Рабочая программа электива для 10-11 классов "Финансовая грамотность"
календарно-тематическое планирование по алгебре (10 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа №3 имени И.А. Флёрова»
УТВЕРЖДЕНО приказом от 30.08.2021г. №269-ОД директора МБОУ «Школа №3» |
Рабочая программа
элективного курса
(Финансовая грамотность)
10 Б класс
среднее общее образование
Составитель: Смирнова Людмила Викторовна
Городской округ Балашиха,
2021 – 2022 учебный год
Рабочая программа составлена на основе ООП СОО на 2020-2022 гг МБОУ «Школа №3» с изменениями и дополнениями..
Программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы учебного курса «Основы финансовой грамотности. Цифровой мир» предметной области «Общественно-научные предметы» для общеобразовательных организаций, реализующие образовательные программы среднего общего образования и рабочей программы «Основы финансовой грамотности. Цифровой мир». 10-11 классы, разработанным С.В.Толкачевой, «Просвещение», 2021 г.
Уровень содержания программы: базовый.
Место предмета в учебном плане: элективный курс.
Учебники: С.В.Толкачева «Финансовая грамотность. Цифровой мир»: М.: Просвещение, 2021 г.
Количество часов по учебному плану в неделю – 1час, в год – 34 часа.
Планируемые результаты изучения элективного курса
Предметные
В результате освоения курса учащиеся должны знать, как:
- читать диаграммы, таблицы и графики;
- рассчитывать доходы своей семьи, полученные из разных источников и остающиеся после уплаты налогов;
- контролировать свои расходы и использовать разные способы экономии денег;
- достигать поставленных финансовых целей через управление семейным бюджетом;
- рассчитывать ожидаемую стоимость сберегательного вклада при различных условиях договора;
- выбирать из банковских сберегательных вкладов тот, который в наибольшей степени отвечает поставленной цели; рассчитывать процентный доход по вкладу;
- оценивать стоимость и риск ипотечного кредита;
- находить информацию об изменениях курсов валют;
- рассчитывать размер ежемесячной выплаты по кредиту, определять, может ли семья позволить себе кредит;
- воспользоваться досрочным погашением кредита или рефинансированием
кредита
Обучающийся научится:
- владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель инвестиций, страхование, страховой случай, фондовый рынок, ценные бумаги, налоги, налоговый вычет, пенсия, пенсионные накопления, бизнес, стартап, финансовый риск, финансовое мошенничество);
- владеть знаниями (правил поведения) в определённых финансовых институтах (банк, фондовый рынок, пенсионный фонд, налоговая служба, страховая компания и др.).
- развивать способности обучающихся, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки финансовых ситуаций; определение элементарных проблем в области финансов и нахождение путей их решения;
- способствовать развитию кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин
Обучающийся получит возможность научиться:
- вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
- владеть умением выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя безналичным и наличным способом, заёмщика и кредитора, вкладчика, участника фондового рынка, налогоплательщика, потребителя страховых услуг и др.);
Метапредметные:
- способность организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов их достижения, определённых руководителем;
- умение анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- способность использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
- умение работать в команде, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- способность определять назначение и функции финансовых институтов, использовать различные финансовые инструменты для повышения благосостояния семьи;
- способность оценивать влияние образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации на последующую карьеру и личные доходы;
- умение определять приоритетные расходы, составлять бюджет семьи, осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений;
- умение соотносить доходность и риск при размещении сбережений в банках, оценивать необходимость использования кредитов для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;
- способность учитывать финансовые риски в процессе принятия решений, связанных с расходами и сбережениями, на основе информации об инфляции, изменении валютного курса, экономических кризисах;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Личностные:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное, формирование ответственного и заботливого отношения к членам своей семьи, нравственного сознания и поведения в семье;
- формирование способности делать осознанный выбор из различных возможностей реализации собственных жизненных планов при постановке финансовых целей и готовности
- самостоятельной, творческой, ответственной деятельности в процессе финансового планирования жизни.
Содержание элективного курса «Финансовая грамотность»
Тема 1. Банковская система: услуги и продукты (6ч.)
Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские карты, электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.
Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (6ч.)
Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности.
Тема 3. Страхование: что и как надо страховать. (4ч).
Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика. О пенсионной грамотности.
Тема 4. Собственный бизнес. (4ч)
Формы предпринимательства в РФ. Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. Составление бизнес-плана. Расходы и доходы в собственном бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен.
Тема 5. Основы налогообложения. (6ч.)
Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.
Тема 6. Личное финансовое планирование. (8ч)
Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов. Итоговый контроль по курсу.
Тематическое планирование элективного курса
Тема | Количество часов |
1.Банковская система: услуги и продукты | 6 |
2.Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. | 6 |
3.Страхование: что и как надо страховать | 4 |
4.Собственный бизнес. | 4 |
5.Основы налогообложения. | 6 |
6.Личное финансовое планирование. | 8 |
Итого: | 34 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей математики, физики и информатики № 1 от « 30 » августа 2021 года Руководитель МО математики, физики и информатики Казак О.В.__________ | СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР Исаченко Н.В._______________ « 30 » августа 2021 г. |
Приложение 1
УТВЕРЖДЕНО приказом от 30.08.2021г.№269 директора МБОУ «Школа №3» |
Календарно-тематическое планирование
элективного курса «Финансовая грамотность» для 10 «Б» класса
Учитель: Смирнова Людмила Викторовна
№ п/п | Дата план | Дата факт | Кол-во часов | Тема урока |
Банковская система: услуги и продукты 6 часов. | ||||
02.09 | 1 | Основные понятия кредитования. Виды кредитов. | ||
09.09 | 1 | Основные понятия кредитования. Виды кредитов. | ||
16.09 | 1 | Основные понятия кредитования. Виды кредитов. | ||
23.09 | 1 | Условия кредитов. | ||
30.09 | 1 | Условия кредитов. | ||
14.10 | 1 | Что такое кредитная история заемщика. | ||
Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. 6 часов. | ||||
21.10 | 1 | Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов | ||
28.10 | 1 | Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов | ||
04.11 | 1 | Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов | ||
11.11 | 1 | Виды депозитов. | ||
25.11 | 1 | Виды депозитов. | ||
02.12 | 1 | Условия депозитов. | ||
Страхование: что и как надо страховать. 4 часа. | ||||
09.12 | 1 | Виды страхования в России | ||
16.12 | 1 | Страхование имущества. | ||
23.12 | 1 | Личное страхование. | ||
30.12 | 1 | Страховые продукты. | ||
Собственный бизнес. 4часа. | ||||
13.01 | 1 | Валютный курс. | ||
20.01 | 1 | Валютный курс. | ||
27.01 | 1 | Банковские карты. | ||
03.02 | 1 | Банковские карты. | ||
Основы налогообложения. 6 часов. | ||||
10.02 | 1 | Налоговый кодекс РФ | ||
17.02 | 1 | Виды налогов в РФ | ||
03.03 | 1 | Налоговые льготы в РФ | ||
10.03 | 1 | Обязанность и ответственность налогоплательщиков | ||
17.03 | 1 | Налоговый инспектор | ||
24.03 | 1 | Налоговая инспекция | ||
Личное финансовое планирование. 8 часов. | ||||
31.03 | 1 | Роль денег в нашей жизни | ||
14.04 | 1 | Семейный бюджет | ||
21.04 | 1 | Личный бюджет | ||
28.04 | 1 | Личные финансовые цели | ||
05.05 | 1 | Составление личного финансового плана | ||
12.05 | 1 | Защита своего личного финансового плана | ||
19.05 | 1 | Тестирование | ||
26.05 | 1 | Итоговое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа электива по экономике.
Электив по экономике преподается в 10 или 11 классе 1 час в неделю....
Рабочая программа электива по литературе для 10 класса
Элективный курс "Учимся понимать поэзию"....
Рабочая программа электива "Психология и выбор профессии" для 9 класса
Материал для психологов, преподавателей элективных курсов по профессиональному самоопределению старшеклассников....
рабочая программа электива по математике в 9 классе
рабочая программа элективного учебного роедмета по математике "Решение математических задач повышенной сложности"...
Рабочая программа электива "Развивайте дар слова"
Данная программа рассчитана на учащихся 10 (11) классов общеобразовательных школ, готовящихся к новой форме аттестации – ЕГЭ....
Рабочая программа электива в 11 классе
Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по математике и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче экзаме...
Рабочая программа электива "Деловой русский язык" 9 класс
Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" 9 класс...