"Наполеон А.Болконского и Наполеон Р.Раскольникова" (По романам Л.Толстого "Война и мир" и Ф.Достоевского "Преступление и наказание")
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Разработка урока литературы для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napoleon_raskolnikova_i_bolkonskogo.docx | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы для 10 класса
Учитель: Степура Л.А.
ТЕМА УРОКА: Наполеон А.Болконского и Наполеон Р.Раскольникова (По романам Л.Толстого "Война и мир" и Ф.Достоевского "Преступление и наказание").
ЦЕЛЬ УРОКА: Проследить, как звучит в романах критика индивидуалистического сознания, культа "сильной личности", в чем современное значение творчества писателей.
ОБОРУДОВАНИЕ; Портреты писателей; Эпиграф: "... надо, что бы не для одного меня шла моя жизнь, ...чтобы на всех она отражалась", проблемный вопрос: Почему осуждается идея "сильной личности", в чем её опасность для общества. (План составляется по ходу урока).
1.ТРИ ТУЛОНА:
- Тулон Наполеона - это ...(штурм крепости, с которой началась его блестящая
карьера).
- Тулон Болконского - это ... (готовность пролить свою кровь, и он ее проливает).
- Тулон Раскольникова - это ...(символ преступления, право проливать чужую
кровь).
2. Наполеон А.Болконского и Наполеон Р.Раскольникова:
- полярность героев и их отношение к Наполеону;
- власть и слава - одна суть - торжество над людьми.
3. Аустерлиц А.Болконского и Аустерлиц Р.Раскольникова.
I. Слово учителя:
Роман Толстого "1805 год", впоследствии 1-й том "Войны и мира", и роман Достоевского "Преступление и наказание" печатались в одно и то же время (1866 г.), на страницах одного и того же журнала "Русский вестник". И в том, и в другом произведении важнейшее место занимает наполеоновская тема. В обоих романах речь идет о роли Наполеона в жизни и судьбе героев А.Болконского и Р.Раскольникова.
Весь длинный 19 век Наполеон владел умами и душами молодых людей всей Европы. "Мы все глядим в Наполеоны", - скажет поэт в начале века, и в середине 60-х годов и Толстой и Достоевский отметят: "...кто у нас нынче себя Наполеоном не считает?" "Все думают, как это он из поручиков в императоры попал?" Чем этот человек вскружил всем голову? И многие преклонялись перед ним, видели в нем гениального политика, и государственного деятеля, талантливого полководца, ему подражали, мечтали о подвигах, подобных тем, которые он совершил.
К уроку была предложена тема "Тулон Болконского и Тулон Раскольникова". Что значит Тулон для Наполеона?
II. Сообщение учащегося:
(Историческая справка с полководческой деятельности Наполеона) - запись 1-го пункта плана.
III. Продолжение лекции:
Как же разоблачается в романах индивидуалистическое сознание, как звучит критика культа "сильной личности", сверхчеловека? Почему осуждается идея "сильной личности"? В чем её опасность для общества?
IV. Заслушивается реферат учащегося по теме: "Тулон А.Болконского".
(Запись плана, по ходу урока).
V. Обсуждение реферата:
- Каковы тайные причины, побудившие князя Андрея отправиться на войну?(Мечта о славе, подобной наполеоновской).
- А что значит слава для князя Андрея? ("Та же любовь...") ч.3, гл 12.
- В этом желании есть эгоистические устремления? (НЕТ). Эта слава для князя Андрея не отделена от славы русской армии и ничего общего не имеет с карьеристскими планами Трубецкого, Берга, "Еду для того, чтобы спасти армию". В этом он видит СВОЕ назначение и в этом его нельзя упрекнуть.
- А под Аустерлицем, когда он видит отступление русских войск, когда Кутузов дрожащими от старческого бессилия голосом прошептал: "Болконский, что же это?" - указывая на расстроенный батальон. Какие чувства движут князем Андреем в этот момент? Жажда славы, желание повторить подвиг Наполеона при Арколе или стремление остановить отступление, не допустить позора русской Армии?
- Думал ли он в тот момент, что это начало его пути к славе, его Тулон? (Нет, князь Андрей - патриот. Он принадлежит к лучшей части дворянской молодежи).
ВЫВОД: Что же значит Тулон для А.Болконского? (Это жажда, славы, но она неотделима у него от славы русской армии. Спасти армию от позорного пленения - вот с чем связан Тулон в представлении Болконского.
VI. Заслушивается сообщение учащегося по вопросу реферата "Тулон Р.Раскольникова" (запись плана).
VII. Обсуждение второго вопроса реферата "Тулон Р.Раскольникова" и вывод.
- Что значит Тулон для Раскольникова? Что отличает его от Тулона князя Андрея? (Идя Раскольникова Тулон - это символ преступления всех границ. Это право проливать кровь, распоряжаться жизнью других по своему усмотрению. Для Наполеона пробой был штурм Тулона, для Раскольникова – убийство старухи-процентщицы).
- Что же видит в Тулоне Раскольников? (Только то, что человек проливает кровь и не только не страдает от этого, но более того, спокойно начинает с этой крови свою блестящую карьеру).
- Князь Андрей и Р.Раскольников близки по своим устремлениям или различны? В чем?
а) Р.Раскольников проливает чужую кровь? - Да!
б) А.Болконский? Он готов умереть сам? - Да!
Значит эти герои полярны? А раз герои противоположны, значит их Наполеоны различны или одинаковы? (т. I, ч. I, гл.4 "Война и мир"). Князь сознает, что Наполеон велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным руку подает, но есть и другие поступки, которые трудно оправдать". Эта фраза состоит как бы из двух характеристик Наполеона.
- Каких? Какую из них принимает князь Андрей, а какую Раскольников? (Князь Андрей видит в Наполеоне героическую личность, героические поступки, Бонапарт в 24 года овеял себя славой, стал генералом. Для Раскольникова главное в тех поступках, "... которые трудно оправдать. Жестокость, способность перешагнуть через кровь "Раскольников убежден, что если бы на его месте случился Наполеона, чтобы начать карьеру, у него не было бы ни Тулона, ни Египта, ни перехода, через Монблан, а была бы " вместо всех этих монументальных вещей просто - запросто одна какая-то смешная старушонка регистраторша, да которую вдобавок надо убить. Как бы поступил Наполеон? Ему бы и в голову не пришло, что это не монументально".)
ВЫВОД:
Наполеон А.Болконского (героический) и Раскольникова (способный на бесчеловечный поступок) различны. И все-таки, несмотря на все различия Наполеон Болконского и Наполеон Раскольникова - это один Наполеон. Почему? Что их объединяет?
- Раскольников стремится властвовать над всеми: "Встать над всем этим муравейником, над всею тварью дрожащей"? - Да!
- А разве Болконский не дорожит своим торжеством над всеми? Ведь что такое слава? Это так же, как и власть, стоять над людьми. Разница лишь в деталях. ( т.1,ч.З, гл.12 "Война и мир").
Более того Болконский готов заплатить за свой Тулон такую цену, о которой Раскольников даже не помышлял: «И как ни дороги, не милы мне многие люди - отец, сестра, жена - самые дорогие мне люди... я всех их отдал бы сейчас за минуту славы». Жизнь самых дорогих людей за минуту славы?
- Если Болконский думает так, разве здесь не говорит в нем настоящий Наполеон, как Наполеон у Достоевского, способный перешагнуть хладнокровно через трупы людей?
- Чем же тогда отличается стремление Болконского к громкой славе от стремления Раскольникова встать "над всем муравейником"? Оказывается, ничем. Это одно и то же. Наполеон и Болконского, и Раскольникова стоят над людьми. И Раскольников с его топором, и Болконский со знаменем в руках, один в душной комнате, другой на поле боя по существу стремились к одному - встать над людьми. Только идут к этой цели разными путями.
Какой же Аустерлиц этих героев? Почему Раскольников страдает после преступления? (Мучает совесть, приходит к пониманию неспособности стать Наполеоном, мучается от того, что "не переступал, на этой стороне остался, только и сумел, что убивать..., а настоящего бы властелина, громящего Тулон, делающего резню в Париже, забывающего армию в Египте, загубившего полмиллиона людей в русском походе совесть бы не мучила, потому как он "высший разряд", он возвысился над всей тварью дрожащей, над всем муравейником")
А что происходит в душе князя Андрея? Что его мучает? (Князь Андрей переживает крушение идеала, разочарование в нем. "Небо открыло ему истинного Наполеона, он показался ему столь маленьким, ничтожным человеком, с этим мелким тщеславием, радостью победы").
VIII. ИТОГ УРОКА:
В конце романа, писатели разными путями приводят героев к одному: к пониманию несовместимости наполеоновского и человеческого, к постижению великой нравственной аксиомы: "...надо, чтобы не для одного меня шла жизнь, чтобы она на всех отражалась"...
- Почему же писатели разоблачают буржуазную мораль вседозволенности? В чем её опасность для общества? (На основе этой индивидуалистической философии немецкий философ Ницше создает теорию сверхчеловека, которая приводит к возникновению фашизма).
- А в нашем современном мире? "Горячие точки" страны и планеты, разгул терроризма и преступности! Кто давал право на пролитие - крови?
Многие школьники утверждают, что совершенно излишне
изучать так детально психологию преступления Раскольникова, ведь они не готовят себя стать преступниками. Резонно! Но разве гуманизм и величие этих писателей не в том, чтобы показать, что влечет за собой преступление?
Вы молодые люди, формирующие свое отношение к жизни. Разве мы не можем говорить о современности тех истин, которые выстрадали Болконский и Раскольников.
- Какие истины вынесете Вы с этого урока? Нужно ли "глядеть в Наполеоны"? (Конечно, жить заземленными интересами нельзя, нужно ставить перед собой высокие цели, но не ради эгоистического самоутверждения, а ради людей и их счастья. И Толстой, и Достоевский не только раскрывают перед нами мир прошлого, но и помогают осмыслить наше настоящее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...
Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")
Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...
Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....
"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Тема урока: «Преступление и наказание Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...
«Двойники» Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Урок-исследование помогает выяснить, кто такие «двойники» и «антиподы» Родиона Раскольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя....