Жанр сонета в литературе западноевропейского Возрождения
план-конспект урока (литература, 8 класс) по теме

Тема урока: Жанр сонета в литературе западноевропейского Возрождения.
Целью является ознакомление учащихся с особенностями жанра сонета, формирование навыков анализа поэтического текста.
Типом урока выбран  урок изложения новых знаний. Выбрана пошаговая структура урока, так как она наиболее полно отвечает задачам и помогает достигнуть заданной цели.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Жанр сонета в литературе западноевропейского Возрождения.

Цель: ознакомление учащихся с особенностями жанра сонета, формирование навыков анализа поэтического текста.

Задачи:

  1. Обучить навыкам анализа структуры лирического произведения.
  2. Развивать воображение, фантазию обучающихся в процессе создания сонета.
  3. Пробудить интерес к жанру сонета как части зарубежной (западноевропейской) литературы, ее традициям через исследование малого поэтического жанра.

Тип: урок изложения новых знаний.

Вид: урок-беседа с элементами исследования

Опережающая работа: отдельным учащимся были даны индивидуальные задания: подготовить краткое сообщение об истории любви Ф. Петрарки и его возлюбленной Лауры, о нем как о создателе сонетов; подготовить краткое сообщение об У. Шекспире как о создателе сонетов, об их тематике; выучить наизусть заранее выбранный сонет Ф. Петрарки

План урока (поэтапная/пошаговая  структура урока):

  1. Организационный момент (1-2 мин.)
  2. Вступление (2 минуты)
  3. Изложение нового материала (представление сонета как жанра, отражающего эмоциональную сторону жизни): выступления  учащихся (сообщения, художественное чтение)(10 мин)
  4. Первичное подведение итогов (2 мин)
  5. Изложение нового материала  (представление сонета как четко структурированного  и логически выстроенного жанра) (10мин)
  6. Самостоятельная работа учащихся с целью закрепления нового материала (10 мин)
  7. Рефлексия (подведение итогов урока) (3мин)
  8. Домашнее задание (творческий практикум по группам) (1 мин)

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступление

На экране учащиеся видят фрагмент рок - концерта группы Би-2, которые исполняют композицию «Ее глаза на звезды не похожи…»  (130 сонет У. Шекспира) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Слово учителя: Ребята, сегодняшний наш урок начался с просмотра фрагмента рок  - концерта. Это одна из самых популярных песен группы Би-2.  Как вам кажется,  давно ли  был написан текст этой песни? (предположения учащихся).  Возможно, вы удивитесь, но это произведение было создано более четырехсот лет назад и автором его является небезызвестный нам У. Шекспир. До сегодняшнего дня мы с вами были знакомы с Шекспиром-драматургом, Шекспиром-историком, сегодня познакомимся с Шекспиром поэтом. Он – создатель 154 поэтических произведений, написанных в жанре сонета.  С этим поэтическим жанром мы с вами еще не сталкивались. И, думаю, вы уже поняли, что предметом нашего сегодняшнего исследования будет именно сонет (Слайд )

  1. Изложение нового материала

Слово учителя: Как вы думаете, какой цели мы должны будем с вами сегодня достигнуть и какие задачи мы перед собой поставим?(Слайд)   И вновь обратим внимание на экран (Слайд).

На четырех на бронзовых своих
Широких ножках, вроде львиных лап,
Четырнадцатистрочный прочный стих
Стоит в веках – и сдвинулся хотя б! (Н. Матвеев).

 Данное четверостишие – лучшее образное описание сонета. Как вы, исходя из его содержания, поняли, какова структура сонета? (предположения учащихся, примерный ответ: в сонете 14 строк, он состоит из 4 частей).

Более точное определение сонета вы видите сейчас на экране (Слайд).

Сонет - (итал. sonetto, от прованс. sonet — песенка) — стихотворение из 14 строк, образующих два четверостишия и два трехстишия, пишется  преимущественно ямбом – пяти- или шестистопным, реже употребляется четырехстопный ямб, практически всегда связывается с любовной, эмоциональной стороной жизни

Слово учителя: Обратите внимание на последнее предложение определения. Связан с любовной, эмоциональной стороной жизни. Сегодня мы будем изучать жанр сонета на произведениях Франческо  Петрарки, Данте Алигьери и Уильяма Шекспира.

Выступление учащегося, рассказывающего об истории написания сонетов Ф. Петрарки (о любви поэта к Лауре, о 366 сонетах, ей посвященных).

Художественное чтение  (наизусть) учащегося сонета Ф. Петрарки.

Выступление учащегося, рассказывающего об истории написания сонетов Данте Алигьери, посвященных возлюбленной.

Прослушивание аудиозаписи с сонетом Данте Алигьери   (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Выступление учащегося об особенностях тематики 154 сонетов Шекспира, о необычности его возлюбленной с точки зрения возвышенного идеала.

Чтение учителем сонета У. Шекспира, посвященного возлюбленной.   

  1. Промежуточное подведение итогов.

Слово учителя: давайте подведем промежуточный итог. Что мы уже знаем о жанре сонета? (примерный ответ: стихотворение, посвященное какому-либо близкому человеку: другу или  возлюбленной).

  1. Изложение нового материала.

Сонет – интереснейший литературный жанр. Сонет вышел из песни и генетически связан со строгой сонатной формой. Для дальнейшей работы с жанром сонета нам необходимо знание двух терминов: катрен и терцет (Слайд).

И вновь посмотрим на экран (Слайд). Перед вами два сонета. В чем их различие? На сегодняшний день в литературоведении выделяют два основных типа сонета: итальянский и английский (шекспировский). В чем же их различие? (итальянский состоит из двух катренов и двух терцетов, английский – из трех катренов и двустишия).

Как уже было сказано выше, сонет создается по четким канонам. Вновь посмотрим на экран (Слайд).  

аbbа аbbа ccd eed (ccd ede)

аbаb аbаb cdc dcd (cde cde) (ccd ede)

(Слайд с сонетами, где обозначена рифмовка)

Перед вами находятся тексты сонетов. Ваша задача: выяснить, является ли он сонетом. Для этого вам необходимо установить, какова в нем схема рифмовки.

Слово учителя: также необходимо заметить, что при построении произведения данного жанра  немаловажную роль играет логическая (смысловая) цепочка, которая не должна разрушаться. Определите по содержанию каждой строфы последовательность построения логической цепочки (предположения детей, итог, что строится по цепочке сомнение-утверждение-вывод-обобщение). (Слайд).

Следует заметить, что это характерно именно для итальянского, т.е. классического типа сонета.

6. Самостоятельная работа учащихся (по группам).

А теперь вновь вернемся к У. Шекспиру. Перед вами тексты его сонетов. Попробуйте сами построить логическую цепочку, характерную для английского сонета (работа в группах, выводы обучающихся).

7. Рефлексия.

Ребята, теперь давайте все вместе обобщим то. Что узнали сегодня на уроке.

Что такое сонет? Какова его структура? Какой тип сонета считается классическим? В чем отличие итальянского и английского сонета? (Слайд)

  1. Домашнее задание.

Класс разделен на 5 групп. Задание каждой группе: сочинить сонет о любви, соблюдая при этом все каноны данного жанра, посвященный либо возлюбленной, либо возлюбленному (Слайд).

Звучит аудиозапись сонета У. Шекспира в исполнении представителя эстрады

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эпистолярный жанр в русской литературе.

Данный материал знакомит учащихся 7-11 классов с произведениями в письмах в русской литературе....

Презентация к уроку литературы "Эпоха Возрождения. Общая характеристика" (9 класс)

Данная презентация предназначена для вводного урока по теме "Литература эпохи Возрождения". Презентация поделена на семь частей для размещения на мини-сайте. Полную версию презентации с анимацией и му...

Урок "Страшилка как жанр современной детской литературы".

Некоторые приёмы работы с текстом на примере данного урока....

Жанры в музыке, литературе и живописи

Презентация, рассказывающая о жанрах 3 х искусств...

Литература эпохи Возрождения

Литература эпохи Возрождения...

Жанр мадригала в искусстве эпохи Возрождения

Авторская статья о жанре мадригала...