рабочая программа по литературе для 7 класса
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе:
программы общеобразовательных учреждений для 5-11 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной .- Москва: Просвещение, 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по литературе 7 класс | 205.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛЬМЕНСКОГО РАЙОНА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
МКОУ «ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Утверждаю» Директор школы ______________Н.Н.Галдак Приказ №__________ от «01» сентября 2013 года |
«Принято» «Согласовано»
Руководитель МО Заместитель директора
_________О.А. Васильева по УВР
протокол № __1__ ______О.А. Васильева
от «_26_»_08_2013 г. «30» 08. 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 7 КЛАССА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
на
2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе:
программы общеобразовательных учреждений для 5-11 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной .- Москва: Просвещение, 2010.
Составитель программы: Жигулина Олеся Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
с.Луговое – 2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5 – 11 классов ( авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С. Збарский, В.П.Полухина).М.: «Просвещение», 2010г. Обучение ведется по учебнику «Литература. 7 класс» под редакцией В.Я.Коровиной М. «Просвещение». 2008г., соответствующего федеральному перечню учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2013/2014 учебный год.
Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.
На изучение курса отводится 68 часа из расчета 2 часа в неделю.
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык, культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.
Цели изучения литературы в школе:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Задача курса литературы 7 класса:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры, анализировать и прогнозировать.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, поисковый.
Данная программа позволяет планировать проведение учебных занятий в форме заочной экскурсии, чтения, изучения, анализа произведений, внеклассного чтения; применять методические приемы: выразительное чтение, комментирование текста, беседа.
Программой предусмотрено использование разных средств обучения: материальных (учебные комплексы, комплекс технических средств), наглядных пособий, что облегчает самостоятельную, групповую деятельность учащихся в процессе слушания, чтения, заучивания, составления планов, конспектов, написания сочинений, отзывов, работы с картинами, иллюстрациями.
В тематическом планировании в соответствии с требованиями программы предполагаются следующие виды контроля: контрольные работы, сочинения, анализ лирического текста, письменные работы, тесты, включающие задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико–литературные знания; задания на установление соответствия, ответы на вопросы, пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление сравнительной характеристики по заданным критериям; сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
1. Гринина – Земскова А.М. Обучение сочинениям. 5-8 классы. – Волгоград:Учитель,
2008г.
2. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.:ВАКО, 2013г.
3. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 7 класс: к учебнику – хрестоматии В.Я.Коровиной.- М.: Просвещение, 2008г.
4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2009г.
5. Литература. 7 класс В 2 ч./ авт.-сост.В.Я.Коровина. М.:Просвещение, 2006г
6. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 7 класс: к учебнику – хрестоматии В.Я.Коровиной.- М.: Издательство «Экзамен», 2006г.
7. Трубина Л.А. Русская литература XX века. М.:Флинта, 2002 г.
8.Ушакова О.Д. Понятия и определения: Мировая художественная культура \ словарик школьника.- СПб.: Издательский Дом «Литература», 2005г.
Оборудование
- портреты писателей
- наглядные пособия
- раздаточный материал
- CD диски
- мультимедийное оборудование
- аудиозаписи
Интернет-ресурсы
1. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/
2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
5. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Тематический поурочный план учебного предмета «Литература» в 7 классе
(вариант: 2 часа в неделю, 34 учебных недели)
№ | № | Тема | Кол-во уроков | Развитие речи Контрольные работы | Внеклассное чтение | Примечание |
1 | 1 | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | |||
Ι | Устное народное творчество | 4 | ||||
2 | 1.1 | Предания как поэтическая автобиография народа | 1 | |||
3 | 1.2 | Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя | 1 | |||
4 | 1.3 | В/ч Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Новгородский цикл былин. «Садко» | 1 | 1 | ||
5 | 1.4 | Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира | 1 | |||
ΙΙ | Древнерусская литература | 3 | ||||
6 | 2.1 | Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха.«Повесть временных лет» (отрывки) | 1 | |||
7 | 2.2 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. | 1 | |||
8 | 2.3 | Р/р Письменная работа по теме «В чем значение древнерусской литературы для современного читателя»?» | 1 | Письменная работа | ||
ΙΙΙ | Русская литература ХVIII века | 2 | ||||
9 | 3.1 | М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия …» | 1 | |||
10 | 3.2 | Г.Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи..», «На птичку», «Признание». | 1 | |||
ΙÝ | Русская литература IХ века | 30 | ||||
11 | 4.1 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок) | 1 | |||
12 | 4.2 | А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине | 1 | |||
13 | 4.3 | А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник | 1 | |||
14 | 4.4 | Р/р А.С.Пушкин «Борис Годунов».Сочинение «История России в произведениях А.С.Пушкина» | 1 | сочинение | ||
15 | 4.5 | А.С.Пушкин «Станционный смотритель».Изображение «маленького человека» | 1 | |||
16 | 4.6 | А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Дуня и Минский | 1 | |||
17 | 4.7 | М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Картины быта 16 века | 1 | |||
18 | 4.8 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. | 1 | |||
19 | 4.9 | М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива..», «Молитва», «Ангел». | 1 | |||
20 | 4.10 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова | 1 | Контрольная работа | ||
21 | 4.11 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. | 1 | |||
22 | 4.12 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия | 1 | |||
23 | 4.13 | Р/р Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | сочинение | ||
24 | 4.14 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бирюк». | 1 | |||
25 | 4.15 | Р/р И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе | 1 | сочинение | ||
26 | 4.16 | Н.А.Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая» Историческая основа поэмы. | 1 | |||
27 | 4.17 | В/ч Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа | 1 | 1 | ||
28 | 4.18 | В/ч А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». | 1 | |||
29 | 4.19 | М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | 1 | |||
30 | 4.20 | Р/р М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Сочинение по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина. | 1 | сочинение | ||
31 | 4.21 | Литературный ринг по произведениям Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина | 1 | Урок контроля | ||
32 | 4.22 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести | 1 | |||
33 | 4.23 | Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». | 1 | |||
34 | 4.24 | И.А.Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых | 1 | |||
35 | 4.25 | Р/р И.А.Бунин «Лапти». Сочинение «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина | 1 | сочинение | ||
36 | 4.26 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов | 1 | |||
37 | 4.27 | Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон» | 1 | |||
38 | 4.28 | Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник» | 1 | |||
39 | 4.29 | В/ч Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня» | 1 | 1 | ||
40 | 4.30 | Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Обучение анализу лирического текста | 1 | |||
Ύ | Русская литература 20 века | 22 | ||||
41 | 5.1 | М.Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести | 1 | |||
42 | 5.2 | М.Горький «Детство» «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» | 1 | |||
43 | 5.3 | Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство» | 1 | |||
44 | 5.4 | В/ч «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». | 1 | 1 | ||
45 | 5.5 | В.В.Маяковский «Необычайное приключение…»Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества | 1 | |||
46 | 5.6 | В/ч В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир | 1 | 1 | ||
47 | 5.7 | Л.Н.Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека | 1 | |||
48 | 5.8 | А.П.Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя | 1 | |||
49 | 5.9 | В/ч А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности | 1 | 1 | ||
50 | 5.10 | Р/р Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание» | 1 | сочинение | ||
51 | 5.11 | Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике. | 1 | |||
52 | 5.12 | Контрольная работа. Письменный анализ одного стихотворения | 1 | Контрольная работа | ||
53 | 5.13 | В/ч Интервью с поэтом – участником ВОВ. Стихотворения А.Ахматовой, К.Симонова и др | 1 | 1 | ||
54 | 5.14 | Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа | 1 | |||
55 | 5.15 | Е.И. Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». | 1 | |||
56 | 5.16 | В/ч Ю.П. Казаков | 1 | 1 | ||
57 | 5.17 | В/ч Стихи поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира | 1 | 1 | ||
58 | 5.18 | А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». | 1 | |||
59 | 5.19 | В/ч Д.С.Лихачев. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи | 1 | 1 | ||
60 | 5.20 | М.М.Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя | 1 | |||
61 | 5.21 | В/ч Песни на слова русских поэтов 20 века. | 1 | 1 | ||
62 | 5.22 | Из литературы народов России. Р.Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни | ||||
ÝΙ | Зарубежная литература | 6 | ||||
63 | 6.1 | Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление поэта о справедливости и честности. | 1 | |||
64 | 6.2 | Д.Г.Байрон «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. | 1 | |||
65 | 6.3 | Японские хокку. Особенности жанра | 1 | |||
66 | 6.4 | Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри. «Дары волхвов». | 1 | |||
67 | 6.5 | В/ ч Р.Д.Брэдбери. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение | 1 | 1 | ||
68 | 6.6 | Итоговое тестирование | 1 | тест | ||
ВСЕГО | 68 | Сочинений – 6 Письменная работа - 1 Контрольных работ – 3, Тестов - 1 | 13 |
Требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса.
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы; поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос; повесть; литературный герой; понятие о теме идее произведения, герой-повествователь; автобиографическое художественное произведение; ода; баллада; стихотворение в прозе; лирический герой; основные признаки понятий: юмор, сатира, строфа, метафора, гротекс, гипербола; литературные традиции.
Учащиеся должны уметь:
- находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации и развязки) и объяснять их роль в изученном произведении;
- определять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств языка в контексте;
- сопоставлять двух героев изучаемого произведения;
- различать эпические и лирические произведения.
- правильно, выразительно читать вслух художественные и учебные тексты; примерный темп чтения 120—130 слов в минут;
- пересказывать устно и письменно (изложение) — подробно, выборочно, сжато — эпическое произведение или отрывки из него;
- создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос; дать характеристику (индивидуальную и сравнительную) героев произведения;
- составлять план собственного устного и письменного высказывания;
- давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении и произведениях других видов искусства (с мотивировкой своего отношения к героям и событиям произведения).
- пользоваться справочным материалом хрестоматии и прочитанных книг.
Лист изменений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...