Рабочая программа электива по литературе для 10 класса
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме

Гольская Екатерина Владимировна

Элективный курс "Учимся понимать поэзию".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_po_lit-re_10-11_kl.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол № __ от ____20__г.

Согласовано

зам. директора по УВР

_________Вантеева Е.А.

Утверждено

Директор школы

_______Ю.А. Ребзон

____________/___________/

 __________ 2012 г.

____________ 2012 г.

Рабочая программа

Элективного курса

«Учимся понимать поэзию»

11 класс

Уровень: базовый

Составитель: Гольская Е.В.

Элективный курс составлен учителем высшей категории средней школы п. Пола Парфинского района Новгородской области И. Н. Евлампиевой.

Приказом № 400 от 19.06.03 г. Комитета образования Новгородской области программа получила статус авторской.

2012 - 2013 г.


Программа элективного курса по литературе

11 класс

Учимся понимать поэзию

Пояснительная записка

Цель программы: эстетическое развитие учащихся, их приобщение к красоте русской поэзии, углубление и расширение филологических знаний.

Задачи программы:

1. Обучение учащихся современным методам анализа поэтического текста;

2. Расширение их кругозора, углубленное знакомство с поэтическими произведениями XIX – XX вв., в том числе и не входящими в традиционные школьные программы;

3. Развитие устной и письменной речи, ассоциативного мышления, воображения и творческих способностей;

4. Формирование современного мировоззрения восприятия мировой культуры в ее единстве и эволюционном развитии.

Программа элективного курса предполагает разные формы учебной работы поэтическим текстом, обучение углубленному его анализу. Рассмотрение поэтических текстов в широком литературном контексте соответствует требованиям Единого государственного экзамена по литературе.

В результате освоения программы учащиеся должны:

Знать и понимать:

1. Основные закономерности движения русского художественного слова от классицизма к постмодернизму;

2. Индивидуальные особенности художественного мира отдельных поэтов.

Уметь:

1.Анализировать и интерпретировать поэтический текст в устной и письменной форме, давать ему личностную оценку;

2. Выполнять задания творческого характера;

3. Создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. Определение своего круга чтения, самостоятельного знакомства с поэтическими произведениями и оценки их эстетической значимости.

2. Определение своих профессиональных предпочтений, выбора филологии как объекта профессиональной деятельности.

Содержание программы

Тема занятия

Содержание

Кол-во час.

1

Введение

Специфика поэзии. План анализа лирического произведения.

1

2

Художественный образ

Художественный образ.

1

3

Мастерская слова. Тропы.

а) Эпитет.

1

4

Тропы (продолжение)

б) Сравнение.

в) Уподобление.

1

5

Тропы (продолжение)

г) Метафора.

1

6

Тропы (продолжение)

д) Метонимия.

е) Перифраз.

ж) Синекдоха.

з) Ирония. Сарказм.

и) Каламбур.

к) Символ.

л) Аллегория.

м) Гипербола. Литота.

н) Аллюзия.

о) Алогизм.

1

7

Лексика

а) Антонимы.

б) Архаизмы.

в) Вульгаризмы

г) Неологизмы.

д) Заумный язык

1

8

Стилистические фигуры

а) Анафора.

б) Эпифора.

в) Градация.

г) Параллелизм.

д) Эллипс.

е) Умолчание.

ж) Хиазм.

з) Риторические фигуры.

и) Эпистрофа.

1

9

Стилистические фигуры

(продолжение)

к) Оксиморон.

л) Антитеза.

м) Апострофа.

н) Плеоназм.

о) Бессоюзие.

Многосоюзие.

п) Парцелляция.

р) Эвфимизм.

с) Кольцо.

т) Акромонограмма.

у) Анаколуф.

ф) Инверсия.

1

10

Системы стихосложения

а) Дольник.

б) Верлибр.

в) Тонический стих.

г) Раешный стих.

д) Деструктивные стихи.

е) Фигурные стихи.

1

11

Архитектоника

а) Строфа.

б) Одическая строфа.

в) Сонет.

г) Венок сонетов.

д) Онегинская строфа.

1

12

Рифма

а) Клаузула.

б) Диссонанс. Ассонанс.

в) Способы рифмовки.

г) Внутренняя рифма.

д)Тавтологическая рифма.

е) Белый стих.

1

13

  1. Звукопись.
  2. Основные виды лирики.

а) Аллитерация.

б) Ассонанс.

а) Медитативная лирика.

б) Суггестивная лирика.

в) Элегия.

1

14

Идея лирического произведения

Идея лирического произведения.

1

15

Композиция лирического произведения

Композиция лирического произведения.

1

16

Контрольная работа

Анализ поэтического текста

1

17

Составление алгоритма анализа.

1

18

Движение русского поэтического слова к многозначности.

Пейзаж души. (В.А. Жуковский «Вечер.»)

2

19

Значение поэтического слова в художественном мире А.С. Пушкина

Любовная лирика Пушкина. От «вольных птиц» к «вольной тишине».

2

20

Творческая работа

Написание собственного поэтического текста.

2

21

Значение поэтического слова в художественном мире М.Ю Лермонтова

1. Два художественных мира.

2. «Одиночество» и «свобода» в поэзии М.Ю. Лермонтова.

3. «Я царь познанья и свободы…»

3

22

Создание коллективного проекта

1. Работа над проектом.

2. Защита проекта

3

23

Расширение значения художественного слова в поэзии Ф.И. Тютчева

1. Тютчев – певец природы.

2. «Пылающая бездна» поэзии Ф.И. Тютчева.

3. Любовная лирика Ф.И. Тютчева.

3

24

Контрольная работа

Анализ поэтического текста.

2


 Календарно – тематическое планирование

11 класс

№ урока

№ урока по теме

Содержание учебного материала

Дата проведения

Вид контроля

План.

Фактич.

1

1

Введение. Специфика.

2

1

Художественный образ.

3

1

Мастерская слова.

4

2

Тропы. Сравнение. Уподобление.

5

3

Тропы. Метафора.

6

4

Тропы. Метонимия. Синекдоха.

7

1

Лексика.

8

1

Стилистические фигуры.

9

2

Стилистические фигуры.

10

1

Система стихосложения.

11

1

Архитектоника.

12

1

Рифма.

13

1

Звукопись. Основные виды лирики.

14

1

Идея лирического произведения.

15

1

Композиция лирического произведения.

16

1

Контрольная работа.

Анализ поэтич. текста

17

1

Составление алгоритма анализа.

Движение русского поэтического слова к многозначности

18

1

Пейзаж души в поэзии русского романтизма. (В.А. Жуковский «Вечер»)

19

2

В.А. Жуковский «Вечер» и отрывок из оды М.В. Ломоносова «Вечернее размышление…»

Значение поэтического слова в художественном мире А.С. Пушкина

20

1

Любовная лирика А.С. Пушкина.

21

2

От «вольных птиц» к «вольной тишине».

22

1

Творческая работа

написание собственного поэтического текста

23

2

Работа над текстом.

Значение поэтического слова в художественном мире М.Ю. Лермонтова

24

1

Два художественных мира (А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов)

25

2

«Одиночество» и «свобода» в поэзии.

26

3

«Я царь познанья и свободы…» («Демон» М.Ю. Лермонтова)

27

1

Работа над проектом.

проект

28

2

Создание коллективного проекта «Мой Пушкин (Лермонтов)».

29

3

Защита проекта.

Расширение значения художественного слова в поэзии Ф.И. Тютчева.

30

1

Тютчев – певец природы.

31

2

«Пылающая звезда» поэзии Ф.И. Тютчева.

32

3

Любовная лирика Тютчева.

33

1

Контрольная работа.

Анализ текста

34

2

Анализ контрольной работы.

Итого 34 урока при 1 часе в неделю

Элективный курс составлен учителем высшей категории средней школы п. Пола Парфинского района Новгородской области И. Н. Евлампиевой.

Приказом № 400 от 19.06.03 г. Комитета образования Новгородской области программа получила статус авторской.

Литература

  1. Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей словесников. –М.: ООО «ТИД  «Русское слово – РС», 2007.
  2. Элективный курс. Анализ лирического произведения. 10-11 классы. /Составитель Н.А. Владимирова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя по литературе 5 класс по Снежневской

Рабочая программа разработана на основе - Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, - «Программа для общеобразовательных учреждений 5 – ...

Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной

Настоящая рабочая программа по  литературе  для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...

Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина

Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...

Рабочая программа электива «Практическое обществознание» 9 класс

Данный предмет предназначе для подготовки учащихся к ОГЭ по обществознанию.  Знания ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания, подготовку учащихся к ...

Рабочая программа электива по физике, 10 класс, 2017

Рабочая программа содержит пояснительную записку и КТП....

Рабочая программа электива "Русская словесность"7 класс

Рабочая программа для 7 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования на основе авторской программы Альбеткова Р.И. "Русская словесность 5-9 классы"-М.: ...