водного дефицита и др.)
Используя на уроках « национальный компонент» обсуждалась проблема Каспийского моря. Что случилось с Каспийским морем за последние десять лет, чем вызван такой большой скачёк в поднятии уровня моря. Ведь не так давно в этом море, была проблема плохого нереста рыб из-за того, что уровень моря понижался, что затрудняло выход рыб к местам метания икры. Проблема сегоднешнего дня привила к снижению численности водоплавающих птиц: уток, лебедей. Вода затопляет места, где они устраивают свои кладки яиц, для выведения потомства. В связи с сегоднешней « болезнью» Каспийского моря страдают не только птицы но и люди. Ведь объектом затопления стал г.Лагань.
После этой проблемы, ученики могут теперь сами рассуждать о положительной и отрицательной роли воды в природе.
4 При изучении вопроса о роли воды в природе и жизни человека важно не только раскрыть её практическое значение, но и убедить школьников в том, что вода- это важнейшая составная часть природной среды для человека.
Дальнейшее развитие экологических знаний происходит при изучении темы « Растительные сообщества», в которой раскрывается, что загрязнения почв происходит прежде всего из-за массированного применения в сельском хозяйстве ядохимикатов (пестицидов). Но если бы только пестициды загрязняли почву. Промышленность и автотранспорт оказываются виновниками попадания в землю- кормилицу свинца, ртути, меди, марганца и др. веществ. Поскольку речь идёт о почве, нельзя не сказать, что загрязнение, конечно, не единственная беда, которая ей угрожает. Хорошо известно, каким опасным недругом почв является фактор эрозии почв.
Степень развития водной эрозии почв на нашей территории республики, определяется природными факторами. К их числу относятся климат, растительный покров, животный мир, хозяйственная деятельность человека.
На уроках учащиеся знакомятся с определёнными условиями возникновения эрозий, на примере нашей республики. Ведь эрозия проявляется в различных районах земного шара по-разному. А в нашей стране она наиболее интенсивно проявляется в зоне степей. Что, как раз и затрагивает нашу местность.
Большую роль в развитии эрозии почв в степной зоне играет то обстоятельство, что значительное количество жидких осадков здесь на почву поступает весной и ранним летом при отсутствии развитого растительного покрова. Обнажённая почва сильно разрушается дождём всего потому, что подвергается воздействию дождевых капель, разбивающих почвенные комочки, тогда как на участках, покрытых растениями, удары дождевых капель глушатся растительным покровом. Кроме того, интенсивность эрозии в это время ещё велика и потому, что почва под слаборазвитой растительностью не скреплена корневыми системами.
Уничтожение естественной растительности стадами овец и КРС в результате пастьбы приводит к катастрофически быстрому разрушению и сносу почвы. В ряде случаев и животные существенно влияют на противоэрозийную стойкость почв. В одних условиях они усиливают эрозию, в других- существенно уменьшают её. Например, в районах наших сухих степей резкое увеличение стада сайгаков после введения закона об их охране привело к сильному стравливанию естественной растительности, что резко усилило развитие оврагов на такой территории.
Деятельность землероев-сусликов, сурков, разрыхляющих почву и создающих норы и бугорки из выбросов, уменьшает эрозию. Дождевые черви, разрыхляя почву, увеличивают фильтрационную способность почв и также способствуют уменьшению эрозии.
Специфические экологические проблемы складываются в каждой природной зоне нашей страны. На уроках, детям даётся материал нашей степной зоны- судьба её трагична! Здесь почти не осталось степей они распахиваются! На волоске висит жизнь целого ряда видов степных растений и животных, ютящихся на уцелевших пяточках целины. Необъяснимое стремление распахать и эти пяточки, неумеренный выпас на них скота, следствием чего является прогрессирующее опустынивание,- вот только некоторые проблемы этой природной зоны, которые постоянно затрагиваются нами в ходе уроков.
В последние годы, когда человек всерьёз озабочен собственным экологическим будущем, на второй план зачастую отходит беспокойство о наших соседях по планете- разнообразных видах растений и животных. А они испытывают двойной гнёт. Здесь, даётся возможность учащимся самим предположить о возможном гнёте со стороны человека и не только. В классе обсуждаются все предложенные варианты учащимися и отбираются самые основные и главные. Таким образом, эстетическое воспитание проводится в единстве с экологическим и нравственным воспитанием учащихся, формированием у них заботливого бережного отношения к природе, нетерпимости к неразумному истреблению растений. С этой целью разъясняется ребятам, как отражается на многообразии цветковых растений бездумное поведение человека в природе, загрязнение окружающей среды, нарушение мест обитания растений, изменения экологических знаний мелиоративных работ по осушению и орошению земель, вырубок лесов, освоения степей и др. Особое внимание учащихся обращается на вред массовых сборов цветущих растений на букеты, уплотнение почвы, возникающего в результате нерегулярного выпаса скота, массовых посещений людьми лесов, лугов.
В ходе беседы мною предлагается учащимся перечислить основные причины значительного сокращения численности некоторых видов растений и затем с помощью фотографий, цветных иллюстраций дети знакомятся с редкими видами растений местной флоры, такие как тюльпан и многие др.Особо рассматривается вопрос о Красной книги России и основной документ нашей республики «Закон Степного Уложения», где разъясняется их значение в деле сохранения исчезающих и редких видов растений и о принятии мер по охране окружающей среды. Затем обсуждаются вопросы об участии самих школьников в охране растений, путём проведения разъяснительной работы среди населения об ограничении сбора пищевых и лекарственных растений, запрещении сбора дикорастущих растений.
Изучаемый материал позволяет убедительно раскрыть экологические и экономические последствия влияния непродуманной деятельности человека на природу, обосновать необходимость применения экологических знаний при проведении всех агротехнических мероприятий.
Программа раздела «Животные» нацеливает учителя на формирование у учащихся знаний о многообразии видов животных, их месте обитания и роли в природе, значении в жизни человека; о среде обитания, особенностях строения, процессов жизнедеятельности и поведении животных в связи с приспособленностью к среде обитания; о взаимосвязях животных с факторами живой и неживой природы; о правовых основах охраны животного мира и окружающей среды.
Для успешного усвоения экологических понятий важно постоянно уделять внимание их развитию и включать в общую систему зоологических знаний. Так уже на первом уроке по изучению животных учащиеся знакомятся с их многообразием и широким распространением; обсуждается вопрос о месте и роли животных в природе. Разбираются примеры положительного и отрицательного воздействия животных на растения. Школьники, вспоминают, что насекомые опыляют растения, животные распространяют семена и плоды, рыхлят почву, питаются растениями, вытаптывают их и т.д.
Приводится конкретные приметы последствий отрицательного воздействия человека на среду обитания животных. Важно разъяснить учащимся, что воздействия человека на природу чрезвычайно многообразно. Например, в последнее время всё большее значение приобретает « фактор беспокойства»,одна из форм устранения которого-соблюдения правил индивидуального поведения в природе. Обсуждение сведений о влиянии деятельности человека позволяет убедить школьников в необходимости охраны природы. Экологические знания этой темы конкретизируются и углубляются на последних уроках. Так как в процессе изучения необходимо постоянно обогащать знания учащихся о взаимосвязи и взаимовлиянии животных и окружающей среды обитания.
Постоянное внимание формированию экологических понятий позволяет преодолеть эпизодический, декларативный характер, который часто носит в школах природоохранительную работу. Усвоение этих понятий служит основой для воспитания у школьников любви к природе, понимания значения сохранения существующих взаимосвязей, участия в охране природы.
Мы коснулись лишь некоторых экологических проблем не претендуя на систематичность и полноту изложения и оставив в стороне очень многие вопросы( например, радиактивное загрязнение среды, невосполнимые потери генофонда живой природы и др.). И всё-таки даже этот минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического образования школьников не надуманна и что решение её должна стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической теории и школьной практикой.
Таким образом на сегодняшней день в России уже существуют, пусть в очень ограниченном количестве, основные звенья экологического воспитания и образования. Для того чтобы можно было говорить о целостной системе и заняться её интенсивным расширением и совершенствованием, необходимо создание ещё двух её элементов. Во-первых , надо найти способы организации семейного экологического воспитания и образования. Во-вторых, через систему институтов повышения квалификации учителей с помощью эколого-политологического университета следует наладить процесс повышения экологической образованности педагогического персонала.
6 Поскольку в экологическом образовании и воспитании у нас отсутствуют общепринятые стандарты, очень важно поисковая активность преподавателей и учёных. Поэтому следует всячески приветствовать и поддерживать в этой сфере негосударственные формы обучения.
Новыми видами деятельности при этом имеющем общественную значимость, является проведения силами школьного учреждения (взрослых вместе с детьми) некоторых акций, направленных на защиту окружающей среды. Проведение подобного рода мероприятий: позволяют затронуть чувства и сознания людей, втянуть в практическую деятельность педагогический коллектив школьного учреждения, детей и их родителей, население близлежащей территории.