Презентация "Поэзия серебряного века"
презентация к уроку по литературе на тему
Подписи к слайдам:
Кончаловский Петр Петрович (1876 -1956)
Живопись Айвазовский Иван Константинович (1817 -1900)
М. Врубель. Сирень. 1900
М. Врубель. Демон. 1900
М.В. Нестеров. На Руси
Иннокентий Федорович Анненский (1856-1909) Писать стихи начал рано, в 70-е годы, впервые же опубликовал их много позже, на сорок восьмом году жизни. Знаток античной и новой европейской поэзии. Анненский успешно переводил стихи Г. Гейне, Ш. Бодлера, Леконта де Лиля, трагедии Еврипида. Первый и единственный вышедший при жизни поэта сборник его стихов — «Тихие песни» — появился в 1904 году. В 1910 году, посмертно, был напечатан сборник «Кипарисовый ларец».
В 1909 году И. Анненский в программной для Серебряного века статье «О современном лиризме» наметил задачи поэтического окружения: «Современная поэзия чужда крупных замыслов, и в ней редко чувствуется задушевность и очарование лирики поэтов пушкинской школы. Но зато она более точно и разнообразно умеет передать настроение…» Новое мировоззрение требовало нового приёма. Таковым стал символ – многозначное иносказание Символизм – направление в искусстве 1870 – 1910 годов; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни этого времени.Акмеизм ( от греч.akme – высшая степень чего-либо, цветущая сила)Футуризм (лат.futurum – будущее) – направление, распадавшееся на несколько группировок Одержимость идеей разрушения старого мира
Понимание мира как совокупности простых предметов
Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты
2.Отношение к миру
Вызов традиции
Возвращение поэзии ясности
Расшифровка тайнописи, воплощённой в слове
1. Цель творчества
Футуристы
Акмеисты
Символисты
Критерии для сопоставления
Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафосность, эпатажность
Конкретная образность
Господство намёков и иносказания, знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность, лёгкость слога
4. Особенности формы
Интерес к «самовитому слову», словесным деформациям, создание неологизмов
Стремление придать слову определённое точное значение
Понимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи
3. Отношение к слову
Поэты-символисты А. Анненский ИннокентийБ. Бальмонт Константин, Белый Андрей, Блок Александр, Брюсов ВалерийГ. Гиппиус ЗинаидаИ. Иванов ВячеславМ. Мережковский ДмитрийР. Рукавишников ИванС. Сологуб Федор , Соловьева Поликсена Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» - В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З.Гиппиус, Ф. Сологуб. В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения - А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и другие. Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества. Валерий Яковлевич Брюсов Поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик, историк. Один из основоположников символизма Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) родился в московской купеческой семье. Его литературная деятельность началась в 1890-х годах; вместе с Н. Минским, Д. Мережковским, 3. Гиппиус, К. Бальмонтом. Валерий Брюсов стал одним из зачинателей русского символизма. В 1894-1895 гг. он подготовил и издал три сборника «Русские символисты», где поместил преимущественно свои собственные оригинальные и переводные стихотворения (позже объединены автором в цикл «luvenilia»).Эти стихотворения, а также вошедшие в сборники «Chefs d′oeuvre» («Шедевры», 1895) и «Me eum esse» («Это — я», 1887) относятся к раннему периоду творчества поэта; для них характерны идеи отстранения от жизни, культ красоты, эстетизм, а в области формы — импрессионизм, подражание западным символистам.Справка. Поэт импрессионист отображает не окружающий мир как таковой, а лишь своё субъективное впечатление от него. Его задача – воссоздание Атмосфера первой русской революции 1905-1907 гг. решающим образом повлияла на изменение характера поэзии Брюсова. Его сборники этого периода — «Tertia vigilia» («Третья стража», 1900), «Urbi et orbi» («Граду и миру», 1903), «Stephanos» («Венок», 1906) и «Все напевы» (1909) — отличаются повышенной социальной активностью автора, приветствующего разрушительный вихрь революции.
Атмосфера первой русской революции 1905-1907 гг. решающим образом повлияла на изменение характера поэзии Брюсова. Его сборники этого периода — «Tertia vigilia» («Третья стража», 1900), «Urbi et orbi» («Граду и миру», 1903), «Stephanos» («Венок», 1906) и «Все напевы» (1909) — отличаются повышенной социальной активностью автора, приветствующего разрушительный вихрь революции. 1910—1914 и, в особенности, 1914—1916 годы многие исследователи считают периодом духовного и, как следствие, творческого кризиса поэта. Сборники конца 1900-х годов — «Земная ось» (прозаический сборник рассказов 1907), «Все напевы» (1909) — оценивались критикой как более слабые, в основном они повторяют прежние «напевы»; усиливаются мысли о бренности всего сущего, проявляется духовная усталость поэта (стихотворения «Умирающий костёр», 1908; «Демон самоубийства», 1910). В сборниках «Зеркало теней», 1912, «Семь цветов радуги», 1916 нередкими становятся выдающие этот кризис авторские призывы к самому себе «продолжать», «плыть дальше» и т. п., изредка появляются образы героя, труженика. Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы. Он открыл русскому читателю творчество известного бельгийского поэта-урбаниста Эмиля Верхарна, был первым переводчиком стихотворений Поля Верлена. Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Мориса Метерлинка («Пеллеас и Мелезанда», «Избиение младенцев»), Виктора Гюго, Расина, Авсония, Мольера («Амфитрион»), Байрона, Оскара Уайльда («Герцогиня Падуанская», «Баллада Рэдингской тюрьмы»). Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия. В 1910-х Брюсов был увлечён поэзией Армении, перевёл множество стихотворений армянских поэтов и составил фундаментальный сборник «Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней», за что был удостоен в 1923 звания народного поэта Армении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии
Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...
О.В. Мутыгулина Литературный вечер "И серебряный месяц ярко над серебряным веком плыл..."
Данное мероприятие способствует формированию у учащихся целостного представления о культуре Серебряного века, содействует эстетическому воспитанию школьников, разви...
УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)
Уровень образования: среднее (полное) общее образование Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 11 класс Предмет(ы): Литература Краткое о...
Турнир поэтов 2017 Фестиваль авторской поэзии "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл..."
Фестиваль авторской поэзии посвящается 125-летию М.И. Цветаевой,130-летию И.В. Северянина и 140-летию М.А. Волошина « И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО ...
Открытый урок. Русская культура Серебряного века. Конец 19 – начало 20 века – эпоха «всплеска» в науке и искусстве: литературе, музыке, живописи.
Разработка урока по литературе в 11 классе...
ИММЕРСИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ по литературе "И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО НАД СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ СТЫЛ"
ИММЕРСИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ по литературе "И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО НАД СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ СТЫЛ"...
Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"
Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...