Экологический эрудицион"Свалка по имени Земля"
методическая разработка по биологии на тему

Экологический эрудицион "Свалка по имени Земля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svalka_po_imeni_zemlya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  «Свалка по имени Земля»

                                                  Экологический эрудицион.

В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно при определённом уровне экологической культуры общества. Формирование её на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обусловливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится интеллектуально – познавательным играм. Данный экологический эрудицион знакомит детей со сложной проблемой загрязнения планеты, от решения которой зависит в конечном счёте само существование человека.

В экологической игре «Свалка по имени Земля» могут принимать участие ребята в возрасте от 11 до 15 лет. В период подготовки формируются команды – участницы (2 – 6), определяется состав жюри и счётной комиссии, выбирается ведущий. Желательно, чтобы игра сопровождалась музыкой: она создаёт определённое настроение, а также заполняет случайные паузы ( «Чистые пруды» в исполнении И. Талькова )

Следует подумать об оформлении зала и сцены. На заднем плане сцены можно разместить изображение земного шара, покрытое разноцветными бумажками, на которых нарисован различный мусор. Это не просто картина, это табло, на котором фиксируются результаты игры. При каждом заработанном той или иной командой балле снимается одна бумажка – идёт как бы процесс очищения земного шара от мусора. (Предварительно команды выбирают себе цвет бумажек – 40-50 штук ).

                                                          Ход игры.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята. Я приветствую всех собравшихся в этом зале. Наш эрудицион необычный – он экологический и посвящён одной из самых актуальных тем – загрязнению планеты Земля.

Сегодняшнее население Земли – общество  суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 тон сырья, правда, большая его часть – 97% - идёт …в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки – покупай, покупай, покупай… А старые, но ещё годные вещи выкидываем.

Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди ещё долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.

Моя планета – человеческий дом.

Ну как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!

Вот она летит, маленькая какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая,

Вот она плывёт, зыбкой прохладой веет,

Всё ещё живёт! Всё ещё людям верит!

Вот она плывёт сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовёт, просит прийти на помощь!

Просит прийти на помощь!- 2 раза.

Вопрос «Куда деть мусор?» становится всё актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.

(Ведущий представляет команды и знакомит участников эрудициона с правилами игры)

                     1 тур. «Что мы выбрасываем, или Золотые россыпи помоек».

Команды получают по три таблички – указателя с цифрами 1, 2, 3. На каждый задаваемый вопрос ведущий даёт три варианта ответа. По сигналу ведущего команды поднимают табличку с номером ответа.

Вопросы:

1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

1. пластмасса

2. стекло

3. металл

2. Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:

1. Москвы

2. Лондона

3. Нью – Йорка.

3. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей:

1. производство упаковочных материалов

2. переработка мусора

3. производство автомобилей.

4. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

1. рассортировать

2. собрать в одном месте

3. раскрошить

5. Для того чтобы переработать пластмассу, её необходимо:

1. компостировать

2. сжечь при специальных условиях

3. переплавить

6. Первоочередная забота при выборе места свалки:

1. защита поверхности земли и грунтовых вод

2. ограждение места свалки

3. укомплектование соответствующей техникой.

7. Появление «партизанских» свалок влечёт за собой:

1. загрязнение почвы

2. уродство ландшафта

3. изменение климатических условий (температура, влажность)

8. Основа для разработки санитарных норм, а также для решений об открытии или остановке того или иного производства:

1. предельно допустимая концентрация вещества

2. наличие тяжёлых металлов.

3. государственный стандарт качества.

9. Вредные выбросы оказывают влияние:

1. только на те регионы, где появилось загрязнение

2.на ближайшие регионы

3. даже на территории, удалённые от места, где загрязнение «увидело свет».

10. Самая страшная «добавка» к воде:

1. бытовой мусор

2. пестициды

3. минеральные удобрения.              

11. Какую страну называют «мусорным ящиком Европы»:

1. Британию

2. Россию

3. Польшу.

12. Более половины общего количества отходов в странах Европейского экологического сообщества приходится:

1. на тяжёлую промышленность

2. на лёгкую промышленность

3. на сельское хозяйство.

13. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:

1. газы

2. жидкости

3. твёрдые вещества.

14. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

1. их захоронение

2. разработка правовых механизмов регулирования процесса

3. рециркуляция (повторное использование отходов).

15. Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:

1. загрязнением

2. экологическим кризисом

3. интродукцией.

16. Первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

1. теплоэнергетика

2. нефте – и газопереработка

3. автотранспорт.

17. Что такое вермикультура:

1. систематизированный свод сведений о водных ресурсах страны

2. специальное разведение дождевых червей (для переработки органических отходов и повышения плодородия почвы).

3. способ определения степени чистоты воды.

18. Оптимальное решение энергетической проблемы:

1. экономия энергии

2. развитие атомной энергетики

3. развитие ветроэнергетики.

19. Гарбология – это:

1. наука о доме, местопребывании

2. наука, изучающая почву

3. мусороведение.

20. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

1. 10 лет

2. 50 лет

3. 100 лет и более.

21. Выброшенную бумагу «съедят» невидимки – микробы за:

1. 1 – 2 года

2. 5 – 8 лет

3. 20 и более лет.

Ведущий. Игра для болельщиков «Мусорить и убирать»

(Из зала приглашаются два участника, которые за 1 минуту должны собрать как можно больше мусора. Побеждает тот, кто больше соберёт, сопровождается музыкой, 1 бал ).

«Очистим планету от мусора» - всемирная акция, которую впервые провели жители Австралии несколько лет назад, очищая океанские пляжи. Постепенно к ней присоединились люди многих стран, и тетерь каждый год в ней участвуют сотни тысяч людей во всех концах земного шара. Школьники тоже участвуют в уборке мусора.

( После окончания работы судьи подсчитывают баллы и с изображения земного шара убирают «отходы», соответствующие заработанным каждой командой очкам.)

               

             2 тур. Не спешите выбрасывать свое будущее (или отходы).

                                        «Устами младенца»

В этом туре ребята знакомятся с наиболее распространёнными отходами, возможностью их вторичного использования. Ведущий зачитывает высказывания об отходах. На каждый из отходов заготовлено по пять высказываний. Задача команд: попытаться понять, что имели в виду дети. И догадаться как можно скорее. Побеждает команда, которая первой верно назовёт отходы. Если команда даёт неверный ответ, из дальнейшей борьбы в этом туре она выбывает.

Детские высказывания:

1. Его производит обыкновенная корова.

2. В небольших количествах он очень полезен.

3. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

4. При попадании в водоёмы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.

5. Его необходимо компостировать.

                                                         (Навоз.)

1. У меня очень много игрушек сделано из неё.

2.она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.

3. Предметы, изготовленные из неё, мало весят.

4. Если её поджечь, то появляется много чёрного дыма, который плохо пахнет.

5. Её нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

                                                                                                                               (Пластмасса.)

1. Её изобрели китайцы.

2. У нас её получают из дерева.

3. Она легко горит.

4. Из неё получается очень много мусора.

5. На ней обычно рисуют или пишут.    

                                                          (Бумага.)

1. Его делают из песка.

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда падает, оно разбивается.

4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

                                                                                               (Стекло.)

1. Это то, чего много в городе, но мало в деревне.

2. Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.

3. От этого люди болеют, много нервничают, громче кричат, и этого становится ещё больше.

4. Его издают разные приборы, машины.

5. Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик.

                                                                           (Шум.)

1. Этого почти не видно.

2. Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

3. От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.

4. Это могут собрать на свои листья зелёные растения.

5. В городе, где этого очень много, не растут лишайники.

                                                                                             (Газовые отходы.)

1. Это получается, когда становится старым или ломается.

2. Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

3. Это можно сдать и получить деньги.

4. Из этого можно сделать что – то новое.

5. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.

                                                                                              (Металлолом.)

1. всегда чёрного цвета.

2. Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.

3. Это очень вредно.

4. У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.

5. Этого много при горении.

                                           (Сажа.)

1. Это то, без чего уже не может прожить.

2. Этим мы пользуемся каждый день.

3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

4. Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

5. С помощью этого всё становится чище.

                                                                  (СМС.)

1. Это легче воды.

2. Это может плавать на воде и не тонет.

3. В речке этого много, когда в ней моют машины.

4. Это мешает дышать рыбам.

5. Это надо удалять с поверхности воды.

                                                                (Машинное масло.)

                                            3 тур. Главные союзники экологов.

Домашнее задание – конкурс поделок « Отходы – в доходы!» или конкурс плакатов « Приведите в порядок свою планету»

Ведущий: Повторное использование и переработка отслуживших вещей и материалов может вестись в масштабах страны, города и в каждой квартире. В первом случае нужны специальные заводы, станки, оборудование и капиталовложения. А во втором – только желание и выдумка людей. Наши школьники приняли участие в конкурсе «Отходы – в доходы!»

                                         

                                            4 тур. Что может сделать один?

Каждой из команд задаются вопросы. Надо продолжить сказанное, закончить фразу. ( даётся время для обсуждения ).

Задания.

1 команда.

1. Почини и исправь вещь вместо того, чтобы….(её выбрасывать).

2. Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически….(не разлагается в природе)

3. Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для….( приготовления удобрения)

4. Не покупай больше, чем может…(понадобиться тебе)

2 команда.

1. Одежду, которую ты уже не носишь, можно…(отдать нуждающимся)

2. Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут…(кому-то понадобиться)

3. Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую….(можно сдать, повторно использовать)

4. Узнай, где поблизости есть пункт по приёму макулатуры, и…(сдай туда использованную бумагу).

Игра для болельщиков «Мусоробол»

(Из зала приглашаются два участника, которые за 1 минуту должны разбросанный мусор забросить в стоящие на определённом расстоянии урны (вёдра). Побеждает тот, кто сделает больше точных бросков, сопровождается музыкой – 1 бал ).

Ведущий: Ой, сколько мусора! Нужно срочно убрать! Как это вы, ребята, до такого дожили?! Не надо мусорить! Мусорить не надо! Чистота на нашей планете зависит от чистоты каждого уголка, то есть от каждого из вас. А ещё, чаще играйте в игру «Мусоробол». Кидайте мусор в урны!

(По окончании игры подводятся итоги. Жюри представляет команды-победительницы.)

Ведущий. Эрудицион заканчивается. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано Земля с её биосферой - величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Чёрные сотрёшь ли, Человек?

                                                                  .

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок химия + биология "СВАЛКА ПО ИМЕНИ ЗЕМЛЯ"

Интегрированный урок "Свалка по имени Земля" в рамках экологического месячника. Для учащихся 9-10 классов....

Свалка по имени Земля.Мероприятие по экологии.

Экологическая игра,  «Свалка по имени Земля» (слайд № 1) Методические рекомендации: урок под таким названием проводится для учащихся  8 – 9 классов.  Перед началом мероприятия зал ...

Игра "Свалка по имени Земля"

Игра проводилась в рамках недели естественных наук...

Экологическая игра "Свалка по имени Земля"

Данный экологический эрудицион знакомит детей со сложной проблемой загрязнения планеты, от решения которой зависит в конечном счете само существование человека. В экологической игре "Свалка по имени З...

Экологическая игра, посвященная охране окружающей среды "Свалка по имени Земля"

Образовательные задачи:     закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках природоведения и биологии;      вов...

Экологическая игра «Свалка по имени ЗЕМЛЯ» или «Берегите ёлочку»

Данное заняте напрвлено на формирование экологической культуры обучающихся. Рекомендуетс я для использования во внеклассной работе....


 

Комментарии

Жмакина Елена Александровна

Разработка очень хорошая. Детям нравятся мероприятия в игровой форме. материал интересный, доступный. Большое спасибо.