Разработка "Час поэзии"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Час поэзии "Дорога к храму", 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vdrug_ostanovishsya_nevolno.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»

Час поэзии                                                                 «Светом сочится, зари золотей,                                                               Русское зодчество»

 Урок  для учителей ШМО  в рамках декады русского языка и литературы

7А класс

 Безкорсая Людмила Германовна,

учитель русского языка и литературы

Сорск, 2013

                             Вдруг остановишься невольно,

                                                                  Благоговея богомольно

                                                                  Перед святыней красоты…

                                                                                                                   А.С. Пушкин.

                                                                  Светом сочится, зари золотей,

                                                                  Русское зодчество.

                                                                                                                   Б. Чичибабин.

               Цели: познакомить учащихся с прекрасными творениями русского зодчества: храмами, соборами, церквями; показать, как эта тема нашла свое воплощение в русской поэзии; донести до учеников глубину понятия «Святая Русь»; пробуждать у детей чувство преклонения перед талантом русских мастеров, чувство гордости за свою родину и любви к ней, т.е. формировать  личностный результат обучения.

             Учить видеть художественно-изобразительные средства языка лирических произведений, тренировать навык анализа стихотворений, объяснять языковые явления, т.е. развивать предметные результаты.

                                                          Ход урока.

     

  1. Актуализация знаний.  Создание эмоционального настроя.

   Учитель читает слова А.С. Пушкина, вынесенные в эпиграф урока:

                                           Вдруг остановишься невольно,

                                           Благоговея богомольно

                                           Перед святыней красоты…

- А что это такое - «красота»? Поразмышляем об этом вместе с Пушкиным и другими поэтами на сегодняшнем часе поэзии.

        Что украшает нашу землю? Ей к лицу белые снега и яркие цветы, душистые стога только что скошенного сена на лугу и спокойствие озер и лугов, бескрайние лесные просторы и многоводные реки. А еще ее украшают деревенские колодцы и цветущие сады. А еще ее украшают возносящиеся к небесам купола православных храмов с колоколенками.

        Храм… Такое маленькое и такое емкое слово.

- Как по - другому мы называем храм?

Ответы детей.

- Храм, церковь, собор, часовня – удивительно светлые слова.

        Историк В. Соловьев в конце 19 века писал в статье «Что такое Россия?»: «Обыкновенно народ, желая похвалить свою национальность, в самой этой похвале выражает свой национальный идеал, то, что для него -  лучше всего, чего он более всего желает. Так, француз говорит о прекрасной Франции и французской славе; англичанин с любовью говорит: старая Англия; немец с гордостью говорит: немецкая верность.

        Что же в подобных случаях говорит русский народ? Чем он хвалит Россию? Называет ли он ее прекрасной или старой, говорит ли о русской славе или русской честности и верности? Вы знаете, что ничего такого он не говорит и, желая выразить свои лучшие чувства к Родине, говорит только о «святой Руси».

  1. Самоопределение к деятельности.     

 - Святая Русь. Как понимаете это выражение?

(Это самое дорогое, что есть у нас. Это земля наших предков. Это земля, на которой мы живем. Это наша Родина, о которой так проникновенно сказал поэт Никитин:

                            Это ты, моя Русь державная,

                             Моя Родина православная!)

Ученица дает толкование слову «святой» по словарю С. Ожегова.

       - В сочетании с какими словами можно употребить слово «святой»?

    (святой человек, святая икона, святые места, святые образы, святые слова).

       А еще мне кажется, особенно подходит к словосочетанию «святая Русь» и такой образ – «божественная благодать». Видимо, ее имел в виду Ф.И. Тютчев, когда писал:

           Удрученный ношей крестной,

           Всю тебя, земля родная,

           В рабском виде царь небесный

           Исходил, благословляя.  

      Какие ассоциации возникают, когда  слышите слова «святая Русь»? Я попросила  вас письменно ответить на этот вопрос, и вот что вы мне ответили.

      Выборочное  чтение учителем отрывков из сочинений ребят.

 «  …Когда я слышу слова «Святая Русь», я представляю необъятные просторы моей России, моей Руси. Широкие площади городов, непроходимые леса, полноводные реки, удивительные по красоте храмы, толстостенные монастыри, белокаменную Москву с древним Кремлем. Слышу бой курантов на Спасской башне, звон золотых колоколов…»

  « …Шумели над просторами Руси ветры истории, стонала земля под копытами  мчащихся коней. Грудью вставали на ее защиту мои далекие мужественные предки. Лежала в руинах, пылала в огне пожарищ, но воскресала снова и снова моя Русь. Я горжусь, что живу на Святой Руси…».

  «…Я думаю, что Святая Русь – это наше Отечество, наша земля, на которой мы рождаемся, живем, даем жизнь новым поколениям. И я понимаю, что Святая Русь принадлежит не только нам, сегодняшнему поколению, она принадлежит прошлому и будущему. Чтобы дети и внуки вспоминали нас добрым словом, никому нельзя отдать нашу землю, нашу Святую Русь…»

(В работах повторяются слова:  

древние русские города: Москва, Рязань, Владимир, Новгород, Ярославль, Псков;

    - церкви, храмы, соборы;

    - древние иконы;

    - православные праздники;

    - Русь, Отечество;

    - малиновый звон колоколов)

3. Работа по теме.

    Звучит колокольный звон.

Ученица читает стихотворение К. Бальмонта «Благовещенье в Москве».

         Вижу старую Москву

         В молодом уборе.

         Я смеюсь, и я живу-

         Солнце в каждом взоре.

         От старинного Кремля

         Звон плывет волною.

         А во рвах живет земля

         Молодой травою.

         В чуть пробившейся траве

         Сон весны и лета.

         Благовещенье в Москве –

         Это праздник света!

Развитие умения анализа поэтического произведения (предметная компетенция).

   - Почему Благовещенье в Москве представляется поэту «праздником света? Какой вы представляете Москву по этому стихотворению?

Комментарий.

Ребята работают в парах, обмениваются мнениями, отвечая на вопрос учителя. Текст стихотворения на слайде. Ребята имеют возможность поработать не только над содержательной стороной произведения, но и над художественно-изобразительными средствами языка.

Самостоятельная работа (5 минут)

     А далее идет серьезная  работа над углублением первичных наблюдений за языком поэта. Работа, развивающая   предметные компетенции обучающихся по анализу лирического произведения.

      В итоге дети увидели в стихотворении следующие особенности (привожу высказывания детей):

- «Благовещенье – один из самых светлых православных праздников. Стихотворение пронизано радостью, торжеством жизни. Мне кажется, поэт, уже пожилой человек, вспоминает свое детство, видит старую Москву, которая празднует Благовещенье, вспоминает свои ощущение от всеобщей радости и восторга.

      Это настроение несут слова «в молодом уборе», «смеюсь», «живу», «солнце», «звон плывет», «живет земля», «молодая трава», «сон весны и лета». И как итог, у поэта вырываются слова: «Праздник света».

  -  Стихотворение написано от 1 лица: вижу, смеюсь, живу. Вместе с поэтом  эти же чувства испытывают все люди. Он пишет: «Солнце в каждом взоре». Так отзывается душа человека на этот праздник.

     -  Это настроение передает звукопись (аллитереция):

                                 От старинного Кремля

                                 Звон плывет волною.

Чередование звуков   р-нн-мл-н-з-лн  заставляют услышать плывущий от Кремля колокольный звон. Метафора  «Москва в молодом уборе», олицетворения «звон плывет», «земля живет», эпитеты «молодая трава», «молодой убор», сравнение «звон плывет волною» (оно выражено творительным падежом имени существительного, как у Пушкина: «великолепными коврами…снег лежит») – все эти изобразительные средства языка подчеркивают главное настроение стихотворения – радость, торжество жизни.  И мы, читатели, невольно разделяем эти чувства автора.

        Учитель:

- «Лицо старой России,- писал В. Солоухин,- определялось, например, в большой степени, теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем ее просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города – от самого большого  до самого маленького».

        В них была вложена душа народная и представление людей о красоте:

                                     Белеет церковь над рекою,

                                     За ней опять леса, поля…

                                     И всей весенней красотою

                                     Сияет русская земля…

                                                                              (А. Блок).

         А теперь вслушайтесь в названия храмов и соборов, посмотрите на великие творения зодчих и архитекторов, русских мастеров, известных всему просвещенному миру.

         Демонстрируется мультимедийная презентация  «Светом сочится, зари золотей, русское зодчество». (Перед глазами детей под звуки «Аve Maria» прошли фотографии храма Христа Спасителя, храма Воскресения Христова, колокольни Ивана Великого, Богоявленского собора, Троице-Сергиевой лавры и других выдающихся произведений русского зодчества).

         После паузы предлагаю вопрос на выявление восприятия:

-Что хочется сказать? Поделитесь своими чувствами.

(Потрясает красота храмов, мастерство русских зодчих)

          Анализируем эпиграф к уроку:

                             

Светом сочится, зари золотей,

Русское зодчество.

Дети вновь погружаются в поэтический язык Б.Чичибабина.

Они замечают:

-Какое необычное предложение!

- Построено на инверсии: сказуемое предшествует подлежащему. Да еще и второстепенные члены стоят необычно.

-   Необычна сравнительная степень «золотей». С точки зрения законов языка так сказать нельзя.

-   А метафора «Светом сочится…русское зодчество!» Прямо ощущаешь материальность, вес света.

-  А я заметил аллитерацию: с-с-з-з-сс-з-с. Читаешь предложение и слышишь звуки колокола.

Учитель:

- Как думаете, что хотел сказать поэт этим красивым предложением?

Ответы детей:

- Русские зодчие создали подлинные чудеса.

- Русские церкви украшались позолоченными куполами.

- Православные храмы с сияющими куполами прекрасны.

- Лучшие здания на Руси – храмы с горящими под лучами солнца куполами.

- Храмы в России – истинное чудо, поражающее красотой и величием.

Учитель продолжает:

        - Писатель С. Голицын в книге «Сказания о белых камнях» пишет: «Когда мы любуемся прекрасной картиной, скульптурой, зданием, мы не думаем об их пользе, а просто долго-долго смотрим на них. Они возбуждают в нас «чувства добрые». Другой пользы и не нужно искать в произведениях искусства».

            Прочтем небольшой отрывок из этой книги.

(Распечатка отрывка лежит на каждой парте).

          «Как только пересечешь железнодорожную насыпь, так издали из-за рощицы показывается беленькая церковь. Я назвал ее «златокудрая царевна». Во времена моей юности купол ее был золотым и ярко горел на солнце… До чего она хороша! Стоит одиноко возле молоденькой вязовой рощи на небольшом холмике невдалеке от реки Нерли, на берегу тихого озера-старицы. Хитрец, строивший ее, сумел соединить необыкновенную простоту в частях с удивительной легкостью. Царевна, точно белая голубка, готова взлететь в небо. Этой легкости хитрец достиг множеством вертикальных линий, из коих сложены стены, будто не имеющие никакого весу.  В молодой березовой рощице все стволы тянутся к небу, к солнцу. И по замыслу зодчего все линии стен устремлены вверх, значит, думалось ему, его «творение» славит Богородицу».

             Беседа после чтения:

- Как автор называет церковь Покрова на Нерли? (Беленькая церковь, златокудрая царевна, белая голубка, творение, которое славит Богородицу).

            Учитель продолжает:

- А мне почему-то вспоминаются строки А.С. Пушкина, которые он посвятил бесконечно любимой женщине:

                           Я помню чудное мгновенье,

                           Передо мной явилась ты,

                           Как мимолетное виденье,

                           Как гений чистой красоты…

            Художник Игорь Грабарь сказал об этом храме замечательные слова: «Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства».

           Что же сделало этот храм таким знаменитым? Конечно, его удивительный гармоничный внешний облик. И, конечно же, его история.

           Выступление заранее подготовленного  ученика «История храма Покрова на Нерли». (Методическое пособие с электронным приложением «Уроки русского языка с применением информационных  технологий. 7-8 классы. Москва. «Планета». 2010, стр. 240. Материалы Интернета).  Выступление сопровождается мультимедийной презентацией.

Привожу выступление ученика.

         - Что известно об этом знаменитом памятнике зодчества? Скупые летописные сведения о храме не сообщают ни даты, ни даже названия церкви: «И потом прииде  от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град…и постави церкви две камены». Правда, еще в одной летописи  упоминается все-таки то, что храм на Нерли  в честь Покрова. Некоторые сведения есть в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что храм связан с победоносным походом владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году. Удивительны  сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела», то есть храм был возведен за один год.

          Правда, есть мнение, что посвящение храма, построенного князем Андреем, могло быть связано и с другим праздником, установленным им после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи. Именно с этим победоносным походом, успех которого обеспечила икона Владимирской Божией Матери, «Житие Андрея Боголюбского» связывает строительство церкви Покрова.

         Церковное предание гласит, что однажды, во время осады Константинополя, его жители слезно всю ночь молились в храме, посвященном Деве Марии, и просили заступления и помощи Богоматери.И во время этой всенеродной молитвы блаженный Андрей , великий православный подвижник, увидел в храме Божию Матерь, простирающую над народом Свой Покров – Мафорий. В ту же ночь осаждавшие бежали от города. Праздник Покрова всегда выражал и до сего времени выражает веру православных людей России В то, что Богоматерь имеет об Отечестве нашем особое попечение и покрывает его Своей великой милостью.

         Учитель продолжает:

- Сергей Голицын в книге «Сказание о белых камнях» пишет: «Любуясь храмом Покрова на Нерли, мы лучше видим красоту народа-творца, красоту Родины. Кем он был, создатель прекрасного творения? Дружинником ли князя Андрея Боголюбского, монахом, ремесленником? Не знаем. Но мы можем утверждать одно: подобно безвестному творцу «Слова о полку Игореве» он был русским, обладал русской сметкой и русской душой. С детства вдохновляли его лесные дубравы, реки тихоструйные, зори алые, песни печальные хлебопашцев, кружевное узорочье на дубовых теремах боярских… И перенес он на белые камни ту красоту, что подслушал и подглядел в свои юные годы… Он беспредельно любил Русь, убогую и обильную, измученную княжескими усобицами. И когда создавали его сердце, его ум, его руки белокаменную царевну, то с надеждой думал он о грядущей победе своей Родины».

      А вот еще одно драгоценное и прекрасное древнее место: село Коломенское.  Здесь, в Коломенском, находится церковь Вознесения, о которой поэт Борис Чичибабин написал потрясающие строки.

      (Рассматриваем на слайде это замечательное творение русских мастеров).

 Затем ученик выразительно читает стихотворение Б. Чичибабина (личностная компетенция):

Все, что мечтала услышать душа

в всплеске колодезном,

вылилось в возгласе: «Как хороша

церковь в Коломенском»!

   Здравствуй, царевна средь русских церквей,

   бронь от обидчиков!

   Шумные лица бездушно мертвей

   Этих кирпичиков.

Божья краса в суете не видна.

С гари да с ветра я

вижу: стоит над Россией одна,

самая светлая…

     Чашу страданий испивши до дна,

     пальцем не двигая,

     вижу: стоит над Россией одна,

     самая тихая.

В милой пустыни, вдали от людей,

нет одиночества.

Светом сочится, зари золотей,

Русское зодчество.

     И вновь работа в парах над осмыслением стихотворного текста, над ролью изобразительно-выразительных средств языка.

Комментарий.

Она позволяет каждому ученику развивать коммуникативную компетентность и осваивать нормы работы в коллективе.  Присвоение знаний (переход их в сознание) происходит только при условии наличия внешней речи. Обеспечить внешнюю речь каждого обучающегося позволяет работа по обсуждению ключевых вопросов содержания урока).

   

 Далее учитель организует обсуждение  результатов работы пар. После прослушивания ответов, обоснования своего мнения вносятся дополнения, формулируются выводы.

Вот что увидели учащиеся:

-   В каждой строке  стихотворения - восхищение удивительно гармоничным  внешним обликом церкви, выраженное в прямых авторских оценках: «Как хороша церковь в Коломенском!» Она «царевна средь русских церквей», «бронь от обидчиков».  Слово-то какое необычное:  «бронь», то есть броня, защита. Она «самая  светлая», «самая тихая». Превосходная степень со словом «самая» передает волнение поэта, застывшего перед чудом красоты.

 -   Мне кажется, это стихотворение – размышление о духовном, о том, что в мирской суете человек становится бездушным, злым, равнодушием своим наносит обиды окружающим, часто этого даже не замечая. «Испив чашу страданий до дна» в мире, где живут «мертвые бездушные лица», где бесконечная  суета, он обращается к духовному. И тогда в новом свете ему видится храм, потому что «Божья краса в суете не видна». И  человек по-новому ощущает себя. Здесь, «вдали от людей», «в милой пустыни»,  он не испытывает одиночества. Его душа разговаривает с Небом. Мне кажется, что поэт убежден: Бог живет в душе каждого человека, нужно лишь уметь услышать его присутствие. К сожалению, люди зачастую остаются глухи к Божьему зову, занятые своими будничными делами, разучившиеся смотреть ввысь. Любовь, добро, сострадание, терпение – это то, к чему стремится душа человека, и то, что олицетворяет собой храм.  Именно в любви спасение для многих людей, выход из замкнутого круга повседневных забот.

 -   Поэт не описывает церковь, он показывает впечатление, которое производит чудо- храм на зрителя. Поэт как бы распоряжается воображением читателя, ведет нас за своей мыслью. Но мы не ощущаем насилия над собой, мы радуемся открывающейся перед нами красоте. Дважды звучит слово «Россия», в заключительных строках слышим слово  «русское». И такая переполняет сердце гордость, что храм строил русский мастер. Как писал летописец: «Враги Руси не возмогоша одолети крестные силы, есть бо нам верным забрало крест честной».

-  Разнообразны художественно-изобразительные средства языка. Эпитеты яркие, разнообразные:  «Божья краса»,  «милая пустыня». Они являются контрастом  эпитету «шумные лица».  Фразеологизмы «чашу страданий испивши до дна», «пальцем не двигая» показывают состояние человека, запутавшегося в мирских проблемах. Очень выразительно олицетворение «мечтала услышать душа».  Гипербола «шумные лица бездушно мертвей этих кирпичиков» звучит очень неожиданно.  Сочетание эпитета «бездушно» со сравнительной степенью прилагательного «мертвей» делает признак еще более интенсивным, отрицательно окрашенным.  Так неожиданно здесь ласковое слово «кирпичиков».  Впечатление эмоциональности усиливают восклицания «Как хороша церковь в Коломенском!» и «Здравствуй, царевна средь русских церквей, бронь от обидчиков!» Для автора церковь нечто  большее, чем просто произведение архитектуры. Он одушевляет ее, дает ей жизнь в этом стихотворении.

-     А какое мастерство в использовании  аллитераций: «Светом СочитСя, Зари Золотей,  руССкое ЗодчеСтво», «ЗдРавствуй, цаРевна сРедь Русских цеРквей, бРонь от обидчиков!»  

 -   Вглядимся в рифмы стихотворения. Мы видим почти полное совпадение звуков в рифмующихся словах: душа – хороша, церквей – мертвей, видна – одна, людей – золотей. Но Чичибабин – мастер составной  рифмы. Ее мы видим в строфе

                                          Божья краса в суете не видна.

                                          С гари да с ветра я

                                          вижу: стоит над Россией одна

                                          самая светлая.

Тут автор мог ограничиться созвучием «ветра я – светлая». Но я заметил, что он подтягивает к «ветру предлог «с», и внутри строфы образуется повтор «свет – свет». И от этого еще больше ощущаешь красоту белокаменной царевны.

     -  Задушевность, искренность автора, его восхищение талантом русских зодчих, его светлый внутренний мир покорили меня как читателя. Теперь, когда я узнал историю церкви в Коломенском, увидел, какое впечатление красота этого храма производит на всякого, кто видит его, мое самое большое желание – побывать в Коломенском, увидеть белокаменную царевну и испытать то же чувство гордости за русских зодчих, которые могут создавать такую красоту.

     -   Я прочел замечательные слова летописца:  «Бе же церковь та вельми чудна высотою, красотою и светлостью, яко не бывало прежде сего в Руси». Своеобразие и красота церкви Вознесения ошеломляют всех, кто хоть раз видел  ее.  

     - Поражают слова  знаменитого французского  композитор Гектора Берлиоза, который был потрясен видом  храма: «Многое я видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго я стоял ошеломленный».

После эмоционального обсуждения  вновь звучит колокольный звон.

Учитель продолжает:

-Творения наших предков - храмы – высоки и величавы, будто предназначены соединить небо и землю. Мне кажется, именно об этом говорит Ф.И. Тютчев:

Когда в кругу убийственных забот,

Нам все мерзит – и жизнь, как камней груда,

Лежит на нас,- вдруг, знает Бог откуда,

Нам на душу отрадное дохнет,

Минувшим нас обвеет и обнимет

И страшный груз минутно приподнимет…

   

     Стоят на русской земле храмы. Одни возрождаются из небытия, другие возводятся заново. Плывет по Руси малиновый звон. И так радостно сознавать: мы живы, жива наша Россия.

     Нужен ли нам сегодня этот звон? Писатель М. Волостной по этому поводу рассуждает: «Кто знает, может, колокола и в самом деле лишние сейчас, когда Земля опутана компьютерной коммуникацией. К чему их звон…слух только раздражать…

      Но почему же, слыша этот долгий звон, я уповаю на спасение?»

      Вопрос для размышления дома: почему, слыша колокольный звон, человек, написавший эти строки, надеется на спасение? О каком спасении он говорит? От чего?

     (Этим проблемным вопросом, направленным на раскрытие практической значимости для учащихся содержания урока, завершаем занятие).

Литература.

  1. Климентовская З. В.  Уроки поэзии в начальных классах. Москва. «Владос». 2002.
  2. Методическое пособие с электронным приложением «Уроки русского языка с применением информационных  технологий. 7-8 классы. Москва. «Планета». 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Китайская поэзия - поэзия мысли"

В процессе  работы творческой мастерской  "Китайская поэзия - поэзия мысли" школьники знакомятся с китайской классической поэзией, занятие организуется таким образом, что дети ставятся в сит...

Урок словесности "Поэзия мира и мир в поэзии"

Урок словесности из цикла уроков, посвященных работе с поэтическими текстами....

« Есть у поэзии начало, нет у поэзии конца».

Саратовскому поэту, бывшему учителю школы № 89, кандидату филологических наук, доценту кафедры общего литературоведения и журналистики СГУ  - Книгину Игорю Анатольевичу, посвящается…...

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...

«Мифологема дерева в русской и современной мордовской поэзии: к опыту сравнительно-сопоставительного изучения (на материале поэзии С. А. Есенина и В. А. Ващалкина)»

Стихи о родной природе составляют сокровищницу русской литературы. Именно в них, одухотворенно описывая красоты родного и милого сердцу автора края, поэты создают удивительно проникновенные обра...

Оттепель - период расцвета поэзии в литературе. Бронзовый век. Поэзия 60-х годов.

В предложенной презентации даются краткие биографические справки, предлагаются для работы с текстом наиболее яркие стихотворения поэтов-шестидесятников: Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной, Р. Рождественског...

Урок литературы по поэзии Серебряного века (поэзия А. Ахматовой и Н. Гумилева)

Урок содержит материал для выступления учащихся ( небольшая композиция из стихотворений А. Ахматовой и Н. Гумилева, выстроенная таким образом, что читающие стихи учащиеся должны обращаться друг к друг...