Статья "Формирование представления о нравственности на основе устного народного творчества"
статья по литературе (9 класс) по теме
Статья содержит фольклорный материал, собранный учащимися: частушки, песни, загадки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
фольклор, загадки, частушки, русские народные песни,региональный компонент | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование представления о нравственности на основе устного народного творчества родного края.
В синеокую, деревянную,
С пожелтевшей травой на лугу
Я влюблён в мою Родину малую
И покинуть её не смогу!
В. Шумилов
Наша школа расположена в российской глубинке в деревне с удивительно красивым названием – Дубровка. Легенд о происхождении названия нет, можно лишь предположить, что некогда на этом месте стояла дубрава. Люди, облюбовав его, назвали своё селение в честь дубов-великанов.
Живут здесь люди с удивительно доброй душой, отзывчивые на чужое горе и радость, трудолюбивые и весёлые. Эти качества, как нельзя лучше, раскрываются в песнях, частушках, преданиях, которые сочинил народ. В очередной раз я сумела в этом убедиться, когда на уроках литературы мы с детьми занялись исследованием местного фольклора. Очень важно не только собрать этот материал, но использовать его на уроках и различных мероприятиях.
Мир фольклора богат и многообразен, он даёт нам представление о физической, нравственной и духовной красоте человека. Песни позволяют нам увидеть портрет прославляемого лица:
Да она личиком покрасивее, покрасивее,
Да она беленьким побелее, побелее,
Да у неё ясны очи пояснее, пояснее,
Да у неё чёрны брови-то почернее, почернее!
Жених и невеста уподоблялись драгоценным камням:
Золото с золотом свивалось да свивалось,
Жемчуг с жемчугом сокатался да сокатался…
Из песен мы понимаем, что не так-то просто было добиться желанной невесты:
Да они семь коней истомили, истомили,
Да и семеро полозьев истёрли, истёрли,
Да они семеро подошв истоптали, истоптали…
А при этом ещё приходилось выслушать насмешки, унижающие достоинства жениха:
Задумал Ванюшка жениться,
Привязал к жопе корытце.
Едет-едет посвищет,
Полное корытце надрищет.
Приехал жених, приехал,
Пойдёмте ж его поглядим.
(Имя) мы ему в загоны(жёны) не дадим.
Недоросток жених, недоросток,
С изгороды на коня садился,
Ай, не конь же это, а корова,
Не жених же это, а ворона.
Или
Немытько дружок, немытько,
Помойте его киселём,
Потрите его помялом,
Положите его под столом,
Накройте его корытом,
Зовите его немытым.
Каким же терпением должен обладать жених и как сильно любить свою невесту, чтобы стерпеть такие насмешки в свой адрес.
Песня лучше самой истории свидетельствует о внутреннем мире народа, является зеркалом его души. А то, что народ наш зорок, наблюдателен и поэтичен, свидетельствуют и собранные нами загадки. Предметом загадок народ сделал повседневные вещи:
Дед бабу всю ночь держал, а на утро пустил. (Крючок и дверь)
Четыре братца назад бородаты. (Ноги коня)
Некоторые загадки отразили исчезнувшие предметы быта:
Висо висит, хода ходит. (Люлька)
Без рук без ног во все стороны гнётся. (Зыбка)
Многие загадки вызывают улыбку, но насколько точно подмечены явления жизни:
Бег заяц по бору до чужого двору. (Плохой мужик)
Сухой Максим далёко ссыт. (пулемёт)
Мудрые житейские пословицы до сих пор несут в себе поучительность, жизненную подсказку, убеждают нас в том, что человеческие ценности определены в далёком прошлом и актуальны сейчас:
Руки золотые, да рот поганый.
Тати не жнут, а погоды ждут.
Клади навоз густо, не будет в амбаре пусто.
В основу своих нравственных представлений народ положил понятие о труде, без которого не мыслил жизни:
Чего казак гладок – подъел дай на бок.
Где бабы гладки, там нет воды в кадке.
Искренность, азарт и озорство звучат в частушках, которые ребята собрали больше всего. Частушка всегда актуальна, современна и злободневна. Объект изображения частушек – яркие, характерные приметы жизни:
У нас улочки прямые,
Заулки косоватые,
Нельзя по улочке пройти-
Соседки зубоватые.
Уточки-гагарочки
Все плывут по парочке,
А я бедна сирота
Брожу по полюшку одна.
Частушка раскрывает мир интересов и переживаний. Прежде всего в них поётся о любви – о любви счастливой и несчастной, зарождающееся и исчезнувшей. В различны конфликтах влюблённых (измена, разлука, ссора и т.д.) проявляются сильные характеры:
Скоро я хозяйкой стану
У милого во дому-
Будут ужинать садиться
По приказу моему.
На суку сидит ворона,
Кормит воронёночка,
У какой-нибудь разини
Отобью милёночка.
Герои частушек активно выступают против родительской власти, затрудняющей свободу выбора суженого-ряженого:
За высокие хоромы,
Тятенька не отдавай:
Человек дороже золота-
Человека выбирай!
Занавесили окошки
Тонким белым полотном,
Знать просватали подружку,
Сидит плачет под окном.
Уже нет в живых многих из тех, кто подарил нам радость приобщения к прошлому, но осталась добрая память о них, об их жизни, интересах и нравственных качествах. Для ребят, собиравших фольклор, - это ещё и опыт общения со старшим поколением, в котором оно так нуждается.
Наша малая Родина – это маленький родничок. Но не из этих ли родничков и истоков складывается огромный мир нашей большой Родины? Очень важно, чтобы дети сами ответили на этот вопрос, кажущийся риторическим.
Учитель русского языка и литературы МБОУ Дубровская СОШ Демидовского района Смоленской области Михалченкова Надежда Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Русское устное народное творчество как благодатный источник нравственного воспитания подростков».
Думаю, что особенно это актуально для нас, воспитателей, работающих в сфере социальной службы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию (к вам и будет обращена моя статья). «...
Устное народное творчество как средство воспитания нравственной культуры младших школьников
Моя дипломная работа в колледже...
Духовно-нравственное воспитание через кружок устного народного творчества «На завалинке».
В статье рассказывается о работе кружка устного народного творчества.Какие методы и приёмы применяются....
НОУ Тема работы :"Формирование здорового образа жизни на основе устного народного творчества"
Высокий уровень здоровья, долголетие людей - вот наиважнейшая цель любого общества, любого государства. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, споко...
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества.
Духовно-нравственное воспитание дошкольника....
«Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности обучающихся»
В статье приводится обоснование для включения в систему внеурочной деятельности программ духовно-нравственного направления с использванием фольклорного материала, что даёт возможность расширить образо...
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...