Эпистолярный жанр в русской литературе.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Данный материал знакомит учащихся 7-11 классов с произведениями в письмах в русской литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
epistolyarnyy_zhanr_v_russkoy_literature.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Северо-Восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
кадетская школа №1778
«Московский Шереметьевский кадетский корпус»
129346 г. Москва, ул. Коминтерна, дом 52, тел/факс: 184-23-36, e-mail: kadet1778@yandex.ru
ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Учитель русского языка и литературы-
Колесникова Ирина Ашотовна
Домашний адрес: 129281, г.Москва,
ул.Изумрудная, д.13, корп.,2. кв.509
Телефон: 8-906-051-29-41
г.Москва
2012 г.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
На партах лежат произведения: Ф.М.Достоевский «Бедные люди»; Н.В.Гоголь «Ревизор» (письмо Хлестакова); С.А.Есенин «Письмо к матери», «Письмо к женщине; А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (Письмо Татьяны); А.П.Чехов «Ванька».
ЦЕЛЬ:
Дать представление об эпистолярном жанре.
ЗАДАЧИ:
На конкретных примерах художественных произведений русских классиков показать, как следует писать сочинение в эпистолярном жанре.
ПЛАН УРОКА
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Объяснение нового материала.
4.Тренировочное задание:
5.Подведение итогов урока.
6.Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
3 ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА,
Сегодняшний наш урок посвящен эпистолярному жанру.
К этому уроку вам было задано вспомнить рассказ А.П.Чехова «Ванька», известный еще с детства.
-Давайте вспомним, о чем этот рассказ.
(Рассказ посвящен мальчику, которого отдали из деревни в город на заработки)
- Чем интересен этот рассказ с точки зрения жанра?
(Рассказ написан в форме письма. Мальчик в письме рассказывает деду о своей трудной жизни в чужих людях.)
Слово учителя:
Жанр произведения, написанного в форме письма, называется эпистолярным.
Теперь давайте поближе познакомимся с эпистолярным жанром или формой.
Эпистолярная форма в переводе с греческого языка обозначает послание, письмо -художественное произведение в виде писем, посланий. В отличие от эпистолярной литературы вообще, которую составляют публицистические, политические и частные письма различных общественных деятелей, эпистолярная форма является определенным жанром художественной литературы.
Эпистолярная форма получила в художественной литературе широкое распространение. Вспомните «Письмо Татьяны Онегину» А.С. Пушкина или «Письмо к матери» С.А.Есенина.
(Читаются отрывки из названных произведений)
Эпистолярный роман как особый жанр сложился в ХУШ веке и сразу завоевал внимание европейских читателей. Основоположником этого жанра стал английский писатель Сэмюэль Ричардсон.
Иногда эпистолярная форма служит дополнительным средством социально- психологической характеристики героев в реалистическом произведении. Здесь уместно вспомнить письмо Хлестакова Тряпичкину из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Это письмо дополняет представление читателя и зрителя о Хлестакове.
( Читается письмо)
-Что мы узнали о Хлестакове из его письма?
(Хлестаков не так уж и глуп и достаточно хитер.)
В русской литературе известны эпистолярные повести «Бедные люди» Ф.М. Достоевского и поэма Константина Симонова «Пять страниц».
Сейчас мы с вами прочитаем несколько писем из повести Ф.М.Достоевского «Бедные люди».
( Достаточно прочитать отрывки из первых двух писем.)
а) Чем интересно это произведение?
( Несмотря на то, что данное произведение написано в письмах, мы хорошо представляем себе героев, их взаимоотношения, чувства друг к другу, узнаем, что они оба небогатые, живут напротив друг друга)
4.ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ.
На основании услышанного и прочитанного попробуйте написать свое мини- сочинение:
«Письмо бабушке».
6.ОБСУЖДЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ГОТОВЫХ СЛЧИНЕНИЙ.
5.ПОДВОДИМ ИТОГ УРОКА.
Сегодня мы с вами познакомились с произведениями в эпистолярной форме и даже попробовали свои силы в этом жанре.
7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Напишите сочинение на одну из тем:
- Письмо другу о своем родном крае.
-Письмо моей семье.
-Письмо президенту.
-Письмо в 41-й год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-письмо« Этот интересный эпистолярный жанр письма» по русскому языку
Цели урока:обучения: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, правилами написания письма;развития: развивать интерес учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры пись...
Урок русского языка в 9 классе по теме "Эпистолярный жанр в литературе. Сочинение в форме письма"
Урок развития речи в 9 классе. Тема: Эпистолярный жанр в литературе. Сочинение в форме письма.Цель: а) познакомить с историей эпистолярного жанра...
Урок русского языка по теме "Эпистолярный жанр – письмо".
Урок обучения написанию письма....
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе с презентацией по теме "Умеем ли мы писать письма ( эпистолярный жанр)"
Данная методическая разработка содержит подробную информацию об эпистолярном жанре ( о жанре написания писем), истории жанра....
Формирование читательской грамотности посредством текстов эпистолярного жанра на уроках литературы в 8 классе.
Тексты эпистолярного жанра — богатый материал не только для формирования функциональной грамотности, но и для воспитательно -развивающего воздействия на обучающихся. Приобщая школьников к образц...
«Малые жанры новейшей русской литературы»
Элективный курс для 10 класса...
РП Малые жанры новейшей русской литературы, 10 класс (2023-2024)
РП Малые жанры новейшей русской литературы, 10 класс (2023-2024)...