Рабочая программа электива по литературе для 10 класса
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
Элективный курс "Учимся понимать поэзию".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_po_lit-re_10-11_kl.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании ШМО протокол № __ от ____20__г. | Согласовано зам. директора по УВР _________Вантеева Е.А. | Утверждено Директор школы _______Ю.А. Ребзон | |||
____________/___________/ | __________ 2012 г. | ____________ 2012 г. |
Рабочая программа
Элективного курса
«Учимся понимать поэзию»
11 класс
Уровень: базовый
Составитель: Гольская Е.В.
Элективный курс составлен учителем высшей категории средней школы п. Пола Парфинского района Новгородской области И. Н. Евлампиевой.
Приказом № 400 от 19.06.03 г. Комитета образования Новгородской области программа получила статус авторской.
2012 - 2013 г.
Программа элективного курса по литературе11 класс
Учимся понимать поэзию
Пояснительная записка
Цель программы: эстетическое развитие учащихся, их приобщение к красоте русской поэзии, углубление и расширение филологических знаний.
Задачи программы:
1. Обучение учащихся современным методам анализа поэтического текста;
2. Расширение их кругозора, углубленное знакомство с поэтическими произведениями XIX – XX вв., в том числе и не входящими в традиционные школьные программы;
3. Развитие устной и письменной речи, ассоциативного мышления, воображения и творческих способностей;
4. Формирование современного мировоззрения восприятия мировой культуры в ее единстве и эволюционном развитии.
Программа элективного курса предполагает разные формы учебной работы поэтическим текстом, обучение углубленному его анализу. Рассмотрение поэтических текстов в широком литературном контексте соответствует требованиям Единого государственного экзамена по литературе.
В результате освоения программы учащиеся должны:
Знать и понимать:
1. Основные закономерности движения русского художественного слова от классицизма к постмодернизму;
2. Индивидуальные особенности художественного мира отдельных поэтов.
Уметь:
1.Анализировать и интерпретировать поэтический текст в устной и письменной форме, давать ему личностную оценку;
2. Выполнять задания творческого характера;
3. Создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. Определение своего круга чтения, самостоятельного знакомства с поэтическими произведениями и оценки их эстетической значимости.
2. Определение своих профессиональных предпочтений, выбора филологии как объекта профессиональной деятельности.
Содержание программы
№ | Тема занятия | Содержание | Кол-во час. |
1 | Введение | Специфика поэзии. План анализа лирического произведения. | 1 |
2 | Художественный образ | Художественный образ. | 1 |
3 | Мастерская слова. Тропы. | а) Эпитет. | 1 |
4 | Тропы (продолжение) | б) Сравнение. в) Уподобление. | 1 |
5 | Тропы (продолжение) | г) Метафора. | 1 |
6 | Тропы (продолжение) | д) Метонимия. е) Перифраз. ж) Синекдоха. з) Ирония. Сарказм. и) Каламбур. к) Символ. л) Аллегория. м) Гипербола. Литота. н) Аллюзия. о) Алогизм. | 1 |
7 | Лексика | а) Антонимы. б) Архаизмы. в) Вульгаризмы г) Неологизмы. д) Заумный язык | 1 |
8 | Стилистические фигуры | а) Анафора. б) Эпифора. в) Градация. г) Параллелизм. д) Эллипс. е) Умолчание. ж) Хиазм. з) Риторические фигуры. и) Эпистрофа. | 1 |
9 | Стилистические фигуры (продолжение) | к) Оксиморон. л) Антитеза. м) Апострофа. н) Плеоназм. о) Бессоюзие. Многосоюзие. п) Парцелляция. р) Эвфимизм. с) Кольцо. т) Акромонограмма. у) Анаколуф. ф) Инверсия. | 1 |
10 | Системы стихосложения | а) Дольник. б) Верлибр. в) Тонический стих. г) Раешный стих. д) Деструктивные стихи. е) Фигурные стихи. | 1 |
11 | Архитектоника | а) Строфа. б) Одическая строфа. в) Сонет. г) Венок сонетов. д) Онегинская строфа. | 1 |
12 | Рифма | а) Клаузула. б) Диссонанс. Ассонанс. в) Способы рифмовки. г) Внутренняя рифма. д)Тавтологическая рифма. е) Белый стих. | 1 |
13 |
| а) Аллитерация. б) Ассонанс. а) Медитативная лирика. б) Суггестивная лирика. в) Элегия. | 1 |
14 | Идея лирического произведения | Идея лирического произведения. | 1 |
15 | Композиция лирического произведения | Композиция лирического произведения. | 1 |
16 | Контрольная работа | Анализ поэтического текста | 1 |
17 | Составление алгоритма анализа. | 1 | |
18 | Движение русского поэтического слова к многозначности. | Пейзаж души. (В.А. Жуковский «Вечер.») | 2 |
19 | Значение поэтического слова в художественном мире А.С. Пушкина | Любовная лирика Пушкина. От «вольных птиц» к «вольной тишине». | 2 |
20 | Творческая работа | Написание собственного поэтического текста. | 2 |
21 | Значение поэтического слова в художественном мире М.Ю Лермонтова | 1. Два художественных мира. 2. «Одиночество» и «свобода» в поэзии М.Ю. Лермонтова. 3. «Я царь познанья и свободы…» | 3 |
22 | Создание коллективного проекта | 1. Работа над проектом. 2. Защита проекта | 3 |
23 | Расширение значения художественного слова в поэзии Ф.И. Тютчева | 1. Тютчев – певец природы. 2. «Пылающая бездна» поэзии Ф.И. Тютчева. 3. Любовная лирика Ф.И. Тютчева. | 3 |
24 | Контрольная работа | Анализ поэтического текста. | 2 |
Календарно – тематическое планирование
11 класс
№ урока | № урока по теме | Содержание учебного материала | Дата проведения | Вид контроля | |
План. | Фактич. | ||||
1 | 1 | Введение. Специфика. | |||
2 | 1 | Художественный образ. | |||
3 | 1 | Мастерская слова. | |||
4 | 2 | Тропы. Сравнение. Уподобление. | |||
5 | 3 | Тропы. Метафора. | |||
6 | 4 | Тропы. Метонимия. Синекдоха. | |||
7 | 1 | Лексика. | |||
8 | 1 | Стилистические фигуры. | |||
9 | 2 | Стилистические фигуры. | |||
10 | 1 | Система стихосложения. | |||
11 | 1 | Архитектоника. | |||
12 | 1 | Рифма. | |||
13 | 1 | Звукопись. Основные виды лирики. | |||
14 | 1 | Идея лирического произведения. | |||
15 | 1 | Композиция лирического произведения. | |||
16 | 1 | Контрольная работа. | Анализ поэтич. текста | ||
17 | 1 | Составление алгоритма анализа. | |||
Движение русского поэтического слова к многозначности | |||||
18 | 1 | Пейзаж души в поэзии русского романтизма. (В.А. Жуковский «Вечер») | |||
19 | 2 | В.А. Жуковский «Вечер» и отрывок из оды М.В. Ломоносова «Вечернее размышление…» | |||
Значение поэтического слова в художественном мире А.С. Пушкина | |||||
20 | 1 | Любовная лирика А.С. Пушкина. | |||
21 | 2 | От «вольных птиц» к «вольной тишине». | |||
22 | 1 | Творческая работа | написание собственного поэтического текста | ||
23 | 2 | Работа над текстом. | |||
Значение поэтического слова в художественном мире М.Ю. Лермонтова | |||||
24 | 1 | Два художественных мира (А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов) | |||
25 | 2 | «Одиночество» и «свобода» в поэзии. | |||
26 | 3 | «Я царь познанья и свободы…» («Демон» М.Ю. Лермонтова) | |||
27 | 1 | Работа над проектом. | проект | ||
28 | 2 | Создание коллективного проекта «Мой Пушкин (Лермонтов)». | |||
29 | 3 | Защита проекта. | |||
Расширение значения художественного слова в поэзии Ф.И. Тютчева. | |||||
30 | 1 | Тютчев – певец природы. | |||
31 | 2 | «Пылающая звезда» поэзии Ф.И. Тютчева. | |||
32 | 3 | Любовная лирика Тютчева. | |||
33 | 1 | Контрольная работа. | Анализ текста | ||
34 | 2 | Анализ контрольной работы. |
Итого 34 урока при 1 часе в неделю
Элективный курс составлен учителем высшей категории средней школы п. Пола Парфинского района Новгородской области И. Н. Евлампиевой.
Приказом № 400 от 19.06.03 г. Комитета образования Новгородской области программа получила статус авторской.
Литература
- Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей словесников. –М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.
- Элективный курс. Анализ лирического произведения. 10-11 классы. /Составитель Н.А. Владимирова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя по литературе 5 класс по Снежневской
Рабочая программа разработана на основе - Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, - «Программа для общеобразовательных учреждений 5 – ...
Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной
Настоящая рабочая программа по литературе для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...
Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина
Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...
Рабочая программа электива «Практическое обществознание» 9 класс
Данный предмет предназначе для подготовки учащихся к ОГЭ по обществознанию. Знания ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания, подготовку учащихся к ...
Рабочая программа электива по физике, 10 класс, 2017
Рабочая программа содержит пояснительную записку и КТП....
Рабочая программа электива "Русская словесность"7 класс
Рабочая программа для 7 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования на основе авторской программы Альбеткова Р.И. "Русская словесность 5-9 классы"-М.: ...
Рабочая программа электива для 10-11 классов "Финансовая грамотность"
Рабочая программа по фгосу...