«Двойники» Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Урок-исследование помогает выяснить, кто такие «двойники» и «антиподы» Родиона Раскольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvoyniki_raskolnikova_v_romane_f.m._dostoevskogo_prestuplenie_i_nakazanie.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 10-ом классе.
Тема: «Двойники» Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Цели урока:
- Закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения;
- выяснить, кто такие «двойники» и «антиподы» Родиона Раскольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя;
- подвести к осмыслению главного конфликта романа- конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;
- расширить представление учащихся о героях романа;
- добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского,- мир «погибших и погибающих»;
- воспитать такие духовно-нравственные качества, как чувство сострадания к «униженным и оскорбленным», милосердие;
- развитие критического мышления учащихся, интереса к исследовательской работе.
Задачи урока:
- Развивающие:
- Формировать логическое мышление путем сопоставления героев;
- Развивать речь учащихся;
- Развивать творческое мышление.
- Образовательные:
- Формировать умение анализировать, оценивать поступки героев (события и факты);
- Формировать литературоведческую компетентность (умение оперировать терминами);
- Подготовка к ЕГЭ и итоговому сочинению по литературе.
- Воспитательные:
- Расширять культурный кругозор, обращаясь к читательскому опыту учащихся, к произведениям литературы, к киноискусству;
- Формировать эмоциональную компетентность (вызывать сочувствие, негодование и пр.).
- Оборудование урока:
- Портрет писателя;
- Словари русского языка;
- Выставка произведений писателя;
- Методические пособия и критические издания;
- Мультимедиопроектор, презентация к уроку.
- Дети на уроке работают в группах:
- 1группа – литературоведы;
- 2 группа – критики;
- 3 группа – лингвисты.
Ход урока:
1. Огр. момент.
2.Просмотр видеоклипа «Добро пожаловать в Петербург Достоевского».
Вступительное слово учителя.
Говорить мы сегодня будем о Федоре Михайловиче Достоевском и его творчестве. Мы пытаемся понять, чему же учит нас Достоевский, что может дать нам, современным людям, писатель, живший в 19 веке. Быть может мысли и выводы, к которым он приходит, сегодня неактуальны? Произведения Достоевского сложны, требуют вдумчивого чтения, определенных усилий не только ума, но и души. Вместе с тем, его книги просты и понятны, если читать их с неравнодушным сердцем. Чтобы чувствовать себя человеком в мире людей, мы должны задать себе вопросы: для чего и как мы живем? Что может позволить себе человек? Где границы человеческой свободы? Великий писатель через свой взгляд на мир, на человека, указывает нам путь самим к себе. И мы начинаем слышать собственную душу.
В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” исследователи насчитывают около 90 персонажей. На предыдущих уроках мы сосредоточились в основном на одном из них – Родионе Романовиче Раскольникове. А какова же роль других героев, окружающих бывшего студента?
3.Реализация домашнего задания:
* Повторение раннее изученного материала по творчеству Ф.М. Достоевского. Выполнение теста. Работа по карточкам.
(Учащиеся выполняют тест, карточки с самопроверкой и комментариями)
* Сообщение-конспект «В чем смысл теории Раскольникова?»
( 1 ученик читает конспект по заданной теме)
4. Работа по новой теме урока:
Слово учителя:
Итак, главный герой бессмертного романа Ф. Достоевского - Родион Раскольников - личность с многогранным характером. Проблемы общества в романе и человеческих взаимоотношений рассматриваются сквозь призму судьбы главного героя. А помогают более полно раскрыть душевные метания Раскольникова так называемые двойники героя.
4 группа находит в толковом словаре значение слова «двойник», читает вслух. Учащиеся записывают в тетради.
Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим.
Учитель:
Кто, по вашему мнению, относится к двойникам Раскольникова?
Ответ: Лужин и Свидригайлов.
Учитель:
Давайте познакомимся с этими персонажами поближе, попытаемся проанализировать их поступки, жизненные цели и сравним их с Раскольниковым. Попытаемся понять, чем они похожи и почему их называют «двойниками» главного героя. Предлагаю начать с портрета.
Давайте вспомним, что же есть портрет в литературе.
Ответ:
Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
Учитель:
Найдите в произведении портрет Лужина и зачитайте его вслух.
Ответ:
«Это был господин немолодых лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивал взглядами: „Куда ж это я попал?…“ …Все платье его было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками, и что всего лучше: все это было даже к лицу Петру Петровичу. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон… Даже волосы… расчесанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придает лицу неизбежное сходство с немцем, идущим под венец. Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин».
Дополнительное сообщение учащегося об образе Лужина.
Учитель:
Ну вот мы и познакомились с Лужиным. Давайте ответим на следующие вопросы.
-В связи с чем появляется в романе Лужин?
-Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?
-Почему появление Лужина в романе затянуто?
-Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?
-Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»?
-Что у Лужина общего с Раскольниковым, а в чем их различия?
-Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?
Анализ эпизода, видеофрагмента.
Учитель:
Найдите в произведении портрет Свидригайлова и зачитайте его вслух.
Ответ:
Глазами автора в начале романа:
Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…
Глазами Раскольникова ближе к концу романа:
Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем…
Характер:
Свидригайлов спокойный, уравновешенный в общении человек. Образован, воспитан. Имеет двойственный характер. С одной стороны, он обычный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и предстает перед Раскольниковым, с другой стороны, мать Раскольникова, Дуня и Лужин говорят о нём как о человеке бесконечно развратном, сладострастном, злом и циничном. С одной стороны, он насильник, отравитель и губитель, с другой стороны, жертвует деньги Соне и сиротам Мармеладовым, предлагает помощь Раскольникову. Говорит обычно монотонно, но будто с какой-то ухмылкой, как человек много повидавший, вкусивший и знающий цену себе и людям. Несколько суеверен, возможно, стал таковым в последнее время жизни, после смерти жены, которую, как считают многие, он отравил и дух которой является к нему.
Дополнительное сообщение учащегося об образе Свидригайлова.
Вопросы:
- В чем сложность и противоречивость этого образа?
- Почему появление Свидригайлова связано с Лужиным?
- Что мы узнаем о его прошлом?
- Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?
- Чем привлекает Свидригайлов Раскольникова?
- Как объяснить его отношение к Дуне и детям Мармеладова?
- Почему он кончает жизнь самоубийством?
-Что у Лужина общего с Раскольниковым, а в чем их различия?
-Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?
Анализ эпизода, видеофрагмента.
Пишем мини-сочинение:
Почему Лужин и Свидригайлов являются двойниками Раскольникова? (Критические статьи)
5.Итоги урока.
6. Выставление и комментарий оценок.
7.Запись домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...
Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")
Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...
Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....
"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Тема урока: «Преступление и наказание Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА "СОН РАСКОЛЬНИКОВА" ПО РОМАНУ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"
УРОК-МАСТЕРСКАЯ...
Тема «Двойники» Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Урок литературы в 10 классе Тема: «Двойники» Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»....