Рабочая программа по литературе для 8 класса
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературе, 8 класс
Пояснительная записка
( 2 часа в неделю – 68 часов )
Рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 8 класса под редакцией В.Я.Коровиной. Издательство «Просвещение», 2011 г.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования и Федеральному базисному учебному плану 2004 г.
Используется учебник-хрестоматия для 8 класса в 2-х частях. Авторы-составители: В.Я. Коровина и др. Издательство «Просвещение», 2011 г. Учебник соответствует данной программе.
При подготовке к урокам используется следующая литература:
- «Поурочные разработки по литературе» (к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной), автор И. В. Золотарева, 2006
- «Поурочное планирование по литературе» (к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной), автор О. А. Еремина, 2006
- «Дидактические материалы по литературе», автор Т. М. Фадеева, 2007 г.
- «Тесты по литературе», автор О. А. Тищенко, 2007 г.
- «Поурочные разработки по зарубежной литературе» (5-9 классы), автор Н. В. Егорова, 2008 г.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Содержание школьного литературного образования включает два больших концентра (5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5-6, 7-8 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая – владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, со второй – активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
Программа каждого курса (класса) включает себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.)
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
Календарно – тематическое планирование по литературе
8 класс
№ урока | Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся | Тема урока. Основное содержание | Дата | |
план | факт | |||
1 | Беседа. Тестирование | Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся | 2.09 | |
2 | Рассказ учителя. Беседа | Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночка темная…», «Вдоль по улице метелица метет…». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений. | 4.09 | |
3 | Беседа | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий | 9.09 | |
4 | Рассказ учителя. Беседа. Практикум | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития. | 11.09 | |
5 | Урок внеклассного чтения | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | 16.09 | |
6 | Рассказ учителя. Беседа | Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. | 18.09 | |
7 | Практикум | Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя. Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении | 23.09 | |
8 | Урок развития речи | Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе 18 века» (на примере 1-2 произведений) | 25.09 | |
9 | Рассказ учителя. Беседа | И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков | 30.09 | |
10 | Урок внеклассного чтения | И. А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа | 2.10 | |
11 | Рассказ учителя. Практикум | К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева | 7.10 | |
12 | Рассказ учителя. Беседа | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы | 9.10 | |
13 | Семинар | А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. | 14.10 | |
14 | Рассказ учителя. Беседа | А.С.Пушкин.»История Пугачева»(отрывки). Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора | 16.10 | |
15 | Рассказ учителя Беседа | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | 21.10 | |
16 | Беседа. Обучение устному рассказу | Гринев: жизненный путь героя. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | 23.10 | |
17 | Беседа | Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина | 28.10 | |
18 | Беседа Практикум | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. | 30.10 | |
19 | Урок развития речи | Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка» Фольклорные мотивы. Подготовка к сочинению по роману «Капитанская дочка» | 11.11 | |
20 | Рассказ учителя Беседа | А.С.Пушкин «Пиковая дама» Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести | 13.11 | |
21 | Урок контроля | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина | 18.11 | |
22 | Рассказ учителя Семинар | М.Ю.Лермонтов. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова. | 20.11 | |
23 | Беседа | М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Романтически-условный историзм поэмы. | 25.11 | |
24 | Практикум | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Анализ эпизода из поэмы. Развитие представлений о жанре романтической поэмы | 27.11 | |
25 | Урок развития речи | Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». | 2.12 | |
26 | Рассказ учителя Беседа | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя. | 4.12 | |
27 | Рассказ учителя Беседа | Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия. «Ревизор» в оценке современников. | 9.12 | |
28 | Беседа Практикум | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе «Ревизор» | 11.12 | |
29 | Практикум | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге» Хлестаковщина как нравственное явление. | 16.12 | |
30 | Урок развития речи | Особенности композиции комедии. Роль эпизода в драматическом произведении. | 18.12 | |
31 | Рассказ учителя Беседа | Н.В.Гоголь «Шинель» Образ «маленького человека» в литературе. | 23.12 | |
32 | Практикум | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. | 25.12 | |
33 | Рассказ учителя Беседа | М. Е. Салтыков - Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. | 30.12 | |
34 | Урок развития речи | Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». | 15.01 | |
35 | Урок контроля | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М. Е. Салтыкова - Щедрина | 20.01 | |
36 | Рассказ учителя Беседа | Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. | 22.01 | |
37 | Рассказ учителя Беседа | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала» Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. | 27.01 | |
38 | Практикум | Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала» Особенности композиции. Психологизм рассказа. | 29.01 | |
39 | Урок внеклассного чтения | Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество» | 3.02 | |
40 | Урок внеклассного Чтения | Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А. Н. Майкова | 5.02 | |
41 | Рассказ учителя Беседа | А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | 10.02 | |
42 | Рассказ учителя Беседа | И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина - прозаика | 12.02 | |
43 | Рассказ учителя Беседа | А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа »Куст сирени». Понятие о сюжете и фабуле. | 17.02 | |
44 | Урок развития речи | Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна. | 19.02 | |
45 | Рассказ учителя Беседа | А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. | 24.02 | |
46 | Рассказ учителя Беседа | С.А.Есенин Слово о поэте. «Пугачев»-поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. | 26.02 | |
47-48 | Уроки развития речи | Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А..Есенина. Подготовка к домашнему сочинению. | 3.03, 5.03 | |
49 | Рассказ учителя Беседа | И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем»- воспоминание о пути к творчеству. | 10.03 | |
50 | Урок внеклассного чтения | Журнал «Сатирикон».»Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи.»Жизнь и воротник»; М.М.Зощенко «История болезни». | 12.03 | |
51 | Рассказ учителя Беседа | М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | 17.03 | |
52 | Урок контроля | Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина | 19.03 | |
53 | Рассказ учителя. Беседа | Т. А. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин» Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения родине | 2.04 | |
54 | Обучение устному рассказу | Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. | 7.04 | |
55 | Практикум | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления | 9.04 | |
56 | Урок внеклассного чтений | А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа | 14.04 | |
57 | Урок развития речи | Урок – концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского, Б. Окуджавы, А. Фатьянова, Л. Ошанина | 16.04 | |
58 | Рассказ учителя. Беседа | В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе | 21.04 | |
59 | Урок развития речи | Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века» (произведение по выбору учащегося) | 23.04 | |
60-61 | Уроки внеклассного чтения | Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине | 28.04, 30.04 | |
62 | Рассказ учителя. Беседа. Практикум | У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта» | 5.05 | |
63 | Практикум | Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы | 7.05 | |
64-65 | Рассказ учителя. Беседа | Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера | 12.05, 14.05 | |
66 | Урок внеклассного чтения | Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | 19.05 | |
67 | Урок внеклассного чтения | В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман | 21.05 | |
68 | Урок-зачет | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...