Внеклассное мероприятие «Некрасовский эрудицион»
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 5 - 11 классов. Может быть полезно при обобщении или повторении темы "Жизнь Н.А.Некрасова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мероприятие по Некрасову | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Зеленниковская СОШ»
Внеклассное мероприятие
«Некрасовский эрудицион»
Автор: Буракова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы
ЦЕЛЬ: обобщение и подведение итогов по теме «Н.А.Некрасов»; привитие интереса к литературе; развитие памяти, воображения, логического мышления учащихся.
Описание:
Мероприятие проходит в виде игры брейн-ринг. Все задания объединены в 6 блоков:
- биографический;
- поэтический;
- «Кто есть кто?»
- портретная галерея;
- теоретический;
- занимательный.
Команды по очереди с помощью кубика с цифрами выбирают номер блока, а номер вопроса в этом блоке – по желанию, просто называя цифру. В каждом раунде играет только один блок – команда, выбирая блок себе, выбирает его в этом раунде и для соперников. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Команда, первой набравшая 6 баллов, побеждает в игре.
Вопросы и задания к игре
1 блок – биографический (вопросы по биографии Н.А.Некрасова)
1. Соотнесите даты жизни и фамилии русских поэтов и писателей:
Л.Н.Толстой 1814 – 1841
А.С.Пушкин 1821 – 1877
Н.А.Некрасов 1828 – 1910
М.Ю.Лермонтов 1799 – 1837
(Л.Н.Толстой – 1828 – 1910; А.С.Пушкин – 1799-1837;
Н.А.Некрасов – 1821-1877; М.Ю.Лермонтов – 1814-1841)
2. Какой отцовский наказ нарушил, приехав в Петербург, 16-летний Некрасов? (посвятить себя военной карьере)
3. А чьё наставление помнил и пытался выполнить: «Только в университете человек получает настоящее образование»? (матери)
4. «Да знаете ли Вы, что Вы – поэт истинный?»- чьё это высказывание о Некрасове? (В.Г.Белинский)
5. Критик Н.Полевой остроумно обыграл заглавие некрасовской книжки: в ней «звуки лучше, чем мечты». Как она называлась? («Мечты и звуки»)
6. Назовите поэму Некрасова, где главный герой – продавец мелких товаров? («Коробейники»)
7. Какие журналы издавал и редактировал Н.А.Некрасов? («Современник», «Отечественные записки»)
8. Назовите места, связанные с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова? (Немирово, Грешнево, Ярославль, Санкт-Петербург)
9. Назовите пристрастие, которое наследовал Николай Некрасов от своего отца. (охота)
10. Какое стихотворение у А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова называется одинаково? («Пророк»)
11. Кто был суровым критиком первых произведений Н.Некрасова и его идейным учителем? (В.Г.Белинский)
12. Кисти какого художника принадлежит данный портрет поэта?
(Н.И.Крамской)
2 блок – поэтический (задания по поэзии Некрасова):
1. Соотнесите стихотворения Н.А.Некрасова с темами его творчества:
Судьба русской женщины | «Поэт и гражданин» | |
Назначение поэта | «Я не люблю иронии твоей…» | |
Родина | «Тройка» | |
Любовь | «Размышления у парадного подъезда» | |
Тема народа | «В дороге» |
2. Соотнесите изобразительно – выразительные средства и примеры из текстов Н.А.Некрасова:
Олицетворение | И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах…а сам с ноготок! | |
Сравнение | Тяжёлый год – сломил меня недуг, Беда застигла – счастье изменило… | |
Эпитет | Подобно муравью, трудолюбив мужик. | |
Литота | Славная осень! Здоровый, ядрёный Воздух усталые силы бодрит… |
3. Найдите «четвёртое лишнее»:
А) «В.Белинский», «На смерть Шевченко», «Смерть поэта», «Памяти Добролюбова» («Смерть поэта»)
Б) «Пророк» («Не говори: забыл он осторожность»), «Поэту» («Где вы, певцы любви, свободы, мира…»), «Поэт и толпа», «Поэт и гражданин» («Поэт и толпа»)
4. Конкурс капитанов (В двух конвертах помещены задания для конкурса капитанов. В них разрезанные строки некрасовских стихов. Их необходимо восстановить и прочесть.)
Вынесет всё, что Господь ни пошлёт.
Вынесет всё, и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе…
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
5. Определить, из каких произведений эти строки:
А) Не без добрых душ на свете – Кто-нибудь свезёт в Москву, Будешь в университете – Сон свершится наяву! («Школьник») | Г) Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели. («Несжатая полоса») |
Б) Шумит тростинка малая, Шумит высокий клён… Шумят они по-новому, По-новому, весеннему… («Зелёный шум») | Д) Бесполезно плакать и молиться, Колесо не слышит, не щадит: Хоть умри – проклятое вертится, Хоть умри – гудит-гудит-гулит! («Плач детей») |
В) Погубили её господа, А была бы бабёнка лихая! («В дороге») | Е) Однажды в студёную зимнюю пору Я из лесу вышел; был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. («Крестьянские дети») |
6. Вставьте пропущенные слова:
А) «Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
______________волости,
Из смежных деревень» (Пустопорожней)
Б) «Покоен, прочен и легок
На диво слаженный возок.
Сам граф-отец не раз, не два
Его _______________ сперва» (попробовал)
В) «Есть женщины в русских селеньях
С Спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом __________» (цариц)
3 блок – «Кто есть кто?» (назвать, о ком идёт речь)
1. «твёрдо знал уже, что будет жить для счастья убогого и тёмного родного уголка»? (Гриша Добросклонов)
2. «знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял»? (пахарь из «Несжатой полосы»)
3. …спас весной в половодье несколько десятков зайцев? (Дед Мазай)
4. …вышла по приказу барина замуж за неграмотного крестьянина, хотя сама была образованной? (Матрёна Тимофеевна из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»)
5. «отцветёт, не успевши расцвесть»? (крестьянка Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос»)
6. …считала себя счастливой, потому что у неё «родилось реп до тысячи на небольшой гряде»? (старуха из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»)
7. … долго ждала сына-солдата, а когда он вернулся «болнёшенек» и умер, страшно переживала его потерю? (Орина)
8. … не отказалась от поездки к мужу, хотя ей угрожали «острожным жёстким сухарём и жизнью взаперти, позором, ужасом, трудом этапного пути»? (княгиня Трубецкая)
9. … встретившись с мужем на каторге, «прежде чем мужа обнять, оковы к губам приложила»? (княгиня Волконская)
10. … не сберегла сына, которому был только год и которого «съели проклятые свиньи»? (Матрёна Тимофеевна из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»)
11. … «из сил выбивается, столб насекомых над ней колыхается»? (героиня стихотворения «В полном разгаре страда деревенская»)
12. … горько рыдал на берегу родной реки, называя её «рекою рабства и тоски»? (герой стихотворения «На Волге»)
4 блок – Портретная галерея (узнать, кто изображён на портрете):(портреты прилагаются)
1. Н.А.Некрасов
2. Н.В.Гоголь
3. Л.Н.Толстой
4. А.А.Блок
5. Княгиня Волконская
6. Крестьянка Дарья («Мороз, Красный нос»)
7. Зинаида Некрасова (жена)
8. Александра Андреевна Закревская (мать)
9. Авдотья Панаева (первая жена)
10. Алексей Сергеевич Некрасов (отец)
5 блок – теоретический (найти эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения в стихотворении):
1. 2.
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,—
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!
Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!
Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит...
По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.
В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет,— спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей —
Она улыбается редко...
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;
Не жалок ей нищий убогий —
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.
В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,
Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.
Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,
Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет...
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!
3. Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна ..
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
"Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет...
Где же наш пахарь? чего еще ждет?
Или мы хуже других уродились?
Или не дружно цвели-колосились?
Нет! мы не хуже других - и давно
В нас налилось и созрело зерно.
Не для того же пахал он и сеял,
Чтобы нас ветер осенний развеял? .."
Ветер несет им печальный ответ:
"Вашему пахарю моченьки нет.
Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге - не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли как плети,
Очи потускли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал,
Как, на соху налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою".
4. Старый Мазай разболтался в сарае:
"В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, - их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, -
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть ?.. Я раз за дровами
В лодке поехал - их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, -
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
5.
И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но, ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я;
Где от души моей, довременно растленной,
Так рано отлетел покой благословленный,
И неребяческих желаний и тревог
Огонь томительный до срока сердце жег. . .
Воспоминания дней юности - известных
Под громким именем роскошных и чудесных, -
Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,
Во всей своей красе проходят предо мной.
6.
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
«Здорово, парнище! – Ступай себе мимо! –
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? – Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.
(В лесу раздавался топор дровосека.) –
«А что, у отца-то большая семья?»
-Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…-
«Так вот оно что! А как звать тебя?- Власом.-
«А кой тебе годик?» - Шестой миновал…
Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребёнок был так уморительно мал,
Как будто всё это картинное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
6 блок – занимательный (головоломки):
1. (переставив буквы, составить строчку) колудша ётдев одп дыцзу кучмиож (лошадку ведёт под уздцы мужичок).
2. (перевёртыш) Из горячего летнего дня они в деревню приехали; нет слабой жары. (Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел; был сильный мороз.)
3. (найти лишнее) «На Волге»; «Морозко»; «Дед Мазай и зайцы»; «Кому на Руси жить хорошо»; «Тройка». («Морозко»)
4. (узнать пословицы)
- Чёрт всем скажет, боров слопает. (Бог не выдаст, свинья не съест)
- Богатство – недостаток. (Бедность не порок)
- Украденной кобыле под хвост заглядывают. (Дарёному коню в зубы не смотрят)
- Великое безделье хуже крошечного дела. (Маленькое дело лучше большого безделья0
- Чужие портки дальше от себя. (Своя рубашка ближе к телу)
- Чужая нога – раб. (Своя рука – владыка)
5.(«Четвёртое лишнее»)
Грешнево; Немирово; Петербург; Казань. (Казань)
6. (кроссворд)
«На Волге!» 1) «Унылый, сумрачный …….!» (бурлак)
2) «Как изваяния …» (гробниц)
7) О ……! колыбель моя!» (Волга)
8) «Он и теперь передо мной:
…… жалкой нищеты» (лохмотья)
15) «Не краше … в цепях» (узника)
«Мороз, Красный нос» 3) «Семейство не бьётся в …» (нужде)
6) «Что всё их спасенье в ….» (труде)
9) «Цветёт ….. , миру на диво» (красавица)
12) «Ей некогда … точить» (лясы)
17) «Не жалок ей … убогий» (нищий)
18) Всем любящим русский …» (народ)
«Крестьянские дети» 4) «Смешались, как в поле …» (цветы)
5) «Лошадка, везущая хворосту …» (воз)
10) «Испугались …мои» (шпионы)
11) «И вышли искать…» (дупелей)
13) «Над нашим … как раз» (театром)
14) «и … , и хворост, и пегонький конь» (дровни)
16) «Пишу мои … - живётся легко» (вирши)
19) «… скорчил серьёзную мину» (Фингалушка)
20) «Храните своё вековое …» (наследство)
\ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | 1 | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ |
\ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | |
\ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | 2 | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | ||||||
\ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | |
\ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | |
\ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | 3н | е | к | р | а | с | о | 7в | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ |
\ | \ | \ | \ | 4 | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | ||
\ | \ | \ | \ | 5 | \ | \ | \ | \ | \ | н | \ | 8 | ||||||||||
\ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | 10 | \ | \ | и | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | |||
\ | \ | \ | \ | 6 | \ | \ | \ | 9к | 16 | \ | ||||||||||||
\ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | о | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | |||
\ | \ | \ | \ | \ | 14 | \ | \ | 11 | \ | \ | \ | 12л | \ | \ | \ | \ | \ | |||||
\ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | 15 | а | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | ||||||
13 | \ | \ | \ | \ | й | \ | 1817 | \ | \ | \ | ||||||||||||
\ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | |||
\ | \ | \ | 19 | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | ||||||||||
\ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | |||
\ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | 20 | \ | \ | \ |
Список литературы:
1. Н.А.Некрасов. Собрание сочинений. Стихи. Поэмы.
2. Н.А.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо. Серия «Классика для школы». М.: «Стрекоза-Пресс», 2005.
3. Владиславлев "Русские писатели"; Венгеров "Источники", т. IV.
4. Коровин В.И. Русская поэзия ХIХ века. М., 1983.
5.Живые страницы. Н.А.Некрасов в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах. М., 1974;
6. http://www.nnekrasov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический эрудицион"Свалка по имени Земля"
Экологический эрудицион "Свалка по имени Земля"...
«Эрудицион в области словесности «Звездный час»
Данная методическая разработкадает учителю материал для проведения внеклассного мероприятия в области словесности....
Эрудицион "Тамбовский волк"
Внеклассное мероприятие краеведческой направленности для учащихся 7-10 классов....
эколого-биологический эрудицион: "Цветы-земной красы начало"
Задачи:1. Формирование бережного отношения к природе, экологической культуры учащихся.2. Развитие познавательного интереса.3. Воспитание чувства прекрасного в душе ребёнка....
Эрудицион.Конституция.
Тема: Эрудицион «Знаешь ли ты Конституцию Российской Федерации?» (мероприятие проводилось между 9-ми классами)Цель мероприятия: проверить знание Конституции РФ и умение на практике применять зна...
Внеклассное мероприятие "Экологический эрудицион"
Данное мероприятие было проведено в рамках недели экологического воспитания школьников....
План - конспект проведения интеллектуальной игры "Ботанический эрудицион"
План – конспект проведения интеллектуальной игры по биологиидля обучающихся 6 – 7 классовв рамках недели естественных наук по теме:«Ботанический эрудицион»....