Рабочая программа по литературе для 10 класса.
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 10 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы обучения литературе в 10 классе «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» / Авторы – составители: Г. С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. - М.: Русское слово, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_literatura_10_klass.doc | 379 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании методического совета Протокол №___ от «___» ________ 2013 г.
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Токаревской СОШ № 1 ___________/ Нефедова О.В. «___» ________ 2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Токаревской СОШ № 1 _____________/ Летуновская Л.Д. Приказ № ______ «___» _________ 2013 г. |
Рабочая программа по учебному предмету
«Литература»
10 класс
2013-2014 учебный год
филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Токаревской средней общеобразовательной школы № 1
в селе Троицкий Росляй
Учитель: Симонова О.Н.,
учитель русского языка и литературы
Троицкий Росляй, 2013 год
I. Пояснительная записка
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Изучение литературы в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закон РФ «Об образовании».
- Закон «Об образовании в Тамбовской области» от 29.12.1999 № 96-З (принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 29.12.1999 № 525).
- Закон Тамбовской области от 27.12.2007 № 332-З «О внесении изменений в закон Тамбовской области «Об образовании в Тамбовской области» (принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 25.12.2007 № 892).
- Государственный образовательный стандарт (федеральный (утвержден приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089) и национально-региональный компонент).
- Базисный учебный план школ РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного плана».
- Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / Авторы – составители: Г. С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. - М.: Русское слово, 2010.
- Приказ управления образования и науки Тамбовской области № 1593 от 05.06.2009 г. «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».
- Положение о рабочей программе педагогов МБОУ Токаревской СОШ № 1
Рабочая программа по литературе для 10 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы обучения литературе в 10 классе «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» / Авторы – составители: Г. С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. - М.: Русское слово, 2011, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Москва, 2004 г.).
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Предпочтение отдано авторской программе В. И. Сахарова, С.А. Зинина не случайно. В содержательном отношении предлагаемый авторами историко-литературный курс имеет целью рассмотрение основных потоков русской литературы ХIХ—ХХ веков как высокого патриотического и гуманистического единства, в основе которого лежит любовь к России и человеку — главным и непререкаемым ценностям нашей культуры. Структура курса отражает принцип поступательности в развитии литературы, преемственности литературных явлений, рассматриваемых в общекультурном контексте. Литература первой половины ХIХ века представлена в начале курса обзором творчества ведущих русских классиков: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, углубляющим и расширяющим курс предшествующего класса. Применительно к русской классике ХIХ века авторы стремились к наиболее широкому освещению литературного процесса второй половины столетия (творчество А.Н. Островского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и др.). Следуя принципу завершенности основных ступеней общего образования, авторы тематически связали материал вводного обзора с содержанием концентра 9 класса, включающего развернутые разделы по творчеству упомянутых писателей.
В программу изменений не внесено.
В соответствии с Годовым календарным учебным графиком МБОУ Токаревской СОШ № 1 на 2013-2014 учебный год продолжительность учебного года составила 35 недель, из них четыре дня отведены на проведение Дней здоровья.
На изучение данного курса отведено 3 часа в неделю, 105 часов в год
Учебная четверть | I | II | III | IV | В год: |
Количество недель | 8,5 | 7,5 | 10 | 9 | 35 |
Количество часов | 25 | 23 | 30 | 27 | 105 |
Формы организации образовательного процесса представлены систематическими (классно-урочная, самостоятельное выполнение домашних заданий) и эпизодическими (олимпиады, конкурсы, выставки) формами.
Технологии, используемые в образовательном процессе:
1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов, технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
2. Личностно-ориентированные технологии, в качестве планируемых результатов предполагающие не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности. Технологии создают условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных способностей школьников.
3. Технологии активизации познавательных интересов, творческой самостоятельности учащихся. Это обучение способам самостоятельного постижения знаний по различным учебным предметам.
4. Дифференцированное обучение для освоения учебного материала учащимися с различным уровнем обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
Становление системы специфических методов преподавания литературы прошло длительный путь, связанный с именами выдающихся ученых. Поэтому методы решения поставленных задач представлены в программе в виде авторских методов, которые учитель может использовать по своему усмотрению (отдельно или комбинированно), опираясь на специфику изучаемой темы, особенности класса и другие факторы. «Перепробовать десять методов и не держаться ни одного неукоснительно – вот единственный возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, пробовать, совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни», - утверждала М.А.Рыбникова, педагог-новатор и теоретик, одна из основателей советской методики преподавания русского языка и литературы.
Автор | Метод | Описание метода |
Ф.И. Буслаев | Метод индукции (от частного к общему). | Обучение теории словесности достигается посредством изучения классических произведений на основе самостоятельного чтения и филологического анализа, в процессе которых приобретаются теоретические знания, закрепляемые затем письменными упражнениями (переводы, переложения, изложения, рефераты, сочинения). |
«Исторический» (эвристический) метод. | Учителю следует не сообщать ученикам готовые знания, а умело поставленными вопросами заставлять ученика доискиваться до сути предмета. Основным приемом является сопоставление. | |
Ц.П. Балталон
| Метод воспитательного чтения | Из пересказов предпочтение отдается свободному, а не «близкому к заучиванию наизусть». Чтение учителем, письменные заметки о прочитанном, беседа о прочитанном, письменное изложение впечатлений, исправление ошибок, чтение учеников, списывание с письменного текста и грамматические упражнения, самостоятельное приготовление уроков. Беседа с учениками о прочитанном по заранее приготовленным вопросам имеет «троякую цель»: • воспроизведение учениками главнейших, наиболее понравившихся каждому моментов из текста; • комментирование прочитанного текста; • оценка учениками под руководством учителя явлений жизни, изображенных в рассказе, достоинств и недостатков самого рассказа. |
В.В. Голубков | Лекционный метод | Сообщение нового материала, выразительное чтение, рассказ учителя |
Метод литературной беседы | Беседа проводиться по заранее данным вопросам или свободная беседа | |
Метод самостоятельной работы | Завершается обычно устными докладами и письменными сочинениями. В старших классах используются такие виды самостоятельной работы, как доклад и диспут. | |
Н.И. Кудряшев | Метод творческого чтения | Метод реализуется с помощью следующих приемов: выразительное чтение, комментированное чтение, беседа, творческие задания по личным впечатлениям или по тексту произведения, постановка учебной проблемы, вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприятие школьников |
Эвристический метод | Эвристический метод реализуется с помощью следующих приемов: построение логически четкой системы вопросов, что поможет осуществить самостоятельное добывание знаний, построение системы заданий по тексту, постановка проблем | |
Исследовательский метод | Данный метод предусматривает творческое усвоение знаний, которые учащиеся добывают самостоятельно в процессе исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Исследовательский метод реализуется с помощью следующих приемов: постановка проблемных вопросов, исследовательские задания | |
Репродуктивный метод | Знания учащимся предлагаются в «готовом» виде, учитель не только сообщает знания, но и объясняет их, школьники сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают). Репродуктивный метод реализуется с помощью следующих приемов: правильное воспроизведение (репродукция) полученных знаний, многократное повторение. | |
В.А. Никольский | Методы эмоционально-образного постижения произведений художественного слова: Выразительное чтение учителя | Готовит школьников к последующему анализу произведения; выразительное чтение учителя должно откликнуться в выразительном чтении учащихся |
Заучивание наизусть | Значение заучивания наизусть обусловлено тем, что образ не заменим рассуждениями о нем, кроме того, заучивая наизусть, учащиеся обогащают свою память образными выражениями | |
Пересказывание | Недословная передача произведения или его части. Носит личный характер, так как при пересказывании проявляется личное отношение учащегося к произведению, собственная манера повествования. По степени близости к оригиналу следует различать пересказ, близкий к словам автора, и пересказ, близкий к плану произведения. В 5–6 классах используются: элементарные упражнения в пересказывании небольших повествовательных и описательных отрывков, в 7–8 классах – пересказывание авторской характеристики героев, в 9—11 классах – пересказывание страниц, содержащих авторский анализ душевных переживаний героя, сюжетных стихотворных произведений, развернутые описания природы | |
Художественное рассказывание по мотивам произведения | Допускает более свободное отношение к литературному материалу, который сокращается или перекомпоновывается учащимися. В данном случае необходимо заботиться о целостности изложения | |
Досказывание произведений | Пересказывание с отступлениями от оригинала, при котором допустимы небольшие вставки. Такой прием называют устным словесным рисованием, но данное задание может быть выполнено и письменно. Ценность его заключается в активизации читательского воображения и творческих способностей | |
Художественное иллюстрирование | В создании иллюстрации главным является не техника рисунка, а угадывание мысли писателя и живое отношение к его героям. В рамках иллюстрирования В.А. Никольский рассматривает сценарии, киносценарии. Выбираются и кратко характеризуются эпизоды произведения, которые могли бы составить содержание явления в спектакле или кинокадра в фильме | |
В.А. Никольский | Методы и приемы истолкования произведений: Комментированное чтение | Вид работы, при котором учитель на уроке читает вслух строки писателя и сразу же раскрывает их смысл, подчеркивает мастерство писателя. С помощью комментированного чтения учителя В.А. Никольский рекомендует изучать первые главы большого повествовательного произведения и первые действия пьес |
Беседа словесника с учащимися | Вопросы учителя стимулируют самостоятельные наблюдения и размышления учащихся над произведением. Виды беседы: свободная беседа (проводится для обмена в классе мнениями о только что прочитанном произведении с целью выяснить, как оно воспринято учащимися в процессе самостоятельного чтения, возбудить к нему интерес); беседа по вопроснику учителя (проводится с целью анализа произведения); спор (наиболее интенсивная форма беседы. Такой урок называют уроком-диспутом. В.А. Никольский не согласен с данным термином, так как диспут представляет собой общественное дело, не ограниченное рамками класса и учебной программы); итоговая беседа (проводится, когда анализ произведения завершен и встает необходимость свести отдельные положения в систему)) | |
Самостоятельная работа учащихся над литературным материалом | Метод подразделяется на три вида: лабораторные занятия, на которых выбираются стихотворения, страницы повествовательных и драматических произведений, обладающие относительной законченностью, например: сопоставление ранних редакций произведения с окончательной; семинарские занятия, сочинения, обладающие исследовательским характером, что роднит их с лабораторными занятиями, где ученики совершают самостоятельно путь от наблюдения к обобщениям | |
Г.Н. Ионин | Метод художественной интерпретации | Ученик становится чтецом-интерпретатором, а учитель – своеобразным режиссером. Это творческий метод |
Метод критико-публицистический | Предлагает соответствующий характер освоения литературы. Формируется определенный тип читателя – читателя-критика, владеющего мотивированными оценками. Естественно, что необходим и критик-редактор, которым становится учитель | |
Метод литературного поиска | Предполагает развитие школьного литературоведения, определенных исследовательских способностей |
Существуют и другие методы, которые учитель может использовать в своей практике: Н.И. Новикова, В.И. Водовозова, М.А. Рыбниковой и др.
Механизмы формирования ключевых компетенций определяются целями и задачами конкретного урока.
По предмету проводятся текущие и итоговые, письменные и устные уроки контроля. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проверки текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.
В качестве контрольных работ (текущих и итоговых) проводятся следующие: сочинение, , тестирование.
Итоговые контрольные работы проводятся:
- после наиболее значительных тем программы;
- в конце учебной четверти, полугодия.
Сочинение по литературе – одна из форм проверки, которая позволяет выявить уровень:
- правильного понимания темы, глубины, и полноты ее раскрытия, верной передачи фактов, правильного объяснения событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательности основных положений, привлечения материала, важного и существенного для раскрытия темы, умения делать выводы и обобщения, точности в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
- соразмерности частей сочинения, логичности связей и переходов между ними;
- точности богатства лексики, умения пользоваться изобразительными средствами языка.
Тестирование как форма проверки и контроля требует от обучающихся хорошей подготовки, самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных. Каждый тест состоит из заданий разной сложности: около 60% заданий доступны большинству обучающихся класса (первый уровень подготовки), 20% заданий повышенной сложности доступны обучающимся второго уровня подготовки и 20% заданий – обучающимся третьего уровня. Таким образом, дифференциация при составлении теста позволяет выполнить задания каждому ребенку на уровне его возможностей. Уровень сложности заданий определяет учитель. Если ученик не справился со сложным заданием, следует предложить ему выполнить менее трудный вариант работы.
Используются учебники, рекомендуемые Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в ОУ, включенные в Федеральные перечни учебников на 2013 / 2014 у.г.:
- Литература. Учеб. для общеобразоват. учреждений. в 2 ч. / В.И. Сахаров, С.А. Зинин– М.: Просвещение, 2010.
II. Содержание тем учебного курса.
Введение.
Русская литература XIX в. Основные темы и проблемы.
Литература первой половины XIX века
А.С.Пушкин
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило…», «Разговор книгопродавца с поэтом», «,,, Вновь я посетил…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Свободы сеятель пустынный…», «Подражание Корану», (IX/ «И путник усталый на Бога роптал…»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.),. Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
Стихотворения: «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», «Я не унижусь пред тобою…»), «Сон» («В полудневный жар в долине Дагестана»), «Выхожу один я на дорогу…» и др. по выбору. Поэма «Демон».
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделённой любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, её образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубиншетйн и др.)
Н.В.Гоголь
Повести: «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приёмы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.)
Литература второй половины XIX века
Введение
Социально- политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850-1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, её обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А. Н. Островский
Пьесы: «Свои люди – сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтёмся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка – три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и её характерологическая функция.
Изображение «затерянного» мира города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и её разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, Символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н. Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волк и овцы».
И.А. Гончаров
Роман «Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, её соотнесённость с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. писарев, А.В. Дружинин).
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
И.С. Тургенев
Цикл «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника2. отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и её место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворения.
Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Н.Г. Чернышевский
Роман «Что делать?» (обзор).
«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. глава «Четвёртый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.
Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?»
Межпредметные связи диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?»
Н.А. Некрасов
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н. Еракову)», «О Муза! я у двери гроба…», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приёмы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и её яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрёны Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и её решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. репина, Н. Касаткина, и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Ф. И. Тютчев
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») , «Природа-сфинкс, и тем она верней…», «Певучестьл есть в морских волнах…», «Ещё земли печален вид…», «Полдень», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, её философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, её судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танев, С.В. Рахманинов и др.)
А. А. Фет
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…», «Еще майская ночь», «Заря прощается с землею…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «На заре ты её не буди…», «Это утро, радость эта…», «Одним толчком согнать ладью живую…» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновения» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красочность и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служенье гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Н.С. Лесков
Повесть «Очарованный странник».
Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатлённый ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
М. Е. Салтыков-Щедрин
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приёмы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова –Щедрина.
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орёл-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
А.К. Толстой
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Когда природа вся трепещет и сияет…», «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Государь ты наш, батюшка…», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. романтический колорит интимной лирики и поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому фольклору и политической сатире.
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приёмы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Л. Н. Толстой
Роман «Война и мир».
Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и её развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и др.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности и истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Опорные понятия: роман-эпопея»; «диалектика души»; историко-философская концепция.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л. Толстого (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Ф. М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорблённых» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романею. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие0; герои-«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.)
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
А. П. Чехов
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишнёвый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотёп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. РТрушкина и др.)
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».
Обзор зарубежной литературы XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Г. де Мопассан
Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).
Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.
Оноре де Бальзак
«Гобсек». Краткие сведения о жизни и творчестве Бальзака. Губительная власть денег в повести «Гобсек».
Дж.Г. Байрон
XIX век – расцвет романтизма в западноевропейском искусстве. Отражение настроений эпохи в творчестве Байрона. Глубокая неудовлетворенность героя Байрона (стихотворение «Душа моя мрачна..» в переводе М.Ю. Лермонтова). Романтическая личность, её особенности (по лирике Байрона).
III. Требования к уровню подготовки учащихся
за курс литературы 10 класса.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования в 10 классе являются:
- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
IV. Учебно-тематический план
по литературе
Класс – 10 «в».
Учитель – О.Н. Симонова
Количество часов:
- всего – 105 ч.;
- в неделю – 3 ч.
Плановых контрольных работ: 2.
Планирование составлено на основе авторской программы общеобразовательных учреждений: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / Авторы – составители: Г. С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. - М.: Русское слово, 2010.
Учебник: Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. в 2 ч. / В.И. Сахаров, С.А. Зинин– М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература: Т.И. Михайлова, Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе XIX в.: 10 класс. – М.: Вако, 2012.
Содержание | Кол-во часов |
Введение | 2 |
Русская литература 1-ой половины XIX века | 23 |
Русская литература 1-ой половины XIX века | 75 |
Зарубежная литература | 4 |
Обобщение по курсу «Русская литература XIX века» | 1 |
ИТОГО: | 105 |
V. Перечень учебно-методического обеспечения.
- Зинин С.А. ЕГЭ. Сведения о теории и истории литературы. – М.: «Астрель», 2011.
- Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
- Родин И.О. Сочинения: 10-11 класс. - М., 2007.
- Родин И.О. Сочинения для абитуриентов и школьников. Анализ лирического произведения. - М.: «Астрель», 2007.
- Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1974.
- Т.И. Михайлова, Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе XIX в.: 10 класс. – М.: Вако, 2012.
VI. Календарно-тематическое планирование
по литературе (10 класс)
№ урока | Тема | Кол-во часов по теме | Сроки изучения | Требования к уровню подготовки учащихся | Примечание | |
По плану | По факту | |||||
Ведение – 2 часа | ||||||
Введение. Русская литература XIX века. Основные темы и проблемы. | 1 | Знать понятие художественная литература. Понимать характерные черты русской литературы. Уметь определять основные темы и проблемы русской литературы. | ||||
Основные литературные направления русской литературы. | 1 | Знать направления русской литературы. Понимать влияние различных факторов на зарождение и развитие литературного направления. Уметь охарактеризовывать основные направления литературы. | ||||
Русская литература 1-ой половины XIX века – 23 часа | ||||||
А.С.Пушкин. Личность поэта. Основные этапы жизненного и творческого пути. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества А.С.Пушкина. Понимать влияние эпохи на жизнь и творчество поэта. Уметь самостоятельно находить необходимый материал, используя различные источники информации. | ||||
Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и Михайловской ссылок. | 1 | Знать основные мотивы, «вечные темы», романтическую лирику. Уметь анализировать стихотворения с учетом художественных приёмов поэта, идеи и темы. | ||||
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. | 1 | |||||
Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина. | 1 | Знать стихотворения на тему свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина. Уметь анализировать их с учетом тематики, идеи и проблематики. | ||||
Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти. | 1 | Знать нравственно-философскую проблематику стихотворений. Уметь их анализировать. | ||||
Человек и история в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». | 1 | Знать жанрово-композиционную основу произведения, приемы создания образов в поэме. Уметь при анализе текста раскрывать проблему индивидуального бунта, раскрывать конфликт личности и государства. | ||||
Образ Петра первого как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». | 1 | |||||
Социально-философская проблематика поэмы. Диалектика души. | 1 | |||||
РР. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина. | 1 | Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев. | ||||
М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. Основные этапы жизненного и творческого пути. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. Понимать влияние эпохи на жизнь и творчество поэта. Уметь самостоятельно находить необходимый материал, используя различные источники информации. | ||||
Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Родина». | 1 | Знать реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова. Уметь анализировать романтические стихотворения. | ||||
Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова. | 1 | Знать стихотворения по теме. Уметь анализировать стихотворения по теме, сравнивать произведения по теме в разные периоды творчества поэта | ||||
Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова. | 1 | Знать стихотворения по теме, приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта. Уметь производить идейно-тематический анализ, понимать логику истории и развития связей человека и природы. | ||||
Тема любви в лирике поэта. | 1 | Знать произведения по теме, соотношение темы любви в лирике М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина. Уметь анализировать и соотносить стихотворения поэтов по данной тематике. | ||||
Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон». | 1 | Знать демонические мотивы в лирике поэта. Уметь производить идейный, тематический анализ, выявлять нравственно-философские проблемы | ||||
Художественный мир Н.В.Гоголя. | 1 | Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры. Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл. | ||||
Цикл петербургских повестей Н.В. Гоголя как художественное целое. Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект». | 1 | Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры. Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл. | ||||
Комизм повести «Нос» Н.В. Гоголя. | 1 | Знать текст произведений. Уметь анализировать прозаическое произведение на основе художественного концепта и проблематики. | ||||
«Записки сумасшедшего» как одна из самых поэтичных и трагических повестей Н.В. Гоголя. | 1 | |||||
Тема гуманизма в повести «Шинель». | 1 | |||||
Образ Петербурга в гоголевской прозе: традиции и новаторство. | 1 | |||||
«Мёртвые души» как поэма «итогов» Н.В. Гоголя. | 1 | |||||
Контрольная работа по теме «Русская литература 1-ой половины XIX века». | 1 | Знать изученный материал. Уметь анализировать, приводить различные точки зрения, делать выводы. | ||||
Русская литература 2-ой половины XIX века | ||||||
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. Литература и журналистика. | 1 | Знать представление о роли и месте журналистики в литературно-историческом процессе. Уметь выделять основные мысли. | ||||
А.Н.Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. | 1 | Знать основные моменты биографии писателя, его вкладе в развитие русского национального театра. Уметь готовить сообщение о писателе. | ||||
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтемся». | 1 | Знать основные моменты биографии писателя, о его вкладе в развитие русского национального театра. Уметь составлять план. | ||||
Идейно-художественное своеобразие пьесы А.Н.Островского «Гроза». | 1 | Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт. Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями. | ||||
Город Калинов и его обитатели. | 1 | Знать законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы. Уметь характеризовать персонажей, выявлять средства характеристики персонажа (речь, ремарка). | ||||
Образ Катерины. Её душевная трагедия. | 1 | Знать содержание текста пьесы, законы жизни Замоскворечья, самодурство как национальное явление, роль религиозности в духовном мире человека. Уметь работать с текстом, составлять подробную характеристику Катерины. | ||||
Образ Катерины в свете русской критики. | 1 | Знать статью Добролюбова, традиции классической литературы. Уметь обобщать, делать выводы, конспектировать . | ||||
Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза». | 1 | Знать законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы. Уметь характеризовать персонажей, выявлять средства характеристики персонажа (речь, ремарка). | ||||
Образная символика и смысл названия драмы «Гроза». | 1 | Знать характерные черты исторической эпохи. Уметь работать со словарем, делать аналитические выводы. | ||||
Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза». | 1 | Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь | ||||
И.А.Гончаров Личность и творчество. | 1 | Знать факты биографии писателя. Уметь готовить сообщение об основных этапах творчества писателя. | ||||
История создания и особенности композиции романа «Обломов». | 1 | Знать особенности композиции, социально-нравственную проблематику романа. | ||||
Образ главного героя в романе. Обломов — «коренной народный наш тип». | 1 | Знать содержание романа «Обломов», понятия «типичный герой», «диалектика». Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера. | ||||
Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов». | Знать содержание романа «Обломов». Уметь давать характеристику героям. | |||||
Любовная тема в романе. | 1 | Знать содержание романа «Обломов». Уметь составлять сравнительную характеристику героев. | ||||
Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. | 1 | Знать содержание романа «Обломов». Уметь составлять сравнительную характеристику героев. | ||||
Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева. Личность и судьба писателя. | 1 | Знать о личности и судьбе писателя, жанр записок, стиль писателя. Уметь делать сообщение о писателе и его творчестве.
| ||||
Рассказы цикла «Записки охотника» и их место в русской литературе. | 1 | Знать основное содержание 2-3рассказов (по выбору) из цикла «Записки охотника». Понимать внутреннюю красоту и духовную мощь русского человека в цикле. Уметь давать характеристику многообразию народных типов. | ||||
Творческая история создания и своеобразие романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева. | 1 | Знать содержание текста романа. Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной России. Уметь выявлять нравственную и философскую основу романа. | ||||
Мир «отцов» в романе. | 1 | Знать понятия конфликт, идеологический конфликт, содержание текста. Уметь анализировать текст, составлять сравнительную характеристику героев. | ||||
Любовь в романе «Отцы и дети» на примере отношений Базарова и Одинцовой. | 1 | Знать содержание текста, жизненную позицию Базарова. Уметь показать, как проходит герой путь испытания любовью. | ||||
Евгений Базаров и его родители. | 1 | Знать понятие духовный конфликт, текст произведения. Уметь представлять психологические портреты героев, анализировать текст. | ||||
Философские итоги романа. Смысл заглавия. | 1 | Умение подбирать материал, анализ эпизодов, подбор цитат, умение строить монологическую речь. | ||||
РР. Подготовка к написанию сочинения по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». | 1 | Знать содержание романа «Отцы и дети», споры вокруг романа Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, уместно ипользовать цитаты из текста произведения и литературно-критических статей. | ||||
Жизнь и творчество Н. А. Некрасова. | 1 | Знать биографию Н.А.Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта. Уметь строить сообщение о поэте, анализировать стих-ия поэта. | ||||
Основные темы, идеи образы поэзии Н.А.Некрасова. | 1 | Знать основные мотивы лирики, новаторство поэта. Уметь анализировать стих-ия поэта с точки зрения их идейного содержания и формы. | ||||
Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | Знать историю создания поэмы, ее содержание и композицию Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней. | ||||
Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. | Знать многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Уметь характеризовать героев | |||||
Многообразие народных типов. Женская доля на Руси. | 1 | Знать многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Уметь характеризовать героев | ||||
Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | Знать фольклорную народную основу языка поэмы. Уметь анализировать текст с точки зрения языковых особенностей. | ||||
«Пел он воплощение счастия народного…» (Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы). | 1 | Знать содержание поэмы. Уметь характеризовать образы обиженных людей и народных заступников в поэме. | ||||
РР. Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству Н.А.Некрасова. | 1 | Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную характеристику героев. | ||||
Личность Н.Г.Чернышевского. Роман «Что делать?» Разумна ли теория «разумного эгоизма»? | 1 | Знать факты биографии писателя, важнейшие теоретико-литературные понятия Уметь обобщать, систематизировать материал | ||||
Черты социальной утопии в романе «Что делать?» | 1 | |||||
Ф.И.Тютчев. Жизнь и поэзия. Единство мира и философия природы в лирике поэта. | 1 | Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, об эстетической концепции «чистого искусства», средствах выразительности и философском характере лирики. Уметь анализировать текст в единстве формы и содержания. | ||||
Личность и мироздание в лирике Тютчева. Любовь в жизни Ф,И. Тютчева. | 1 | Знать разнообразие тематики стихотворений поэта, его истории любви, самовыражения в поэзии. Уметь анализировать любовные лирические стихотворения | ||||
Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева | 1 | Знать разнообразие тематики стихотворений поэта Уметь анализировать лирические стихотворения. | ||||
Страницы жизни А.А.Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. | 1 | Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, факты биографии поэта. Уметь анализировать стихотворения. Раскрывать их философский характер. | ||||
Стихи о любви А.А.Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи. | 1 | Знать стихотворения о любви, понимать их. Уметь анализировать стихотворения о любви. | ||||
РР. Сопоставительный анализ стихов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Особенности поэтического стиля Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. | 1 | Знать содержание и понимать стихотворения поэтов. Уметь делать сопоставительный анализ стихотворений поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета с учетом их поэтического стиля. | ||||
Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика и поэтика сказок. | 1 | Знать факты биографии писателя, особенности жанра, проблематику и поэтику сказок. Уметь анализировать сказки, выявляя проблематику. | ||||
Картины русской жизни в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. | 1 | Знать основное содержание сказок. Понимать сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказка. Уметь соотносить авторский идеал и действительность в сказках. | ||||
Черты антиутопии в сатирическом романе-хронике М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». | 1 | Иметь представление о замысле, истории создания, жанре, композиции романа. Уметь характеризовать образы градоначальников. | ||||
Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города. | 1 | Знать историческую основу и проблематику. Уметь находить и анализировать сатирические приемы. | ||||
Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. | 1 | Знать приёмы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Уметь находить их в тексте. | ||||
Основные темы лирики А.К. Толстого. | 1 | Знать жанровое и тематическое богатство Уметь определять жанры и тематику | ||||
Черты позднего романтизма в лирике А.К. Толстого. | 1 | Знать основное содержание изучаемых произведений. Уметь воспринимать, анализировать и выразительно читать | ||||
Основные этапы жизненного и творческого пути Л.Н. Толстого. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. Уметь строить сообщение о писателе, анализировать стихотворения поэта. | ||||
Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого. | 1 | Знать правду изображения войны на примере изучаемых произведений. Уметь воспринимать, анализировать рассказы. | ||||
«Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир») | 1 | Знать историю создания романа-эпопеи, смысл названия, жанровое своеобразие. Уметь определять систему нравственных ценностей романа. | ||||
«Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир) | 1 | Знать нормы жизни представителей высшего света, отношение к ним. Уметь сопоставлять нормы жизни людей, анализировать эпизод. | ||||
Именины у Ростовых. Лысые Горы. | 1 | Знать нравственные ценности людей. Уметь анализировать эпизоды. | ||||
Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. | 1 | Знать глубину и своеобразие внутренней жизни героев. Уметь раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев. | ||||
Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 г Философия войны в романе | 1 | Знать композиционную роль философских глав, основные положения философских взглядов писателя. Уметь раскрыть композиционную роль философских глав, разъяснить основные положения философских взглядов писателя. | ||||
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». (Образы Кутузова и Наполеона) | 1 | Знать образы героев. Уметь давать сравнительную характеристику героев, производить анализ эпизода. | ||||
«Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе). | 1 | Знать особенности изображения партизанской войны и изменения, происшедшие с героями. Уметь раскрыть особенности изображения партизанской войны и изменения, происшедшие с героями. | ||||
«Мысль народная» в романе. «Мысль семейная» в романе. | 1 | Знать роль народа в истории, отношение автора к народу; идеал дворянской семьи, систему нравственных ценностей писателя. Уметь обобщить роль народа в истории, отношение автора к народу; анализировать эпизод. | ||||
Решение главной мысли: предназначении человека | 1 | Знать сходство и различие в изображении мирной жизни по т.2 и эпилогу. Уметь проследить сходство и различие в изображении мирной жизни по т.2 и эпилогу. | ||||
В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? | 1 | Знать секрет обаяния героини. Уметь характеризовать образ героини. | ||||
Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова | 1 | Знать образы героев. Уметь давать сравнительную хар-ку | ||||
Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности творческого метода: авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм. Уметь выступать с сообщениями о писателе. | ||||
Образ Петербурга в русской литературе. | 1 | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию романа, особенности изображения Петербурга в романе, о приеме контраста. Уметь видеть в тексте художественные приемы создания образов. характеризовать Петербург на основе комментария текста, строить развернутые рассуждения. | ||||
Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. | 1 | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию Уметь выявлять в процессе анализа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к его преступлению, развенчание теории. | ||||
Раскольников среди униженных и оскорбленных. Теория Раскольникова о праве сильной личности. | 1 | Знать суть теории героя. Уметь раскрыть суть теории героя, разобраться в ведущих мотивах преступления. | ||||
Преступление Раскольникова. | 1 | Знать проблематику, идейное содержание и композицию Уметь выявлять в процессе анализа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к его преступлению, развенчание теории. | ||||
Раскольников и «сильные мира сего». «Двойники» Раскольникова». | 1 | Знать проблематику, идейное содержание и композицию. Уметь сопоставлять «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова | ||||
«Солгал-то он бесподобно, а натуру-то не сумел рассчитать». | 1 | Знать проблематику, идейное содержание и композицию. Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, определять в романе и в жизни Раскольникова место Сони Мармеладовой как ангела-хранителя. | ||||
Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. | 1 | Знать характеристику семьи, средства создания образа, отношение автора. Уметь давать характеристику, выявить протест писателя против бесчеловечности общества. | ||||
Последние страницы романа. Воскресение человека в Раскольникове через любовь. | 1 | Знать, как происходит возрождение человека, содержание романа. Уметь осмыслить последние страницы романа. | ||||
РР. Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | 1 | Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, цитировать текст романа | ||||
Художественный мир Н.С. Лескова. Художественное своеобразие повести «Очарованный странник» и ее герой. | 1 | Знать факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни. Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия. | ||||
Основные черты чеховского творчества. Проблематика и поэтика рассказов Чехова 80- 90-х годов. | 1 | Знать жизненный и творческий путь А.П.Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества. Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать рассказы художественного своеобразия | ||||
Особенности драматургии А.П.Чехова на примере комедии «Вишневый сад». | 1 | Знать особенности драматургии Чехова. Уметь определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей. | ||||
Сад как символ в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля в комедии «Вишневый сад». | 1 | Знать своеобразие чеховского стиля в драматургии. Уметь воспринимать, анализировать пьесу. | ||||
Контрольная работа по теме «Русская литература 2-ой половины XIX века». | 1 | Знать тексты произведений писателей, основные теоретико-литературные понятия, уметь объяснять отдельные события и поступки героев из произведений, сравнивать, находить различное и общее. | ||||
Зарубежная литература – 4 часа | ||||||
Основные тенденции в развитии литературы XIX века. | 1 | Знать: основные тенденции в развитии литературы XIX века; основное содержание произведений. Уметь: давать характеристику главным героям; аргументированно формулировать своё отношение к прочитанным произведениям. | ||||
Мастерство психологического анализа Ги де Мопассана в новелле «Ожерелье». | 1 | |||||
Губительная власть денег в повести Оноре де Бальзака «Гобсек». | 1 | |||||
Отражение настроений эпохи в лирике Дж. Г. Байрона. | 1 | |||||
Обобщение по курсу «Русская литература XIX века» - 1 час | ||||||
Обобщение по курсу «Русская литература XIX века» | 1 | Знать/понимать: образную природу словесного искусства, содержание изученных произведений, основные теоретико-литературные понятия. Уметь: аргументированно формулировать своё отношение к прочитанным произведениям; соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...